Инструменты для лепки


Какие материалы и инструменты нужны для начала работы с полимерной глиной? – Ярмарка Мастеров

Вы решили познакомиться с полимерной глиной? Встает вопрос, что необходимо иметь для того, чтобы начать работать с запекаемой глиной?

По-моему, для начала работы с полимерной глиной необходимы 3 компонента: 1) Полимерная глина.2) Духовка.

3) Ваше желание.

1. Полимерная глина бывает разных производителей, разных видов, с разными характеристиками. Наиболее популярными марками полимерной глины являются зарубежные — «Fimo», «Cernit», «Sculpey» и доступные российские «Sonnet» и «Artifakt». Каждая из названных марок имеет свои достоинства и недостатки, отличается функциональным предназначением глины, свойствами, температурой запекания, цветовой палитрой. Мой совет, купите сразу глину хорошего качества, чтобы получить удовольствие от лепки и не разочароваться.

2. Для запекания изделий из полимерной глины подойдет обыкновенная духовка. Температура запекания написана на пачке глины. Только надо учесть, что при запекании полимерной глины испаряется пластификатор, который является химическим веществом вредным для здоровья. Поэтому после запекания изделия из полимерной глины необходимо вымыть духовку. Можно просто поместить ваше изделие в рукав для запекания и плотно его завязать.

Более подробную информацию про запекание изделий из полимерной глины можете посмотреть в моей статье>>>.

Конечно, для работы с полимерной глиной необходимы разные инструменты. На первом этапе их легко можно заменить подручными материалами.

Итак, какие инструменты нужны для работы с полимерной глиной и чем их можно заменить?

1. Акриловый ролик. Он необходим для раскатывания полимерной глины. Вместо него можно использовать любой гладкий цилиндрический предмет: стеклянный стакан, баллончик из-под лака для волос, бутылку.

2. Моей первой покупкой была паста-машина. Это очень экономит время и сказывается на качестве работ. Конечно, есть специальные профессиональные машинки. Я работаю уже несколько лет на обыкновенной паста-машине.

3. На чем работать?

Поверхность для работы должна быть гладкой и чистой. Это может быть керамическая плитка, стекло, пластиковая подложка. На первом этапе можно работать просто на белом листе бумаге.

4. Для нарезания полимерной глины используют специальные лезвия. Сначала прекрасно можно обойтись строительным или канцелярским ножом или лезвиями для этих ножей. Со временем можно приобрести профессиональные лезвия (обычно они бывают жесткие, гибкие и волнистые).

5. Стэки. Их используют для приглаживания, придавливания, выравнивая, для соединения деталей изделия. Их можно заменить бусинами, кончиком акварельной кисточки, медицинскими инструментами.

6. Для вырезания пластов разной формы используют катеры. Вместо них можно применить любые крышечки от шампуней, кремов, баночек, полые металлические трубки, старые формочки для печенья. Можно их сделать самим из полоски металла.

7. Зубочистки. Очень удобный инструмент:) Ими можно подцепить, придавить, подправить, сделать рисунок и так далее.

8. Интересные эффекты на ваших украшениях можно сделать, используя фактурные листы. Конечно, у каждого производителя есть свои фактурные листы. Но вместо них можно использовать кружева, фактурные обои, старую зубную щетку, хозяйственную губку для мытья посуды

9. Влажные и обычные салфетки – для протирания рук и инструмента.

И еще можно добавить. Полимерная глина легко смешивается между собой. Смешивая разные цвета, можно получать глину других цветов и оттенков.

Вот такой перечень материалов и инструментов, которые помогут вам при работе с запекаемой полимерной глиной.Так что, имея желание, упаковку глины и духовку, можно уже сделать что-то интересное, а самое главное получить удовольствие! Творите, пробуйте! Желаю удачи!

www.livemaster.ru

Какие инструменты и оборудование нужны для скульптурной лепки

Лепные изделия – ручная работа. Руками вчерне лепят все изделие, дорабатывают, особенно мелкий рисунок, с помощью инструментов. Для этой цели потребуются следующие инструменты. Ножи для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д. Стеки при лепке из глины, воска или пластилина. Они бывают из дерева твёрдых пород: бука клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длиной от десяти до двадцати пяти сантиметров и толщиной в свой наиболее толстой части от одного до трёх сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закруглённой, круглой и так далее.

1 — инструментальный нож и формовочный нож; 2 — деревянные стеки.

Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и тому подобного нужны стеки с металлическими наконечниками. При работе с пластилином и воском применяют часто металлические стеки, которые можно нагревать. Их изготовляют из толстой медной, алюминиевой или железной проволоки.

Циркуль для вычерчивания рисунков и измерения моделей.

Циркуль-пантограф для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах.

Мерник – для измерения высоты различных точек модели скульптуры, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, та как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.

Линейка и угольник для измерения длины изделий и проведения равных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.

Отвес, состоящий из груза и нитки; служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и так далее. Груз весом не менее пятидесяти граммов укрепляется на прочной нитке, шнурочке или тонком шпагате. Форма груза может быть любая. Грузик можно сделать из кусочка железа или свинца, вставив в него проволочную петельку.

Кисти для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой. Желательно иметь кисть диаметром 2-3 сантиметра и 2-3 кисти диаметром 1,5 сантиметра.

Спринцовка для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки; продаётся в аптеках и аптекарских магазинах.

Место для лепки и его оборудование

Лепить можно в любой светлой комнате с равномерным освещением. Конечно, при этом следует соблюдать соответствующую чистоту и каждый раз убирать за собой рабочее место. Летом хорошо лепить на воздухе – в тени под деревом или под временно устроенным навесом. Правда, глина на воздухе высыхает быстрее, её требуется часто увлажнять.

Для хранения материалов, изделий и инструментов желательно иметь кладовую или шкаф.

Лепить нужно на мольберте. Простой мольберт делают из досок на шпонках (чтобы не покоробило), к ним прибивают для упора две рейки. Можно сделать и более сложный мольберт, и станок для лепки объёмных изделий. Для мольберта, прежде всего, делают подставку высотой от 1,5 до 2,5 метра на трёх или четырёх ножках. На подставке сверлят отверстия на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В отверстия вставляют гвозди или деревянные клинья, на которых на нужной высоте устанавливают щит.

1 — подставка; 2 — подставка со щитом.

Простой мольберт

Станок для лепки делают высотой по грудь работающего скульптора. Он может быть также на трёх или четырёх ножках. Между ножками станка обычно делают полочку, куда кладут инструменты. На крышке станка устанавливают вращающуюся подставку.

