Дети с нарушением речи


Дети с нарушениями речи

Дети имеющие нарушения речи.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные учерждения для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно сюда относят заикание в сочетании с общим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуалных особенностей ребенка.

Учитель-логопед дефектологического отдела

МБУ «ЦППРиК» Андрияш.И.А.

infourok.ru

Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии. Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

vseorechi.ru

Расстройства речи у детей дошкольного возраста: причины и лечение

Становление речи – один из ключевых показателей развития человека. Умение выразить желания и эмоции посредством крика вырабатывается с первых месяцев жизни. При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 7% случаев среди детского населения. Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

Периоды речевого развития ребенка

Формирование речи зависит от физического развития ребенка (фото: www.beautyshortcutips.com)

Способность разговаривать – отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.

Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.

Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно:

  • Гуление – появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.
  • На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.
  • 8-9-й месяц – период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.
  • До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года – первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.
  • От 2-х до 3-х лет – критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.
  • В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.

Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.

Клинические варианты нарушений устной речи

Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.

В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.

Тип нарушения устрой речи

Клинические варианты

Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи

  • Брадилалия (от «бради»- медленный) – уменьшение темпа речи, замедленном произношении фраз с сохраненной четкостью и грамотностью.
  • Тахилалия (от «тахи» - быстрый) – увеличение темпа речи. Характеризуется ускорением артикуляции без грамматических и лексических ошибок.
  • Заикание – темпоритмическая патология, при которой во время разговора появляются многократные повторы или паузы в словах. Возникает вследствие судорожного сокращения артикуляционного аппарата.
  • Дислалия – нарушение, которое характеризуется искаженным произношением или заменой отдельных звуков в словах при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата ребенка.
  • Ринолалия (гнусавость) – расстройство, характеризующееся изменением тембра голоса вследствие органической патологии носовой составляющей речевого аппарата. Носовые пазухи играют роль усиления звука при произношении, поэтому при патологии носовой перегородки или синуситах – возникает хроническая ринолалия.
  • Дизартрия – нарушение артикуляции, вызванное повреждением иннервации голосовых связок, мышц гортани, глотки, языка, губ и щек

Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи

  • Алалия – врожденное отсутствие компонентов речи (лексического, фонематического и грамматического) вследствие повреждений структур головного мозга. Частой причиной является внутриутробная инфекция, травма или хроническая гипоксия (недостаточность кислорода) у плода.
  • Афазия – потеря речи вследствие очаговых повреждений центральной нервной системы после инфекции, травмы или опухолевого образования. Диагноз устанавливается после 3-х лет, когда патология возникает на фоне уже сформированной речи

Важно! Установление диагноза и варианта речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится во время профилактических осмотров педиатром и неврологом до момента попадания в коллектив сада и школы

Патологии письменной речи детей дошкольного возраста

Умение писать – одна из форм экспрессивной речи ребенка (фото: www.ourmind.ru)

Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую. Различают следующие варианты нарушений:

  • Дислексия – нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.
  • Дисграфия – нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.

Важно! Данные патологии возникают при сохраненной мышечной силе рук. Характерная особенность: такие дети умеют списывать

Тяжелые клинические варианты, для которых характерно полное отсутствие восприятия и воспроизведения письменной речи, соответственно – алексия и аграфия. Чаще всего речевые расстройства возникают одновременно с неврологической симптоматикой.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:

  • Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.

  • Расстройства применения средств общения подразумевают изолированное поражение произношения. Патологии данной группы включают заикание и не судорожные нарушения речи.

К последним относится речевой мутизм (активный и пассивный) - отсутствие речи вследствие психических нарушений.

Педагогическая характеристика расстройства речи используется для определения учебного заведения и выбора адекватной коррекции нарушений.

Совет врача. Дети с нормальным слухом и интеллектом и стойкими тяжелыми нарушениями речи (ТНР) получают образование в специализированных школах с адаптированными программами

Причины возникновения расстройств речи

Патологии неонатального периода – частая причина речевых нарушений (фото: www.mercyperinatal.com)

Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:

  • Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
  • Применение фетотоксических (от «fetus» - плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
  • Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
  • Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
  • Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
  • Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания.

Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.

