mydocx.ru

42. Особенности логопедической работы с детьми с ффнр

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.). Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе являются базой для подготовки к обучению грамоте. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение I полугодия I класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с ФФНР предусматривает единство основных направлений в работе: (Н. А. Никашина, А. В. Ястребова).

*постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков

*введение поставленных звуков в речь

*развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звуко-буквенного состава слов.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.

studfiles.net

Рабочая программа по коррекции ФНР и ФФНР у учащихся в условиях логопедического пункта "ЛОГОПЕД и Я". Рабочая программа по коррекции ФНР и ФФНР у учащихся в условиях. Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетикофонематического недоразвития речи у детей в условиях логопедического пункта

Дифференциальная диагностика ффнр


41. Дифференциальная диагностика фонетико-фонематического недоразвития речи.

ннн

понимание

Фразовая речь

Грамматич.

строй

Словарный

запас

Слоговая

стр-ра слов

Звуко

произношение

Фонематич.

слух

Динамика и

прогноз

Соотнесение с

медицинской

классиф.

ФФНР

Хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений

слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.

Фразвая речь развернутая .Дети пользуются распространенными прост. и сложными предложениями. Структурные и грамм. нар-я фразы почти не наблюдаются.

Может всреч. негрубый аграмматизм, ед. наруш-я, к-рые не явл. типичными

Словарь соотв. возрастной

норме. Может наблюд. сужение

запаса знаний об окруж

Наруш. почти не наблюдается

Встреч. такие нарушения звукопроизношения ,дефекты

оглушения и смягчения звуков.

Страдают восприятие, анализ,

синтез звукового состава

слов. Затрудн дифф. звуков отлич. тонкими акустич. признаками

Без логопомощи наруш-я звукопроизн. И фонем. восприятия самост-но не коррегируются. Дисграфия, трудн. в анализе и синт.

ФФНР- сложная дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия

ФФН

Полное

Фразовая речь развернута, присутствует

распространенная фраза Доступен

рассказ, пересказ.

Не нарушен

Соответствует возрасту

Не нарушено

Нарушено (искажение). Звук произн.

искаженно, ненормировано, искаженно

для фонетич. сис-мы данного языка.

Не нарушен.

Доступен анализ и синтез.

Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаж. произнош. Его артикул. закрепл. и не поддается самокоррекции вслед. инерт. артик. аппар аппара

Артик.-фонетич дислалия, может сочетаться с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии

ОНР (4 ур.рр)

Ограничено. Затруднено понимание сущ. С суффиксом единоличности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.

Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. В самост. рассказывании польз. Простыми малоинформ. предлож.. Трудности в планир. высказываний и отборе яз. средств

Стойкие ошибки: сущ. с суфф. ед.ч., прилаг. образ от сущ., прилаг притяж., в образ. сложных слов, визм. По падеж., пропуск/амена союзов, инверсии.

Надостаточный предметный словарь, замена родовых и видовых понятий, неточное употребление слов, рудности в дифф. муж и жен рода

Отд. наруш-я слог. стр-ры. Элизии(ед. пропуски, сокращения слогов), персеверации.

Процесс фонемообразования не закончен: смешение звуков; недостаточная внятность, нечеткость дикции; общая смазанность речи.

Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформир. Операций анализа и синтеза, абстрагирования, обощения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.

Динамика положительная при логопедической помощи. При отсутствии таковой стойкие нарушения письменной речи.

ОНР IV ур, стертая дизартрия; ОНР IV ур, заикание;

ОНР IV ур, ринолалия; ОНР IV ур, обусловленное двуязычием в семье; ОНР IV ур, выход из моторной алалии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

studfiles.net

Дифференциальная диагностика фонетико-фонематического недоразвития речи

Главная Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 44Следующая ⇒
ннн понимание Фразовая речь Грамматич. строй Словарный запас Слоговая стр-ра слов Звуко произношение Фонематич. слух Динамика и прогноз Соотнесение с медицинской классиф.
ФФНР Хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.     Фразвая речь развернутая .Дети пользуются распространенными прост. и сложными предложениями. Структурные и грамм. нар-я фразы почти не наблюдаются.   Может всреч. негрубый аграмматизм, ед. наруш-я, к-рые не явл. типичными Словарь соотв. возрастной норме. Может наблюд. сужение запаса знаний об окруж Наруш. почти не наблюдается Встреч. такие нарушения звукопроизношения ,дефекты оглушения и смягчения звуков. Страдают восприятие, анализ, синтез звукового состава слов. Затрудн дифф. звуков отлич. тонкими акустич. признаками Без логопомощи наруш-я звукопроизн. И фонем. восприятия самост-но не коррегируются. Дисграфия, трудн. в анализе и синт. ФФНР- сложная дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия
ФФН   Полное     Фразовая речь развернута, присутствует распространенная фраза Доступен рассказ, пересказ.   Не нарушен Соответствует возрасту Не нарушено Нарушено (искажение). Звук произн. искаженно, ненормировано, искаженно для фонетич. сис-мы данного языка. Не нарушен. Доступен анализ и синтез. Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаж. произнош. Его артикул. закрепл. и не поддается самокоррекции вслед. инерт. артик. аппар аппара Артик.-фонетич дислалия, может сочетаться с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии
ОНР (4 ур.рр) Ограничено. Затруднено понимание сущ. С суффиксом единоличности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.     Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. В самост. рассказывании польз. Простыми малоинформ. предлож.. Трудности в планир. высказываний и отборе яз. средств Стойкие ошибки: сущ. с суфф. ед.ч., прилаг. образ от сущ., прилаг притяж., в образ. сложных слов, визм. По падеж., пропуск/амена союзов, инверсии. Надостаточный предметный словарь, замена родовых и видовых понятий, неточное употребление слов, рудности в дифф. муж и жен рода Отд. наруш-я слог. стр-ры. Элизии(ед. пропуски, сокращения слогов), персеверации. Процесс фонемообразования не закончен: смешение звуков; недостаточная внятность, нечеткость дикции; общая смазанность речи. Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформир. Операций анализа и синтеза, абстрагирования, обощения и сравнения. Единичные латеральные парафазии. Динамика положительная при логопедической помощи. При отсутствии таковой стойкие нарушения письменной речи. ОНР IV ур, стертая дизартрия; ОНР IV ур, заикание; ОНР IV ур, ринолалия; ОНР IV ур, обусловленное двуязычием в семье; ОНР IV ур, выход из моторной алалии.    
⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒

