Дети учат уроки


НЕ ДЕЛАЙТЕ С ДЕТЬМИ УРОКИ!

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», – вот шутка о домашней педагогике. Но если вы прочтете советы Александра Лобка, ситуация может измениться

Нужно ли учить уроки с детьми?

«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», – вот шутка о домашней педагогике. Но если вы прочтете советы Александра Лобка, ситуация может измениться.

И. А. Гринюк, «Проверка уроков»

«Ваш ребенок плохо учится. Вы не занимаетесь с ним дома». Эту удивительную фразу родители могут услышать на каждом родительском собрании.

Государственный стандарт начального образования напоминает семьям, что они участвуют в образовании своих детей. Именно семьям адресованы проверочные тесты и поясняющие значки в учебниках начальной школы. В прошлом году даже было установлено (приказ Минобрнауки РФ от 17 июля 2015 г. № 734»), сколько времени ребенок должен тратить на домашние задания: во втором-третьем классе – по полтора часа, а в четвертом-пятом – по два часа в день.

Нужно ли учить уроки с детьми? Как направить мощную энергию детского воображения в мирное русло, позволяющее быстро и эффективно осваивать предметы школьной программы? На вопросы отвечает кандидат философских наук, доктор психологических наук Александр Лобок

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Не мешайте детям писать шпаргалки

 – Родители делятся на две категории: успевающие и неуспевающие. Те, которые успевают уделять время своему ребенку, спрашивают: нужно ли заниматься с ним дома? Нужно ли помогать ему осваивать школьную программу? Есть ли здесь какой-то рецепт?

 – Заниматься с детьми подготовкой уроков по привычным школьным правилам я бы не советовал вообще. Такие занятия вызывают у ребенка разве что стойкое отвращение к школьной программе. Учите вместе с ними стихи, занимайтесь вещами, которые доставляют обоюдное удовольствие.

Главный вопрос в том, ловите ли вы кайф от этих занятий. Любой школьный предмет надо попытаться превратить в увлекательную игру. Это и есть самый общий рецепт.

– О какой игре можно говорить, когда перед родителями чаще всего ставится другая задача: вызубрить до завтра с ребенком параграф «от и до»?

– Вообще-то это и есть первое испытание нашей педагогической  креативности. Вспомни: когда ты в детстве читала что-нибудь невероятно скучное и отвратительное, что ты делала? Ты начинала фантазировать, уходила в выдуманный мир.

Дети придумывают для себя огромное количество игр, превращающих то, что им скучно и неприятно в то, что весело и увлекательно. Именно так поступает любой ребенок, которого наказали, поставив в угол. Он вовсе не чувствует себя наказанным, рассматривая полоски на обоях. Он населяет их персонажами из своих фантазий, в считанные минуты создает целый мир, и – вот уже целые баталии разыгрываются у него перед глазами!

Пусть родители попробуют, читая со своими детьми параграф учебника, одновременно рисовать на полях книги … фантазии, которые рождаются в голове у детей. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Или нарисует!

Простейшее задание: конкурс фантазий к каждому скучному параграфу. Пусть будет ворох фантазий. Любых! Пометьте скучнейшие страницы искрами фантазии. Разрисуйте воображением любое слово, любое предложение! Тогда родители увидят, как на полях учебника вдруг появятся «якоря» – то, за что при чтении цепляется воображение их ребенка.

– Но для «конкурса фантазий» нужно время! А его не хватает даже на то, чтобы выучить урок!

– А «учить» при таких обстоятельствах все равно не получается! Это я сразу говорю! Поэтому нужно поставить перед собой другую задачу: не выучить урок, а сделать содержание учебника интересным для ребенка.

Для этого – раскрасить учебник своим воображением. Просто повеселиться! И тогда со временем даже самый неинтересный параграф начнет оживать. А то, что казалось детям бессмысленным, понемногу приобретет для них смысл. Да, речь идет о времени. Сразу это не получится.

Кстати, насчет креативных игр. Преодолевая скуку зубрежки, дети изобрели множество потрясающих вещей. Скажем, что такое шпаргалка? Только не говори мне, что это– способ правильно ответить урок или сдать экзамен.

Сам формат шпаргалки – это, прежде всего, абсолютно детская игра. Надо писать на сложенных в гармошку бумажках бисерным почерком! Надо вместить содержание огромного учебника в миниатюрное пространство! Большое сделать крошечным! Да это же просто «Алиса в стране чудес!». И, кстати, если собрать все, когда-либо придуманные учениками шпаргалки, это будет целое море креатива!

В нашем скучном мире человек спасает себя только силой своего воображения. Если мы научимся пользоваться термоядерной энергией детского воображения, перед нами откроются огромные возможности. В том числе – и для освоения школьной программы.  Это будет потрясающий прорыв. А мы не только не умеем, но даже не хотим сделать попытку конвертировать энергию воображения наших детей в учебные предметы,

– Если я правильно поняла эту мысль — в школе ребенок будет изучать школьную программу, а дома, с помощью родителей, — играть в нее?

– На самом деле любой хороший педагог тоже учит детей играть со школьной программой. Он дразнит детей идеями и мыслями и учит детей дразнить учебник своими вопросами и встречными мыслями. Но хороших учителей не так уж много.

Моя задача – обучать родителей. Учить их играть с содержанием учебников и придумывать свои собственные креативные игры. Придумывать такие задачи, которые бросали бы вызов интеллекту ребенка (и их собственному).

Мария Виик, 1912

Как превратить дефициты в ресурсы

Одна из моих любимых тем, – как превратить дефициты в ресурсы. Как сделать интересным скучное до тошноты?

Одна из распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок ненавидит учить стихи». Я спрашиваю: «Как вы учите с ним стихотворение?»

«Повторяю с ним, еще раз повторяю, еще… » — «И…?» — «И… еще раз повторяю!»/ В результате этих усилий: дети начинают испытывать жгучую ненависть к классической поэзии.  Но стоит  превратить эту задачу в игру «пазлового» типа, как все волшебным образом меняется: ребенок начинает щелкать стихи, как семечки!

– Что-то не усматриваю я сходства между складыванием пазла и стихотворением из школьной программы… 

– Смотри: почему дети с таким увлечением играют в компьютерные игры? Компьютерная игра основана на нескольких важных законов. Во-первых, за любое свое действие ты получаешь или теряешь очки. Во-вторых, тебя никто не оценивает, ты соревнуешься с самим собой. Сделав что-то быстрее, ты можешь завоевать больше очков и перейти на другой уровень игры. В-третьих, ты сам определяешь траекторию своего движения внутри игры. Тебя никто не ведет по заранее придуманному им маршруту – ты сам себе хозяин.

Теперь попробуем применить эти принципы на деле и посмотрим, как складывать пазл, получая очки и переходя на новый уровень. А заодно – выучивать наизусть стихи. Именно «заодно» в качестве побочного эффекта игры!

Школьные тексты мы знаем. Сыграем в современную поэзию! Сейчас мы выучим наизусть кусочек из поэмы Алексея Парщикова «Я жил на поле Полтавской битвы». Поэтические тексты Парщикова сложны для восприятия. Тем более – для заучивания наизусть.

Откроем страницу наугад и попробуем превратить в пазл первую попавшуюся на глаза строфу. Для игры нам потребуются: бумага, ножницы и секундомер. Я беру листок бумаги и записываю выбранный текст. Но записываю его хитрым образом.

