Этические проблемы суррогатное материнство


Этические проблемы «суррогатного материнства»

Л.Б. Ляуш, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова

В ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» представлен юридический порядок применения суррогатного материнства (далее — СМ), метода, далеко отстоящего от принципов этики и морали. Использование метода СМ сопряжено с рядом этических проблем:

— угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;

— разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи;

— сохранение тайны происхождения ребёнка;

— негативное влияние на психику потенциальных родителей;

— коммерциализация материнства (матка напрокат);

— купля-продажа детей.

Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.

Риск осложнения беременности у суррогатной матери ранним токсикозом беременных выше, чем у женщин, беременных генетически своим ребенком. При обычной беременности половина генотипа плода принадлежит матери, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью, у суррогатных матерей могут быть физиологически гораздо сильнее выражены чем у женщины, вынашивающей собственного ребенка[1].

Защитники СМ постоянно, говоря о сочувствии к женщине, потерявшей возможность (или изначально не имевшей) самой выносить своего ребенка, или о неповторимом счастье тех, кто обрел материнство с помощью суррогатного материнства, умалчивают про другую женщину – суррогатную мать. Как правило суррогатная мать во время и после передачи ребёнка родителям-заказчикам, т.е. после того как она отделена от своего ребёнка, испытывает сильнейшую психологическую травму. Суррогатная мать может глубоко привязаться к вынашиваемому ребенку в силу тесной биологической связи с ним в период его созревания. Разрыв связи с матерью, выносившей тего, приводит к глубокой психологической травме и ребёнка.

Более того, можно ожидать и принципиальное изменение со стороны психологического статуса женщины, которая носит ребёнка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать. Невозможность реализации естественных потребностей беременной матери, вызывает стресс, депрессию, психопатические реакции вредные, и женщине, и ребенку.[2] Под действием стресса, мозг суррогатной матери выделяет меньше гормонов эндорфинов, от количества которых зависит скорость обменных процессов и работа всех органов организма беременной женщины, а, следовательно, и состояние организма ребенка. По мнению акушера-гинеколога и перинатального психолога Новосёловой Е. Г. стресс во время беременности увеличивает риск как психологической ущербности ребенка в будущем, так и может приводить к физическим патологиям развития.[3]

Э. Сгреча и В. Тамбоне отмечают, что очевидная манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание, жизненное внутриматочное обеспечение от третьего лица — суррогатной матери, в будущем может иметь последствия и на психическом уровне[4]. Сравнение суррогатной матери с кормилицей и утверждение, что такого рода «помощь» не только допустима, но и является выражением альтруизма, крайне сомнительны, т. к. интенсивность отношений между суррогатной матерью и плодом и между няней и ребёнком в корне отличны.

Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.

В 1991 году Арлет Швейцер стала первой в США суррогатной матерью для эмбриона собственной дочери. Она родила через кесарево сечение двойню собственных внуков – мальчика и девочку[5]. Подобный случай был в Южной Африке: яйцеклетка молодой женщины (с врожденным отсутствием матки), оплодотворенная сперматозоидом её мужа, была пересажена в матку её матери — будущей бабушки. В приведенных примерах одна женщина одновременно и бабушка, и мать. Подобные ситуации порождают смешение, размывание понятий (мать, бабушка, сын, внук), традиционно служащих для обозначения кровнородственных связей. В ситуации утраты смысла и однозначности понятий дети могут стать жертвой личностного кризиса на почве недостаточной ясности их происхождения и отношений с тем или иным членом семьи[6]. Как повлияет на ребенка известие, что бабушка в тоже время доводится ему мамой? Как объяснить эту ситуацию ребенку, и сможет ли сам он внятно объяснить её учителям и одноклассникам, не превращаясь в мишень для насмешек?

Сохранение тайны происхождения ребёнка.

Не менее значима и проблема сохранения тайны происхождения ребенка. Те, кто был так или иначе причастен ситуации с СМ, признают, что буквально разрываются между необходимостью блюсти тайну и желанием открыть её. Специалист в области биомедицины И. Брек, задаваясь вопросом: «Что же предпочтительней для ребенка?», отвечает: «Без сомнения, не оказаться в такой ситуации».

Негативное влияние на психику потенциальных родителей.

Негативное влияние на психику биологических родителей может быть вызвано следующими причинами:

— опасение за расторжение договора суррогатной матерью или её исчезновение;

— страхи женщины, связанные с вынашиванием её ребенка другой женщиной (а не делает ли она что-нибудь неполезное ребёнку, не полюбила ли она его больше, чем я?);

— отсутствие гарантии того, что после рождения ребёнка биологические родители не будут подсознательно искать у него черты сходства с той женщиной, которая его носила, особенно, если например, возникнут проблемы в подростковом возрасте (“А это правда мой ребёнок? А может быть, все-таки не мой, потому что не я его носила?”).[7]

Коммерциализация материнства («матка напрокат»).

Если суррогатная мать — это мать (или родственница) бесплодной женщины, абсолютность альтруистических мотивов поступка несомненна. Это случай некоммерческого суррогатного материнства. Если же суррогатная мать — посторонняя женщина, то это случай коммерческой услуги. Коммерческие предложения для потенциальных суррогатных матерей сегодня уже открыто размещаются в газетных рубриках по предложению рабочих мест или газетах. Например,в газете «Куда пойти работать?» размещено объявление Московской клиники репродукции «ВИТА НОВА» с приглашением женщин в возрасте от 20 до 35 лет в качестве суррогатных матерей и доноров яйцеклеток за «гарантированную компенсацию до 900000 рублей».[8]

Купля-продажа детей.

Объектом договора купли-продажи является не только биологическая способность к деторождению суррогатной матери, но и сам ребенок.[9] Если бы объектом купли-продажи являлся только процесс вынашивания ребенка, то назначенная в договоре сумма должна была бы выплачиваться суррогатной матери в самом начале беременности в качестве «гарантии» пребывания ребенка в матке. Но то обстоятельство, что часть денег выплачивается лишь в конце беременности, после родов, указывает на то, что такой договор имеет своей конечной целью поставку произведенного «продукта», т. е. куплю-продажу детей. Если, к примеру, ребёнок имеет дефекты развития, заказчики могут от него отказаться: зачем выплачивать всю сумму за «продукт», не удовлетворяющий всем требованиям?

Суррогатное материнство – это явление с отрицательными последствиями для всех участвующих в данной сделке: и для суррогатной матери, и для ребёнка, и для потенциальных родителей.Существует ли реальная альтернатива данному явлению? Да. Это — такая открытая для многих бездетных пар возможность, как усыновление ребёнка, оставшегося без родителей. В этом случае «выигрывают» все: родители, получая долгожданного ребёнка, а дети — любящих родителей.

_____________

[1] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.

[2] Там же, с.54

[3] Там же.