Date: 2015-12-13; view: 809; Нарушение авторских прав

Подборка по базе: федеральная целевая программа на 2016-2020 годы.doc.Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР IV уровня

Таблица № 6.
I. Понимание Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.
II. Фразовая речь
  1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
  2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями.
  3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.
III. Грамматический строй Стойкие ошибки:
  1. Уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице).
  2. Существительные с суффиксом единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка - пушинка).
  3. Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; сосный – сосновый).
  4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый – хвастливый; улыбниный - улыбчивый).
  5. Притяжательные прилагательные (волкин - волчий)
  6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов.
  7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость – злой, добродушный, не вежливость).
  8. Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа.
  9. Конструкции предложений:
а) пропуски союзов;б) замена союзов;в) инверсия.
IV. Словарь
  1. Недостаточный предметный словарь.
  2. Замена родовых и видовых понятий (лес – березки; деревья - елочки).
  3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный – круглый).
  4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик – вместо летчица).
V. Слоговая структура Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости:
  1. элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков.
  2. персеверации (редкие)
VI. Звукопроизно- шение Процесс фонемообразования не закончен:
  1. Смешение звуков.
  2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция.
  3. общая смазанность речи
VII. Фонематичес-кий слух Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.
VIII. Динамика,прогноз Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой – стойкие нарушения письма.
IХ. Соотнесение диагностик ОНР IV уровня, стертая дизартрия;ОНР IV уровня, заикание;ОНР IV уровня, ринолалия;ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семьеОНР IV уровня, выход из моторной алалии

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычиеТаблица № 7.
I. Понимание Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов.Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.
II. Фразовая речь Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распространенными простыми и сложными предложениями. Структурные и грамматические нарушения фразы почти не наблюдаются.
III. Грамматический строй Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными.
IV. Словарный запас Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечаться сужение запаса знаний и представлений об окружающем.
V. Слоговая структураслов Нарушений почти не наблюдается
VI. Звукопроизношение Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков.
VII. Фонематический слух Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые – мягкие, свистящие - шипящие).
VIII. Динамика и прогноз Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия самостоятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковом анализе слов.
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией ФФН – сложная дислалия;ФФН – стертая форма дизартрии ()общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация, трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхиваний, замедленный темп речи);ФФН – заикание;ФФН – ринолалия.

Фонетическое недоразвитие речи

Таблица № 8.
I. Понимание Полное
II. Фразовая речь Фразовая речь развита, присутствует распространенная фраза, доступен рассказ, пересказ.
III. Грамматический строй Не нарушен
IV. Словарный запас Соответствует возрасту
V. Слоговая структураи звуконаполняемость Не нарушены
VI. Звукопроизношение Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука).Звуки произносятся ненормированно, искаженно, для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные не взрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, свистящих и шипящих звуков, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм

VII. Фонематический слух Не нарушен. Доступен анализ и синтез.
VIII. Динамика и прогноз Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется, и не поддается обычно самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков.При помощи логопеда, чаще всего, можно исправить
IХ. Соотнесение с медицинской классификацией Дислалия, а точнее артикуляторно-фонетическая дислалия. Сочетается с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии.