Я не читаю стихотворение заранее вслух. Ты не должна ровным счетом ничего знать заранее. Моя  цель — сделать из стихотворения загадку. И это сделать предельно просто. Записываю на бумагу начало первого слова и произношу его вслух:

«УМИ…».  Делаю паузу. Что происходит в этот момент? Возникает задачка, которая провоцирует твое воображение. Во время паузы ты начинаешь активно соображать. Ты пытаешься понять авторский замысел. Итак, я говорю: «УМИ…» Продолжи этого слово! – «Не знаю» — «Есть гипотеза?». – «Нет! Разве что… УМИлялся?» — «Молодец! Это очень важно, что ты не побоялась дать свой вариант. В стихотворении стоит другое слово, но главное – ты придумала свое, и это здорово! Так что продолжаем:  УМИрал! Следующее слово: «Умирал, но ОБО…» Продолжай! — «ОБОшел?» — «Здорово, молодчина! Хотя слово другое: ОБОжая МАР…» — «МАРт?» — «Ух ты, какая креативная! Хорошее слово. Но в стихотворении – другое слово: МАРфу. Следующее слово «ГУ…» — «ГУ… ГУсь, наверное ?» — «Браво! А слово другое: Губы МАР»- «МАРФОЙ?» — «Правильно, молодец! Губы Марфой ОС…» — «ОСвежая?» — «Правильно, отлично, молодец! Ура! У нас получается две строчки: «Умирал, но обожая Марфу, Губы Марфой освежая…»

Ты вела себя как нетипичный ребенок, который не подглядывал за мной в книгу. Взрослые почему-то так не делают. Детям  нравится подглядывать правильный ответ. Этот как раз норма!

Продолжает двигаться так: слово за словом, строчка за строчкой. Я предлагаю тебе прощупывать своими догадками не известный заранее текст. В результате возникает эффект абсурдистского сотворчества.

Ты занимаешься изобретением своих слов и своих смыслов. А текст в результате становится для тебя живым и понятным. Самое главное – с каждой новой строкой ребенок становится все смелее. Он смеется, когда удается придумать по-настоящему смешные варианты, и радуется, когда какой-то вариант вдруг получилось угадать…

«Умирал, но — обожая Марфу. Губы освежая — Марфой. Где она ложится, в картах чертится граница, начинается война,

комаровичей весна».

— По-моему, я уже запомнила эту строфу наизусть. Это все?

— Нет, это только начало. Теперь приступает к следующему этапу. Берем секундомер. Разрезаем по строчкам бумагу, на которой мы написали стихотворение. Листочки со строками как следует перемешали на столе! Ставим секундомер.

Теперь твоя задача – собрать это стихотворение из отдельных строк, как собирают пазл. Собирая, ты еще раз его вспомнишь. Старт! Отлично! Ты собрала его за 19,6 секунд. Еще раз перемешиваем строки стихотворения. Старт! Теперь ты собрала его за тринадцать секунд! Целых шесть секунд выигрыша!

Когда ребенок осознает, что он сделал прогресс на шесть секунд, он начинает с упоением отдаваться этой игре: даже оставшись один,  он составляет стихотворение из перемешанных листков и  проверяет себя по секундомеру.

Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук

Но это только первый ход! Теперь берем замечательный инструмент под названием ножницы и разрезаем стихотворение на отдельные слова. И тоже ставим секундомер. Надо собрать стихотворение из отдельных слов. Посмотрим, какой рекорд ты поставишь. Вперед! Отлично!.. На самом деле стихотворение можно разделить и на части слов. В этом случае будет тренироваться еще и орфографический навык.

Достаточно собрать этот стихотворный пазл три-четыре раза, чтобы обнаружить, что стихотворение к тебе как приклеено…

Речь  идет не только о стихах. Можно выучить, играя в строки и слова, трудный параграф учебника, запомнить длинную формулу… Задача родителей — сделать так, чтобы у детей при заучивании возникал азарт игры.

Для меня важно не просто дать родителям технологии эффективных и увлекательных игр, но и научить их самим изобретать такого рода игры.

–  Играя, легко запоминать. Но я не уверена, что играя, можно понимать…

– Прежде всего, надо выделить нашу главную цель. Перед нами —  ребенок, которому не даются школьные предметы. Благодаря технологии такой игры он начинает верить в свои силы. Он перестает воспринимать учебник, как врага. Это — огромный плюс. Ему больше не надо тратить силы на механическую зубрежку. У него впервые появится время для главного: чтобы думать и понимать.

— Не попробовать ли тогда разложить на пазлы школьный учебник? И тогда семьи могли бы играть на досуге в школьную программу?  

 — Конечно! Я думаю, это будет следующий этап. Одна из задач ближайшего времени – разработка образовательных компьютерных игр принципиально нового класса. На основе школьной программы по тому или иному предмету можно сделать языковые и математические игры.

Можно заложить в программу любое произведение мировой литературы, на любом языке. Вся школьная программа превратится в множество игр, по которым ребенок будет   путешествовать в произвольном режиме. И — играть, играть, играть, непрерывно соревнуясь со своими товарищами и с самим собой.

А. — Е. Паолетти (1834–1912), «Дети делают домашнее задание»

Другая математика

 — Ты упомянул математические игры. Школьная математика – головная боль для большинства родителей. Ты – автор книги «Другая математика». В ней описаны причины математической неуспешности у детей. С чего все начинается? Кто и когда делает главную ошибку?

– Проблемы с математикой чаще всего означают то же самое: ребенок не научился… играть в математику.

Играть в нее так, как играет в нее любой профессиональный математик. И – получать от игры удовольствие. Вопрос стоит так: почему большинство детей не могут воспринимать математику как игру?По моим наблюдениям, фундаментальная ошибка делается родителями, еще до школы, когда детей учат считать.

Простейший пример: мама поднимается с пятилетним ребенком по ступенькам и приговаривает: «один, два, три, четыре, пять…». И ей невдомек, что она в это время закладывает бомбу замедленного действия под будущие уроки математики, искажает в сознании своего ребенка  базовые структуры математического восприятия мира. Потому что «два» — это не вторая ступенька, а ОБЕ пройденные ступеньки. «Три» — это не третья ступенька, а все три одновременно. Спросите у этого ребенка: «Где ТРИ?» — и он покажет на третью ступеньку! Значит, он ничего не понял. «Третья ступенька» и «три ступеньки» — это разные вещи. Если взгляд ребенка не может уловить пройденный путь (от первой ступеньки ко второй и третьей), это означает, что он путает пространство и цифру.

В итоге, когда в пятом классе я прошу детей показать на линейке один сантиметр,  восемь из десяти показывают пальчиком на…. цифру один. И лишь двое из десяти показывают один сантиметр двумя пальчиками. Они понимают, что один сантиметр – это не точка, но расстояние между точками.

В основе математических неуспехов множества детей лежат языковые ошибки взрослых. Маме, которая учит малыша считать: «один, два, три, четыре, пять…», невдомек, что она  совершает лингвистическую диверсию против собственного ребенка.

Родителям следует иметь в виду, что математическая точность – это точность парадоксальная. Ребенка с детства учат, что один – один, два – два. А математика состоят из других вещей. Один может быть равен миллиону? Любой математик скажет: конечно, может. Один равен миллиону миллионных! Один может быть равен чему угодно, но все зависит от размерности, от масштаба – это фундаментальная истина математики.

Для ребенка с математическим с мышлением это понятно. Если же он не понял этого с самого начала, его сознание неизбежно сломается, когда он перейдет в мир дробных чисел. Поэтому так много детей ненавидят дроби. Зато те дети, которые почувствовали красоту дробного мира, этот мир обожают.

–  Но родители больше озабочены тем, чтобы ребенок научился считать без калькулятора …

– Инструментальные техники счета – другая история. Философия и эстетика математики и счетные навыки – это разные вещи. Родители могут помочь ребенку осваивать будущую школьную программу по математике, начиная с 5-6 лет.  

Все, что для этого нужно — по вечерам весело и азартно всей семьей резаться в «Архикард». Это – придуманная мною (и уже становящаяся знаменитой) колода карт, в которую заложены примерно полторы сотни игр. Они позволяют освоить все навыки устного счета, развить математическую интуицию, научиться работать с дробями и отрицательными числами.