[4] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.250.

[5] New York Times, 13 October, 1991.

[6] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. М.: «Паломник», — 2004, С. 260.

[7] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.

[8] Газета «Куда пойти работать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.

[9] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.251.

azbyka.ru

Суррогатное материнство — этические и правовые аспекты

Суррогатное материнство является достаточно новым для нашего общества видом услуг, который предоставляет репродуктология. И этот вид деятельности тесно связан не только с медицинскими нюансами. Есть определенные этические проблемы суррогатного материнства, поскольку в данном случае затрагиваются разные сферы, в том числе и нравственно-этические, и религиозные.

В настоящее время проблемы суррогатного материнства в России в том, что люди относятся к такому виду услуг неоднозначно. Это вызывает множество споров и дискуссий. Но, тем не менее, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, такой вид оказания услуг разрешен законодательством. Давайте рассмотрим основные проблемы суррогатного материнства, которые касаются не только медицинского аспекта.

Что говорят противники

Существует большое количество приверженцев и противников данной услуги. И обе стороны выдвигают достаточно емкие аргументы в защиту своего мнения. Противниками такого рода деятельности выдвигаются следующие этические проблемы:

  1. Наличие реальной угрозы для репродуктивной системы и организма женщины в целом. Также может быть причинен урон ее психическому здоровью.
  2. Существует опасность развития каких-либо внутриутробных патологий плода, поскольку женщина только вынашивает и рожает, но никоим образом не влияет на генетические аспекты.
  3. Имеется нарушение в самом понятии продолжения рода, поскольку ребенок кровный, но выношен другой женщиной.
  4. Обязательным аспектом является тайна рождения (это указывается при подписании контракта между двумя сторонами).
  5. Если родовая деятельность происходит неестественным путем, существует высокая опасность не только для организма матери, но и для психики биологических родителей. Поскольку если во время родов имеются проблемы, и приходится применять вакуум или другие методы родоразрешения, есть риск различных заболеваний у ребенка в дальнейшем.
  6. Коммерческий вопрос в естественной функции материнства. Противники считают аморальным «сдавать свою матку напрокат за деньги».
  7. Финансовое вознаграждение за ребенка.

Рассмотрим каждую этическую проблему подробнее.

Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка

Противники такого метода считают, что оказание услуг гестационного курьера причиняет вред здоровью женщины и самого ребенка. Когда суррогатная мать на добровольных основаниях соглашается внедрять эмбрион себе в матку, вынашивает и рожает малыша, она подвергает свое здоровье опасности. Здесь немаловажную роль играет то, что во время подготовки к экстракорпоральному оплодотворению и для того, чтобы эмбрион в матке прижился, женщина в обязательном порядке должна принимать гормональные препараты, назначенные доктором.

Опасность возникает не только при приеме таких лекарственных средств. Существует высокий риск развития раннего токсикоза, поскольку женщина вынашивает генетически чужой плод. И риск появления токсикоза у таких беременных в несколько раз превышает риск, если они вынашивают родного малыша.

Если зачатие происходит естественным образом, мать и будущий ребенок имеют общий генотип. А суррогатная мать вынашивает плод, совершенно чужеродный для ее генотипа. Поэтому это чревато многими неприятными симптомами на протяжении всего периода беременности.

Очень частыми спутниками сурмам во время всего гестационного периода являются:

  • приступы тошноты и рвоты;
  • снижение веса;
  • постоянная слабость;
  • отсутствие аппетита;
  • повышенная раздражительность и нервозность;
  • постоянное присутствие тревожности;
  • полная апатия.

Такие негативные проявления у суррогатных мам встречаются намного чаще, чем у тех женщин, которые вынашивают родного ребенка. Сторонники такого метода нередко сочувствуют тем парам, которые мечтают родить собственного малыша, но не имеют такой возможности в силу различных причин. По их мнению, благодаря услугам гестационного курьера, бездетная пара может обрести счастье. Но при этом ничего не упоминается о чувствах женщины, которая согласилась выносить ребенка для этих людей.

Традиционно между женщиной и малышом, который находится в ее утробе, формируется тесная биологическая взаимосвязь. После того, как новорожденный младенец передается биологическим родителям, сурмама обычно испытывает сильный стресс.

Психологи утверждают о том, что и новорожденный малыш тоже испытывает стресс, когда его отделяют от женщины, которая его выносила. Появление серьезных психологических проблем возможно уже в период гестации, поскольку женщина с самого начала осознает, что ей придется обязательно отдать малыша.

Психическое состояние беременной обычно негативное, поскольку она понимает, что ее материнская функция невозможна в дальнейшем. Вследствие этого может развиваться депрессия или даже стресс. В результате проблем в психологическом плане, организм женщин продуцирует недостаточное количество эндорфина. Итогом становится изменение скорости процессов метаболизма, а это чревато негативным влиянием на работу всех внутренних органов.

Вполне естественно, что такие нарушения несут в себе опасность и для здоровья плода, могут развиваться различные внутриутробные патологии, как в физическом, так и в психическом плане. По мнению некоторых специалистов, которые занимаются изучением перинатальной психологии, есть и другая причина психических отклонений у будущего ребенка. Это обусловлено тем, что генетически плод тесно связан с биологическими родителями, а питается он за счет другой женщины, которая в биологическом плане не является ему родной. Также малыш привыкает к запаху суррогатной матери, к ее сердцебиению.

Сторонниками суррогатного материнства дается ответ, что данный вид услуг является только проявлением альтруизма. Это сродни кормлению грудью чужой женщиной.

Нарушение семейной идентичности

Те, кто выступает против подобного рода деятельности, приводят в пример еще один аргумент – нарушение семейной идентификации. Есть утверждение, что в неонатальном периоде малыш имеет очень тесную взаимосвязь с той женщиной, которая его вынашивала и родила.

Очень непростыми являются ситуации в тех семьях, в которых суррогатной матерью выступает кровная родственница – тетя, бабушка. В таком случае нередко понятие мама, бабушка, сын или внук — размыты. В таких семьях возникают непонятности с происхождением и с родством, это чревато личностным кризисом каждого из членов семьи.

Тайна рождения

Проблема конфиденциальности является очень актуальной, по мнению противников услуг гестационного курьера. Поскольку на самом деле бывает очень непросто сохранить тайну рождения малыша. Многие сурмамы рассказывают о том, что бывает очень сложно удержаться, чтобы никому не обмолвится ни словом о том, что она родила ребенка.

В данном случае очень важно понимать, что так будет лучше для ребенка и для его родителей. Специалисты репродуктивных клиник с самого начала рекомендуют женщине посещать их психолога, задачей которого является объяснить женщине следующие факты:

  • что она должна сделать все для блага ребенка;
  • что это не ее малыш;
  • что она должна обязательно отдать новорожденного другим людям;
  • что она не должна привязываться к плоду внутри нее;
  • что она обязана хранить тайну его рождения.