Диффенциальная диагностика речевых нарушений

Заикание

Таблица № 9.
1. Понимание Может быть нарушено или сохраненов зависимости от наличиясопутствующих речевых нарушений.
2. Фразовая речь
3.Грамматический строй
4. Словарь
5.Слоговая структура
6.Звукопроизношение
7.Фонематический слух
8. Время появления заикания
9. Виды заикания
  1. Невротическое..
  2. Неврозоподобное.
10. Форма заикания (по типу судорог)
  1. Тоническая.
  2. Клоническая.
  3. Смешанная (тоно-клоническая, клоно-тоническая).
11. Виды судорог
  1. Дыхательные.
  2. Голосовые.
  3. Артикуляционные.
  4. Смешанные (артикуляционно-голосовые, артикуляционно-дыхательные, дыхательно-голосовые).
12. Степень проявления
  1. Легкая (едва заметно и не мешает речевому общению).
  2. Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена).
  3. Тяжелая (речевое общение невозможно вследствие сильных судорог во всех видах речи).
13. Моторика
  1. Сопутствующие движения:
    • Непроизвольные (тики, миоклонусы мышц лица, шеи, рук);
    • Произвольные (уловки моторики рук, ног, корпуса, головы – покашливание, покусывание кончика языка и т.д.).
  2. Эмболофразии, логофобии.
14. Темп речи
  1. Замедленный.
  2. Ускоренный.
  3. Скачкообразный.
  4. Нормальный.
15. Динамика и прогноз Благоприятный с логопедической помощью: 2-4 года, чаще у девочек.Неблагоприятный: 5 лет, начальная школа, чаще у мальчиков.
16. Соотнесение с другими классификациями. ФФН, ФНР, ЗРР, ОНРСт.ф.дизартрии, ринолалия.
Дифференциальная диагностика заиканияТаблица № 10
Анамнез Вегето-сосудистая дистония Перенатальная энцефалопатия, травма, леворукость Неравномерность в развитии мышления и речи, патологическая речевая среда
Течение Постоянное, волнообразное, рецидивирующее
Общая моторика Непроизвольные насильственные движения (тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи, рук)
Произвольные уловки моторики рук, ног, корпуса, головы (покусыване кончика языка, беззвучная артикуляция), эмболофразии звуков, сочетаний Эмболофразии слов, предложений
Артикуляционная моторика Артикуляционные судороги (смычные согласные, судороги мышц языка, губ, мягкого неба)Голосовые судороги (прерывистость, шепот гласных, судороги мышц гортани)Дыхательные судороги (недостаток выдоха при задержке или резком выталкивании воздуха, судороги мышц брюшного пресса, диафрагмы грудной клетки)Смешанные судороги (артикуляционно-голосовые, артикуляционно-дыхательные, дыхательно-голосовые)
Звукопроизношение Может быть нарушено Может быть нарушено
Фиксированность внимания на речевых затруднениях Серьезно переживают Не замечают
Заключение Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Физиологические интерации (несудорожного характера)
Форма: тоническая, клоническая, смешанная
Степень:
  • Легкая (активен, контактен, к дефекту равнодушен, судороги в самостоятельной речи)
  • Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена, дефект не осознает, судороги в самостоятельной вопросно-ответной отраженной речи).
  • Тяжелая (пассивен в деятельности, не общителен, контактен при побуждении со стороны, судороги во всех видах речи)
Динамика С логопедической помощью
Прогноз Благоприятный: 2 – 4 года, чаще у девочек.Неблагоприятный: начальная школа, пубертатный период, чаще у мальчиков Неблагоприятный: 2-5 лет, может перерости в заикание
Соотносится с речевыми нарушениями ЗРР, ОНР, ФФН, дизартрия стертой формы
Диагностика дислексийТаблица № 11.
Этиология Патогенез Симптоматика Категория детей Прогноз
речевая неречевая
- наследственная предрасположенность 2.1.Органические причины:
  • патология беременности, родов, асфиксия;
  • локализованные повреждения коры головного мозга в результате травмы или инфицирования
3.Функциональные причины
  1. Несформированность сенсомоторных операций (зрительно - пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);
  2. Несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень)
  3. Нарушение семантических операций (соотношение со смыслом)
Стойкие замены и смешение звуков при чтении
  • побуквенное чтение;
  • искажение звукослоговой структуры;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • «угадывающее» чтение;
  • аграмматизмы при чтении;
  • замедленный темп чтения.
Дислексия может сопровождаться:- неврологическими нарушениями высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно - логического мышления) Проявляется у детей ММД, ЗПР;
  • с тяжелыми нарушениями письменной и устной речи;
  • при ДЦП;
  • с нарушениями слуха и зрения;
  • при умственной отсталости;
  • с нормой интеллекта
При комплексном подходе к структуре дефекта и правильно выбранных методах коррекционно - развивающей работы возможна положительная динамика

fizich.ru

Дифференциальная диагностика ФФНР.

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождаю- щееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название воз- растное или физиологическое косноязычи. Понимание Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию. Фразовая речь Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распростра- ненными простыми и сложными предложениями. Струк- турные и грамматические нарушения фразы почти не на- блюдаются. Грамматический строй Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными. Словарный запас Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечать- ся сужение запаса знаний и представлений об окружающем. Слоговая структура слов Нарушений почти не наблюдается Звукопроизношение Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков. Фонематический слух Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие). Динамика и прогноз Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематическ ог о восприятия самост оятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковоманализе слов. Соотнесение с медицинской классификацией ФФН — сложная дислалия; ФФН — стертая форма дизартрии общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхива- ний, замедленный темп речи); ФФН — заикание; ФФН — ринолалия.

pouznaval.ru

Дифференциальные таблицы сходных состояний

Варианты пересечения классификаций:

п/п

Психолого-педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация

1

ФНР(фонетическое нарушение речи) или НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)

Дислалия; стертая форма дизартрии или дизартрия; нарушения голоса; ринолалия

2

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи)

Дислалия; дизартрия или стертая Форма дизартрии; ринолалия

3

ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи)

Выход из моторной (сенсорной) алалии по типу задержки речевого развития при ЗПР невыясненного патогенеза

4

ОНР (1,2,3 ур.) или НОНР (нерезко выраженное недоразвитие речи)

Моторная алалия; сенсорная алалия; сенсомоторная алалия; дизартрия или стертая форма дизартрии при ЗПР по типу задержки речевого развития невыясненного генеза

5

Нарушение темпа и ритма речи

Заикание;тахилалия; брадилалия;полтерн

Примерные формулировки логопедического заключения.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. Заикание.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

В соответствии с определением, термин «общее недоразвитие речи» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуется использовать следующие формулировки логопедического заключения:

Системное недоразвитие тяжелой степени при умственной отсталости.

Системное недоразвитие средней степени при умственной отсталости.

Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии.

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1

Восприятие речи

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Грубо нарушено

2

Понимание речи

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

3

Слуховое внимание

Сохранно

Нарушено

4

Эхолалия

Отсутствует

Присутствует

5

Повторение услышанного

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

6

Коммуникация

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

7

Мимико-жестикуля- торная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

8

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

9

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Дифференциальная диагностика моторной алалии и системного нарушения речи при нарушении слуха.

