Игрушка для развития сенсорики своими руками


Игрушки для развития сенсорики своими руками – наши тренажеры

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.

Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

  • Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.

  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  •  Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии«Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт».

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.

Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.

  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?

Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты».

А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры».

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.

  • Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!

  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы»: здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.

Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

4 комментария

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

6 комментариев

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…

6 комментариев Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество«Статья для блога» Психологическаяразгрузка 11111

metodbv.ru

Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста

Марина Осипова Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игры, которые я сшила сама.

Предлагаю вашему вниманию свои авторские дидактические пособия.

Подушечка «Солнышко»

На подушечке нашито «Солнышко», которое имеет много лучиков. Они выполнены из различных материалов: молнии (основные цвета, пуговицы, бусины (разной формы, цвета и размера, разноцветные ленты и резинки.

Играя с «Солнышком» дети учатся расстегивать и застегивать молнии,передвигать пуговицы через препятствия (резинки, передвигать бусины (большие и маленькие) вперед и назад, снимать резинки с пуговиц, а затем надевать. С этим пособием можно играть за столом, на ковре или повесить его на стену.

Играя с «Солнышком», дети изучают основные цвета, развивают мелкую моторику и весело проводят время!

«Волшебная подушечка»

Для работы с малышами я сшила подушечку. Почему я назвала ее волшебной? Да потому что в ней есть загадки, секреты и превращения!

Подушечка сшита из приятной мягкой ткани, на ней нашиты пуговицы и «липучки». На обратной стороне подушечки расположен карман, который закрывается на две молнии. В нем находятся наборы аппликаций, изготовленные из разной по фактуре ткани на группировку предметов: домашних и диких животных и местом их обитания. Каждый из предметов имеет петельку для пуговицы или «липучку».

Детям предлагается открыть молнии, достать фигурки домашних и диких животных и развести их по домам. Беря фигурку очень важно,чтобы ребенок правильно называл животное и проговаривал, где оно живет. Играя с данным пособием, дети учатся классифицировать животных на домашних и диких, а так же их место обитания. Учатся застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, «липучки» и с пользой проводить время! После игры фигурки отстегиваются, убираются в карман и застегиваются на молнии.

Таким образом, пособие решает задачи по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и мелкой моторики.

«Веселые медвежата и зайчата»

Малыши очень любят все яркое и разноцветное. Поэтому данную игру я расположила в красивой красной сумочке, на которой находятся три большие пуговицы. Дети, расстегивая их достают веселые» мордочки» медвежат и зайчат которые сшиты из фактурных тканей – основных цветов и пуговиц (которые служат глазками).

Играя с данным пособием, дети расстегивают пуговицы, которые держат ушки зайчика или медведя; затем застегивают пуговицы, собирая зайчика или медведя. Из двух и более разнообразных ушек находят ушки нужного цвета и пристегивают их к основе зайчика или медведя, чтобы они получились одного цвета. После игры все фигурки собираются в сумочку и застегиваются на пуговицы.

Данное дидактическое пособие развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, учит собирать целое из трех частей, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания.

Книжка-малышка «Колобок»

Малыши очень любят, когда им рассказывают или читают сказки, но детям раннего возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому я сшила для них книжку-малышку в виде сказки «Колобок», чтобы они могли сами рассказывать и одновременно показывать ее.

Книжка-малышка сшита из приятной мягкой ткани с нашитыми на нее «липучками» и шнурком, по которому двигается «колобок». Фигурки животных выполнены из различных фактурных тканей с «липучками» на изнаночной стороне.

Малыши сначала снимают всех персонажей с основы книжки, а затем, рассказывая сказку, двигают «колобка» по дорожке (шнурку) к тому или иному персонажу, которого приклеивают на «липучку».

Данное дидактическое пособие направленно на развитие речи, мелкой моторики, познавательной сферы, зрительного и тактильно-двигательного восприятия, а также оно учит правильно называть диких животных, расставлять их в правильной последовательности в соответствии с сюжетом сказки. Воспитывает внимание и эмоциональную отзывчивость.

www.maam.ru

Развивающие игрушки своими руками: сенсорные мешочки, сенсорные бутылки и коробки, игрушки из ниток, из носков, бусики-грызули. Варианты изготовления развивающих игрушек

Как сделать развивающие игрушки для малыша?