Кстати, я давно заметил, как улучшается психологический климат в семьях, которые играют в «Архикард» (многие даже берут его с собой в отпуск, чтобы играть в поезде или на пляже). Дети и родители, увлеченные общей игрой, начинают лучше слышать, чувствовать и понимать друг друга.

Игра  учит ребенка важному навыку — расслабляться по отношению  к математике.  Да-да, мы не умеем именно этого – расслабляться и получать удовольствие от предмета, который кажется нам таким сложным! Ребенок всегда зажат, когда думает о математике: он обязательно должен сделать к завтрашнему уроку  то-то и то-то, обязательно должен решить те или иные задачи. Это – стресс.

Н. П. Богданов — Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895)

На уроках учитель тратит сумасшедшее количество времена на освоение математических навыков. И зачастую добивается обратного. Это – тоже стресс. А через игру счетные навыки  осваиваются как побочные эффекты.

Ребенок начинает на автомате складывать, умножать, делить… У него реально формируется мускулатура счета, развивается геометрическое воображение. А главное – появляется  ощущение того, что математика – это ВКУСНО.  

И такой вкус к математике может развиться у любого ребенка. Не только у того, которого считают математически одаренным! Ведь любой математик прекрасно понимает, что предмет, которому он посвятил свою жизнь, — это игра. Так давайте же учиться у людей, которые стали хорошим математиками. Они всю жизнь в нее играли!

Итак, мнение известного педагога таково:

ДЕЛАТЬ уроки вместе с ребенком — не надо. Играть вместе с ребенком, и помочь ему  научится учиться – необходимо. У вас нет на это времени? Но вы уже тратите это время – когда проверяете вечером выученное ребенком к завтрашнему дню. И вы тратите это время зря.опубликовано econet.ru. 

Светлана Кириллова

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как научить ребенка делать уроки быстро и легко?

Виктория Львова, специалист по раннему развитию детей

Каждый родитель хочет для своего ребенка лучшего. Например, дать ему лучшее образование. Сейчас высоко востребованы интеллект и знание современных технологий. Профессии все больше механизируются и автоматизируются. А чтобы все работало, нужны образованные люди. Именно поэтому мы так переживаем за учебу детей, как за основу их будущей успешной взрослой жизни.

И естественно, когда речь заходит о помощи ребенку с домашним заданием, мы подходим к этому очень серьезно. Даже если многие из нас при этом испытывают большое внутреннее напряжение. Особенно, если у ребенка что-то не получается в учебе или ребенок не понимает какой-то предмет.

В этом, кстати, одна из первых ошибок родителей. В игру вступает закон отражения. Что создаешь, то и получаешь. Создавая напряженный настрой, мы передаем такой же настрой ребенку. Он еще не понял, что происходит, но уже напрягся. А в этом состоянии делать все гораздо труднее.

Если в семье уже сложился сценарий, что уроки делать долго и сложно, или вы — родитель будущего первоклассника, который уже наслышан о «тяжелой домашке», вы все можете изменить. Создайте новый сценарий.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком — это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу — это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Бережем время

Если раньше уроки делались долго, то сейчас на каждый урок выделяйте 15-20 минут максимум. Поиграйте с ребенком в игру «Сколько заданий мы успеем сделать за 1 минуту». И назначьте приз. Наша задача — из вечера, убитого нудной «домашкой», сделать веселый вечер с 30-минутным спринтом из интересных задачек.

Ребенку должно нравиться делать уроки быстро. Приз выбирайте осязаемым, который можно получить прямо сейчас. Система призов помогает в начале, чтобы ребенок привык делать все быстро. В дальнейшем можно ввести систему накопительных баллов, а главным призом сделать поход в кино. Система накопительных баллов учит ребенка стремиться к достижению результатов и ценить свой труд.

Примеры заданий на время: «Успеет ли ребенок за 1 минуту написать правильно предложение из упражнения», или «Успеет ли за 1 минуту решить 5 примеров».

Отдаем ребенку ответственность за домашние задания

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе — это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Обложка поста: pixabay.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Как заставить ребенка учить уроки

«А нам ничего не задали». Чем чаще вы слышите эту фразу, тем больше шансов, что совсем скоро у вашего ребенка, и у вас соответственно, начнутся проблемы в школе.

Заставить ребенка учить уроки — это одна из самых актуальных проблем миллионов родителей. Чем старше становится школьник, тем сложнее родителям заставить ребенка взяться за учебник. Можно перечитать кучу методической литературы, в которой в розовых тонах описывается, как сделать из вашего лоботряса отличника, но на практике это ничего не работает. Потому что, дети есть дети. И заставить их что-то делать против их воли — невозможно.

Современные педагоги-психологи рекомендуют нашим родителям подходить к процессу подготовки домашнего задания детьми методологически. Конечно, на это все нужно время, нервы и ресурсы, но с другой стороны, а как вы хотели? Гении рождаются один на миллион, а всем остальным приходится грызть гранит науки. Для того чтобы хоть чуть облегчить жизнь родителям, Notagram.ru дает ценные рекомендации, как заставить ребенка садиться за домашнее задание.

Начинаем с методики

Фото: Kathleen O’Connell/flickr

Как говорят наши эксперты, до 14 лет родителям не просто необходимо контролировать процесс выполнения домашнего задания, а и непосредственно участвовать в нем. И лучше начинать прибегать к такой практике с самого первого дня за школьной партой. Анализируя успеваемость в школе и ошибки в домашнем задании, вы быстро сможете понять, где вашему ребенку необходима помощь.

Что касается домашнего задания, то необходимо распределить все предметы между мамой и папой. Так родителям будет проще «учиться». Например, папа будет помогать ребенку с точными науками, а мама с гуманитарными. Вполне очевидно, что вы обнаружите что ваше чадо откровенно «плавает» по некоторым предметам, даже несмотря на ваши старания и помощь. В этом случае необходимо нанять ребенку репетитора. Количество занятий с репетиторами не должно превышать одного в день.

Составив график занятий и распределив все предметы между собой, родители смогут заложить прочный фундамент начальных знаний у юного школьника. А если где фундамент будет проседать, на выручку придет репетитор. О том, как выбрать хорошего репетитора мы уже писали раньше. Кстати, в начальных классах многие учителя практикуют дополнительные занятия с детьми, которые оплачивают родители. Пообщайтесь с заинтересованными родителями, такой вариант будет продуктивнее и дешевле.

Метод кнута в домашнем задании

Фото: Paul Fisher/flickr

К сожалению, без этого метода ни одного ребенка невозможно заставить учиться. В правильном понимании, кнут — это ваше авторитарное давление и строгий контроль за процессом. Но ни в коем случае не ремень и подобное. Ваша задача объяснить ребенку в доступной для него системе координат, что такое слово «надо». Только не нужно рассказывать ребенку всякие небылицы о том, как хорошо быть образованным. Ребенок должен понимать, что несмотря на то, что уроки учить противно — от этого никуда не денешься, и лучше их учить так, чтобы потом не переделывать.

Метод пряника в домашнем задании

Фото: Discovery Channel

Метод пряника — это самое замечательное, что вы можете предложить ребенку. Импровизируйте, сделайте домашнее задание интересным. Учите историю с телеканалом History, природоведение с National Geographic, точные науки с Discovery и т. д. Сейчас есть масса интерактивных технологий, которые гораздо интереснее чтения учебника. Даже всем ненавистную алгебру можно интересно визуализировать. Что касается материальных поощрений, то они абсолютно никак не влияют на процесс усваивания материала. Купите ли вы ребенку новый телефон за хорошую или плохую учебу — это абсолютно никак не отразится на его желании подходить к учебе по-другому.