1 — станок на трех ножках; 2 — станок на четырех ножках.

Во время работы под ноги целесообразно положить лист картона, газету или мокрую тряпку, чтобы не пачкать пол.

Во время лепки из глины обычно надевают халат или фартук. Одежда не должна стеснять движений рук, чтобы не утомлялись их мышцы.

После работы рабочее место необходимо чисто убрать, то есть смыть все со стола, подмести пол, а если надо, то и вымыть его; глину и изделия закрывают мокрыми тряпками, инструменты очищают и убирают, завернув в сухую тряпку.

В помещении должно быть хорошее освещение, лучше дневное; можно лепить при искусственном свете – электрическом или ламповом, но он не равномерен, слабо освещает работу и утомляет зрение. При искусственном освещении лучше делать только черновую работу.

Материал для лепки

В следующей статье мы разберем с вами что и как можно лепить.

partnerkis.ru

Инструменты для лепки из глины

Мастера лепки из глины используют различные инструменты для работы, но руки мастера самый чуткий инструмент. Они придают особую фактуру, гладкость изделию и только когда необходимо прорабатывать мелкие детали изделия, отрезать лишнее, применяют стеки.

Стеком называют инструмент в виде небольших палочек, которые имеют разную форму для удобства в проработке деталей. Часто мастера сами делают такой инструмент, или используют подручные средства. Для работы вам необходимо иметь стеки закругленные, скошенные лопатки, острые, для резки и удаления излишков глины – проволочные. Проволочные для резки пластов глины имеют две ручки. Для удаления излишков глины в углублениях используют кольца разной кривизны и размеров. Если вы решили приготовить инструмент своими руками, то воспользуйтесь советом ниже.

Стеки лучше вырезать из твёрдых пород дерева – яблони, берёзы, клёна, сирени.

Чтобы древесина не намокала при работе, их пропитывают горячей олифой.

Когда необходимо выполнить фактуру волос, бороздок, канавок, применяют зубчатые стеки. Петельки – стеки помогают срезать лишнюю глину. Необходимый инструмент – лопатка, чтобы очищать рабочую поверхность, ножики с деревянными  и металлическими лезвиями.

Если Вы собираетесь делать поделку, то приготовьте дощечку, на которой будете работать, а также воду в небольшой миске для смачивания рук.

Лепить поделки можно на столе или на коленях. Более сложные вещи изготавливают на специальных вращающихся поверхностях, например, можно использовать цветочный горшок с отверстием, в который вставляется штырь с дощечкой (смотри на рисунке).

Профессионалы – мастера для лепки используют гончарный вращающийся круг, на котором удобно лепить любые изделия.

podelkamoy.ru

GardenWeb

Категория: Лепка

При выполнении работ мастера-лепщики наиболее часто используют следующий инструмент.

Стеки применяют при лепке изделий из пластичных материалов: глины, пластилина, воска. Они бывают полностью из дерева или имеют металлические наконечники (петли) из тонкой и жесткой проволоки или из хорошо наточенных полосок стали. Если возможно, то для наконечников лучше всего использовать нержавеющие металлы. Стеками полностью из дерева обрабатывают детали в таких местах, где это невозможно сделать пальцами. Стеки с наконечниками применяют для срезания излишков наложенного материала.

Стеки изготовляют из твердых пород древесины; бука, клена, березы, пальмы, сирени. В последнее время некоторые мастера выполняют стеки из пластмассы. Очень удобно работать со стеком, выполненным по руке работающего.

Наконечники приставляют к деревянным черенкам и закрепляют проволокой. При этом острые концы петель или проволоки должны быть уложены так, чтобы не поранить руки.

Инструмент должен быть всегда чистым. После окончания рабочего дня его тщательно вытирают от остатков прилипшего материала.

Лопатки (рис. 2) используют при приготовлении порций гипсо-

Рис. 1. Стеки а—б — с проволочными наконечниками; в — с лопатками; г — гладилки; д — с большими металлическими наконечниками

вого раствора для отливки, ремонте изделий, просверливании лунок в кусковых формах и кожухах, при образовании замков и т. д. Лопатки делают из стали или другого нержавеющего металла двусторонними, острозаточенными, с перьями по концам и ручкой посередине квадратной или шестигранной формы, чтобы лучше ее было держать рукой. Односторонние лопатки насаживают на деревянную ручку. Длина больших лопаток около 30 см, длина пера (лопатки) 8…9 см, ширина 4…5 см, толщина 2…3 мм, с кромками, сточенными на конус. С помощью лопаток производят оплеску тонким 2…3-миллиметровым слоем цветного гипсового раствора мягких моделей для снятия черновых форм. Лопатками также наносят гипсовый раствор на изделия при их установке на место, а также подмазывают швы между этими изделиями.

Длина малых лопаток 15…18 см, длина пера 3…4 см, ширина 1,5…2 см, толщина 1… 1,5 мм. Эти лопатки изготовляют полностью из металла.

Долота (рис. 3) используют разной ширины, прямые или плоские и полукруглые с шириной перьев 2…30 мм. Прямые долота применяют для выравнивания изделий плоской формы, прорезки бороздок, прямых линий и др. Полукруглые и кривые долота используют при работе с изделиями с криволинейной поверхностью, а также при вырезании углублений. По мере затупления долота точат.

Царапки (косарики) и тупилки (рис. 4) различной формы и размера с перьями и зубчиками прямой и косой формы предназначены для срезания затвердевшего гипса. Оставленные царапками шероховатые следы зачищают шкуркой или чаще всего сложенной в тампон частой сеткой из тонкой проволоки. Тупилку с узкими, слегка закругленными концами применяют для устройства углублений, как бы гравировки.

Ножи (рис. 5) малые, средние и большие применяют для вырезания деревянных профильных досок шаблонов. Для этого ножи должны иметь острые узкие концы, которыми можно вырезать самые маленькие круглые архитектурные обломы. Ножами колют лучины для армирования гипсовых изделий, разрезают или надрезают клеевые формы, обрезают гипсовые куски для формы, кожухов и т. д. Ножи быстро тупятся, точить их следует на двух брусках: крупно- и мелкозернистом.