О том, чем занять своего малыша после всех обязательных процедур, задумываются рано или поздно и молодые родители, и новоиспеченные дедушки с бабушками. При этом акцентируется внимание на том, насколько полезно занятие, и будет ли ребенок развиваться, играя и выполняя простые движения.

Поскольку вопрос изготовления развивающих игрушек остается актуальным для родителей новорожденных деток и малышей до года, мы решили подготовить для вас статью, из которой вы узнаете о наиболее популярных развивающих игрушках и способах их изготовления. Также здесь вы найдете фото-обзор развивающих игрушек.

Зачем нужны развивающие самодельные игрушки?

  • Игрушки для развития мелкой моторики, сделанные руками мамы или бабушки, — это душевно и здорово. Ведь малышу передаются старания родного человека, его забота.
  • Сейчас в детских магазинах можно найти игрушки под любой бюджет, но даже при таком многообразии иногда нужную развивающую игрушку не достать.

Развивающие текстильные игрушки

Сенсорная коробка – одна из таких забав для малыша, от которой столько пользы для маленьких пальчиков: можно наполнить коробочку простой крупой, водой, лоскутками, макаронами. Единственное условие: заниматься малыш должен под присмотром мамы или папы.

Сенсорная коробочка для крохи

Сенсорная коробка «огород»

Немного усилий и фантазии понадобится родителям, чтобы сделать развивающую игрушку для ребенка. Например, представленная ниже дорога сделана из картонной основы, крышек с закрутками от бутылок, красок, старых фотографий и вырезок из журналов.

Развивающая игрушка «дорога»

  • Еще один повод для создания развивающих игрушек своими руками – это быстрая потеря внимания к новым игрушкам со стороны малыша до достижения им возраста 1,5 лет. Им хватает всего несколько минут на изучение предложенной игрушки, закрепление полученной информации. После этого малыш переключается на что-то другое в поиске новых знаний.

Видео: Развивающая книжка

  • Взрослым приходится все время что-то придумывать, чтобы кроху увлекла новая игра или игрушка. Любящих родителей, не знающих об этой особенности восприятия информации из внешнего мира новорожденными, постигает разочарование после того, как купленная дорогая супер-развивающая игрушка остается без внимания малыша неделями.
  • А ведь дело совсем не в конкретной игрушке, а в том, что малышу она уже не интересна: он изучил ее, узнал все, что хотел.

Развивающие игрушки для малышей своими руками

Как сделать бусики-грызули?

  • Интересное украшение и отвлекающее приспособление во время кормления малыша можно сделать из крупных деревянных бусин, купив заготовки в магазине для рукодельниц или в лавке швейной фурнитуры.
  • Грызули, изготовленные из деревянных бусин, идеально подойдут для зубок малыша. Процесс изготовления таких бус прост: продеваем ленточку через бусины, подбирая их по величине (в центре – самые крупные, а по края – бусины меньшего размера), связываем концы ленточки бантиком. Края ленточек обязательно подпаливаем.

Советы:

  • Обязательно берем крупные бусины, чтобы малыш не смог проглотить их.
  • Для изготовления слингобус берем только очень прочные нити. Они не должны рваться или портиться от детских зубов или слюны.
  • Бусины с красочным покрытием не подходят для изготовления слингобус. Красочное покрытие может отделиться от бусины и оказаться во рту у малыша.
  • Нанизанные на ленту бусины закрепляются плотным узлом.

Слингобусы из обвязанных хлопковыми нитками деревянных бусин

Как сделать тактильные развивающие игрушки?

Тактильная гусеница

  • Развивающая игрушка делается из носка. Ее приятно трогать. Кроха будет  играть со взрослым, издающим интересные звуки, в новую для него игру.
  • Сделать гусеничку не сложно: берем новый носок (лучше длинный). Определяемся с наполнителем (сегменты гусенички можно заполнить разным содержимым: гречкой, рисом, горохом, фасолью, макаронами, желудями). После того, как первый наполнитель будет насыпан на дно носка, плотной нитью делаем перетяжку. Повторяем с другим наполнителем. Последний сегмент сильно затягиваем и закрепляем нить, оставляя небольшой хвостик. Пришиваем пуговки-глазки. Вот и вся работа: игрушка готова, малышу есть чем заняться, а у мамы – несколько минут свободного времени!