Методы диагностики речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с целью определения травмирующего фактора и выбора способа коррекции. Для постановки точного диагноза необходимо проведение следующих исследований и консультаций:

  • Детский невролог проводит подробный осмотр, оценивает выраженность сухожильных рефлексов, силу и тонус мышц, наличие общемозговых или очаговых симптомов поражения нервной системы у ребёнка. Верификация (подтверждение) диагноза проводится с помощью ультразвуковых или лучевых методов визуализации (магнитно-резонансной или компьютерной томографии).
  • Оториноларинголог (ЛОР-врач) проводит обследование с целью диагностики нарушений слуха, искривления носовой перегородки, патологий околоносовых пазух, глотки и гортани.
  • Детский психолог во время беседы (индивидуальной с ребенком, или вместе с родителями) определяет нарушения психоэмоционального состояния малыша и атмосферы в семье, уровень интеллектуального развития. Использование дополнительных методик (игр, рисунков и др.) выявляет причину психологического блока речи.

С целью исключения инфекционных заболеваний используются лабораторные исследования крови или спинномозговой жидкости.

Способы коррекции расстройств речи

Коррекция нарушений проводится совместно врачами и родителями (фото: www.pronline.ru)

Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).

Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.
  • Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.
  • Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.
  • Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.

Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.

simptomyinfo.ru

Нарушения речи у детей

Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.

Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детей нужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:

  • С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речи должен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
  • До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
  • От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
  • До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
  • В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
  • К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.

Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.

Причины нарушения речи у детей:

Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:

  • Внутриутробные патологии, наследственность
  • Родовые травмы, недоношенность
  • Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
  • Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
  • Стрессы матери
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
  • Нарушения слуха

Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.

Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.

Виды нарушений речи у детей:

  • Дисфония (афония) – изменение голосового аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
  • Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
  • Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
  • Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
  • Ринолалия – гнусавость
  • Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
  • Алалия - возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
  • Афазия - означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.

К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.

Лечение нарушений речи у детей

Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.

Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.

В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.

Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.

klinika-zdorovya.ru

Консультация: Нарушения речи. Какие они бывают?

Марина Касаткина Консультация: Нарушения речи. Какие они бывают?

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии – возможны разнообразные трудности обучения в школе.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш тренирует мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба, психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать, у них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

ДИСЛАЛИЯ

Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение, либо смело заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая (неверно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи с помощью развития артикуляционной моторики, развития мелкой и общей моторики, развития правильного речевого дыхания.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии:

- расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная);

- нарушение голосообразования;

- изменение темпа и ритма речи;

- изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях (бывает легкая, средняя, тяжелая формы дизартрии).

При дизартрии логопеды встречаются с большими трудностями в период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Основные жалобы при дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов.

Чаще всего дизартрия диагностируется логопедом (который предполагает данный диагноз). В такой ситуации необходимо проконсультироваться у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

При обследовании дизартрии, отмечаются: нарушение в общей моторике – движения неловкие, ребенок быстро утомляется. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Нарушения в мелкой моторике рук: дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. Плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать, отмечается моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Прослеживаются трудности пространственного расположения элементов на рисунках и другие трудности.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (плохой почерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляционного аппарата:

- вялые губы, уголки рта опущены, во время речи губы остаются вялыми; язык неактивный, находиться в пассивном состоянии (лежит на дне ротовой полости);

-мышцы лица на ощупь – твердые, напряжены; губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам; многие дети не могут сделать трубочку из губ; язык чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный, мимика отсутствует;

- дрожание языка, голосовых связок, которое отмечается при нагрузках – повышенный тонус;

- может отмечаться невозможность выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому; у некоторых детей отмечаются хаотичные движения, «нащупывание» нужной артикуляционной позы;

- отклонения языка от средней линии;

- повышенное слюноотделение.

Звукопроизношение при дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков. Звуки при дизартрии долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой.

Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.

АЛАЛИЯ - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Обратитесь к специалисту, если, Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки. Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНООЙ АЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛИ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АЛАЛИЕЙ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО СУДЬБА ИХ РЕБЕНКА В ИХ РУКАХ. ЕСЛИ РЕБЕНОК БУДЕТ В БАЛГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ, ТО ОН МОЖЕТ СТАТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ЗАЙМЕТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С АЛАЛИЕЙ ОКАЗЫВАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ В ПОЛИКЛИНИКАХ. Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с алалией идут в речевую школу.

ЗАИКАНИЕ- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

Устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму.

Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей. Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время

употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

затрудняется перед началом речи.

делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше) - такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюдать рекомендации логопеда.

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил, которые, так же вам объяснит логопед.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

ТАХИЛАЛИЯ - патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического

БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи. Речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией.

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

www.maam.ru

Нарушение развития речи

Психолого-педагогический подход к анализу речевых наруше­ний является приоритетным направлением отечественной логопе­дии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р.Е.Ле­виной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых наруше­ний у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фоне­тической, фонематической и лексико-грамматической.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого раз­вития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте яв­ляются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетвори­тельное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина). Каждый из уровней может быть диагностиро­ван у детей любого возраста.

Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотре­бительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания («бо-бо», «ав-ав»), а также не­большое число существительных и глаголов, которые существен­но искажены в звуковом отношении («кука» - кукла, «ават» - кро­вать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ре­бенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов («би-би» - машина, само­лет, поезд, ехать, лететь).

Высказывания детей могут сопровождаться активными жеста­ми и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в опреде­ленной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно про­износимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться отно­сительно сохранными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по зна­чению слова (молоко-молоток, мишка-миска). До трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого не­доразвития требует систематической работы с логопедом. Дети с первым уровнем речевого развития должны обучаться в специ­альном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в дли­тельном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребитель­ной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, зву­ковыми комплексами и лепетными словами они используют обще­употребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети поль­зуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются гру­бые ошибки в использовании грамматических форм («игаю кука» -играю с куклой). Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда со­гласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их пере­становки («тевики» - снеговики, «виметь» - медведь). При обследо­вании отмечается нарушение фонематического восприятия.

Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в спе­циальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой ком­пенсации дети могут быть направлены как в общеобразователь­ную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны по­лучать систематическую логопедическую помощь, так как овладе­ние письмом и чтением у этих детей затруднено.

Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой ре­чью, не затрудняются в назывании предметов, действий, призна­ков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прила­гательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помо­щью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систе­матической логопедической помощи бывают готовы к поступле­нию в общеобразовательную школу, хотя испытывают опреде­ленные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматическо­го конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением зву­копроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму обще­ния. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затрудне­ния при овладении письмом и чтением, нередко имеются специ­фические нарушения письма и чтения.

У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звуко­произношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух-пяти звуков. Фонематическое вос­приятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ от­стают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой ха­рактер. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразователь­ной школе, хотя успеваемость у них низкая. Они испытывают опре­деленные трудности при передаче содержания учебного материала, часто отмечаются специфические ошибки письма и чтения. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи.

Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное на­рушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка.

Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или не­скольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р) недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппо­зиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН могут на­блюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутст­вие звука («ука» - рука), замена одного звука другим определенным звуком («суба» - шуба, «лука» - рука), смешения тех звуков, кото­рые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюда­ется неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. У детей с ФФН нарушено формирование фонематиче­ского анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значи­тельные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоле­ние ФФН требует целенаправленной логопедической работы.

Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

studfiles.net

Особенности развития детей при речевой патологии, диагностика и методы лечения

Речь – это исторический дар, который приобретен в процессе эволюции и определяет человека, как разумное существо. С помощью общения люди адаптируются к условиям в социуме, дружат, строят семьи, устраиваются на работу. В данной статье будут рассмотрены особенности развития детей с нарушениями речи. Данная проблема влияет на формирование межличностных отношений ребенка в коллективе и его жизнь в целом. Она имеет множество причин, как структурных, так и психологических. Родителям для правильной оценки психического развития необходимо учитывать особенности мышления у детей с нарушениями речи.

Нормальные показатели речевого развития

Речевое развитие – это зеркало нервной системы, оценка которой начинается еще в родильном доме. Во внимание берется крик, причина его возникновения, продолжительность, звонкость, сила.

До 2-3-х месяцев плач - это характеристика состояния малыша. Например, сигнал голода - пронзительный, высокий и настойчивый, а дискомфорта – вялый, монотонный. Кроме того, возникает доречевая форма общения, которая проявляется в виде улыбки, непроизвольных звуках, прослеживании глазами за объектом.

В 4 месяца гуление у ребенка сменяется лепетом, который характеризуется произношением слоговых сочетаний, повторением звуков за окружающими. Ребенок реагирует на свое имя, понимает, где папа, мама и т.д.

В таблице описаны все навыки общения, которые должны овладеть ребенок в норме в зависимости от возраста.

Период

Речевые навыки

1 год – 1 год и 6 месяцев

Характеризуется односложными простыми словами и такими же предложениями. Словарный запас в этом возрасте равен 60, услышанные слова с легкостью повторяет

1 год 6 месяцев – 2 года

К двум годам запас слов составляет 200, появляются фразы, двухсловные предложения. Дети интересуются окружающим миром, задают вопросы, происходит процесс формирования мышления

2-3 года

До 3-го года жизни, ребенок начинает употреблять более сложные речевые элементы, прилагательные, местоимения. Предложения становятся трех- и многосложными. Словарный запас: 800-1000 слов

3-4года

Развернутые предложения, группировка предметов по классам

4 года – 6 лет

Формируется письменная речь

Виды и причины речевых нарушений

Согласно клинико-педагогической классификации, все речевые нарушения подразделяют на устные и письменные. Устные бывают фонационные, или воспроизводительные, и структурно-семантические.