Рис. 2. Лопатки а — большая; б— малая

Рис. 3. Долота прямые и полукруглые а — большие; б — малые

Рис. 4. Царапки прямые и фасонные

Рис. 5. Ножи а — малый; 6 — средний; в —большой

Рис. 6. Цикля

Рис. 7. Кисти а — малая; б — средняя; в — большая

Рис. 8. Измерительный инструмент а — циркуль; б — кронциркуль; в — угольники; г — ярунок; д — малка

Цикли (рис. 6) — стальные пластинки чаще всего прямоугольной формы с зубчиками на одной или двух сторонах. Изготовляют их из листовой достаточно крепкой стали (пильная сталь) длиной 12… 15, шириной до 7 см. Бывают цикли с криволинейным очертанием. Зубчики способствуют быстрейшему снятию гипсового слоя, но оставляют на поверхности шероховатости в виде бороздок, которые иногда приходится зачищать. Шероховатости необходимы на поверхности штукатурки, на которую устанавливают лепные изделия, и на тыльной стороне этих изделий. По мере затупления зубчики точат напильником.

Кисти (рис. 7) бывают крупные и мелкие, щетинные и колонковые (более мягкие). Щетинные кисти используют при смачивании изделий водой, нанесении смазки на формы во время отливки изделий из гипса.

Рис. 9. Разный инструмент а — зубило; 6 — скарпель; в — киянка

Колонковыми кистями покрывают лаком глиняные или пластилиновые модели перед снятием с них черновых форм. Это делают для того, чтобы легче было удалить из формы глину или пластилин..

Инструменты для обработки дерева: пила-ножовка, рубанок, шерхебель, топор, долота, стамески — применяют для строгания реек, досок, предназначенных для изготовления шаблонов и т. д., а также для строгания тыльной стороны изделий при их короблении, для строгания гипсовых плит, поверхности которых требуют выравнивания. Из пил лучше всего применять мелкозубки, так как они более чисто делают пропилы.

Проволочная пилка предназначена для перепиливания гипсовых изделий. Она представляет собой канатик, круто свитый из тонких стальных проволочек, например из балалаечной струны. При работе пилку держат в руках и выполняют ею требуемую операцию или натягивают на лучковый станок, используемый для столярных пил. Работает такая пилка медленнее, чем с зубьями, но делает очень чистый распил.

Щипцы подразделяются на кусачки, плоскогубцы и круглогубцы. Применяют их для перекусывания проволоки, предназначенной для изготовления петель, за которые снимают куски формы, для изготовления проволочных креплений — усов, или, как их называют в практике, «кляч».

Напильники — плоские, трехгранные, полукруглые, круглые, квадратные, прямоугольные и другие — применяют при обработке металла, особенно при стачивании металлического профиля шаблона. Для удобства в работе напильники надевают на ручки или черенки.

Измерительный инструмент (рис. 8): циркуль, кронциркуль, угольники и ярунок — применяют при лепке моделей и проверке размеров изготовленных деталей, а также при постановке лепки.

Циркуль используют любой, например чертежный, но все же лучше применять специальный со стопором, закрепленным винтом-бараш-ком. Специальный циркуль удобен при процарапывании следов (линий) на гипсовых плитах, глине и т. д. Кронциркуль стальной или комбинированный из дерева и стали применяют при измерении объемных моделей или деталей к ним. Угольники бывают металлические и деревянные. При работе желательно иметь два угольника: простой и с упором. Назначение угольников известно всем. Малка — тип угольника с подвижным пером, закрепляемым винтом-барашком, для разметки углов более или менее 90°. Ярунок — тип угольника для разметки углов в 45°.

Скарпели и киянки (рис. 9) применяют для расколотки (разбивки) черной формы после отливки из нее модели. Скарпели — это зубила разной длины. Киянка — деревянный молоток круглой или квадратной формы, насаженный на ручку. Ширина киянки, т. е. ее обушка, в несколько раз больше обушка обычного молотка, и поэтому киянка более безопасна во время выполнения работ.

Разные инструменты — это ножовки для пиления металла, ножницы для резки бумаги и листовой тонкой мягкой стали или жести, спринцовка для сбрызгивания глиняных моделей водой, зубила для рубки стальной арматуры и т. д.

Лепка - Инструменты для лепки

gardenweb.ru

Инструменты для пластилина

Иногда, глядя на творения мастеров, созданные из пластилина, просто поражаешься: как им это удается? Почему в руках даже одаренных детей получаются просто милые поделки, а другим удается создавать истинные шедевры? Секрет, как оказалось, прост: авторы лучших образцов лепки работают не голыми руками, а вооружаются целым набором разнообразных специфических инструментов, помогающих придать куску материала любую форму или текстуру.

Собственно, переход от любительского уровня к профессиональному происходит именно в тот момент, когда ребенок начинает учиться уверенно пользоваться инструментами для лепки, поэтому следует обратить больше внимания на этот момент.

Использование различных инструментов для лепки нужно для того, чтобы изготовить фигурки настолько сложной формы, что голыми руками добиться этого не получится. Хотя вспомогательный инструмент, безусловно, упрощает выполнение задачи, все же она является априори более сложной, раз требует особого инструментария. Это выдвигает два основных требования к материалу для лепки:

  • Способность хорошо держать форму. Толку с того, что масса, которой придали правдоподобные черты вдохновившего предмета, «потечет» или осядет даже в обычных комнатных условиях, не будет. По этой причине некоторые особо жидкие виды материалов, которые условно можно назвать пластилином (самые разреженные виды детского теста для лепки, жидкая полимерная глина), не требуют участия инструментов. В принципе, то же самое можно сказать и об «умном» и шариковом пластилине, а также кинетическом песке: первый вообще не используют для поделок, второй используется больше для поделок аппликативного типа, третий же боится малейшего дуновения ветра.
Кинетический песок Жидкое тесто для лепки
  • Готовность к обработке на протяжении длительного времени. Чтобы овладеть мастерством использования специальных инструментов, нужна продолжительная практика, но даже если ребенок уже умеет с ними работать, создать сложное произведение искусства в крайне сжатые сроки он способен не всегда. В детском творчестве редко бывают случаи, чтобы дети творили по-настоящему полномасштабные большие фигуры, но все же лучше выбирать такой тип пластилина, который сам по себе не затвердевает до слишком «каменного» состояния.

Это необходимо для того, чтобы неудачное изделие можно было подправить или переделать во что-нибудь другое, а также для более успешного последующего присоединения деталей.

Пластилин Полимерная глина

Исходя из вышесказанного, для сложной обработки с применением инструментов для лепки лучше всего подходят классические разновидности пластилина, эластичная полимерная глина и более плотные виды теста для лепки.

Ответить на этот вопрос можно лишь в том случае, если исходить из конкретных задач, которые ставит перед собой маленький мастер, ведь некоторые инструменты, используемые настоящими профессионалами для масштабной скульптурной лепки, ему просто не понадобятся. На самом деле, детские инструменты для лепки стоит приобретать постепенно, по мере овладевания малышом все новыми и новыми навыками творчества. Мы попробуем немного систематизировать эту категорию, чтобы упростить родителям задачу подбора всего необходимого.