На что еще стоит обращать внимание когда вы учите уроки

Фото: chriѕ chan/flickr

Самое главное, это меньше текста и сухого материала. Детям очень сложно запомнить только буквы и цифры. Их восприятие специфическое, и устроено так, что они воспринимают информацию комплексно. Например, ребенку проще запомнить иностранный язык с помощью мультиков или компьютерных игр, нежели это будет листок учебника. Что же касается точных наук и формул, то тут без карандаша и листочка никуда не деться. Чем больше вы решите задачек, тем лучше они отложатся в памяти у ребенка.

Если ребенку очень трудно дается школьная программа, ни в коем случае не кричите и не наказывайте ребенка. Никакое психическое насилие и критика в его адрес недопустимы. То что ребенок плохо учится — это или вина вашей школы, или ваше нежелание помочь ребенку с домашним заданием. Не бойтесь сменить школу, если вам кажется, что учителя в ней не очень компетентны. Главное помните, что чем больше вы проведете время за уроками с ребенком, тем меньше у него будет проблем с учебой.

Фото на превью: Robert Couse-Baker/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

notagram.ru

Как нельзя учить уроки с ребенком?

Очень часто родители нервничают, раздражаются и злятся, когда помогают ребенку учить уроки. Эмоции детей, в это время, тоже не отличаются положительным характером. Ребенок расстраивается, перестает понимать, что от него хотят, боится, если взрослые кричат на него и пугают наказанием.

Пытаясь контролировать учебный процесс, родители совершают ошибки, которые, впоследствии, портят общение в семье, снижают мотивацию к обучению, отдаляют детей и взрослых друг от друга.

Как правильно помогать ребенку учить уроки, и стоит ли это делать? Ответы можно получить из данной статьи.

Отношение родителей к урокам

Многие специалисты считают, что мать и отец не должны вмешиваться в процесс обучения. Однако, не всем родителям удается соблюдать это правило. Когда ребенок идет в первый класс, взрослые переживают сильнее, чем он, о том, что его ждет в школе и привыкнет ли он к учебному процессу. Собственная тревога заставляет родителей совершать такие ошибки:

  • они делают уроки за ребенка, когда он говорит, что устал, или отказывается выполнять домашнее задание;
  • каждый день ходят к классному руководителю для того, чтобы узнать, как отвечал ребенок, как общался со сверстниками, усвоил ли материал;
  • слишком серьезно относятся к записям в дневниках и неудовлетворительным оценкам — ребенка наказывают, лишают удовольствия и своего общения.

Такое отношение к школьной жизни ученика объясняется тем, что родители имеют повышенную тревожность, которая связана со школой. Возможно, они сами страдали от несправедливого отношения своих родителей или учителей, боялись принести домой «двойку», потому что знали, что из-за этого им придется страдать, в детстве были приучены к тому, что, сначала они должны быть прилежными учениками и только потом детьми — со своими желаниями, чувствами, потребностями.

Тревога взрослых по поводу обучения передается детям, и отношения между членами семьи портятся. Что делать, чтобы избежать этого? 

  • нужно видеть в ребенке личность и только потом ученика;
  • школа — это ответственность ребенка. Взрослые не должны лишний раз беспокоиться о том, как он подготовил уроки, собрал ли портфель, какие у него отношения с одноклассниками.

Если родители чрезмерно контролируют эти процессы, то ребенок может вырасти несамостоятельным. Чем проще они будут относиться к тому, что происходит у него в школе, а, вместо этого, станут чаще весело проводить время вместе, общаться как, близкие друзья, тем лучше будет чувствовать себя ребенок, а это значит, что его мотивация к обучению вырастет, хорошее настроение позволит заниматься уроками с удовольствием.

Ребенок должен все уметь и понимать

Ребенок должен все уметь и понимать

Одна из распространенных ошибок родителей — это ожидание о том, что школьники обязаны понимать учебный материал с первого раза, быстро делать задание и не иметь проблем в обучении. Такой подход к детям и урокам является неправильным. Ребенок, особенно если он пошел в первый класс, является новичком в школьном мире. Ему, как никогда, требуется помощь и поддержка взрослых. Информацию, которую получает ученик на уроке, он может не понять с первого раза — и это является нормальным. Когда родители требуют идеального выполнения заданий, тем самым, они «ставят» ребенка в тупик и заставляют его думать, что он глупый и ни к чему не способный, потому что не усвоил материал с первого раза.

Привычка родителей быть рядом, когда ребенку трудно, сохранит теплое общение в семье. Задача взрослых найти грань между поддержкой и гиперопекой. Не стоит предлагать помощь сразу, как только школьник открывает учебник. Родители могут издалека контролировать этот процесс, интересоваться, как у школьника идут дела. Ребенок должен уметь просить о помощи других — это качество пригодится ему в жизни. Поэтому, хорошо, если, прежде он попытается разобраться с домашним заданием самостоятельно, и, только потом, когда поймет, что не справляется — обратится к матери или отцу с просьбой помочь ему.

Привычка кричать

Распространенной является ситуация, когда родители и дети ссорятся из-за того, что ребенок не может или не хочет делать уроки дома. Тогда взрослые не выдерживают и начинают кричать. Такое поведение матери и отца точно не приведет к тому, что школьник сконцентрирует внимание на задании, уровень его памяти и восприятия повысится, и он сделает все на «отлично». Крики родителей вызывают слезы, чувства боли и страха. Отношения в семье могут надолго испортиться. Как делать уроки без криков?

Хорошо, если родители станут замечать момент, во время которого они готовы «сорваться на крик». Обычно это ощущение в теле — когда, после долгих часов уговаривания и объяснения, ребенок все равно совершает нелепые ошибки — у взрослого человека перехватывает дыхание, кровь приливает к лицу, дрожат руки, внутри клокочет гнев. Именно в эти минуты мать или отец перестают контролировать себя и начинают кричать.

«Остановиться» и не делать этого — значит отойти от ребенка на безопасное расстояние в тот момент, когда в теле появились подобные ощущения. Можно выйти в другую комнату и заварить себе чай. Если ребенок пытается контактировать, то, полезно на 10 минут отвлечься от уроков и предложить чай ему. Полезно устраивать перерывы во время выполнения домашнего задания. Когда дети «переключаются» с математики или чтения на любимое хобби — рисование, вырезание, оригами — то, возвращаться к урокам им легче и интересней.

Когда родители «на взводе»

Когда родители «на взводе»

Борьба за хорошие оценки может привести к тому, что отношения с ребенком будут испорчены. Чтобы этого не случилось, нужно научиться контролировать себя.

Полезно осознать собственные чувства, которые рождаются, когда родители понимают, что ребенок не усваивает материал или «скатился «на двойки». Чаще всего, взрослые испытывают стыд или вину. Полезно разобраться с тем, откуда они появляются и о чем говорят. Дети находятся под опекой взрослых, однако, обязанности по выполнению уроков — это их личная ответственность, а не забота родителей. Мать и отец могут разрешить себе не стыдиться того, что ученик не усвоил новую тему, сделал упражнение неправильно или забыл выучить стихотворение. Чем раньше родители станут дистанцироваться от школьной жизни ребенка, вмешиваясь в нее только тогда, когда он просит о помощи, тем скорее он осознает свою взрослую роль и помет, что делать уроки и заботиться об успеваемости — это его забота и ответственность.

Главная родительская роль в данном случае — поддерживать ученика, хвалить за достижения, гордиться им.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

medaboutme.ru

Учим уроки в соответствии с темпераментом ребенка

Когда ребенок испытывает сложности во время выполнения домашнего задания, страдать и переживать неприятные эмоции может вся семья. Иногда дети — вне зависимости от того, какого они возраста — могут не хотеть делать уроки, не понимают учебный материал, отказываются ходить в школу, имеют низкую мотивацию к обучению или конфликты с педагогами и сверстниками. Такое многообразие школьных будней негативно отражается на всех членах семьи и заставляет старших рано или поздно задумываться над тем, как помочь ребенку решить школьные проблемы.