Критерии сравнения

Моторная алалия

Нарушения слуха

1

Слух

Слуховая функция сохранна

Слуховая функция нарушена

2

Спонтанное овладение речью

Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся)

Вне специального обучения речь не формируется

3

Экспрессивная речь

Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний

Отсутствие экспрессивной речи

4

Просодические компоненты речи

Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны

Просодика нарушена

5

Мимико-жестовая

речь

Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями

Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР.

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Задержка речевого развития

1

Темп овладения речью

Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическими проявлениями — нарушениями структурно-функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность

2

Спонтанное

усвоение

языка

Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями

Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка

3

Импрессивная

речь

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов

4

Экспрессивная

речь

Нарушена программа высказывания;

стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль);

аграмматизм;

с накоплением словаря усиливается аграмматизм

Есть программа речевого высказывания;

отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм

5

Особенности динамики в коррекционной работе

Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;

возможны остаточные явления в школьном возрасте

Способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями;

речевую недостаточность преодолевают спонтанно;

коррекция направлена на звуковую сторону речи;

к школе преодолевают речевую недостаточность

6

Анатомо-фи-

зиологические

особенности

Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер

Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются

7

Особенности

психической

деятельности

Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма

Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии).

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Анартрия(дизартрия)

1

Речевая моторика

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Нарушения артикуляционного компонента речи составляют суть данной патологии

2

Системность

нарушения

Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)

Нарушается одна из подсистем — фонетическая

3

Нарушения

звукопроизно-шения

1. Расстройство произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования фонем

1. Расстройства произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций

1. Механизм

2. Многие звуки, подверженные нарушениям (иска

жениям, заменам, пропускам, повторениям, пере

становкам), имеют одновременно и правильное

произношение.

3. Преобладают разнотипные нарушения звуко-

произношения (искажения, замены, пропуски).

4. Доминируют замены небольшого количества

звуков.

5. Может быть одновременно и правильное, и

искаженное произношение звука.

6. Замены артикуляторно сложных и артикулятор-

но простых звуков.

7. Произношение звука в составе слогов относи

тельно сохранно, в составе слова нарушено

2. Только единичные звуки имеют одно

временно правильное произношение.

3. При стертой дизартрии преобладают

однотипные нарушения (либо искажения,

либо пропуски, либо замены).

4. Доминируют искажения большого

количества звуков.

5. Для всех искаженных звуков характерно

постоянное искажение.

6. Замены преимущественно артикуляторно

сложных звуков.

7. Нарушено произношение звука как в

словах, так и в слогах

2. Полиморф-

ность

Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии.

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Детская моторная афазия

1

Анамнез

Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет)

Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет

2

Механизм нарушения

Недоразвитие речи как системы

Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)

3

Необходимость

коррекционного

воздействия

Необходима целенаправленная речевая коррекция

Возможно спонтанное восстановление речи

4

Нарушения ЦНС

Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены

Симптомы локального поражения головного мозга

Дифференциальная диагностика моторной алалии и системного недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности.

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

Сущность нарушения

Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурнофункциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи — результат патологии познавательной деятельности

2

Предречевое

развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

3

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

• К 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом;

• по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется

4

Импрессивная речь,

Установление причинно-следственных связей

Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно- следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено

5

Формально-

языковые

нарушения

речи

Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь логически бедная или алогичная, может быть правильной в формальноязыковом отношении

6

Запас знаний и представлений

С трудом актуализируется в речи

Ограничен

7

Невербальное

мышление

Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)

Нарушено вербальное мышление

8

Степень

обучаемости

Высокая

Низкая

9

Критичность

Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм

Некритичны

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера).

Критерии сравнения

Моторная алалия

Аутизм

1

По определению

Речевая патология

Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

2

Раннее развитие речи

Речь развивается неполноценно

Раннее речевое развитие — норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне

3

Реакция на обращенную речь

Сохранная постоянная реакция на речь окружающих

Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен

4

Психопатологические симптомы

Отсутствуют

Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции

5

Особенности психического развития

Может наблюдаться ЗПР, дифицитар- ное развитие

Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов

6

Экспрессивная

речь

Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке

7

Мимико-жестовая

речь

Активно используют в общении

Не использует жесты и мимику (распад)

8

Эхолалия

Не отмечается

Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии

9

Просодика

Не нарушена

Своеобразные нарушения просодической стороны речи (замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса)

10

Общение

Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма)

Отказ от общения

11

Эмоционально- волевая сфера

Адекватность эмоций

Неадекватность эмоциональных реакций

12

Моторика

Относительно сохранная (исключения)

Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки,потряхивания тела, самостимул

Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии.

Дислалия

Стертая форма дизартрии

1.У соматически ослабленных детей. Органики нет.

2.Неврологическая симптоматика отсутствует.

3.Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.

4.Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.

5.Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

6.Речевая активность повышена.

7.К своему дефекту ребенок критичен.

8.Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.

9.Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен.

10.Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений.

11.Диафрагмально-речевое дыхание в норме.

12.В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное.

13.Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается ЗПР.

14.Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой

1.Связана с поражением центральной нервной системы.

2.Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.

3.Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

4.Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются

с трудом.

5.Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

6.Речевая активность снижена.

7.К дефекту относится безразлично.

8.Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.

9.Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.

10.Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.

11.Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмальноречевое — не сформировано.

12.Поведение неровное, часты перепады настроения.

13.Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)

14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой

infourok.ru

Теоретический материал по теме "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ".