Это самое первое приспособление, которое необходимо не только мастерам, но и начинающим, и даже тем детям, которые лепку забросят уже на второй день занятий. Не секрет, что большинство видов пластилина – довольно маркие; современные разновидности часто рекламируются как лишенные этого недостатка, но на практике они нередко просто хуже лепятся, а потому посредственно подходят для создания объемных фигурок. Дощечка или клеенка, предназначенная специально для таких нужд, сильно упростила бы работу по уборке помещения для мамы юного таланта.

Кроме того, есть и другой момент. Специально подобранная основа обычно отличается идеальной гладкостью, которой далеко не всегда обладает видавший виды стол или другая поверхность, на которой лепит малыш. Это позволяет создавать «колбаски» и «шарики» без малейших деформаций, что повышает эстетическое удовольствие от результата.

Естественно, при резке материала на такой доске поверхность стола не пострадает.

Купить доску для лепки можно в магазине для детского творчества, а можно приспособить для этого подручные средства – например, разделочную доску или кусок толстого линолеума. Размер может быть любым: А5 – для самых маленьких детей, кто лепит крошечные поделки, А4 – для малышей немного постарше, А3 – для занятий лепкой всей семьей или создания огромных игровых зон из пластилина.

Раз уж речь зашла о чистоте, тут же упомянем и о тряпочках, которые помогут держать рабочее место и руки в чистоте. Чтобы остатки пластилина от прошлых работ не мешали при создании новых фигурок, после работы доску стоит протереть кусочком жесткой ткани – например, обрывком старых джинсов.

Для очистки нежных детских ручек куда лучше подойдет салфетка из мягкой фланели.

Стеки – наиболее популярная разновидность рабочих инструментов для лепки. Их существует огромное количество, но в целом они предназначены для двух вещей: резать пластилин и придавать поверхностям определенную характерную форму (волнистость, идеальную гладкость, небольшие точечные вмятины). При этом делаются стеки обычно из пластмассы, что позволяет им быть легкими и безопасными для ребенка.

Таким инструментом можно немного уколоться, но порезаться точно не получится. Стеки довольно редко заменяют подручными предметами, потому что у большинства современных производителей принято класть хотя бы одну в каждый набор пластилина, а можно приобрести и сразу целый набор разных инструментов.

Впрочем, для той же резки материала стеки годятся не всегда. Им может не хватать остроты из-за их пластмассовой природы, также они зачастую дают слишком рваный и неаккуратный разрез. Для изготовления тонких деталей специалисты советуют использовать небольшие ножницы для бумаги с закругленными краями, обыкновенный нож или даже тонкую леску.

Следует заметить, что в некоторые детские готовые наборы для работы с пластилином входят пластмассовые ножницы для резки, но несложно предугадать, что они, скорее, разочаровывают и оттолкнут от увлечения лепкой, нежели дадут достойный результат. Продаются также специальные формочки, позволяющие «штамповать» плоские фигурки определенного вида.

Теоретически в эту категорию можно отнести все описанные в этой статье инструменты, но мы отнесем сюда только то, о чем пока не успели поговорить. Яркий пример – это скалка, которая является завсегдатаем любых наборов для лепки. Когда возникает потребность вырезать детали из идеально плоского «листа» пластилина, материал нужно раскатать по аналогии с тестом, ведь сделать такой «лист» голыми руками не получится.

Для этого можно использовать пластмассовую скалку из наборов, классическую скалку для теста или любой предмет аналогичной продолговатой формы. Из подручных средств большой популярностью пользуются различные бутылки и другие емкости, потому что внутрь можно предварительно набрать воды: теплая позволит сразу же размягчить материал, холодная – сделать так, чтобы готовая форма быстрее стала твердой.

Вывести производство тонких «колбасок» на совершенно новый уровень позволит обыкновенный аптечный шприц с отсутствующей иглой, правда, для таких операций понадобится масса для лепки с очень высокой пластичностью.

Слепленные из пластилина фигурки обычно обладают сравнительно гладкой поверхностью, вне зависимости от того, сделано это голыми руками или при помощи примитивных устройств. Если нужно, чтобы поверхность была шероховатой или напоминала на вид какой-нибудь другой материал, также используются определенные инструменты.

Особое внимание следует обратить на текстурные листы. Это изделие представляет собой некоторое подобие листа с нанесенной на него текстурой, зеркально отражающей поверхность того или иного материала – камня, древесины, ткани. Поскольку многие разновидности пластилина в процессе работы оказываются довольно мягкими, такой фактурный лист без всяких усилий оставляет на поверхности отпечаток, придавая изделию дополнительное сходство с задуманным результатом.

В домашних условиях можно использовать и подручные материалы – чаще всего в таком качестве выступает именно ткань.

В продаже найдутся также специальные молды, которые имитируют не столько поверхность материала, сколько определенный объемный узор (хотя такими бывают и фактурные листы). Это позволит добиться на поверхности готового изделия сложного переплетения рельефных линий, которого никогда не удалось бы добиться вручную.

Огромное значение для создания настоящих шедевров имеют различные пластиковые контейнеры и закрывающиеся ведерки, в которых очень удобно хранить несформированный пластилин, боящийся свежего воздуха. В сочетании с водой различной температуры это нехитрое приспособление может приобрести совершенно новую роль, поскольку поможет творить. Например, вырезать маленькие детали из тонкого пластилинового «блина» окажется непросто – он будет мяться и рваться в месте разреза, оставляя неровные края.

Чтобы решить проблему, нужно просто опустить «блин» в контейнер с холодной водой! Аналогичным способом можно добиться противоположного эффекта, заполнив посудину теплой водой и подождав несколько минут.

Хотя отдельные детали из пластилина обычно хорошо соединяются между собой, при создании слишком сложных, а особенно «перекошенных» фигур не всегда удается добиться правильного положения деталей по отношению друг к другу. Для скрепления крупных частей используются спички или зубочистки, продетые в обе детали – таким путем можно, например, приделать голову к туловищу фигурки.

В других случаях соединительным элементом может быть и вовсе нитка, хотя последняя чаще используется не для соединения деталей, а как отдельная внешняя деталь, «вмонтированная» одним концом внутрь пластилиновой основы – так делают, например, хвосты для фигурок животных.

Наконец, не стоит забывать и об обыкновенном толстом картоне, который способен стать отличной основой как для небольшой фигурки, так и для аппликации и даже для полноценной трехмерной композиции.