Выполнение уроков — является одной из таких проблем. Часто родители, сталкиваясь с ней, испытывают раздражение, или даже гнев, когда ежедневное выполнение домашнего задания превращается в мучения и конфликты. Самые популярные способы «помощи» ребенку в арсенале родителей это — манипуляции, уговоры, запугивания, эмоциональное давление и даже физическое наказание. Как правило, эти методы не являются эффективными и приводят не к увеличению интереса у детей к урокам, а напротив — могут спровоцировать негативное отношение к учебному процессу в целом, отбить всякое желание учиться.

Как решить проблему невыполненных уроков и детского нежелания делать их, можно узнать, если прочитать эту статью. Опишем подробно, как общаться с детьми, учитывая особенности их нервной системы и темперамента.

Что нужно знать родителям о темпераменте?

Что нужно знать родителям о темпераменте?

Каждый ребенок рождается особенным, и когда взрослые не принимают эти особенности, то в скором времени они могут повстречаться с проблемами, такими, как детское сопротивление родительским просьбам, непослушание, нежелательное поведение. Родители в таких случаях желают заставить ребенка вести себя хорошо и правильно, учиться на «отлично», не нарушать установленные в семье правила.

Как показывает практика, привычные «методы» воспитания — манипуляции, крики, давление — часто оказываются неэффективными. Родителям полезно знать, каким темпераментом обладает ребенок — эти знания помогут найти подход к природным особенностям и общаться с ним в соответствии с их активными и «живыми» системами психики.

Характер ребенка нужно пытаться не «ломать», а принимать и направлять его лучшие качества в то русло, которое поможет активному ребенку управлять своим поведением, медлительному — извлекать пользу из вдумчивости и неторопливости и так далее.

Ребенок обладает тем темпераментом, которым наградила его природа с рождения — это первое и важное правило, которое нужно помнить родителям, не только во время приготовления уроков, но при общении с детьми в семье.

Ребенок-холерик

Это активные дети с ярко выраженными эмоциональными проявлениями. Они могут отвлекаться, кричать и плакать, когда не желают выполнять уроки и подчиняться инструкциям взрослых. «Сломать» такого ребенка и заставить его делать что-либо против воли довольно сложно — он будет всячески пытаться настоять на своем, прибегая, если нужно к хитростям или обману. Поэтому взрослым, «воюя» с маленьким негативистом, следует отказаться от методов принуждения или борьбы с ним ради сохранения эмоциональной стабильности всей семьи и хороших отношений в ней.

Дети с холерическим темпераментом будут выполнять уроки с желанием и удовольствием в случае наличия повышенного интереса к предмету и изучаемой информации. Для этого родители могут создать дома такие условия, в которых ребенок бы ощущал искренний интерес заданию, которое нужно выполнить. Будьте эмоциональны, подкрепляйте учебный процесс увлекательными рассказами о своем детстве и способах познания мира, показывайте дополнительный материал — картинки, видео, обучающие фильмы. Превращать каждое домашнее задание в увлекательное путешествие, способное вызвать у ребенка удивление, желание раскрыть секрет, разгадать загадку и докопаться до истины — ключ к успешному выполнению уроков дома с ребенком-холериком.

Ребенок-меланхолик

Застенчивые, малоподвижные, неуверенные и стеснительные дети обладают меланхолическим типом темперамента. Учить уроки с ними следует в обстановке, которая должна соответствовать особенностям характера — родители должны быть эмоционально спокойны, настроены на обучающий процесс, доброжелательны или неторопливы. Громкие крики, яркие эмоции и посторонний шум непозволительны для таких детей — учебный процесс не принесет должного эффекта, ребенок не запомнит и не усвоит знания. Заниматься с ним следует не спеша, не подгоняя его, присоединяясь к рабочему темпу, который удобен для ребенка — пусть он будет не быстрым, зато качественным. Лучше готовить уроки в игровой форме — чем младше ученик, тем больше пользы принесет такая форма домашней работы. Расстроить ребенка-меланхолика очень легко, поэтому следует избегать любой формы общения, которая может привести к эмоциональным переживаниям.

Дети-сангвиники

Дети-сангвиники

Сангвиники — жизнерадостные ребята, обладающие умеренной степенью подвижности. Пожалуй, этот тип темперамента является одним из самых предпочтительных среди школьных педагогов. Родители и учителя почти не знают проблем, взаимодействуя с такими детьми. Однако и у них, как показывает практика, могут возникнуть проблемы в обучении или во время выполнения уроков дома.

Всем детям приятно, когда их хвалят за достижения и успехи, сангвиникам — особенно. Это следует учитывать во время взаимодействия с ними. Чаще отмечайте успехи ребенка во время занятий, эмоционально отзывайтесь о том, как они талантливы и как отлично справились с работой — это станет дополнительным стимулом к тому, чтобы хорошо выполнять домашнее задание.

Если ребенок-сангвиник слишком долго делает какое-то задание, то вскоре он может легко потерять интерес к нему, что приведет к снижению концентрации внимания и частым отвлечениям. Если родители замечают это, то им стоит научиться «разбавлять» учебный процесс дома — новой загадкой, интересным вопросом, другой деятельностью — это поможет ребенку «переключиться», справиться с усталостью и позже продолжить задание, которое необходимо довести до конца.

Дети-флегматики

Часто родители, выполняя уроки с ребенком-флегматиком, теряют терпение. Причиной этому становится медлительность детей и частое отсутствие эмоций на их лицах, из-за чего бывает сложно понять, что они чувствуют, что хотят или о чем переживают. Взрослым не стоит беспокоиться по этому поводу, потому что быть малообщительными и уравновешенными это природа детей-флегматиков.

Проблемы в обучении у них возникают не часто, в большинстве случаев флегматики являются настойчивыми и прилежным, почти все свои дела доводят до конца. Однако часто иногда настойчивость может иметь форму упрямства или нежелания идти на компромисс, подстраиваться под обстоятельства.

Бороться с ними почти бесполезно, легче принять природные особенности и дать ребенку возможность учиться и готовить уроки в таком режиме и ритме, который для него является удобным.

medaboutme.ru

Как научить ребенка правильно учить уроки?

Вряд ли можно найти ребенка, который бы с удовольствием садился за уроки, оставляя в стороне прогулки, игры или другие занятия по душе. Психологи уверяют: девять из десяти детей с трудом садятся за парту дома и выполняют домашние задания в самое кратчайшее время. Организованность и усидчивость присущи лишь единицам школьников - такие дети считаются исключением из правил.

Так что не стоит переживать, если ваш ребенок уже который час не может сесть за парту, а, наконец, усаживаясь за книжки и тетрадки, уже через пять минут начинает искать различные причины, чтобы только не учить уроки (сходить в туалет, попить воды, поесть что-нибудь и пр.). Оказывается, подобным образом ведет себя большинство совершенно нормальных и психически здоровых детей. Какими же методами выработать у ребенка привычку учить уроки самостоятельно, в хорошем темпе, качественно и не отвлекаясь на мелочи?