Тактильная гусеница из носка

Как сделать игрушку на руку?

  • Для изготовления игрушки нам снова понадобится носок. Процесс изготовления развивающей игрушки не займет и пяти минут, но вот восторга у малыша хватит на весь день!
  • На носок пришиваем глазки, можно пофантазировать и приукрасить «говорящую голову»: сделать из ниток хвостики или чубчик, парик, вырезав из другого носка подходящую по размеру деталь и разрезав ее бахромой, отступив от края пару сантиметров. Как играть? Просто надеть на руку и сказать крохе: «Привет!».

Змейка с бусинками

  • Такого персонажа можно поселить ненадолго в коляске. Малыш будет тянуться к свисающим и торчащим штучкам. Игрушка сделана таким образом, чтобы крохе всегда было что хватать, дергать, трогать, тянуть.
  • Сделать такое чудо можно из любого отрезка ткани. Вырезаем деталь —  длинную и узкую. Складываем вдвое в длину и прошиваем сбоку.
  • Полученную трубу выворачиваем на лицо и набиваем наполнителем: пшеницей, горохом. Зашиваем оставленное для набивки отверстие. Осталось украсить змею разными штучками и пришить глазки-пуговки.

Игрушка шарики-бублики

  • Такая игрушка придется по душе крохе. С ней можно делать то, чему малышей учить не обязательно: катать, грызть, бросать, она приятно сжимается в крошечном кулачке. Чтобы шерстяной мячик был безопасным для малыша, нужно его постирать в горячей воде с добавлением мыла.
  • Мячик сваляется и все шерстинки плотно закрепятся на основе и попадать в ротик крохе ничего не будет. Основа для бублика — деревянное кольцо.
  • Можно для поделки взять кольцо от карниза или флисовых ленточек. Если вы остановились на варианте из флисовой ленточки, то свяжите концы двойным узлом на кольце.

Мячики из шерсти и бублики

Кольцо с ленточками

  • Игрушка-махалка будет привлекать внимание малыша  движущимися элементами, волнистыми цветными ленточками.
  • Для изготовления поделки понадобится пластиковое или деревянное кольцо, пестрые ленточки и кружева длиной около 40 см. Свисающие элементы фиксируем на кольце двойным узлом.

Как сделать сенсорные мешочки?

  • Такая игрушка обогащает малыша новым тактильным опытом. Различное содержимое мешочков дает много разных ощущений для маленьких пальчиков.
  • Мешочки могут иметь и другое назначение: по ним кроха может ходить, что позволяет делать массаж маленьких пяточек. Подушечками также можно бросаться.
  • Маме может предложить малышу поиграть в сенсорное лото, отыскивая мешочки, заполненные одинаковым наполнителем.
  • На мешочки можно нашить буквы из фетра или другой ткани. Когда малыш немного подрастет, поделку можно будет использовать во время обучения цифрам и простейшим математическим задачам.

Рыбка из сенсорных элементов

Сенсорные мешочки с нашитыми цифрами

Как сделать сенсорные мешочки из воздушных шариков?

Воздушные шарики можно использовать для изготовления сенсорных мешочков. Единственное отличие заключается в том, что из воздушных шариков сенсорные мешочки делаются быстрее и проще, а в качестве наполнителя можно использовать муку, соль.

Важно: для изготовления сенсорных мешочков нужно выбирать качественные воздушные шарики.

  • В качестве наполнителя для сенсорного мешочка используем муку, камешки, бисер. Все, что имеет острые грани, даже если это макаронные изделия, не подходит для развивающей игрушки.
  • Вместе с мукой в шарик можно бросить 1-2 фасолины, чтобы кроха искал их пальчиками.
  • Сенсорный мешочек, в качестве основы для которого используется воздушный шарик, прослужит долго. В детских центрах, например, такая недолговечная на первый взгляд игрушка, долго сохраняется в своем первоначальном виде.