Этот материал совершенно не добавляет изделию веса, но зато позволяет ставить поделку куда угодно без опасений, что она испачкает поверхность под собой.

Поскольку речь идет о детях, самое главное требование к любым инструментам для лепки – это безопасность. Специально изготовленные приспособления обычно выпускаются из пластмассы, и даже будучи созданными для нарезки материала, не позволяют порезаться, но при этом могут обладать достаточно острым концом, попадать которым в глаз крайне нежелательно. По этой причине занятия лепкой для маленьких детей (особенно групповые) необходимо проводить только в присутствии взрослого, который наблюдает за порядком.

При этом использование подручных средств, в частности, для нарезания того же материала, должно ограничиваться хотя бы возрастом. Применять для резки настоящие ножницы не стоит хотя бы до похода в школу, да и то они должны быть специальными, с неострыми концами.

Стоит обратить внимание также и на размеры – ребенку вряд ли понадобится полуметровый секатор, а вот опасности от него явно будет больше.

Что же касается настоящего ножа, применяемого для точной фигурной нарезки, то его применение и вовсе лучше оставить детям, уже достигшим хотя бы возраста 8-10 лет, да и то при условии, что они отличаются большой аккуратностью движений.

В целом же, инструменты для лепки следует подключать постепенно. Вывалив перед ребенком два десятка разных устройств вы его только ошарашите – он начнет пробовать все по очереди, а в итоге не научится пользоваться ничем и разочаруется. Начинать нужно с простого – стек и качалок в сочетании с доской, и лишь затем постепенно вводить все новые, более сложные инструменты, понемногу расширяя спектр творческих возможностей малыша.

О том, что можно слепить с ребенком из полимерной глины, смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Инструменты для лепки из глины. Техники лепки из полимерной глины

Глина широко распространена в природе, она залегает на небольшой глубине, служит дешевым видом минерального сырья во многих видах промышленности, применяется в народном хозяйстве. Используется она и в искусстве. С ее помощью при создании скульптуры делаются макеты. Инструменты для лепки из глины в первую очередь должны быть удобны при работе и полностью удовлетворять требованиям по обработке этого пластичного и податливого материала.

Применение

В старину из специальных сортов глины мастера делали крынки, горшки, кувшины и другие предметы кухонной утвари. После обжига такая посуда сохраняла форму, не пропускала воду и была довольно крепкой.

Самые подходящие виды глины для лепки – это пластичные разновидности серых, серо-зеленых и зеленых сортов. Именно их применяют в моделировании и создании скульптур. Мастера первоначально изготавливают из этого материала объемные модели с последующей отливкой в гипсе или бронзе.

Если глиняная скульптура подвергается обжигу, то такая работа называется терракотой, а если ее дополнительно покрывают глазурью, то это уже будет майолика.

Сорта

Огнеупорные глины при обжиге выдерживают без размягчения температуру выше 1500 градусов. Их применяют в производстве кислотоупорных фарфорово-фаянсовых изделий и при изготовлении форм для металлургического литья.

Легкоплавкие сорта применяют в производстве кирпича и в процессе получения портландцемента. Бентонитовые виды глины для лепки подходят меньше всего. Их используют при очистке нефтепродуктов, растительных и смазочных масел, а также при бурении скважин.

Полимерная глина

Искусственно созданный материал, в основе которого заложен поливинилхлорид с добавлением пластификаторов, пигментов и наполнителей, называют термопластикой.

Материал внешне и по свойствам похож на пластилин в процессе лепки, но меньше пачкает руки, не растекивается от избыточного тепла ладоней. Некоторые инструменты для лепки из глины такого типа используются только в этом виде прикладного искусства. К примеру, для раскатывания пластов и смешивания разных оттенков материала применяется специальная паста-машина.

Полимерная глина выпускается разными производителями и подразделяется по способу твердения на два вида:

  1. Самотвердеющая.
  2. Запекаемая (термопластика).

Характерная особенность такого материала в том, что после лепки он набирает прочность при комнатной температуре за сутки без дополнительной термообработки. Самотвердеющая полимерная глина (пластика) после высыхания имеет достаточную крепость, хорошо держит форму, подвергается обработке, если нужно подправить некоторые детали. Поверхность в таком случае размачивается водой, после чего вносятся нужные коррективы.

Такой вид полимерной глины идеален в процессе создания кукол, особенно элементов их одежды и аксессуаров. Другое важное направление его применения – создание цветочных композиций. Тонкие листья, и особенно лепестки цветов с истонченными до минимума краями, смотрятся как живые после придания изделию характерной текстурной поверхности.

Необходимый минимальный набор инструментов для лепки должен включать скалку, чтобы можно было раскатывать пласты, и удобный режущий инструмент для раскроя из тонких слоев деталей композиции. Также могут пригодиться приспособления для оттиска форм и выдавливания текстурных элементов. При работе с мелкими деталями удобно использовать стеки.

Запекаемая полимерная глина

Такой материал при нагревании до температуры 110–130 градусов приобретает свойства пластика. Готовые изделия не боятся воздействия влаги, их можно согнуть без боязни сломать.

Работать с термопластикой удобно. Это мягкий материал, пластичный, хорошо смешивается. После термообработки поверхность приобретает бархатистый вид. Набор инструментов для лепки из термопластики такой же, как и для самотвердеющей глины. Используется материал для изготовления кукол, сувениров, небольших скульптур, цветочных композиций, всевозможной бижутерии.

Некоторые производители выпускают термопластику двух видов: одна – мягкая, которая больше подходит для детского творчества; другая – более жесткий материал, требующий тщательного разминания перед моделированием, но и отличающийся повышенной прочностью готового изделия.

Лепка из полимерной глины: инструменты и материалы

Рабочая поверхность подбирается из керамики или стекла. Для раскатывания исходного материала в пласты пользуются скалкой, роллерами или специальной паста-машиной. Экструдером со сменными насадками выдавливают простые или фигурные «колбаски».

Для придания поверхности особого вида пользуются штампами, текстурными листами и щеточками. Материалы и инструменты для лепки подбираются индивидуально каждым мастером. Молды нужны для формовки повторяющихся элементов композиции. Для вырезания из пласта пользуются катерами. Стеки с различным профилем незаменимы при лепке мелких деталей. Для проделывания отверстий пользуются иглами.

В отдельных случаях может пригодиться фольга для создания облегченного каркаса и экономии материала. Наждачной бумагой можно шлифовать готовые изделия после термообработки. Пищевая пленка хорошо сохраняет материал от высыхания.

Нужны и вспомогательные инструменты для лепки из глины. Пассатижи, круглогубцы и кусачки незаменимы при работе с проволокой для создания фурнитуры будущих изделий. Для разрезания сформированных пластов подходят канцелярские резаки и острые ножницы.