  1. Прививаем интерес. Самое важное правило быстрого выполнения уроков – это увлеченность учебой. Привить этот интерес, конечно, способны только взрослые (воспитатели в детском саду, первые учителя, а также сами родители). Когда ребенок заинтересован и мотивирован на быстрое и качественное выполнение домашних заданий, когда ему нравится получать новые знания и он понимает, что умеет это делать, процесс выполнения уроков не затягивается до вечера. Интерес прививается личным примером родителей, их терпением в процессе обучения, а также профессионализмом педагогов.
  2. Правильная привычка. Чтобы выработать у первоклассника привычку грамотного выполнения уроков, психологи и учителя советуют: первый год родителям необходимо постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашних заданий. Малыш обязательно должен знать, что ему помогут, и он не останется один на один с учебниками и тетрадями, многое из написанного в которых с первого раза ему будет не совсем понятно. Во втором и третьем классе контроль над выполнением уроков психологи рекомендуют ослабить, а к концу начальной школы желательно добиться того, чтобы ребенок выполнял уроки в хорошем темпе самостоятельно.
  3. Дозированная помощь. Даже находясь рядом с ребенком рядом, не пытайтесь выполнить все за него и приходить на помощь по первому же зову. Сначала выступайте в роли стороннего наблюдателя. Попросите ребенка прочитать задание до конца и объяснить вам, как он его понял. Только если ребенок действительно не понимает смысла задания, попытайтесь ему немного подсказать.
  4. Режим уроков. Одно из важнейших правил выполнения уроков – это режим. Так, после школы ребенку необходимо немного отдохнуть и погулять, и только потом садиться за парту. Психологи рекомендуют делать уроки в промежутке от 15-00 и 18-00 часами. Именно в это время у детей наблюдается наибольшая умственная активность.
  5. Мотивируем часами. Согласно установленным стандартам по обучению в школе, в младших классах дети должны учить уроки не более 1,5 часов в день. Однако дети нередко затягивают этот процесс на несколько часов. Детские специалисты советуют: поставьте на стол малыша часы (можно песочные) и покажите, сколько ребенок должен затрачивать на выполнение того или иного задания. Объясните цену времени. Покажите, что пол часа (а в некоторых случаях и больше часа) ребенок может потерять впустую (на слишком длительные размышления, отвлечения от уроков, разговоры не по теме и пр.) Как правило, этот метод срабатывает уже после нескольких раз своего применения.
  6. Негативная мотивация. Объясните ребенку, что если затягивать с выполнением домашних заданий, то можно пропустить игры, прогулки, секции и другие интересные занятия. Объясните в красках, как скучна будет жизнь вашего чада, если он целыми днями будет засиживаться допоздна за партой, не выходя на улицу и не играя со сверстниками.
  7. Нужен ли черновик? Считается, что использование черновика помогает ребенку выработать привычку аккуратно писать в чистовике и не делать ошибок. Однако, не секрет, что черновик увеличивает выполнение домашних заданий как минимум в полтора раза. Подумайте, стоит ли забирать у ребенка час лишнего времени, который можно потратить на прогулки или подвижные игры? Поэтому здесь необходимо подходить индивидуально: например, если уроков задают очень много, то использование черновика существенно удлинит срок их выполнения, и у ребенка появится желание избежать уроков в следующий раз. Если на дом задано немного, то использовать черновик очень полезно. Зависит это также и от аккуратности малыша: некоторые дети настолько собранны и аккуратны, что способны решать задания сразу в чистовике без единой помарки.
  8. «Шоковая терапия». Если ребенок отказывается садится за уроки, или явно халтурит и балуется за партой, предложите ему закрыть тетради и учебники и заняться своими делами. Проведите эксперимент: один раз отправьте ваше чадо с невыученными уроками. Двойка или строгое замечание учителя за невыученный урок порой способны встряхнуть малыша и призвать к ответственности.
  9. Музыка или телевизор. Некоторые детские психологи уверяют: если ребенок во время выполнения заданий просит включить телевизор или негромкую музыку, не запрещайте ему сделать это. Оказывается, большая половина населения нашей планеты трудятся намного эффективнее под определенный звуковой фон. Малыши не являются исключением.
  10. Уроки лежа. Не заставляйте ребенка все время сидеть за партой. Некоторые задания ребенок вполне может выполнить вне парты. Например, нарисовать картину или выучить стихотворение можно лежа на животе: во-первых, малыш поменяет позу и немного отдохнет; а, во-вторых, такое положение отлично разгружает позвоночник и рекомендуется детскими ортопедами как средство профилактики сколиоза.
  11. Переменки. Даже в школе у детей есть перемены. Поэтому старайтесь каждые пол часа устраивать малышу веселые пятиминутки. Потанцуйте или попрыгайте с ребенком, сделайте небольшую зарядку, расскажите смешную историю. Веселые переменки не только позволяют отдохнуть ребенку, но и поднимают настроение, настраивая на то, что уроки можно учить с удовольствием.
  12. «Нет!» крикам. Нередко родители, контролируя выполнение домашних заданий своего чада, срываются на ребенке – кричат, обзывают или читают длинные нравоучения. Чаще всего это происходит, когда ребенок начинает баловаться, отвлекаться, не понимать, казалось бы, элементарных вещей или искать любые причины, чтобы не сидеть за партой. Разумеется, это вызывает досаду. Однако намного эффективнее взять себя в руки и спокойно объяснить малышу, что подобное поведение привет к тому, что вы поссоритесь с ним, перестанете совместно учить уроки и сильно огорчитесь.
  13. Хвалите ребенка. Ничто так не мотивирует на подвиги, как своевременная похвала. Не скупитесь на хорошие слова в адрес своего ребенка. Наверняка, тот или иной малыш более способен в какой-то области: кто-то прекрасно схватывает иностранные языки, кто-то за три минуты может выучить длинное стихотворение, а кто-то с легкостью решает сложнейшие математические примеры. Подчеркивайте успехи своего чада, говорите о вашей вере в его способности и о том, как вы радуетесь его достижениям в школе. Похвала способна творить удивительные вещи.

Помните, что привить способность ребенку учить уроки быстро и с удовольствием –важная обязанность родителя. Как правило, дети, так и не ставшие самостоятельными в школе, вырастают безответственными, безынициативными и инертно плывущими по жизни. Напротив, дети, которым с малых лет привили интерес к учебе, обучили быть ответственными и самостоятельными, с легкостью справляются с учебой не только в школе, но и в высших учебных заведениях, а также в процессе получения опыта настоящей работы во взрослой жизни.

Материал опубликован 22.09.2013

detkino.ru

Не делайте с детьми уроки. Превратите уроки в игру | Милосердие.ru

И. А. Гринюк, «Проверка уроков». Изображение с сайта pinterest.com

«Ваш ребенок плохо учится. Вы не занимаетесь с ним дома». Эту удивительную фразу родители могут услышать на каждом родительском собрании.

Государственный стандарт начального образования напоминает семьям, что они участвуют в образовании своих детей. Именно семьям адресованы проверочные тесты и поясняющие значки в учебниках начальной школы. В прошлом году даже было установлено (приказ Минобрнауки РФ от 17 июля 2015 г. № 734»), сколько времени ребенок должен тратить на домашние задания: во втором-третьем классе – по полтора часа, а в четвертом-пятом – по два часа в день.

Нужно ли учить уроки с детьми? Как направить мощную энергию детского воображения в мирное русло, позволяющее быстро и эффективно осваивать предметы школьной программы?

На вопросы отвечает кандидат философских наук, доктор психологических наук Александр Лобок

Не мешайте детям писать шпаргалки

 – Родители делятся на две категории: успевающие и неуспевающие. Те, которые успевают уделять время своему ребенку, спрашивают: нужно ли заниматься с ним дома? Нужно ли помогать ему осваивать школьную программу? Есть ли здесь какой-то рецепт?

 – Заниматься с детьми подготовкой уроков по привычным школьным правилам я бы не советовал вообще. Такие занятия вызывают у ребенка разве что стойкое отвращение к школьной программе. Учите вместе с ними стихи, занимайтесь вещами, которые доставляют обоюдное удовольствие. Главный вопрос в том, ловите ли вы кайф от этих занятий. Любой школьный предмет надо попытаться превратить в увлекательную игру. Это и есть самый общий рецепт.

– О какой игре можно говорить, когда перед родителями чаще всего ставится другая задача: вызубрить до завтра с ребенком параграф «от и до»?