Все эти вопросы очень важные для всех сторон.

Когда женщина оказывает услугу гестационного курьера, следует обязательно учитывать и психологическое состояние биологических родителей. У них возникает стрессовое состояние, которое обусловлено следующими факторами:

  • переживания о том, что сурмать может расторгнуть контракт, сбежать и оставить их без малыша;
  • переживания о том, что их родного малыша вынашивает другая женщина, в данном случае особенно сильно волнуется кровная мать;
  • опасение того, что женщина может вести неправильный образ жизни и навредить их будущему ребенку;
  • отрицательные переживания возможны и в самом процессе воспитания малыша в дальнейшем.

Нередко возникают такие ситуации, когда биологические родители подсознательно начинают искать в своем малыше сходство с той женщиной, которая вынашивала его и рожала. Нередко именно такие проблемы возникают в период подросткового созревания, когда у детей возникают различные психологические срывы, кризисы.

Матка напрокат

В настоящее время есть множество реклам, которые мы можем видеть в газетах, интернете, которые активно работают на то, чтобы завлечь женщин заработать подобным способом. Противники суррогатного материнства утверждают, что реализация таких программ является противоречивой законодательству о правах человека, что это является некоей дискриминацией женщин. Суррогатная мать считается инкубатором, которого эксплуатируют на коммерческой основе.

Те женщины, которые остро нуждаются в финансовых средствах, пытаются улучшить свое положение, не думая о том, какие физические и психологические проблемы могут их ожидать в дальнейшем.

Ребенок как предмет коммерческой сделки

По мнению противников суррогатного материнства, в данном случае ребенка рассматривают не в качестве личности, а в качестве объекта коммерческой сделки. Хотя по официальным пунктам, указанным в договоре, предметом соглашения выступает не сам новорожденный ребенок, а процедура экстракорпорального оплодотворения, услуги по вынашиванию плода. По мнению общественных активистов, которые выступают против такого вида услуг, это торговля людьми. Фактически предметом сделки выступает не только процедура ЭКО и вынашивание малыша, но и сам новорожденный.

Если бы предметом соглашения выступала только процедура ЭКО и вынашивание, финансовое вознаграждение мать должна получить после внедрения в ее матку эмбриона. А по договору суррогатного материнства, определенная часть суммы выплачивается сразу после того, как ребенка передали биологическим родителям. То есть, целью контракта является получение ребенка заказчиками. А это значит, что осуществляется торговля детьми. И если малыш рождается неполноценным, если у него имеются врожденные патологии, биологические родители могут от него отказаться.

Что говорят сторонники суррогатного материнства

В некоторых случаях бесплодные пары не находят лучшего выхода, чем обратиться за помощью к гестационному курьеру. Поэтому такая проблема не может рассматриваться только как сделка с целью получения выгоды. Сторонники такого метода говорят о том, что услуги сурмамы являются осознанным, добровольным актом помощи тем парам, которые не могут самостоятельно зачать, выносить и родить малыша. А такая помощь предполагает материальную компенсацию суррогатной матери. Также благодаря данному виду деятельности есть возможность продлить род, даже в том случае, если генетического родителя нет в живых.

Поэтому не стоит рассматривать суррогатное материнство с позиции эксплуатации тела женщины. Данная процедура происходит только по ее осознанному и добровольному желанию. Еще одним аргументом сторонников такой процедуры является то, что в стране постоянно ухудшается демографическая ситуация. И в настоящее время все больше пар сталкивается с тем, что они не способны зачать, выносить и родить себе потомство.

Как это рассматривает церковь

Суррогатное материнство связано не только с нравственными или этическими вопросами. Это еще и вопрос, который вызывает множество споров среди представителей разных религий.

Разные религии по-своему относятся к услугам гестационного курьера. Православная церковь говорит о том, что такой вид деятельности является неприемлемым, даже в том случае, если такая помощь безвозмездна. По мнению представителей церкви, суррогатное материнство является фактом, подрывающим духовную целостность и отрицательно влияющим на здоровье матери и ребенка.

Что говорят представители европейского общества

Если учитывать все противоречивые мнения относительно суррогатного материнства, европейское общество репродукции высказывает основные принципы относительно этических аспектов данного явления:

  • услуги гестационного курьера могут быть только в качестве безвозмездной помощи тем парам, которые самостоятельно в силу различных причин не способны к зачатию и вынашиванию детей;
  • не должны присутствовать какие-либо коммерческие вопросы, за исключением компенсации за роды, медикаменты, питание беременной;
  • нельзя привлекать к такому роду деятельности без собственного добровольного желания женщины;
  • сурмать должна осознавать ту ответственность, которую она несет, делать все возможное во благо будущего ребенка;
  • основанием для искусственного прерывания беременности могут послужить только определенные медицинские показатели;
  • ребенок имеет право на то, чтобы знать, каким именно способом он появился на свет.

Как мы видим, мнения относительно суррогатного материнства во многом расходятся. Но в настоящее время такой метод является единственным выходом для бездетных семей продолжить свой род.

homeurist.com

Правовые и этические проблемы суррогатного материнства в России

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические и моральные проблемы

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом договора является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества. Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Позиция Европейского общества репродукции

По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.
Читайте также:  Основные пункты договора суррогатного материнства

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское законодательство, касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

ekomed.info

Суррогатное материнство. Проблемы суррогатного материнства

Цель, к которой во все времена стремятся практически все супружеские пары, – это рождение и воспитание детей. Для многих эта цель самая главная в жизни, ради осуществления которой люди идут на самые непредсказуемые поступки, которые могут перечить всем моральным, этическим и правовым нормам, ведь, по статистике, около 20 % пар не имеют возможности родить собственных детей. В крайних случаях пары прибегают к услугам суррогатных матерей, в результате чего возникают разного рода проблемы суррогатного материнства.

Эта проблема как в мире, так и в России с каждым годом только набирает обороты. Она становится все более актуальной с медицинской, этической, правовой, моральной точки зрения. Это суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе его осуществления и после, могут иметь негативное влияние не только на суррогатную мать, но и на генетических родителей, и на ребенка.

Сущность явления

Суррогатное материнство – это оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка, которое происходит согласно договору, заключенному между потенциальными будущими родителями и суррогатной матерью. При этом для оплодотворения женщины берутся половые клетки будущих родителей, для которых по медицинским показаниям невозможно рождение ребенка.

Суррогатная мать по сути – это та женщина, которая согласна быть оплодотворена клетками мужчины и женщины (будущих родителей), выносить, родить и передать ребенка в руки законных родителей.

Крайней мерой, к которой прибегают супружеские пары, является услуга суррогатного материнства.