В первом случае процесс восприятия обращенной речи не нарушен, а воспроизведение собственной происходит либо с ошибками, либо совсем отсутствует. К фонационной форме нарушений относятся:

  • Дисфония – это нарушение тембра голоса, его силы, высоты, тональности.
  • Наблюдается при патологии голосового аппарата (травмы, инфекция и т.д.)
  • Дизартрия – расстройство речи, которое возникает вследствие нарушенной иннервации, при этом подвижность органов артикуляционного аппарата резко снижена.
  • Брадилалия и тахилалия – патологические замедление или ускорение темпа речи.
  • Заикание – темпо-ритмическое нарушение устной речи, при которой возникают тонические или клонические судороги в виде пауз, прерывания или дублирования отдельных слогов, звуков.
  • Ринолалия – придание голосу носового характера за счет дефектов строения речевого аппарата.

Структурно-семантическая форма характеризуется полным или частичным расстройствами высказывания и восприятия речи. К ней относятся: алалия (тяжелое нарушение или отсутствие речи, вследствие органической патологии до 3-х лет), афазия (дефект раннее сформировавшейся речевой сферы).

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – комплексное фонетическое, грамматическое и семантическое нарушение вербальной формы общения, при сохраненном мышлении и нормальном слухе. У детей с общим недоразвитием речи, выраженность проявлений зависит от степени несформированной речевой сферы.

Особенности речевого развития детей зависят от клинической формы ОНР, которая придает специфику клинической картины.

  • Неосложненная – встречается у детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией), при которой снижается активность эмоционально-волевой сферы, тонус скелетной и гладкой мускулатуры, нарушена двигательная регуляция и т.д.
  • Осложненная форма у детей с общим недоразвитием речи встречается при диэнцефальном, церебрастеническом, гипертензивно-гидроцефалическом, судорожном, гиперкинетическом и других неврологических синдромах.
  • Грубое недоразвитие речи – возникает при морфологической патологии речевых центров (зона Вернике и Брока).

Развитие речи у детей с описанной патологией протекает в зависимости от степени тяжести. Различают:

  • Первая степень – характеризует полное отсутствие речи.
  • Вторая степень – проявляется в виде простой общеупотребительной речи с явлениями аграмматизма. Словарный запас невелик.
  • Третья степень – нарушение звуковой и смысловой сопровождающей при наличии фразовой речи.
  • Четвертая степень – остаточные проблемы развитие речи (звукопроизношения и лексико-грамматики)

Диагноз общего недоразвития речи устанавливается на основании данных осмотра неврологом, педиатром. При этом учитывается словарный запас, количество грамматических и лексических ошибок.

Особенности воображения у детей с речевыми нарушениями

Развитие речи у детей напрямую влияет на формирование воображения, творческого восприятия мира. Об этом в своих работах упоминали выдающиеся ученые: Выготский, Рубинштейн и др. На сегодняшний день известно, что воображение ребенка с нарушением речи бедное, буквальное, одностороннее.

В процессе общения происходит практическое обобщение знаний, создается представление об отдельных предметах. Все впечатления с помощью речи ребенок отображает словами, даже те, которые не соответствуют реальному восприятию, таким образом, дети мыслительно формируют представление того, что никогда не видели. Все это свидетельствует о том, что уровень развития речи напрямую связан с воображением.

Пиковый период творческого развития припадает на старший дошкольный период. В этом возрасте дети активно используют воображения в играх и занятиях. Именно в этот период у дошкольников просыпается творческий интерес ко всему, а также желание стать художником, музыкантом и т.д.

Дети, имеющие нарушения речи, позже формируют представление об объектах. Мышление таких детей медленное, запоздалое, направлено на конкретный объект. Это связано с отсутствием практического разговорного закрепления полученной информации. Дети с речевыми расстройствами неспособны изменить старые или воссоздать новые образы в голове. Рисунки детей соответствуют конкретно поставленному заданию, в пятнах Роршаха, они редко могут что-то в них представить. Творческая отчужденность тем больше, чем тяжелее речевая патология. Наиболее часто это встречается у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, эмоциональная сфера у детей с ОНР, также не выразительна.

Физическое и психическое развитие детей с речевыми нарушениями

Расстройство развития речи возникает вследствие двух основных причин: органической или функциональной. Каждая из них помимо проблем в общении сопровождается особенностями психического и физического развития детей. Об органическом поражении головного мозга свидетельствует низкая адаптация к различным стрессовым ситуациям. Такие дети плохо переносят холод, жару, неусидчивы. Физическая активность сопровождается быстрой утомляемостью организма, синкопальным состоянием, тошнотой. Усталость достигает максимума к вечеру, особенно в конце недели, она влияет на общее соматическое состояние ребенка.