– Вообще-то это и есть первое испытание нашей педагогической  креативности. Вспомни: когда ты в детстве читала что-нибудь невероятно скучное и отвратительное, что ты делала? Ты начинала фантазировать, уходила в выдуманный мир. Дети придумывают для себя огромное количество игр, превращающих то, что им скучно и неприятно в то, что весело и увлекательно. Именно так поступает любой ребенок, которого наказали, поставив в угол. Он вовсе не чувствует себя наказанным, рассматривая полоски на обоях. Он населяет их персонажами из своих фантазий, в считанные минуты создает целый мир, и – вот уже целые баталии разыгрываются у него перед глазами!

Пусть родители попробуют, читая со своими детьми параграф учебника, одновременно рисовать на полях книги … фантазии, которые рождаются в голове у детей. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Или нарисует! Простейшее задание: конкурс фантазий к каждому скучному параграфу. Пусть будет ворох фантазий. Любых! Пометьте скучнейшие страницы искрами фантазии. Разрисуйте воображением любое слово, любое предложение! Тогда родители увидят, как на полях учебника вдруг появятся «якоря» – то, за что при чтении цепляется воображение их ребенка.

– Но для «конкурса фантазий» нужно время! А его не хватает даже на то, чтобы выучить урок!

– А «учить» при таких обстоятельствах все равно не получается! Это я сразу говорю! Поэтому нужно поставить перед собой другую задачу: не выучить урок, а сделать содержание учебника интересным для ребенка. Для этого – раскрасить учебник своим воображением. Просто повеселиться! И тогда со временем даже самый неинтересный параграф начнет оживать. А то, что казалось детям бессмысленным, понемногу приобретет для них смысл. Да, речь идет о времени. Сразу это не получится.

Кстати, насчет креативных игр. Преодолевая скуку зубрежки, дети изобрели множество потрясающих вещей. Скажем, что такое шпаргалка? Только не говори мне, что это– способ правильно ответить урок или сдать экзамен.

Сам формат шпаргалки – это, прежде всего, абсолютно детская игра. Надо писать на сложенных в гармошку бумажках бисерным почерком! Надо вместить содержание огромного учебника в миниатюрное пространство! Большое сделать крошечным! Да это же просто «Алиса в стране чудес!». И, кстати, если собрать все, когда-либо придуманные учениками шпаргалки, это будет целое море креатива!

В нашем скучном мире человек спасает себя только силой своего воображения. Если мы научимся пользоваться термоядерной энергией детского воображения, перед нами откроются огромные возможности. В том числе – и для освоения школьной программы.  Это будет потрясающий прорыв. А мы не только не умеем, но даже не хотим сделать попытку конвертировать энергию воображения наших детей в учебные предметы,

– Если я правильно поняла эту мысль — в школе ребенок будет изучать школьную программу, а дома, с помощью родителей, — играть в нее?

– На самом деле любой хороший педагог тоже учит детей играть со школьной программой. Он дразнит детей идеями и мыслями и учит детей дразнить учебник своими вопросами и встречными мыслями. Но хороших учителей не так уж много. Моя задача – обучать родителей. Учить их играть с содержанием учебников и придумывать свои собственные креативные игры. Придумывать такие задачи, которые бросали бы вызов интеллекту ребенка (и их собственному).

Как превратить дефициты в ресурсы

Одна из моих любимых тем, – как превратить дефициты в ресурсы. Как сделать интересным скучное до тошноты?

Одна из распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок ненавидит учить стихи». Я спрашиваю: «Как вы учите с ним стихотворение?»

«Повторяю с ним, еще раз повторяю, еще… » — «И…?» — «И… еще раз повторяю!»/ В результате этих усилий: дети начинают испытывать жгучую ненависть к классической поэзии.  Но стоит  превратить эту задачу в игру «пазлового» типа, как все волшебным образом меняется: ребенок начинает щелкать стихи, как семечки!

– Что-то не усматриваю я сходства между складыванием пазла и стихотворением из школьной программы… 

– Смотри: почему дети с таким увлечением играют в компьютерные игры? Компьютерная игра основана на нескольких важных законов. Во-первых, за любое свое действие ты получаешь или теряешь очки. Во-вторых, тебя никто не оценивает, ты соревнуешься с самим собой. Сделав что-то быстрее, ты можешь завоевать больше очков и перейти на другой уровень игры. В-третьих, ты сам определяешь траекторию своего движения внутри игры. Тебя никто не ведет по заранее придуманному им маршруту – ты сам себе хозяин.

Теперь попробуем применить эти принципы на деле и посмотрим, как складывать пазл, получая очки и переходя на новый уровень.  А заодно – выучивать наизусть стихи. Именно «заодно» в качестве побочного эффекта игры!

Школьные тексты мы знаем. Сыграем в современную поэзию! Сейчас мы выучим наизусть кусочек из поэмы Алексея Парщикова «Я жил на поле Полтавской битвы». Поэтические тексты Парщикова сложны для восприятия. Тем более – для заучивания наизусть. Откроем страницу наугад и попробуем превратить в пазл первую попавшуюся на глаза строфу. Для игры нам потребуются: бумага, ножницы и секундомер. Я беру листок бумаги и записываю выбранный текст. Но записываю его хитрым образом.

Я не читаю стихотворение заранее вслух. Ты не должна ровным счетом ничего знать заранее. Моя  цель — сделать из стихотворения загадку. И это сделать предельно просто. Записываю на бумагу начало первого слова и произношу его вслух:

«УМИ…».  Делаю паузу. Что происходит в этот момент? Возникает задачка, которая провоцирует твое воображение. Во время паузы ты начинаешь активно соображать. Ты пытаешься понять авторский замысел. Итак, я говорю: «УМИ…» Продолжи этого слово! – «Не знаю» — «Есть гипотеза?». – «Нет! Разве что… УМИлялся?» — «Молодец! Это очень важно, что ты не побоялась дать свой вариант. В стихотворении стоит другое слово, но главное – ты придумала свое, и это здорово! Так что продолжаем:  УМИрал! Следующее слово: «Умирал, но ОБО…» Продолжай! — «ОБОшел?» — «Здорово, молодчина! Хотя слово другое: ОБОжая МАР…» — «МАРт?» — «Ух ты, какая креативная! Хорошее слово. Но в стихотворении – другое слово: МАРфу. Следующее слово «ГУ…» — «ГУ… ГУсь, наверное ?» — «Браво! А слово другое: Губы МАР»- «МАРФОЙ?» — «Правильно, молодец! Губы Марфой ОС…» — «ОСвежая?» — «Правильно, отлично, молодец! Ура! У нас получается две строчки: «Умирал, но обожая Марфу, Губы Марфой освежая…»

Ты вела себя как нетипичный ребенок, который не подглядывал за мной в книгу. Взрослые почему-то так не делают. Детям  нравится подглядывать правильный ответ. Этот как раз норма!

Продолжает двигаться так: слово за словом, строчка за строчкой. Я предлагаю тебе прощупывать своими догадками не известный заранее текст. В результате возникает эффект абсурдистского сотворчества. Ты занимаешься изобретением своих слов и своих смыслов. А текст в результате становится для тебя живым и понятным. Самое главное – с каждой новой строкой ребенок становится все смелее. Он смеется, когда удается придумать по-настоящему смешные варианты, и радуется, когда какой-то вариант вдруг получилось угадать…

«Умирал, но — обожая Марфу. Губы освежая — Марфой. Где она ложится, в картах чертится граница, начинается война,

комаровичей весна».

— По-моему, я уже запомнила эту строфу наизусть. Это все?