Многоаспектность проблемы суррогатного материнства

Как суррогатное материнство, так и другие виды репродуктивных технологий, которые в современное время помогают многим парам наслаждаться радостью отцовства и материнства, имеют и существенные недостатки, и значительные преимущества.

Конечно же, бесплодные пары используют все методы репродукции ради счастья, которое приносит детский смех в дом, в том числе и как крайнюю меру суррогатное материнство.

Проблемы, которые возникают вследствие распространения и внедрения современных методов зачатия и рождения детей, также имеют значительное влияние на моральное, этическое и социальное благополучие общества. Современные пары при этом до конца не осознают всех тех проблемных аспектов, которые возникают впоследствии, и, конечно же, не могут и даже не хотят оценивать всего того, к чему ведет использование таких методов.

Правовое регулирование суррогатного материнства в России

Правовому регулированию в России отведена немалая роль, ведь регламентируется оно не одним законодательным актом и документом. Это статьи в Семейном кодексе РФ, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закон «Об актах гражданского состояния», приказ Минздрава РФ «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Чтобы зарегистрировать ребенка, который был рожден путем суррогатного материнства, необходимы следующие документы:

– свидетельство о рождении из медицинского учреждения;

– согласие суррогатной матери;

– справка из клиники о проведении ЭКО.

Проблемные аспекты суррогатного материнства

Существуют противники методов репродукции, которые в особенности выделяют и суррогатное материнство. Проблемы, которые при этом возникают, носят разносторонний характер:

– дети превращаются во что-то похожее на то, что можно продавать и покупать;

– возникают такие ситуации, в которых состоятельные пары или отдельные мужчины, женщины могут принимать в услужение не очень хорошо обеспеченных женщин, которые готовы ради денег на все, даже вынашивание и рождение детей, что совершенно противоречит природным инстинктам человека;

– суррогатное материнство становится так называемой работой по договору, поэтому у женщины мысли о заработке будут первоначальными, а соображения о пользе для себя, малыша и окружающих становятся второстепенными и как бы уходят на второй план;

– сторонницы феминистического движения отмечают, что суррогатная практика станет толчком к эксплуатированию женской половины населения;

– церковные служащие отмечают, что суррогатное материнство служит одним из толчков для отхода от гуманистического начала человека и от традиционной культуры, духовной и нравственной стороны человека;

Даже если в начале беременности женщина чувствовала, что без проблем и особого труда сможет отдать выношенного и рожденного ею ребенка, в течение 9 месяцев устанавливается очень тесная и таинственная связь между малышом и женщиной, которая выносила его. Для родившей становится настоящей психологической травмой передача ребенка в руки заказчиков. Вот это и есть настоящая открытая этическая проблема суррогатного материнства.

Государственные программы в решении проблем суррогатного материнства

Законодательство и все государственные программы направлены на то, чтобы уменьшить количество случаев суррогатного материнства, особенно тогда, когда сама женщина может выносить и родить собственного малыша:

– Заболевания матки, которые не дают возможности женщине выносить ребенка.

– Полное отсутствие матки после удаления.

– Привычные выкидыши, которые не могут быть вылечены никакими существующими медицинскими методами.

– Серьезные соматические заболевания сердечной системы, почек, печени, при наличии которых не только рожать, а даже беременеть сложно.

Проблемы правового характера суррогатного материнства, которые нарушают права биологических родителей

Существуют в России не только нравственные, моральные и этические, но и существенные проблемы правового регулирования суррогатного материнства. Такие недочеты делают уязвимыми в некоторых ситуациях суррогатных матерей, в других же – страдают пары или отдельные лица, которые нанимают женщину для вынашивания и рождения их ребенка. Среди таких проблем законодательного характера можно выделить:

1) Незаконные действия и вымогательства со стороны женщины, которая вынашивает и рожает ребенка. Ведь, исходя из законодательных актов, биологические родители могут записать себя законными и официальными родителями только после предоставления согласия со стороны суррогатной матери. Часто бывают случаи, когда такие родительницы, зная лазейки в законе, начинают требовать большие суммы вознаграждений, чем это было прописано в договоре между двумя сторонами, или недвижимое имущество.

2) Необходимым моментом также является создание законодательного акта, который бы защищал биологических родителей от вымогательств и недопустимых действий со стороны женщины, родившей ребенка. Ведь бывают случаи, когда суррогатные матери, которые вначале беременности были настроены честно передать ребенка, после родов резко меняют свое мнение (и это вполне объяснимо природными инстинктами) и начинают искать пути присвоения малыша. Могут они это делать даже после официальной регистрации ребенка, передачи суммы, которая им полагается по договору или имущества от законных родителей. При этом даже после выполнения всех условий договора женщине, родившей ребенка, суд может оставить малыша, а родители останутся и без денежных средств, и без ребенка.

Правовые проблемы со стороны суррогатной матери

Правовые проблемы суррогатного материнства могут возникнуть и со стороны женщины, которая родила ребенка при определенных условиях. К примеру, бывают случаи, когда рождается малыш с каким-либо отклонением, патологией или заболеванием и биологические родители отказываются забирать чадо и платить полагающиеся матери деньги. В таком случае суррогатная мать может остаться не только без денег, но и на руках с больным малышом с чужими для нее генами.

Так что проблемы суррогатного материнства в России имеют место, ведь законодательная база в нашей стране далека от совершенства. Эти проблемные аспекты требуют разумного, взвешенного решения специалистов, а не полного отказа узаконить данное явление, ведь случаев незаконного материнства суррогатным путем и так достаточно много. И хорошо, если люди могут согласно договору разрешить все проблемы и разойтись мирно, не ущемляя прав друг друга, но часто бывает наоборот.

Обвиняя также суррогатную мать в болезнях родившегося ребенка, нужно хорошо изучить информацию по этому поводу. Ведь с физиологической точки зрения во время беременности болезни не могут передаться от суррогатной матери плоду, их кровь не соприкасается. Все внешние и внутренние данные, черты характера определяются только на генетическом уровне. Негативно может сказаться только состояние беременной женщины на малыша, ее психологическое и физическое здоровье, но, как правило, все эти факторы тщательно проверяются до наступления беременности.

Проблемы суррогатного материнства этического характера

В законодательстве РФ существует ряд законов, которые регулируют отношения в рассматриваемой области. Хотя моральные и этические проблемы суррогатного материнства далеки от каких-либо правовых норм.

Среди этических проблем, связанных с использованием суррогатного материнства, выделяют:

– возможны психические и физические проблемы для суррогатной матери и ребенка, который находится в утробе;

– нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях;

– необходимое обеспечение таинственности происхождения ребенка;

– нарушение психики у настоящих потенциальных родителей;

– коммерческая сторона материнства (использование органа – матки - для получения выгоды);

– купля-продажа детей.

Проблемы физического и психического характера для суррогатной матери и ребенка

Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).