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Диагностика речевых расстройств имеет большое практическое значение. Психо- лого-педагогическая классификация речевых нарушений позволяет определить их симптомологический уровень и описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематиче- ское недоразвитие, фонетические нарушения и т.д.). Клинико-педагогическая классификация направляет внимание логопеда на анатомо-физиологический механизм (патогенез) нарушении, позволяет ответить на вопросы:

  1. Какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими );

  2. На каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);

  3. В каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом);

  4. Какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи;

  5. Время его наступления.

Эти данные также называют логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.

Методическое объединение логопедов филиалов МОУ «ЦД и К» и старших логопедов МДОУ, ОУ, СКОУ, УИТ в 2004 - 05 уч. году целенаправленно работало по дифференциальной диагностике речевых нарушений. Были выработаны единые подходы и последовательность к диагностике речевых нарушений, варианты соотношения 2-х классификаций, а также определены прогнозы при логопедическом воздействии и составлены таблицы. Данные таблицы приводятся ниже:

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста в норме (по М.Ф.Фомичевой).

  2. Задержка речевого развития в сравнении с показателями нормального речевого развития.

  3. Дифференциальная диагностика речевых нарушении ОНР I уровня.

  4. Общее недоразвитое речи второго уровня (ОНР II ур.)

  5. Общее недоразвитие речи третьего уровня (ОНР III ур.)

  6. Общее недоразвитие речи четвертого уровня (OIIP IV ур.)

  7. Фонетико-фонемагическое недоразвитие (ФФН)

  8. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

9-10 Дифференциальная диагностика заикания

11-12 Диагностика дислексии

13-14 Диагностика дисграфии

15. Диагностика дизорфографии

Надеемся, что эти данные по дифференциальной диагностике помогут логопедам не только в выявлении речевых нарушений, но и в правильной организации оказания логопедической помощи, как дошкольникам, так и школьникам.

Развитие речи детей дошкольного возраста в норме (по М.Ф.Фомичевой)

Таблица№ 1

Возраст

Звукопроизношение

Словарь

Фразовая речь

Г рамматиче- ский строй

1.

3 мес.

Гуление

2.

6-9 мес.

Лепет

3.

12 мес.

Первые слова

4.

24 мес.

Г ласные: а, э, у; ы, э-неоп- ределённые.

Согласные раннего онтогенеза: м,н,п,б,д,т,г,к,х и их мягкие варианты. Согласные позднего онтогенеза индивиду ально

Предметы, действия

Начатки фразовой речи

5.

2-3 года

Твёрдые и мягкие губные (м, м', п, п', б, б') Губно-зубные (в,в', ф,ф') Переднеязычные (т,т', д,д', н,н', с', л')

Заднеязычные(к,к', г,г',х,х')

до 500 слов встречаются элизии

Элементарные суждения из однословных и многословных предложений

Не всегда употребляют союзы и предлоги

6.

3-4 года

Согласные произносятся смягченно. Свистящие и шипящие редуцированы Сонорные «л, р» пропускаются или заменяются звуками «л', й»

800-1000 слов встречаются элизии и персеверации

Короткие фразы, постепенно у дли- няющиеся и усложняющиеся

Может нарушаться порядок слов и оформление связей

7.

4-5 лет

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки «л,р».

1900-2000 слов Редкие персеверации и элизии

Связная, последовательная, состоит из распространенных и сложных фраз

Редкий аграмма- тизм

8.

5-6 лет

Практически все звуки сформированы или находятся в стадии автоматизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некоторых детей не закончена

до 2500-3000 слов. Не встречаются и персеверации, исключения составляют только некоторые малознакомые слова, типа «экскаватор).

Дети отвечают на вопросы, пересказывают хорошо известные сказки, рассказы.

Редкий аграмма- тизм

9.

6-7 лет

Все звуки сформированы Дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих закончена

до 3000-3500 слов. Слоговая структура не нарушена Многосложные, но часто встречающиеся слова произносятся без ошибок (электричество, аквариум, милиционер).

Дети полно и правильно рассказывают и пересказывают.

Редкий, единичный аграмматизм при употреблении сложных предложений

Причины задержки речевого развития.

  1. Эмоциональная депривация (недостаточность). Если малыш был лишен в первые два года жизни близкого общения с матерью или заменяющим ее лицом, он как правило, не ловит взгляд взрослого, его лицо безучастно, амимично, ребенок не смеется и почти не плачет. Без эмоционального контакта с другим человеком у ребенка не возникает потребность в общении, в том числе в речевом.

  2. Перцептивная (чувственная) депривация. Недостаточность чувственного опыта выражается в узком кругозоре ребенка, в его скудной осведомленности. У ребенка нет возможности осуществлять различные предметы, их свойства и качества; постепенно у малыша угасает потребность и в этом. При отсутствии или резком сужении сенсорного опыта и предметно-практической деятельности возникает ЗРР, так как речь в раннем возрасте является выражением наглядно-действенных форм мышления.

Первые две причины ЗРР мы нередко наблюдаем в случае так называемого госпитального синдрома (отсутствие впечатлений и общения у ребенка, находящегося в больничной кроватке), у детей социально незрелых или занятых родителей, а также как следствие повышенной родительской заботы (гиперопеки), когда родителями создается такой охранительный режим, при котором у ребенка нет свободы действий и не возникает потребностей , так как все потребности упреждается родителями. Чтобы назвать предмет, ребенок должен его потребовать, захотеть взять его в руки, эмоционально на него среагировать.

  1. Остановка на стадии называния предмета. Возникшая речь, чаще лепетная, состоит у такого ребенка из незначительного количества слов, обозначающих в основном предметы. Но крайне примитивная, суженная деятельность ребенка совместно со взрос - лыми, называние взрослыми только имен существительных без употребления других частей речи тормозят становление фразовой речи, сужают зону ближайшего речевого развития.