— Нет, это только начало. Теперь приступает к следующему этапу.   Берем секундомер. Разрезаем по строчкам бумагу, на которой мы написали стихотворение. Листочки со строками как следует перемешали на столе! Ставим секундомер. Теперь твоя задача – собрать это стихотворение из отдельных строк, как собирают пазл. Собирая, ты еще раз его вспомнишь. Старт! Отлично! Ты собрала его за 19,6 секунд. Еще раз перемешиваем строки стихотворения. Старт! Теперь ты собрала его за тринадцать секунд! Целых шесть секунд выигрыша! Когда ребенок осознает, что он сделал прогресс на шесть секунд, он начинает с упоением отдаваться этой игре: даже оставшись один,  он составляет стихотворение из перемешанных листков и  проверяет себя по секундомеру.

Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук. Фото с сайта old.novayagazeta.ru

Но это только первый ход! Теперь берем замечательный инструмент под названием ножницы и разрезаем стихотворение на отдельные слова. И тоже ставим секундомер. Надо собрать стихотворение из отдельных слов. Посмотрим, какой рекорд ты поставишь. Вперед! Отлично!.. На самом деле стихотворение можно разделить и на части слов. В этом случае будет тренироваться еще и орфографический навык.

Достаточно собрать этот стихотворный пазл три-четыре раза, чтобы обнаружить, что стихотворение к тебе как приклеено…

Речь  идет не только о стихах. Можно выучить, играя в строки и слова, трудный параграф учебника, запомнить длинную формулу… Задача родителей — сделать так, чтобы у детей при заучивании возникал азарт игры.

Для меня важно не просто дать родителям технологии эффективных и увлекательных игр, но и научить их самим  изобретать такого рода игры.

–  Играя, легко запоминать. Но я не уверена, что играя, можно понимать…

– Прежде всего, надо выделить нашу главную цель. Перед нами —  ребенок, которому не даются школьные предметы. Благодаря технологии такой игры он начинает верить в свои силы. Он перестает воспринимать учебник, как врага. Это — огромный плюс. Ему больше не надо тратить силы на механическую зубрежку. У него впервые появится время для главного: чтобы думать и понимать.

— Не попробовать ли тогда разложить на пазлы школьный учебник? И тогда семьи могли бы играть на досуге в школьную программу?    

 — Конечно! Я думаю, это будет следующий этап. Одна из задач  ближайшего времени – разработка образовательных компьютерных игр принципиально нового класса. На основе школьной программы по тому или иному предмету можно сделать языковые и математические игры. Можно заложить в программу любое произведение мировой литературы, на любом языке. Вся школьная программа превратится в множество игр, по которым ребенок будет   путешествовать в произвольном режиме. И — играть, играть, играть, непрерывно соревнуясь со своими товарищами и с самим собой.

А. — Е. Паолетти (1834–1912), «Дети делают домашнее задание» Изображение с сайта mutualart.com

Другая математика

 — Ты упомянул математические игры. Школьная математика – головная боль для большинства родителей. Ты – автор книги «Другая математика». В ней описаны причины математической неуспешности у детей. С чего все начинается? Кто и когда делает главную ошибку?

– Проблемы с математикой чаще всего означают то же самое: ребенок не научился… играть в математику.

Играть в нее так, как играет в нее любой профессиональный математик. И – получать от игры удовольствие. Вопрос стоит так: почему большинство детей не могут воспринимать математику как игру?По моим наблюдениям, фундаментальная ошибка делается родителями, еще до школы, когда детей учат считать.

Простейший пример: мама поднимается с пятилетним ребенком по ступенькам и приговаривает: «один, два, три, четыре, пять…». И ей невдомек, что она в это время закладывает бомбу замедленного действия под будущие уроки математики, искажает в сознании своего ребенка  базовые структуры математического восприятия мира. Потому что «два» — это не вторая ступенька, а ОБЕ пройденные ступеньки. «Три» — это не третья ступенька, а все три одновременно. Спросите у этого ребенка: «Где ТРИ?» — и он покажет на третью ступеньку! Значит, он ничего не понял. «Третья ступенька» и «три ступеньки» — это разные вещи. Если взгляд ребенка не может уловить пройденный путь (от первой ступеньки ко второй и третьей), это означает, что он путает пространство и цифру.

В итоге, когда в пятом классе я прошу детей показать на линейке один сантиметр,  восемь из десяти показывают пальчиком на…. цифру один. И лишь двое из десяти показывают один сантиметр двумя пальчиками. Они понимают, что один сантиметр – это не точка, но расстояние между точками.

В основе математических неуспехов множества детей лежат языковые ошибки взрослых. Маме, которая учит малыша считать: «один, два, три, четыре, пять…», невдомек, что она  совершает лингвистическую диверсию против собственного ребенка.

Родителям следует иметь в виду, что математическая точность – это точность парадоксальная. Ребенка с детства учат, что один – один, два – два. А математика состоят из других вещей. Один может быть равен миллиону? Любой математик скажет: конечно, может. Один равен миллиону миллионных! Один может быть равен чему угодно, но все зависит от размерности, от масштаба – это фундаментальная истина математики. Для ребенка с математическим с мышлением это понятно. Если же он не понял этого с самого начала, его сознание неизбежно сломается, когда он перейдет в мир дробных чисел. Поэтому так много детей ненавидят дроби. Зато те дети, которые почувствовали красоту дробного мира, этот мир обожают.

–  Но родители больше озабочены тем, чтобы ребенок научился считать без калькулятора …

– Инструментальные техники счета – другая история. Философия и эстетика математики и счетные навыки – это разные вещи. Родители могут помочь ребенку осваивать будущую школьную программу по математике, начиная с 5-6 лет.  Все, что для этого нужно — по вечерам весело и азартно всей семьей резаться в «Архикард». Это – придуманная мною (и уже становящаяся знаменитой) колода карт, в которую заложены примерно полторы сотни игр. Они позволяют освоить все навыки устного счета, развить математическую интуицию, научиться работать с дробями и отрицательными числами. Кстати, я давно заметил, как улучшается психологический климат в семьях, которые играют в «Архикард» (многие даже берут его с собой в отпуск, чтобы играть в поезде или на пляже). Дети и родители, увлеченные общей игрой, начинают лучше слышать, чувствовать и понимать друг друга.

Игра  учит ребенка важному навыку — расслабляться по отношению  к математике.  Да-да, мы не умеем именно этого – расслабляться и получать удовольствие от предмета, который кажется нам таким сложным! Ребенок всегда зажат, когда думает о математике: он обязательно должен сделать к завтрашнему уроку  то-то и то-то, обязательно должен решить те или иные задачи. Это – стресс.

Н. П. Богданов — Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895). Изображение с сайта wikipedia.org

На уроках учитель тратит сумасшедшее количество времена на освоение математических навыков. И зачастую добивается обратного. Это – тоже стресс. А через игру счетные навыки  осваиваются как побочные эффекты. Ребенок начинает на автомате складывать, умножать, делить… У него реально формируется мускулатура счета, развивается геометрическое воображение. А главное – появляется  ощущение того, что математика – это ВКУСНО.  И такой вкус к математике может развиться у любого ребенка. Не только у того, которого считают математически одаренным! Ведь любой математик прекрасно понимает, что предмет, которому он посвятил свою жизнь, — это игра. Так давайте же учиться у людей, которые стали хорошим математиками. Они всю жизнь в нее играли!

 Итак, мнение известного педагога таково: ДЕЛАТЬ уроки вместе с ребенком — не надо. Играть вместе с ребенком, и помочь ему  научится учиться – необходимо. У вас нет на это времени? Но вы уже тратите это время – когда проверяете вечером выученное ребенком к завтрашнему дню. И вы тратите это время зря.

На следующей неделе читайте советы доктора психологических наук Александра Лобка о том, как приучить ребенка к порядку.

Категории: Воспитание, Семья, Школьное образование Присоединяйтесь к нам

www.miloserdie.ru


Смотрите также