Психологическая травма суррогатной матери и ребенка

Моральные проблемы суррогатного материнства также имеют широкое распространение. Несмотря на то, что защитники репродуктивных методов говорят лишь о том, что:

1) Женщины, которые не имеют шансов выносить и родить собственного ребенка, только благодаря суррогатному методу могут насладиться счастьем материнства.

2) Ни с чем не сравнимая радость рождения генетически собственного ребенка.

Они умалчивают, как правило, о том, что существуют колоссальные психологические проблемы, ведь женщина, которая выносила и родила ребенка, и без того испытывает послеродовую депрессию из-за резкого изменения гормонов, а суррогатная мать должна передать малыша в руки родителей-заказчиков, что чаще всего вызывает огромную травму психологического характера. Ребенок при разрыве с женщиной, которая выносила его, также страдает, ведь на протяжении 9 месяцев они были связаны.

Нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях

Есть примеры, когда бабушка вынашивает и рожает внука или внучку, выступая при этом суррогатной матерью. В таких случаях одна и та же женщина выступает и матерью, и бабушкой, что нарушает кровнородственные связи и обозначение общепринятых понятий. Возникают этические проблемы суррогатного материнства. Биоэтика в таких случаях нарушается, и страдают дети, которые до конца не могут понять своего происхождения и понятия, кто есть кто в семье. Часто возникают вопросы у ребенка, кто есть кто: мама или бабушка. Хотя возможно, лучше сохранить происхождение в тайне, но и это в реальной жизни далеко не всегда так просто.

Обеспечение таинственности происхождения ребенка

Этические проблемы суррогатного материнства также состоят в сохранении тайны о том, каким путем был выношен и рожден ребенок, о его происхождении. Ведь те, кто заключал договор о суррогатном материнстве и пережил весь этот процесс в роли суррогатной матери или биологических родителей, не понаслышке знают о том, как нелегко сохранить тайну происхождения малыша. Проблемы суррогатного материнства в России еще больше усугубляются из-за особенностей менталитета, ведь нашим людям так тяжело молчать и не распространять сплетни.

Нарушение психики у биологических родителей

Негативно влияет на психику и генетических родителей суррогатное материнство. Проблемы, которые возникают в процессе, носят психологический характер и состоят в том, что:

– суррогатная мать может отказаться от оказания услуг, забрав предоплату, и исчезнуть из страны;

– страх генетической матери, которая не может знать о том, в каких условиях пребывает ее малыш и нет ли негативного воздействия на плод. В любом случае у нее нет возможности контролировать суррогатную мать;

– после рождения малыша часто родители начинают искать сходства с женщиной, которая выносила для них ребенка, и опасаться, что она могла что-то ему передать.

fb.ru

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Мошкович Ю.И.

Магистрант, Южный институт менеджмента (г. Краснодар).

Под научной редакцией канд. юр. наук Ламейкиной Е.Ю., доцента кафедры гражданского права  СКФ ФГБОУВПО, Российская академия правосудия.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Аннотация

В статье рассматривается нравственный аспект правоприменения суррогатного материнства, дается анализ различным точкам зрения по поводу проблем применения данного вида ВРТ, приводятся примеры возможных путей преодоления опасностей, заключенных в применении суррогатного материнства.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, правовое регулирование.

Moshkovich Yu.I.

Undergraduate, Southern institute of management (Krasnodar).

Under scientific edition Candidate of Juridical Sciences Lameykina E.Yu., associate professor of civil law of SKF FGBOUVPO, Russian Academy of Justice.

MORAL AND ETHICAL ISSUES LAW ENFORCEMENT OF SURROGATE PARENTHOOD

Abstract

The article consideres the moral aspect of enforcement of surrogacy, analyzes different points of view on the problems of using this type of IVF, are examples of possible ways to overcome the dangers of prisoners in the application of surrogate parenthood.

Keywords: in vitro fertilisation, surrogacy, legal regulation.

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей [7].

С медицинской точки зрения суррогатное материнство является одним из наиболее эффективных способов преодоления неспособности к деторождению. Вместе с тем, это самый спорный в юридическом и этическом плане метод вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). И в разных государствах по-разному решается вопрос, связанный с применением этого метода.

Несмотря на широкое распространение суррогатного материнства, согласно опросу, от 18 до 28% населения (в зависимости от возраста и региона) считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% не имеют по этому вопросу собственного мнения из-за того, что мало осведомлены о сути проблемы [5].

Вообще, современные репродуктивные технологии – это уравнение с несколькими неизвестными. С одной стороны, репродуктивные технологии позволяют преодолеть проблему бесплодия, и пренебрегать ими было бы абсурдно. С другой стороны, развитие современных биомедицинских технологий идет такими семимильными шагами, что общество не успевает осмыслить, к каким духовно-нравственным и социальным последствиям может привести их распространение. Потому, на сегодня суррогатное материнство, как и новые репродуктивные технологии в целом, – это клубок проблем: правовых, религиозных, морально-этических.

Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства, сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, не могущей по состоянию здоровья иметь детей.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать “своего” ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

В первую очередь, к противникам суррогатного материнства относится церковь, которая считает, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности [3]. Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как “таинство любви”, они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Нравственные вопросы суррогатного материнства не могут оставить равнодушными духовных лидеров. Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве в августе 2000 года, однозначно определяет отношение православной церкви к суррогатному материнству: “Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. “Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания” [5].

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков. И таких фактов немало. Недавно в Молдове была разоблачена преступная организация, занимающаяся переправкой детей за рубеж. Матери “доноры” уже в период беременности знали, куда будут отправлены младенцы. В Венгрии было возбуждено уголовное дело против врача-генетика Эндре Цейзеля, который вместе со своей партнершей, находящейся в Америке, также занимался аналогичным “бизнесом” [2].

О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Кроме того, данный метод может применяться только в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может самостоятельно выносить и родить ребенка.

Уменьшению риска коммерциализации суррогатного материнства может способствовать и то, что в качестве заменяющих матерей могут выступать родственники бесплодной пары, которые будут относиться к ребенку с неподдельной любовью. Например, в Австралии в 1994 году был снят ряд ограничений с закона об использовании суррогатного материнства, что позволило сестрам и кузинам генетических родителей стать заменяющими матерями. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 года родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери 22летней Сюзанны и спермы ее мужа 23летнего Крича Ленгстона. Первый же случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году. Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб [6]. А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением проффесовров В.И. Грищенко и Ф.В. Дахно. В данном случае мама родила ребенка собственной дочке, у которой было врожденное отсутствие матки [4].

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически “своим” для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления.

По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы [5].

Как отмечает одна из суррогатных матерей в северной Калифорнии, «я не могу накормить голодающих, я не могу остановить войну, но я могу немного изменить мир, помогая супругам стать полноценной семьей» [8].