  2. Функциональная незрелость речевых зон мозга (так называемая темповая задержка, когда речь гармонически развивается в более поздние сроки).

  3. Соматические нарушения: нарушения функций органов дыхания, недостаточно развитые голосовые связки, аденоиды и др. - негативно сказываются на качестве речи (гнусавость, шепотная речь, неспособность ребенка проговорить фразу на едином речевом выдохе).

  4. Последствия ПЭП (постнатальной энцефалопатии), т.е. органическое поражение центральной нервной системы во время родов и в послеродовой период, могут быть выражены в различной степени - от очень тяжелых проявлений до заметных только специалисту неврологу, но они, как правило, играют определяющую негативную роль в раннем речевом развитии.

  5. Вторичная ЗРР как следствие, нарушений слуха, зрения, интеллекта, моторно-двигательной сферы (ДЦП).

Задержка речевого развития к трем годам у детей может иметь различный выход от полной коррекции в течение года (неосложненные варианты 1,2,3) до определения уточненных речевых диагнозов (наиболее тяжелый вариант - моторная алалия т.е. невозможность речевых поражений вследствие органического поражения ЦНС). Следует в этот период предупреждать развитие заикания, особенно при наличии факторов 5,6. При уточненной диагностике фактора 7 детям показано определение в профилирующее учреждение по ведущему диагнозу или посещение коррекционных занятий у специалистов: сур- дологов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов.

Задержка речевого развития в сравнении с показателями нормального

речевого развития

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - молодое направление в коррекционной педагогике.

Медико-психологопедагогические комиссии направляют детей раннего возраста в логопедические группы с заключением ЗРР. Диагностировать маленьких детей сложно, следовательно, надо собирать подробный речевой анамнез.

Специалистам-логопедам известно понятие возрастной нормы.

Таблица №2.

Общепринятые показатели нормального речевого развития

Показатели задержки речевого развития

Характерно для детей с поражением центральной нервной системы, которые выливаются в речевые расстройства.

Крик - очень тихий,

II - стадия

Качественное изменение крика

  1. месяца. Смех на выдохе, это тренировка речевого дыхания. Осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным

Крик однообразный без интонаций.

III - стадия - лепет 5-6 месяцев:

Если нет звукокомплексов, переходящих в лепет, может быть глухота Лепет имеет большое значение в развитии речи.

В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразо - вания.

IV - расцвет лепета 6-7 месяцев:

- активный лепет (общение со взрос - лыми). У здорового ребенка лепет - это самостоятельная деятельность, развивается понимание обращенной речи. Лепет имеет определенное значение (лепетные слова, имеющие смысл), п-п', б-б', м-м', ч-ч', к-к', э, а

Лепет значительно затягивается, ребенок использует псевдослова, не имеющие определенного значения.

8-9 месяцев

Недостаточность предметно - действенного общения со взрослыми (изоляция из семьи) ведут к задержке развития речи. У детей с поражением центральной нервной системы при ММД появляются стойкие реакции страха, протест на незнакомую обстановку, людей, отсутствие подражательных игровых действий.

1 год:

Данный период является сензитивным для развития речи

- появление первых осмысленных слов (10-12 слов - норма, минимум - 3-4слова)

Слов значительно меньше, или отдельные слоги, отсутствие речевого подражания новых слов; нарушена интонационная выразительность речи.

1,5 года:

- постепенное накопление словаря (до 20 слов)

После 1,5 лет овладение родной речью на ос - нове речевого подражания с каждым месяцем идет труднее;

2 года:

2 - 2,5 года

- постепенное развертывание фразовой речи.

3 года:

- 1000 слов максимум, минимальный словарный запас 250 слов, используются предложения из 3-х слов, ребенок пользуется множественным числом существительных и глаголов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик в коробку»

Пассивный словарь номинантный. Активный словарь 5-10 слов;

Диагноз ЗРР. Детей зачисляют на 1 год с переосвидетельствованием для уточнения диагноза, так как причины, которые привели к ЗРР разные.

I. Понимание

Ситуативное

II. Фразовая речь

Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения.

III. Г рамматический строй

Не понимают грамматических изменений слов

IV. Словарный запас

Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире.

V. Слоговая структура слов

Не сформирована

VI. Звукопроизношение

Звуки раннего онтогенеза редуцированы

VII. Фонематический слух

Не сформирован

VIII. Динамика, прогноз

Относительно благоприятный с логопедической помощью

IX. Соотнесение с медицинской классификацией

Моторная алалия Сенсорная алалия Сенсомоторная алалия Псевдобульбарная дизартрия Заикание

Общее недоразвитие речи II уровня - сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы

Таблица№ 4

I. Понимание

На бытовом уровне. Отсутствует понимание: форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм муж. и жен. рода глаголов

II. Фразовая речь

Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х - Зх слов.

ITT. Грамматический строй

Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И. п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги.

IV. Словарный запас

Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер.

V. Слоговая структура слов

Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации.

VI. Звукопроизношение

Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные замены, редуцированность звуков

VII. Фонематический слух

Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии.

VIIL Речевое заключение

  1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и им- прессивные аграмматизмы. Фраза одно- двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого).

  2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно -ритмическая сторона речи.)

  3. ОНР II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз.

IX. Динамика, прогноз

С 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ. Выписывается: а) с хорошей речью в массовую школу; б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции.

I. Понимание

Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, логико-грамматических конструкций.

II. Фразовая речь

Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма.

III. Г рамматический строй

Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций. Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в сложноподчиненных предложениях.