Самодельные приспособления и формы

Необходимые инструменты для лепки своими руками может изготовить любой желающий. В отдельных случаях не нужно даже ничего делать, можно просто приспособить подходящий по форме предмет для лепки, формовки, выдавливания или фигурной обработки.

Так, кухонная лапшерезка может быть использована для создания ровных полосок из раскатанного пласта. Прессом для чеснока можно выдавливать тонкие нити. Головками шурупов с пазами под фигурную отвертку можно создавать на поверхности декоративные элементы. Ситом удобно делать текстуру в виде решетки. Можно применять для выдавливания кусочек пемзы, эффект «соляной текстуры» можно достичь, использую жесткую зубную щетку.

Подходящие инструменты для лепки из глины находятся повсюду, нужно просто их заметить. Формочки для печенья, крышки от бутылок, фигурные пуговицы – все можно использовать для формовки, выдавливания или штампования. Для раскатывания материала можно использовать простую стеклянную бутылку, а вместо стеки для тонкой работы можно взять зубочистку.

Перед началом работы стоит позаботиться о защите поверхности стола, на котором планируется заняться творчеством. Отделив кусочек пластики, его следует немного размять в руках, чтобы он прогрелся и приобрел необходимую мягкость.

Чтобы познакомиться с материалом, получить первые навыки работы с новым видом сырья, а также освоить инструменты, для лепки из глины лучше выбрать простую модель. Раскатав размятый кусочек пластики по рабочей поверхности, можно попробовать вырезать что-то из него, придать заготовке различную фактуру с помощью молдов, трафаретов или специальных текстурных листов.

Можно слепить небольшую скульптуру, попробовать сделать простую композицию в виде цветка или другой объемной формы. Первый пробный урок желательно довести до логического завершения. Самотвердеющая глина просто высушивается, а термопластику следует запечь.

Для этого изделие выкладывается на фольгу, пергамент, керамическую плитку или тарелку и ставится в разогретую до 110 градусов духовку на необходимое для запекания время, указанное в инструкции к глине. После термообработки модель остывает в духовке, извлекается, красится и покрывается лаком.

Как называется лепка из глины?

Предприимчивые люди с творческим потенциалом легко могут реализовать свой талант с практической выгодой, изготавливая и реализуя оригинальные бусы, серьги, браслеты, а также всевозможные сувениры и разнообразные приятные мелочи. Название этого вида творчества определяется техникой исполнения готового изделия.

Существующие техники лепки из полимерной глины настолько разнообразны, что дают возможность новичку выбрать себе занятие для любого уровня сложности. Название того или иного вида лепки определяется приемами и методами, применяемыми при изготовлении декоративных элементов. Для простого цветочка или несложной скульптуры используется одна технология, многослойная филигрань или миллифиори в создании авторских украшений – совсем другая специфика работы.

Техники работы с полимерной глиной

Сколько хороших мастеров, сколько уникальных изделий, столько и техник существует на данный момент. Некоторые пользуются особой популярностью и могут быть взяты за основу начинающими лепщиками.

Техника «акварель» предполагает использование контрастных слоев цветной пластики, раскатанных в паста-машине. В «переходе цвета» – наоборот, используются плавные и размытые границы.

Техника «баргелло» имитирует флорентийскую вышивку, «сдвиг слюды» создает объемные эффекты на плоской поверхности. Позаимствованная у японских оружейников техника «мокуме-гене» сочетает текстуру дерева и металл, а «имитация» создает подобие природных минералов, натуральных и драгоценных камней.

«Филигрань» и «миллифиори» – техники составления сложного рисунка из тонких пластов, нитей или шариков. Это происходит в процессе ужимки, вытягивания и раскатывания на поверхности тонкого среза сложной композиции.

Удивительные по красоте украшения получают в результате применения техник: «калейдоскоп», «многослойная», «сквозная», «соляная», «шприцевая», «мозговая», «перевод изображения».

Кроме перечисленных видов? существует еще кукольная, скульптурная и цветочная технологии. Они, в свою очередь, имеют свои особенности и разновидности приемов лепки и формовки, тонкости монтажа составных элементов. Инструменты для лепки из глины для каждого конкретного случая выбираются мастером индивидуально.

fb.ru

Инструменты для лепки

Инструменты эти можно купить, но лучше всего сде­лать их самому. Стеки делают из дерева (самшита, яблони, рябины), металла (меди, латуни, нержавею­щей стали) и кости. Петли делают из проволоки, а их ручки — из дерева.

Кроме этого скульптор имеет циркуль и отвес. Первый служит для измерений, а вторым проверяют пра­вильность постановки вылепливае­мой фигуры. При работе в пластили­не или воске хорошо иметь под ру­кой тряпочку, пропитанную маслом, о которую время от времени следует вытирать стеки.

94. Скульптурный станок

Скульптору для работы нужен станок. Он должен быть таким, чтобы середина скульптуры по высоте на­ходилась примерно на уровне глаз работающего. В зависимости от раз­мера и характера скульптуры (на­пример, голова или фигура) станок для нее может быть низким, средним или высоким. Станок может быть металлическим или деревянным. Но во всех случаях принципиально он представляет со­бой табуретку с добавлением враща­ющейся верхней площадки, которая лежит на «звездочке» — поворотном устройстве, на концах лучей которо­го размещаются ролики, катящиеся между металлическими кольцами (илл. 94, 1). В станке особое значе­ние имеет постоянно строго сохраня­емая горизонтальность его вращаю­щейся площадки и вертикальность оси вращения.

Самый простейший вид станка для исполнения миниатюрных скульптур и эскизов можно сделать, используя обыкновенный цветочный горшок. Его переворачивают и в отверстие дна вставляют ось (практиче­ски— гвоздь) поворотного диска (илл. 94, 2).

Прежде чем приступить к лепке, делают каркас, то есть остов будущей скульптуры. Он будет удерживать глину вылепливаемой фигуры и придавать ей устойчивость. Иначе глиняная скульптура будет деформироваться — садиться, менять свои пропорции, разваливаться. Строя каркас, скульптор должен мысленно видеть очертания и размеры будущей скульптуры — все части каркаса должны быть сделаны так, чтобы они не смещались под воздействием тяжести соответствующей части скульптуры и уже, конечно, нигде бы из нее не выступали.

Каркасом для головы (портрета) обычно служит укрепленный на до­ске (вертикально или наклонно) де­ревянный брусок, на который наби­ваются небольшие поперечные бру­сочки (илл. 95).