Исследование, проведенное доктором Betsy H. Aigen, показало, что более 40% из 200 опрошенных суррогатных матерей при заключении договора исходили не из материального интереса, а прежде всего хотели помочь бездетным парам обрести «своего» ребенка [1].Кроме того, как отмечает судья Сорков (Австралия), есть два аргумента, в пользу того, что договоры суррогатного материнства не являются договорами о продаже детей.

Во-первых, стороны, заключая договор уже пришли к согласию, что ребенок будет передан супругам-заказчикам (нареченным родителям), во-вторых, нареченные родители могут установить генетическое родство с ребенком и тем самым доказать свои родительские права на него. Конечно, нельзя не согласиться с данными выводами, но необходимо также учитывать, что при применении суррогатного материнства могут быть использованы генетические материалы как самой суррогатной матери, так и анонимных доноров[5].

Зарубежная практика имеет значительный опыт в применении этого института, хотя и не может характеризоваться как однозначная. И в настоящее время вопрос о суррогатном материнстве имеет большую актуальность за рубежом.

Первый судебный иск, связанный со спором между суррогатной матерью и супругами имел место в США в 1988 году. Дело, известное как In re Baby M, было связано с решением суда о передачи ребенка суррогатной матери, которая отказалась от вознаграждения в размере 10 000 долларов и решила оставить ребенка себе [8]. После этого случая судебная практика не была столь единогласна в своих решениях, несмотря на господство судебного прецедента в системе англо-саксонского права.

В некоторых государствах суррогатное материнство полностью запрещено (Франция, Германия).

Суррогатное материнство во Франции противозаконно, и Верховный апелляционный суд (Cour de Cassation) постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о не отчуждаемости человеческого тела. Преступлением считается любая попытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать.

В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся: Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью Гемпшир и Вирджиния (США).

Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция) [5].

По утверждению медиков, в России не существует никакого банка суррогатных матерей. Если супруги хотят иметь ребенка и готовы пройти через суррогатное материнство, то они вынуждены сами искать женщину, готовую им помочь.

По-иному поставлено дело в США. Сайт http://www.eggbank.com/ – это огромная база данных, предлагающая данные о 300 донорах яйцеклеток. База позволяет выбирать донора, руководствуясь специфическими критериями, такими как этническое происхождение, вероисповедание, цвет глаз и волос, рост, вес, место жительства и т.п. Также можно узнать о требованиях, предъявляемых к суррогатным матерям. Здесь приводятся 12 вопросов, которые помогут Вам выбрать клинику или программу. Например, время существования клиники, количество достигнутых беременностей, число врачей в штате, программы, предлагаемые клиникой, психологическое и медицинское тестирование суррогатных матерей, наличие трастового счета. Здесь также можно узнать, что делать, если суррогатная мать потребует дополнительного финансирования, какое тестирование проходит суррогатная мать, эмоциональная поддержка донора и получателя, стоимость услуг.

Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях. Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (за исключением довольно редких случаев, когда в ее матку имплантируют оплодотворенную «in vitro» яйцеклетку от той самой женщины, вместо которой для вынашивания плода пришлось нанять другую). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно, также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери – например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать – родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием выразила по поводу суррогатного материнства серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры [5].

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

  1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.
  2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.
  3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.
  4. Оплата услуг специалистов – врачей, адвокатов и др. – должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры [5].

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи, иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

Несмотря на наличие противоречивых мнений по поводу суррогатного материнства, это метод будет активно развиваться и дальше. Главной причиной этого является то, что, несмотря на дороговизну и сложности с морально-этической и юридической стороны, он остается востребованным. Для многих бездетных пар рождение генетически своего ребенка, пусть и выношенного другой женщиной, является более желанным, нежели усыновление совершенно чужого малыша. И хотя последний способ планирования семьи является более гуманным и единственно приемлемым с точки зрения церкви, вряд ли можно однозначно осуждать супругов, решивших прибегнуть к услугам суррогатной матери. Что же касается самих суррогатных матерей, то причин, толкающих их к такому решению, может быть немало. Но наибольшую психологическую нагрузку при этом несут они сами, и получают немалые деньги не только за затраченные на чужого ребенка силы и здоровье, но и за полученную моральную травму, которая останется с ними на всю жизнь.

Нельзя не согласиться с мнением И.Ф. Александрова, что дальнейшее развитие семейного и гражданского права должно идти по пути опережающей координации и взаимодействия, совместного восполнения пробелов и еще не урегулированных отношениях на стыке двух отраслей права, совместного разрешения возникающих более глобальных проблем в регулировании общественных отношений. Такой областью в ХХI веке может стать область репродукции человека, где пересекаются вопросы общетеоретические, семейно-правовые, гражданско-правовые, нравственные и вопросы правовой этики и прав человека, а также других сфер деятельности человека [5]. На сегодняшний день возникла острая необходимость правового регулирования таких отношений.

Литература

  1. Афанасьева А.И. Суррогатное материнство // Семейное право. – 2009. -№8. – С 23-29
  2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА • М–НОРМА, 1997. – 304 с.
  3. Майфат А.В. “Суррогатное материнство” и иные формы репродуктивной деятельности в новом Семейном кодексе РФ // Юридический мир. – 2000.-  № 2. С. 32-37
  4. Свитнев К.Н. Вспомогательные репродуктивные технологии: Правовые коллизии. // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2011. – № 5. – С. 52-61
  5. Пестрикова А.А. Суррогатное материнство в России: монография. – Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2008. – 180 с.
  6. Свитнев К.Н. Обзор правоприменительной практики по делам, связанным с оспариванием отказов органов ЗАГСа в регистрации детей, рожденных в результате реализации программ суррогатного материнства // Семейное и жилищное право. – 2012. – № 1. – С.12-15
  7. Хритинин Д.Ф., Гарданова Ж.Р., Кулакова Е.В. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе “суррогатного материнства” в рамках лечения методом экстракорпорального оплодотворения // Психические расстройства в общей медицине. – 2008. –  №4. – С. 6-8
  8. Шевчук С.С. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции»// Юрист. – №9. – 2002. – С.18-25

research-journal.org

Этические проблемы суррогатного материнства

Почему каждый раз, когда кто-то упоминает тему суррогатного материнства, появляются огромные волны мощных эмоций из лагерей сторонников и противников?

Одна из причин заключается в том, что суррогатное материнство балансирует на очень острой этической грани, смешивая воспринимаемого «священный» процесс размножения и зарабатывание денег на деторождении( ). Многие считают, что эти два домена не должны смешиваться.