IV. Словарный запас

Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или наличествуют в искаженном виде, менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются:

V. Слоговая структура слов

Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации, элизии, контаминации).

VI. Звукопроизношение

Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены).

VII. Фонематический слух

Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Литеральные парафазии - показатель стойкости нарушения фонематического слуха.

VIII. Динамика и прогноз

Динамика положительная. С логопедической помощью - полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи); без помощи - нарушения устной и письменной речи.

IX. Может сочетаться

ОНР III уровня, ст. ф. Дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия

ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников)

I. Понимание

Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности,

притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.

II. Фразовая речь

  1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

  2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными предложениями.

3!. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.

III. Г раммати- ческий строй

Стойкие ошибки:

  1. У меньшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице).

  2. Существительные с суффиксом единичности (горошка, гороховка - горошинка; пуховка, пушка - пушинка).

  3. Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной - пуховый; сосный - сосновый).

  4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние (хвастовый - хвастливый; улыбниный - улыбчивый).

  5. Притяжательные прилагательные (волкин - волчий)

  6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов.

  7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость - злой, добродушный, не вежливость).

  8. Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа.

  9. Конструкции предложений:

а) пропуски союзов;

б) замена союзов;

в) инверсия.

IV. Словарь

  1. Недостаточный предметный словарь.

  2. Замена родовых и видовых понятий (лес - березки, деревья - елочки).

  3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный - круглый).

  4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик - вместо летчица).

V. Слоговая структура

Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости

  1. Элизии - единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков.

  2. Персеверации (редкие)

VI. Звукопроиз- ношение

Процесс фонемообразования не закончен:

  1. Смешение звуков.

  2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция.

  3. Общая смазанность речи

VII. Фонематический слух

Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.

VIII. Динамика и прогноз

Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой - стойкие нарушения письма.

IX. Соотнесение диагностик

ОНР IV уровня, стертая дизартрия;

ОНР IV уровня, заикание;

ОНР IV уровня, ринолалия;

ОНР IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР IV уровня, выход из моторной алалии

ФФН - стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождающееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычи.

Таблица № 7.

I. Понимание

Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию.

II. Фразовая речь

Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распростра - ненными простыми и сложными предложениями. Структурные и грамматические нарушения фразы почти не наблюдаются.

III. Грамматический строй

Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными.

IV. Словарный запас

Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечаться сужение запаса знаний и представлений об окружающем.

V. Слоговая структура слов

Нарушений почти не наблюдается

VI. Звукопроизношение

Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков.

VII. Фонематический слух

Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие).

VIII. Динамика и прогноз

Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия самостоятельно не коррегируются В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковом анализе слов.

IX. Соотнесение с медицинской классификацией

ФФН - сложная дислалия;

ФФН - стертая форма дизартрии ()общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхива- ний, замедленный темп речи);

ФФН - заикание;

ФФН - ринолалия.

I. Понимание

Полное

II. Фразовая речь

Фразовая речь развита, присутствует распространенная фраза, доступен рассказ, пересказ.

III. Г рамматический строй

Не нарушен

IV. Словарный запас

Соответствует возрасту

V. Слоговая структура и звуконаполняемость

Не нарушены

VI. Звукопроизношение

Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука).

Звуки произносятся ненормированно, искаженно, для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные не взрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацйзм, сигматизм, свистящих и шипящих звуков, йотацизм, каппацизм, гам- мацизм, хитизм .

VII. Фонематический слух

Не нарушен. Доступен анализ и синтез.

VIII. Динамика и прогноз

Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется, и не поддается обычно самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. При помощи логопеда, чаще всего, можно исправить

IX. Соотнесение с медицинской классификацией

Дислалия, а точнее артикуляторно-фонетическая дислалия. Сочетается с ринолалией, заиканием, стертой формой дизартрии.

Заикание

Таблица№ 9

1. Понимание

2. Фразовая речь

3. Г рамматический строй

Может быть нарушено или сохранно в зависимости от наличия сопутствующих речевых нарушений.

4. Словарь

5. Слоговая структура

6. Звукопроизношение

7. Фонематический слух

8. Время появления заикания

9. Виды заикания

  1. Невротическое

  2. Неврозоподобное

10. Формы заикания

11. Виды судорог

  1. Дыхательные.

  2. Голосовые.

  3. Артикуляционные.

Смешанные (артикуляционно-голосовые, артикуляционнодыхательные, дыхательно-голосовые).

12. Степень проявления

  1. Легкая (едва заметно и не мешает речевому общению).

  2. Средняя (активность в деятельности снижена, общительность нарушена).

  3. Тяжелая (речевое общение невозможно вследствие сильных судорог во всех гидах речи).

13. Моторика

рук);

14. Темп речи

  1. Замедленный.

  2. У скоренный

  3. Скачкообразный.

  4. Нормальный.

15. Динамика и прогноз

Благоприятный с логопедической помощью: 2-4 года, чаще у девочек.

Неблагоприятный: 5 лет, начальная школа, чаще у мальчиков.

16. Соотнесение с другими классификациями

ФФН, ФНР, ЗРР, ОНР Ст. ф. дизартрии, ринолалия.