Нарушение двигательной функции проявляется в виде нарушенной координации движений, равновесия, устойчивости, неточности в работе пальцев рук и органах артикуляции (общий и оральный праксис). На уроках физическая активность детей не соответствует ситуации. За партой они постоянно трясут ногами, берут что-то в руки, могут вставать и ходить по классу во время занятия. Также отмечается повышенная возбудимость во время перемен. Они бегают по коридорам, нередко падают, при этом не реагируют на замечания.

Психическая активность у детей с нарушенным развитием речи, также имеет своеобразие. С самого детства отмечается повышенная раздражительность и возбудимость, нарушается сфера настроения. Ребенок эмоционально лабилен, восприятие окружающего мира переносит на себя, постоянно переживает, боится и напряжен. Таким детям свойственны вегетативные изменения в виде покраснения кожи, увеличенной потливости, дрожания.

Речевые расстройства также существенное влияние оказывают на мышление ребенка. При этом значительно страдают следующие характеристики:

  • Внимание – незаменимое свойство в познании чего-то нового. Дети с речевыми нарушениями имеют более низкие показатели по сравнению со здоровыми сверстниками. В первую очередь это проявляется плохой успеваемостью в школе.
  • Восприятие – это процесс обобщения и проецирования отдельно взятой информации из окружающего мира. У таких детей отмечается бедный словарный запас, плохое отличие и узнавание букв в любой форме представления.
  • Память, ее нарушение характеризуется трудностью в запоминании, сохранении и воспроизведении полученной информации.

Описанные мыслительные и физические изменения играют значительную роль в общем развитии ребенка. Кроме того, уже в раннем возрасте, такие дети избегают общения и разговорных игр, что, безусловно, приведет к социальной дезадаптации в будущем.

Влияние зрительной патологии на речевую функцию

Плохое зрение – предрасполагающий фактор в развитии речевых нарушений (фото: www.ivona.bigmir.net)

Зрительные нарушения, такие как истинная и ложная миопия (близорукость), дальнозоркость, астигматизм (изменение кривизны роговицы), амблиопия (нарушение восприятия глазами поступившей информации). Описанные заболевания могут быть врожденные или приобретенные. Каждое из них бывает различной степени тяжести, проявляющееся, как легким ухудшением остроты, так и полной тотальной слепотой.

Дети с нарушением зрения слабо подвержены проблемам в формировании устной речи. Так как процесс запоминания происходит за счет слуховых анализаторов. Однако дети с нарушением зрения все же дольше увеличивают свой словарный запас, запоминают грамматические правила и т.д. Это связано с отсутствием наглядных примеров, при которых в процесс запоминания включается зрительная память.

Большое влияние у детей с нарушением зрения оказывается на мышление и письменную речь. Если слепота врожденная, то воображение и творческое восприятие практически отсутствуют. Расстройство зрительного аппарата влечет за собой тяжелые последствия в формировании письменной речи. При этом визуальное обучение заменяется тактильным.

Диагностика и коррекция речевых нарушений

Электроэнцефалография – основной метод диагностики функциональной патологии мозга (фото: www. likarni.com)

Прежде всего, коррекция речевых нарушений должна начинаться с определения этиологического фактора. Например, заикание возникает по двум причинам: органической и психологической. В первой, лечение должно быть направлено на заболевание вызвавшее поражение головного мозга (травма, инфекция и др.), а уже потом на заикание. Во втором случае, акцент ставится на воспитании и обучении пациента правильно говорить логопедом, а также избавлении от провоцирующего стрессового фактора психологом. Исходя из этого, выполняют планирование диагностической программы. Обследование включает в себя инструментальные и лабораторные методы.

К инструментальным относятся электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и дуплексное сканирование артерий головы. Описанные методы способны обнаружить структурную патологию в веществе, сосудах мозга, определить локализацию и причину прекращения кровотока и т.д. Лабораторная диагностика направлена на обнаружение специфических маркеров генетических заболеваний и повреждений мозга.

После определения точной причины, составляется план коррекционной работы. Большое значение уделяется домашнему обучению детей с нарушениями речи. Помимо лечения неврологической патологии, применяют методы хирургической коррекции артикуляционного аппарата. Также существенную роль в работе с детьми играет логопед и дефектолог. Однако подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным, но комплексным, что объясняется полиэтиологичностью (больше трех причин) патологии.

simptomyinfo.ru


Смотрите также