Суррогатное родительство - очень спорная и эмоционально напряженная тема, которая сказывается на наших представлениях о родительстве и семье. После всесторонних длительных обсуждений и споров Комитет по этике принял ряд решений и определил некоторые рамки и границы, которые в настоящее время предлагаются для общественного обсуждения и критической оценки. Общая точка зрения комитета и его принципиальная позиция заключается в том, что суррогатная мать, которая вынашивает плод и рожает младенца, 1) единолично имеет право принимать решения по всем вопросам, касающимся дородового ухода и родов, и 2) должна иметь определенный запас времени после рождения младенца, в течение которого она может решить, готова ли она передать его «на усыновление» паре реципиентам или оставить родительские права себе. Таким образом, во всех соответствующих отношениях положение суррогатной матери должно быть таким же, как положение любой другой женщины, которая либо пренатально или постнатально, выразила намерение передать ребенка на усыновление.

Практика суррогатного материнства – это технология вспомогательной репродуктивной медицины, которая подразумевает использование третьего лица для вынашивания и рождения ребенка бесплодной пары. Сами по себе методы искусственного оплодотворения и по сей день вызывают противоречивые чувства и побуждают споры во всем мире, но использование третьего лица в таком, не будем лукавить, священном процессе, как создание новой жизни, и вовсе раскаляет страсти до бела. Некоторым может показаться, что этические проблемы суррогатного материнства раздуты и яйца выеденного не стоят, для других же это вопрос жизни и смерти.

Рассмотрим подробнее и ответим на вопросы, какие именно суррогатное материнство этические аспекты затрагивает

  • 1. Находится ли естественное зачатие под угрозой «вымирания»?

Принципиальные возражения против практики суррогатного материнства основаны на том факте, что способы «естественного размножения» не используются в суррогатном материнстве. Суррогатное материнство осуществляется либо искусственным осеменением, либо методом ЭКО(эко с суррогатной мамой ). Все такие практики приносят в жертву естественный репродуктивный потенциал человека как живого существа, что, как некоторые считают, унижает его личность. В частности, католическая церковь настаивает на этом аргументе, требуя запрета практики суррогатного материнства.

  • 2. Женское тело выставлено на продажу?

Согласно мнениям противников суррогатного материнства, этот метод вспомогательных репродуктивных технологий предполагает «продажу женского тела». Суррогатное материнство в литературе сравнивается с проституцией, некоторые женщины заявляли, что продают свою матку и уступают контроль над своими телами.

Кроме того, бедные женщины третьего мира используются в качестве инструмента для удовлетворения потребностей размножения бесплодных западных женщин. Денежная компенсация становится хорошим стимулом для женщин вписаться в процесс суррогатного материнства. Из-за потребности в денежных средствах женщины вынуждены позволять использовать свои тела для вынашивания младенцев за монеты. По этой причине существует беспокойство, что женщины превращаются в «конвейер», поставляющий младенцев.

В рамках исследования, изучавшего биоэтические проблемы суррогатного материнства, опрос суррогатных матерей показал, что больше половины женщин были исключительно финансово мотивированы стать суррогатами, пятнадцать процентов женщин заявили, что деньги были важным мотивирующим фактором, но не единственным, и для 15% материальная компенсация не имела значения и они решились на такой шаг не в поисках финансовой выгоды.

  • 3. Независимость vs принуждение

Люди, выступающие за суррогатное материнство, будут утверждать, что равные права для женщин означают предоставление женщинам свободы выбора образа жизни, сексуальной и репродуктивной независимости(центр суррогатного материнства ). В таком случае, сказать женщине, которая вынашивает суррогатную беременность, что это дегуманизирует ее, означает навязать ей новую форму патернализма.

Контраргумент основан на понимании концепции выбора. Какой выбор имеют бедные неграмотные деревенские женщины стран третьего мира? Суррогатное материнство навязывается ей мужем или родственниками с целью преодоления финансового кризиса в семье. В некоторых случаях женщины вынашивают ребенка для своих родственников. Следовательно, наличие свободного выбора является спорным и в большинстве случаев недействительным.

  • 4. Превратятся ли женщины в инкубаторы?

Утверждается, что покупка и продажа услуги суррогатной матери унижает женское тело, превращая его в коммерческий товар и инструмент размножения. Поскольку для женщины неприемлемо заниматься сексом за деньги, то логично сделать вывод, что также неприемлемо вынашивать детей за деньги. Суррогатное материнство, как альтруистическое, так и нет, заставляет женщину воспринимать себя как «инструмент размножения». Проводилось исследование, в котором суррогатных матерей спрашивали, какие чувства они испытывали к плоду, они дали типичные ответы, например, «Я никогда не думала, что это мой ребенок», «Это не мой ребенок, но я его ношу» и «Я чувствую себя как отель».

  • 5. Дегуманизация vs возможность

Критически настроенные люди утверждают, что оплата за «аренду» матки обесчеловечивает суррогатную мать и эксплуатирует ее репродуктивные органы

Является ли донорская кровь или донорство органов, например, почек за плату неправильной? Если нет, почему бы не пожертвовать матку за определенную плату. Получение дохода создаст необходимые экономические возможностей для расширения прав и возможностей бедных, необразованных сельских женщин.

  • 6. На ком лежит ответственность за проблемы, связанные с беременностью и родами?

Хотя беременность является естественным процессом, нельзя утверждать, что она не несет никаких рисков для матери и плода. Телесные деформации и расстройства (сердечная, дыхательная, выделительная недостаточность), вызванные или усугубляемые беременностью, могут иметь летальные последствия. Естественно, что беременная женщина готова рискнуть ради того, чтобы испытать радости материнства, но суррогатная мать вынашивает младенца в интересах других. В этом контексте можно утверждать, что все такие жертвы ради беременности станут бессмысленными для женщины.

Этика суррогатного материнства также затрагивает проблему рождения детей от суррогатной матери с аномалиями и заболеваниями. Кто должен нести ответственность и ухаживать за таким нездоровым ребенком, если пара, прибегнувшая к услугам программы суррогатного материнства, отказываются от своих родительских прав.

  • 7. Что если суррогатная мать решит оставить ребенка себе?

Вполне реален случай, когда сурмама может почувствовать эмоциональную связь с ребенком в ходе программы и отказываться от передачи ребенка родителям реципиентам. Подобная ситуация влечет за собой не только моральный, но и юридический конфликт.

Поэтому очень важно подготовить и оказать психологическую поддержку обеим сторонам до и после процесса беременности.

В случае такого комплексного процесса, как суррогатное материнство, биоэтика рассматривает также проблематику технической стороны дела. Вот несколько этических вопросов в рамках данной проблематики.

  • Допустима ли утилизация неиспользованных эмбрионов?
  • В рамках процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием суррогатной матери создается некоторое количество эмбрионов, но во время подсадки максимальное число переносимых эмбрионов не должно превышать трех (в большинстве стран – двух). Оставшиеся эмбрионы далее утилизируются. Противники суррогатного материнства склонны рассматривать подобное, как процесс детоубийства.