Анамнез

Вегето-

сосудистая

дистония

Перенатальная энцефалопатия, травма, леворукость

Неравномерность в развитии мышления и речи, патологическая речевая среда

Течение

Постоянное, волнообразное, рецидивирующее

Общая моторика

Непроизвольные насильственные движения (тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи, рук)

Произвольные уловки моторики рук, ног, корпуса, головы (покусыване кончика языка, беззвучная артикуляция), эмболофразии звуков, сочетаний

Эмболофразии слов, предложений

Артикуляционная моторика

Артикуляционные судороги (смычные согласные, судороги мышц языка, губ, мягкого неба) Г олосовые судороги (прерывистость, шепот гласных, судороги мышц гортани) Дыхательные судороги (недостаток выдоха при задержке или резком выталкивании воздуха, судороги мышц брюшного пресса, диафрагмы грудной клетки) Смешанные судороги (артикуляционно-голосовые, артикуляционнодыхательные, дыхательно-голосовые)

Звукопроизношение

Может быть нарушено

Может быть нарушено

Фиксированность внимания на речевых затруднениях

Серьезно переживают

Не замечают

Заключение

Невротическое заикание

Неврозоподобное

заикание

Физиологические ин- терации (несудорожного характера)

Форма: тоническая, клоническая, смешанная

Степень:

Динамика

С логопедической помощью

Прогноз

Благоприятный: 2 — 4 года, чаще у девочек. Неблагоприятный: начальная школа, пубертатный период, чаще у мальчиков

Неблагоприятный:

2-5 лет, может перерости в заикание

Соотносится с речевыми нарушениями

ЗРР, ОНР, ФФН, дизартрия стертой формы

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая

неречевая

  1. Г енетический фактор - наследственная предрасположенность

  2. Экзогенный фактор 2.1. Органические причины:

1. Несформирован- ность сенсомотор- ных операций (зрительно - пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);

языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень).

  1. Нарушение семантических операций (соотношение со смыслом).

Стойкие замены и

смешение звуков при

чтении

- побуквенное чтение;

Дислексия может сопровождаться:

неврологическим и нарушениями высших психических функций (внимания, памяти, абстрактнологического мышления)

Проявляется у детей

ММД, ЗПР;

При комплексном подходе к структуре дефекта и правильно выбранных методах коррекционно - развивающей работы возможна положительная динамика

Виды дислексии

Механизм

Симптоматика

Направления коррекционной работы

Фонематическаядислексия

Нарушение чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия, анализа и синтеза. Нарушена дифференциация фонем. Несформированность кинестетических ощущений

Проявляется в трудностяхусвоения букв Замена звуков сходных акустически артикулярно Побуквенноечтение.

Искажение слогов структурыслова Пропуски согласных при их стечении. Вставка гласных между согласными Перестановка звуков Пропуски слогов, перестановка слогов

  1. Коррекция звукопроизношения

  2. Развитие фонематического восприятия

Оптическая дислексия

Нарушены зрительное восприятие и представление.

Плохо усваивает образ букв Ребенок не усваивает связи между зрительным образом буквы и звуком.

Проявляется в плохом усвоении образа отдельных букв, в смешении букв, сходных по начертанию; неузнавание букв при чтении

  1. Развитие и коррекция зрительного восприятия.

  2. Формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

  3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  4. Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых букв

Моторнаядислексия

Нарушение речедвигательноговоспроизве- дения.

Затрудненияв движении глаз по строке. Нарушен объем зрительного восприятия

Проявляется в нарушениях координации ар- тикуляционныхдвижений при чтении; потеря строки, слова в строке.

  1. Развитие и коррекция общей, мелкой и речедвигательноймоторики

  2. Расширение поля восприятия.

  3. Развитие объема и концентрации внимания.

Семантическая дислексия

Нарушено понимание прочитанных слов, предложений текста;

Несформированность представлений о синтаксических связях внутри предложений;

Нарушен грамматический строй.

Проявляемая:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.

  2. Обогащение и активизация словаря.

  3. Формирование связной речи.

Аграмматическая дислексия

Недоразвитие лексико - грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений

Проявляется:

  1. Уточнение структурыпредложения

  2. Развитие функции словоизменения словообразования.

4. Работа по морфологическому анализу синтезу состава слова и с однокореннымисловами

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая

неречевая

  1. Г енетический фактор - наследственная предрасположенность

  2. Экзогенный фактор 2.1. Органические причины:

Несформиров анность

определенных речевых

и неречевых функций:

Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма:

Дисграфия сопровождается:

Проявляется у детей

с:

При целенаправленном коррекционнологопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается

Таблица №1

Виды дисграфии

Механизм

Симптоматика

Направления коррекционной работы

1. Артикуляторно - акустическая дисграфия.

Нарушены произношение, слуховая дифференцировка звуков речи. Ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Несформированность кинестетических образов звуков

Проявляется в заменах, смешениях, пропусках букв, соответствует заменам и пропускам звуков в устной речи.

  1. Коррекция звукопроизношения

  2. Развитие фонематического восприятия.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.

Нарушение (неточность) слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам

1. Развитие фонематического восприятия.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

1. Развитие языкового анализа и синтеза

4. Аграмматическая дис- графия

Недоразвитие лексико - грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

  1. Уточнение структуры предложения.

  2. Развитие функции словоизменения и словообразования

  3. Работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами

5. Оптическая дисграфия

Недоразвитие зрительно - пространственных функций;

Зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственно-временных представлений.

Проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

  1. Развитие зрительного (предметного, буквенного) гнозиса.

  2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  3. Коррекция зрительной памяти.

  4. Формирование пространственно-временных представлений.

  5. Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых букв.

Этиология

Патогенез

Симптоматика

Категория детей

Прогноз

речевая

неречевая

  1. Г енетический фактор - наследственная предрасположенность .

  2. Экзогенный фактор 2.1. Органические причины:

Несформиров анность

определенных речевых

и неречевых функций:

Проявляется в стойких и специфических нарушениях в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Дисорфография сопровождается:

Проявляется у детей с:

Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

infourok.ru


Смотрите также