Сенсорные мешочки из воздушных шариков

Сенсорный мешочек с прозрачным окошком

Наполнить сенсорный мешочек можно макаронными изделиями без острых краев

Развивающая игрушка-погремушка

  • Развивающие игрушки можно сделать из контейнера для игрушки от киндер-сюрприза. Крохотные тарахтелки, наполненные разным содержимым, будут издавать много разных звуков, что нравиться малышам разного возраста.
  • Маленькие погремушки, завернутые в яркий лоскуток ткани, малышу удобно держать в ручках. Поскольку погремушка приятно выглядит, малышу хочется играть с ней. Каждая погремушка издает свой звук, что может заинтересовать малыша.

Развивающая игрушка погремушка

Развивающая игрушка: бутылка с наполнителем

Бутылку можно наполнить солью, макаронами, мелкой галькой, засыпать ракушки и налить воды. Кроха, который только учится ползать, будет толкать бутылку и наблюдать, как она катится.

Первый способ: бутылка с окрашенной водой

  • Чистую бутылку наполняем на 1/3 растительным маслом. 2/3 бутылки заливаем обычной водой, окрашенной пищевым красителем.
  • Горлышко емкости обмазывается суперклеем и бутылка закрывается крышкой.

Бутылка с окрашенной водой

Бутылка с различным наполнителем

Второй способ: бутылка-искалка

  • Емкость заполняется на треть рисом. Внутрь бросаются небольшие игрушки, бусины, камешки.
  • Горлышко бутылки смазывается клеем и закрывается крышкой. Малыш будет встряхивать бутылку и искать спрятанные внутри предметы.

Крохе понравиться толкать бутылку и наблюдать, как она катится

Третий способ: бутылка-море

  • На одну треть емкость заполняется ракушками, морскими камешками и блестками. Бутылка наполняется водой до самого верха. Горлышко промазывается суперклеем и закрывается крышкой.
  • Вместо бутылки можно использовать баночку. Наполнить ее блестками, ракушками и водой. Горлышко также смазывается клеем и банка закрывается крышкой. Наполнить баночку можно любыми яркими маленькими деталями, пуговицами.

Сенсорные бутылки: с песком, с окрашенной водой, с ракушками

Сенсорная бутылка с различным содержимым

Сенсорные бутылки: чем заполнить

Как сделать игрушки из ниток?

Лошадок и кукол можно сделать из обычной бечевки. Процесс изготовления подробно показан в видеоролике.

Видео: Поделка из пеньковой веревки. Конек-горбунок

Видео: Как сделать куклу из ниток — мастер-класс.

Как сделать простую развивающую игрушку из ткани?

  • Такую игрушку малыш будет держать в руках, перебирая щупальца. На изготовление игрушки нужно всего полчаса свободного времени.
  • Для создания простого осьминога понадобится кусочек флиса или другой яркой плотной ткани, наполнитель (синтепон, холлофайбер), пуговки. Также понадобятся ножницы, нитки, иголка, нитки.
  • Вырезаем под прямым углом углы квадратного отрезка флиса. Нарезаем края бахромой. Собираем серединку, наполнив ее синтепоном. Получившийся шарик обматываем снизу ниткой или фиксируем круглую форму резинкой. Нарезанные бахромой края заплетаем в косички.

Развивающая игрушка-осьминожек

Как сделать простую развивающую игрушку-осьминога

Видео: Делаем развивающие игрушки для малыша своими руками

babyben.ru

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками

инга пайманова Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками

Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать у детей 2-3 лет богатый разнообразный чувственный опыт зрительных ощущений свойств окружающих предметов, развивать интерес к их использованию в практических действиях. Решению этой задачи нам помогают дидактические игры.

В данной публикации я хочу поделиться опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, выполненных в одной технике.

Основными материалами мне послужили:

• пластик ПВХ листовой шириной 0,1 см (он легко разрезается обычными ножницами,

• цветная самоклеющаяся пленка,

• пластиковые контейнеры,

• черный маркер.

Дидактическая игра «Собери яблоки (осенние листья)».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Ход игры:

Пример: Трудно ежику одному собрать так много яблок. Давайте поможем ёжику! Только будьте внимательны: красные яблоки нужно сложить в красную корзинку, зеленые – в зеленую, а желтые – в желтую.

Воспитатель выставляет три корзинки – красную, зелёную и жёлтую. Дети должны собрать и разложить яблоки (листья) по корзинкам соответствующего цвета.