95. Каркас для головы

Каркас для фигуры, конечно, сло­жнее (илл. 96).

На рисунке представлено устрой­ство каркаса фигуры высотой в один метр (илл. 96). Прежде всего к глаголю крепят так называемую «торсовую петлю» (илл. 96, б) из про­волоки диаметром не менее 5 мм. Эта петля имеет в общем очертания треугольника, основание которого должно располагаться на 2 см ниже ключиц будущей фигуры.

Концы этой петли загибаются в горизон­тальном направлении. Это позволяет привязать ее и к вертикальной и к горизонтальной части глаголя, что удержит ее от поворачивания вокруг вертикальной оси. Также к верти­кальному окончанию глаголя и к его горизонтальному плечу крепятся и стержень для шеи и головы. Кро­ме того он скрепляется с торсовой петлей.

Стержни для рук делаются по отдельности для каждой руки, изги­баются в соответствии с их положе­нием («движением») и прикрепля­ются к торсовой петле так, чтобы они не могли вращаться. В случаях, когда кисти рук примыкают к телу, можно закреплять и нижние концы стержней. Когда кисти рук свободны, делают для них каркас из пяти про­волочек.

Каркас для фигуры

Нижние концы стержней для ног должны уходить в массу плинта, а не в следок ноги. Это и до­статочно закрепляет их и в то же время при надобности позволяет пе­редвигать.

Соединяются все части каркаса мягкой «вязальной» проволокой. Жесткую, ломкую проволоку предва­рительно отжигают.

Чтобы глина надежно соединялась с каркасом, его оснащают комбина­циями из топкой проволоки и неболь­ших отрезков дерева в виде крести­ков и змеек (илл. 96, в), которы­ми обвивают основные элементы каркаса.

Вопрос.

Начальная стадия работы в глине называется прокладкой. Она позво­ляет создать объем в упрощенном виде и найти основные опорные точки. При этом могут выявиться непра­вильности в построении каркаса, ко­торый уточняется.

Найденное и уточненное измере­ниями положение основных точек фигуры закрепляется втыкаемыми в глину спичками или гвоздиками.

Постепенно накладывая глину до полного объема, скульптор постоянно повора­чивает фигуру и осматривает ее со всех сторон, осмысливая общую большую форму и до поры до време­ни решительно отвлекаясь от все­возможных тонкостей и подробно­стей.

В начале работы следует повора­чивать фигуру в пределах основных координат: фас, левый профиль, за­тылок, правый профиль. Этого будет вполне достаточно для первоначаль­ного правильного построения про­порции и нахождения движения. В дальнейших стадиях работы мож­но будет прибегать и к более корот­ким и разнообразным поворотам.

Такое постоянное вращение модели и скульптуры очень важно. В процес­се работы скульптор все время пере­ходит от того, что сзади, к тому, что спереди, и наоборот, охватывая мысленно весь объем.

Как и в рисунке, в лепке можно отметить три главные стадии рабо­ты:

1. Грубо обобщенное создание фи­гуры с точным закреплением только некоторых, наиболее важных точек.

2. Детальная проработка.

3. И снова обобщение, теперь уже завершающее — исправление и уточнение целого, подчеркивание характерного и выразительного.

Чтобы скульптура из глины в про­цессе работы сохраняла необходи­мую влажность и пластичность, ее по окончании каждого сеанса слег­ка смачивают из пульверизатора и оборачивают мокрыми тряпками. Тряпки следует периодически опо­ласкивать, не давая им полностью высыхать. Чтобы тряпки не высыха­ли, поверх них скульптуру оборачи­вают еще синтетической пленкой.

ФОРМОВКА

Вылепленная из глины или пла­стилина скульптура очень недолго­вечна. Для сохранения ее переводят в другой, более долговечный мате­риал, например, в гипс или бетон, посредством формовки и последую­щей отливки. Существует три раз­личных вида формовки: черновая, кусковая и клеевая.

Наиболее простая формовка — черновая, но она позволяет снять одну копию, заменяющую собою глиняный оригинал, который, как и снятая с него форма, в процессе ра­боты уничтожается.

Когда необхо­димо получить большое количество копий, прибегают к кусковой или клеевой формовке уже гипсового оригинала.

Кусковая формовка со­стоит в том, что гипсовая форма де­лается разъемной из кусков, укла­дываемых в один или несколько соединяемых кожухов.

При клеевой формовке форма приготовляется из клея, который, будучи весьма эла­стичным материалом, позволяет вынимать отливку, не разрушая формы.

На промышленном предпри­ятии снимают с оригинала — из­делия, выполненного художником,— маточные формы, капы, рабочие и кусковые формы. С первичной гипсовой модели снимают гипсовую форму, на­зываемую маточной формой, с которой можно получить вто­ричные модели. Затем первичная гипсовая модель убирается и сохраняется как образец, потому что при частом снятии форм с первичной гипсовой модели наруша­ется строгость ее очертаний — модель разрушается. Отлитые вторич­ные модели называются капы (рис. 14) и служат для размножения рабочих форм, с которыми работают в формовочных цехах. При нали­чии сложных изделий изготавливают формы, состоящие из несколь­ких кусков (кусковые формы).

ТОНИРОВАНИЕ

Не всегда художника может удов­летворить белый цвет гипсовой скульптуры. Часто хочется придать ей вид иного, более ценного и долго­вечного материала: бронзы, чугуна, терракоты. В таком случае ее кра­сят. Такую покраску называют тони­рованием или патинированием, от слова патина — налет на старой бронзе от окисления ее на воздухе.

При тонировании под бронзу хо­рошо высушенный гипсовый отлив окрашивается смесью масляных кра­сок: охры, сажи и мумии. Полученный основной ко­лер пробуют на небольшом куске гипса.

Первый раз скульптура покры­вается жидкой краской сплошь. Вто­рой раз покрывается той же краской, но более густой и с добавлением не­большого количества бронзы-порош­ка. В третий раз скульптура окра­шивается краской, имитирующей собственно патину. Патину наносят жид­ко, флейцем, в глубоких местах гу­ще, на выпуклых — прозрачней. Не дожидаясь высыхания, на выпуклых местах краску еще слегка протирают мягкой тряпкой, оставляя полно­стью патину только в углублениях, как это и бывает с настоящей старой бронзой. Чтобы создать легкий беле­сый налет, еще более усиливающий впечатление настоящей бронзы, сы­рую патину надо слегка припоро­шить тальком.