    С другой стороны, если противозачаточные таблетки и аборты соответствуют правовой норме, то утилизация неиспользуемых эмбрионов не может считаться незаконной и аморальной.

    Данный спорный момент можно разрешить, пожертвовав ненужные эмбрионы другим бесплодным парам, чтобы больше детей получили шанс на рождение.

    • Этично ли использоваться лишние эмбрионы для медицинских исследований?

    Лагерь противников вспомогательных технологий считает аморальным и недопустимым проведение каких-либо опытов на человеческих эмбрионах, приравнивая это к проведению опытов над детьми.

    Однако не нужно забывать, что все технологические достижения - это результаты медицинских исследований, включая клонирование, и поэтому использование в исследовательских целях всегда является этическим, если они идут на благо человечества.

    • Предимплантационный скрининг – игра в Бога?

    Не секрет, что в рамках процедуры в полость матки суррогатной матери подсаживают только наиболее качественны, жизнеспособные эмбрионы без генетических дефектов( ребенок от суррогатной матери). Для того, чтобы отобрать такие эмбрионы проводится специальное тестирования. Но имеет ли человек брать на себя работу естественного отбора?

    • 9. Суррогатное материнство пропагандирует продажу детей?

    Противники суррогатного материнства утверждают, что такая практика делает детей продуктом, который можно купить и продать. Кроме того, младенец рассматривается как инструмент для удовлетворения потребностей других людей и его права нарушаются. Для некоторых людей найм суррогатной матери сопоставим с покупкой ребенка за деньги. Такой подход сопоставим с отношением к человеческому ребенку, как к товару для продажи, что называется рабством. Суррогатное материнство обычно ставит под угрозу и наносит ущерб отношениям матери и ребенка.

    Противники суррогатного материнства считают, что его следует запретить повсеместно за потенциальные физические, психологические и символические риски для ребенка. Ребенок может пострадать психологически, когда узнает, каким образом был зачат и рожден. С другой стороны, сторонники утверждают, что такой запрет противоречит закону о запрете дискриминации. В этом контексте запрет на помощь третьего лица означает дискриминацию в отношении людей, которые не смогли родить своего ребенка без использования посторонней помощи. Если не существует ряда конкретных доказательств вредного воздействия суррогатного материнства на новорожденного, следует уважать решения лиц о выбранных ими способах и методах размножении.

    Суррогатное материнство и его этические проблемы являются результатом проблем бесплодных пар. Чтобы положить конец этой этической дилемме, нам нужно подтолкнуть некоторые вещи к ее концу, чтобы найти решения. Цитата о сохранении окружающей среды помогает нам в этом:

    • «Только после того, как последнее дерево будет срублено,
    • Только после того, как последняя река будет отравлена,
    • Только после того, как последняя рыба будет поймана,
    • Только тогда вы обнаружите, что деньги нельзя есть.»
    Идея, которую можно извлечь из этого стихотворения, проста и прямолинейна - защита окружающей среды больше не может ждать, и будущие поколения не должны быть наказаны за наши ошибки и промахи. Точно так же мы не должны отвергать суррогатное материнство и прийти к нему только тогда, когда узнаем, что последние пары в этом мире бесплодны. Проблемы, связанные с бесплодием, будут иметь гораздо более тяжелые последствия, чем проблемы суррогатного материнства. Будущее принадлежит тем, кто дает надежду будущему поколению.

    line-vita.ru

    Нравственные проблемы суррогатного материнства

    Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминисткисчитают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

    Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

    В социальной концепции[5]Русской Православной Церквисуррогатному материнству даётся следующая критическая оценка: «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания» [18].

    Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребёнка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы [16].

    Приведу слова иеромонаха Димитрия (Першина), который является председателем комиссии по биомедицинской этике и медицинскому праву Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, членом экспертной рабочей группы при комитете по охране здоровья Госдумы РФ. «Суррогатное материнство, когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам. Среди моих знакомых более 10 бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и родили собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усыновленных малышей. Вот путь к спасению» [22].

    Что говорит по этому поводу главный раввин России:

    «Первая заповедь, которую Бог дал человеку, – «Плодитесь и размножайтесь». Чтобы выполнить эту заповедь, в семье должны быть как минимум один сын и одна дочь. Если выполнить эту заповедь традиционным путем не получается – религия разрешает искать другие способы родить детей, в том числе суррогатное материнство. Но тут возникает следующий вопрос: кто может быть суррогатной матерью? Например, нельзя взять суррогатную мать из числа родственников, потому что в этом случае нарушается запрет на кровосмешение – в иудейской религии он весьма жесткий. Нельзя также, чтобы суррогатная мать была замужем – это нарушает заповедь супружеской верности. Не менее важен юридический аспект проблемы. Кто является матерью: та, которая дала свою яйцеклетку для оплодотворения, или та, что выносила плод и родила? Кто является родственниками младенца – родные «законной» матери или матери суррогатной? Это очень серьезные вопросы, от них будет зависеть, кому наследует родившийся ребенок, с кем ему можно вступать в брак, когда он вырастет… Именно поэтому необходимо проконсультироваться у раввина, который специализируется на проблемах семейного права. Если у супругов действительно нет иного выхода, кроме как прибегнуть к искусственному оплодотворению, – раввин поможет им подобрать такой вариант, который не будет сопряжен с нарушением заповедей и одновременно не создаст правовых проблем ни родителям, ни ребенку» [22].

    Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью

    Буддисты считают, что сознание не производится мозгом, оно существует всегда и само по себе. Когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, в этот момент сознание соединяется, связывается с будущим телом, и уже тогда появляется живое человеческое существо. Учение о карме мотивирует буддистов действовать так, чтобы приносить счастье, радость, свободу и защиту существам, любить и сочувствовать им, и не совершать действий, приносящих страдание. Рождение и воспитание ребенка считается одной из буддийских добродетелей. Если люди дают возможность человеческому существу прийти в мир, заботятся о нем, то совершают очень позитивное действие. Если по состоянию здоровья нет возможности иметь детей естественным путем, можно усыновить ребенка, от которого отказались родители, и вернуть ему счастье в семье. Кроме того, человек может воспользоваться всеми достижениями современной медицины для зачатия и вынашивания плода. Все пути возможны, и буддизм положительно относится к научным и технологическим открытиям, если они уменьшают физические и психические страдания существ и увеличивают количество их счастья. Социальные стереотипы не так важны, как индивидуальное счастье человека. Буддизм очень терпим не только к образу мыслей людей, но и к их поведению для достижения своих целей, если это поведение не ограничивает и не доставляет страдания другим людям. Конечно, воспитание ребенка в полной семье лучше, чем в неполной. Естественное зачатие и рождение лучше, чем что-то искусственное, но условия у разных людей разные. Поэтому необходимо действовать так, чтобы доставить максимум счастья максимальному числу людей [22].

    studfiles.net


    Смотрите также