Индивидуальная работа:

– Какого цвета у тебя яблочко? В корзинку какого цвета положишь его?

Аналогично можно использовать осенние разноцветные листочки.

Дидактическая игра «Собери урожай».

Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.

Задача: необходимо собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.

Задача: необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.

Для игр с прищепками я изготовила вот таких цветных ежиков.

И вот такие пирамидки.

www.maam.ru

Сенсорные коробки для детей своими руками (от 6 месяцев до 2 лет )

2015-07-24

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.

Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона,  пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п.  Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.

1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев

Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие.  Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.

2. Сенсорные коробки с крупой

По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.

Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.

Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.

Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.

Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.

3. Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

4. Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.

В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.

5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

6. Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.

7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.

8. Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу.

А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.

9. Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных (Ozon, My-shop, KoroBoom), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Вот и все, благодарю за внимание! Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям (прямо под статьей есть кнопки социальных сетей). А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читайте также:

РАЗВИВАЮЩИЙ КОВРИК СВОИМИ РУКАМИ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

jili-blog.ru

Развивающие игрушки своими руками. Сенсорные мешочки

22 October, 2013

Когда дома 2 ребенка разного возраста, то времени на рукоделие остается мало, значит, приходится шить универсальные развивающие игрушки своими руками. То есть такие, которые будут интересны обоим малышам. Интересуясь вопросом, я нашла подходящую идею – сенсорные мешочки с аппликацией из ткани “Цифры”. Решила сделать сразу 2 комплекта: один для себя, второй для занятий в детском клубе.

Развивающая игрушка для младшей сестры

Наполнители для сенсорных мешочков:
  • макароны-ракушки
  • зерна горчицы
  • соль каменная
  • горох
  • желуди без шапочек
  • фасоль
  • макароны-трубочки
  • макароны-спагетти (поломанные на мелкие кусочки)
  • гречка
  • рис

Развивающая игрушка для старшей сестры

Что понадобилось для шитья этих развивающих игрушек?
  • ткань разных цветов
  • плотная ткань для аппликации
  • паутинка для приклеивания ткани при помощи утюга
  • утюг
  • нитки, иголки
  • швейная машинка
  • маркер для выкроек
  • ножницы
  • выкройки
Как пошить тактильные мешочки?

1. Скачать выкройку, вырезать, перенести на плотную ткань, вырезать цифры.

Выкройка цифр для сенсорных мешочков | pdf формат

Мелком переводим цифру на ткань

Маникюрными ножницами вырезаем серединки цифр

2. Из разных тканей вырезать прямоугольники размером 10 x 20 см, добавляя отступ на припуски. 3. Наклеить цифры при помощи паутинки и утюга на заготовки сенсорных мешочков.

Вырезали паутинку по размеру цифры

Приклеили цифру

4. Прострочить  цифры на швейной машинке для надежности.

Пришиваем цифры

5. Сшить тактильный мешочек, оставляя небольшое отверстие для его наполнения. Я делала двойной шов для прочности.

Сшиваем мешочек по контуру

6. Наполняем мешочек крупой, солью и другими сыпучими через лейку. Крупный наполнитель заталкиваем в мешочки вручную.

Наполняем тактильные мешочки

7. Зашиваем отверстия сенсорных мешочков.

Эти мешочки можно использовать как тактильный материал для самых маленьких, так и в качестве счётного материала для занятий со старшим малышом.

Как мы используем сенсорные мешочки со старшей дочкой?
  • Раскладываю мешочки на полу, доча ходит по дорожке с цифрами. Я называю, она пытается повторять за мной.
  • Мнём мешочки в руках, я называю наполнитель, она повторяет. Потом Ксюша пытается сама угадать.
  • Можно брать один из мешочков во время изучения конкретной цифры для тактильного запоминания.
  • Сенсорными мешочками можно кидаться, собирать вместе и разбрасывать, складывать в башенку и в ряд и т.д.

Дорожка из цифр

Пошить это детское счастье несложно, а играть с ними понравиться каждому от мала до велика.

Эта статья опубликована Grow clever в раздел 1-2 года, 2-3 года, до 1 года, Заметки мамы, Игрушки своими руками, Математика, Сенсорное развитие

grow-clever.com


Смотрите также