Чтобы произвести тонирование гипсовой скульптуры «под чугун», готовят состав из охры, белил и сажи на олифе с сиккативом, которым и покрывают чистую сухую поверх­ность скульптуры; после того, как краска высохнет, поверхность про­тирают мягкой кистью сухой смесью из графита, мумии, охры, белил и ультрамарина. Шероховатая поверх­ность неотделанного чугуна получа­ется путем торцевания ее обрезан­ной кистью. Для полного правдопо­добия скульптуру обрызгивают алю­миниевым порошком, разведенным в растворителе.

Для тонирования «под терракоту» скульптуру сначала дважды покры­вают лаком или олифой. При окраске надо учитывать особенность терракоты — обычно она неодинаково окрашена по всей поверхности, а с различными оттен­ками. Сырую краску обрабатывают марлевым тампоном и припораши­вают тальком — это делает поверх­ность матовой и шероховатой.

Тонирование «под слоновую кость» делается так: поверхность покрыва­ют лаком или олифой и после про­сушки окрашивают составом: цин­ковые белила, охра золотистая и кадмий желтый. Хорошо просушенную поверхность следует натереть тальком.

В том случае, когда гипсовую скульптуру хотят сохранить безуко­ризненно белой, ее покрывают один-два раза следующим составом: 100 г сухих цинковых белил растирают в 250 г снятого молока и разбавляют молоком же до литра. Такое покры­тие предохраняет скульптуру от за­грязнения.

Вопрос.

Способы лепки

При изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека применяются: конструктивный, пластический и комбинирован­ный способы. Для изготовления посуды используется лен­точный способ, способ кругового налепа, лепка путем выбирания глины стекой из целого куска, а также формовка и литье.

Конструктивный способ — лепка изделий из отдельных частей с по­следующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональ­ные части. Начинают лепку с самой крупной. Например, у животно­го лепят в первую очередь туловище, затем — голову, и присоединя­ют ее к основной части. Более мелкие детали (ноги, хвост) присоеди­няют к туловищу, легко прижимая и приглаживая. Придают живот­ному характерную позу и обрабатывают со всех сторон.

Пластический способ — лепка из целого куска глины. Так лепят филимоновские мастера свои игрушки, вытягивая всю фигурку сразу. В процессе лепки глина, застывая, «садится», поэтому поверхность филимоновской игрушки становится неровной. Это требует подправления изделия путем проглаживания и подтягивания глиняной заготовки. Иногда эту операцию приходится делать филимоновцам несколько раз, чтобы добиться хорошего качества.

Комбинированный способ — лепка с применением пластического и конструктивного способов. Например, фигуру барыни (по типу дым­ковской игрушки) удобнее выполнять комбинированным способом: верхнюю часть (туловище, голова и руки) лепят из целого куска и присоединяют к нижней (конусообразная юбка). Можно дополнить изделие мелкими деталями, вылепив их отдельно (коса, оборки на платье и т.д.).

Ленточный способ служит для изготовления посуды (чашки, вазы, кувшины, стаканы и т. д.). Начинают работу с лепки дна: глину рас­плющивают в форме диска толщиной около 5 мм. С помощью стеки выравнивают края. Затем лепят стенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его (толщина дна и стенок сосуда должна быть примерно одинаковой) и, срезая края, оставляют прямоугольную фигуру. Эту лентообразную форму осторожно снимают с доски, сги­бают в форме цилиндра и соединяют с краями дна. При этом стара­ются обработать как внешний, так и внутренний шов.

Способ кругового нелепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые рас­катывают из глины или пластилина. Разная длина жгутов, наклады­ваемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы.

Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду и выклады­вают в виде спирали. И в том и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы.

Способ выбирания глины стекой заключается в том, что комку гли­ны придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки-лопаточки удаляют материал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосу­да и декорируют изделие.

Формовку — ручную отминку (лепку) в гипсовых формах применя­ют при изготовлении из глины крупных и сложных изделий. На гип­совую форму накладывают пласт глины и тщательно проминают его, стараясь не оставлять между формой и глиной воздух, а также сохра­нить одинаковую толщину пласта. На следующий день изделие сни­мают с формы.

Литье основано на способности гипсовой формы всасывать в се­бя воду из шликера (глина, разведенная водой до консистенции сме­таны) с образованием на внутренней поверхности формы более плот­ного слоя глины.

Существует сливной и наливной способы литья. При сливном способе гипсовую форму, состоящую из двух частей, скрепляют и перетягива­ют веревкой или резиновым жгутом, лентой, вырезанной из автомо­бильной камеры для колеса. Заливают в форму шликер. В течение ча­са (или меньше) на стенках гипсового слепка образуется слой плотной глины. Остатки шликера сливают. Через сутки, иногда через не­сколько часов, части гипсовой формы осторожно разъединяют и вы­нимают изделие. При наливном способе шликер обратно не сливают.

Вопрос.

Существует много способов декоративного оформления керами­ческих изделий. Рассмотрим те из них, которые можно использовать в работе с детьми по лепке.

Узорно-рельефное офактуривание поверхности изделий применяют тогда, когда изделие еще сырое. Стеки или штампы, вдавливаемые в него, оставляют на поверхности тот или иной рисунок. Скопинские керамисты часто использовали этот вид декора на сосудах, предназ­начаемых для хранения напитков.

Наиболее удобно для декорирования твердое состояние черепка, при котором используются такие способы оформления, как полиро­вание, процарапывание, сграффито, ангобирование и др.

Полирование производят с помощью кости, гальки или любого гладкого предмета. Оно создает приятную фактуру гладкой поверх­ности и делает изделие после обжига водонепроницаемым.

Процарапывание делают любым остроконечным предметом. На по­верхность изделия наносят линейные рисунки. Иногда процарапан­ные линии заполняют с помощью кисти цветным ангобом.

Сграффито — процарапывание рисунка на ангобированную по­верхность изделия до контрастного выявления основного цвета че­репка.

Резьба — украшение изделия глубоким гравированием с помощью стеков.

Ангобирование — нанесение цветного орнамента на изделие мягкой кистью. Орнамент наносится тонким слоем на влажный черепок мягкой кистью или резиновой грушей, заполненной жидким анго­бом. Ангоб представляет собой тонко растертую глину, белую или ок­рашенную земляными красками либо окислами металлов. Изделие перед ангобированием следует протереть влажной губкой, так как ангоб, нанесенный на сухой черепок, при сушке трескается.

Детей очень привлекают нетрадиционные способы оформления из­делий. Например, листья деревьев или ткань различной фактуры, иг­рая роль штампов, оставляют на поверхности сырого изделия при­влекательные рисунки.

Предыдущая1234567Следующая

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 3892; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org


Смотрите также