Как настроить подростка на учебу


Как настроить подростка на учебу

За лето у подростков часто формируется своя жизнь, отдельная от родителей: появляется больше свободы, новые увлечения и друзья. Но как же «собрать» ребенка после лета? Как настроить на учебу? Важные и полезные рекомендации дает Людмила Салоид, психолог-консультант, генеральный директор Центра Определения Способностей.

Первое – это наладить график. Еще за 2-3 недели до начала учебы возьмите на контроль график ребенка: ранний подъем и никаких телевизоров и компьютеров до полуночи. Затем проверьте готовность к школе: куплены ли необходимые учебники, школьная форма и канцелярия.

И только потом можно подходить к вопросу с психологической точки зрения.

Очень важно проговорить с подростком его учебные планы и задать ему вопрос: «Чего ты хочешь добиться после этого года обучения?». У него должен сформироваться конкретный план и мотивация, то есть должны быть сформулированы четкие ответы на следующие вопросы: «Для чего я иду в 9-10 класс?», «Зачем я его успешно закончу?», «Куда я буду поступать?», «Какие предметы мне нужно подтянуть?».

Если ребенок работал летом, то нужно подытожить его трудовую деятельность: похвалить его, понять, куда он потратил или собирается потратить эти деньги.

У любой его деятельности должен быть итог. Это сформирует навык и привычку к самоанализу: «Да, я летом хорошо поработал/отдохнул и собираюсь в школе двигаться дальше/подтягивать определенные предметы/продолжать те или иные летние увлечения». Такой взрослый подход поможет подвести итоги лета, подготовиться к учебе и в принципе скоординировать деятельность. Ведь психика ребенка еще не взрослая, но и уже не детская, и ему нужно обязательно помогать приводить свои действия в систему. В будущем он будет подводить итоги своей деятельности и строить планы самостоятельно.

Следует также отметить, что гормональный фон у подростка в этом возрасте скачет, и родители и нужны, чтобы помочь совладать с самим собой. Но родителям важно выполнять роль не авторитарных надзирателей, а «контролирующих друзей». В диалоге для этого нужно использовать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, продуктивно у тебя лето прошло?», «Что тебе запомнилось больше всего?». Можно задавать открытые вопросы: «Какие у тебя цели на этот учебный год?», «Какие результаты или достижения тебе хотелось бы достичь?». У ребенка запускается процесс мышления: «Лето я провел хорошо, сейчас мне нужно хорошо поучиться». Тут включаются элементы саморефлексии. Открытые вопросы помогут подготовиться к учебному процессу морально, а проговаривание итогов лета и планов на будущий год сформирует готовность к своим обязанностям учиться.

Важно заложить правильную мотивацию в самом начале, чтобы начать учебный год продуктивно, сразу включиться в процесс, а не раскачиваться два месяца и не исправлять оценки в ноябре.

Даже если ребенок провел лето непродуктивно, не нужно акцентировать на этом внимание и сравнивать с другими детьми. Важно ориентироваться и настраиваться на хороший результат в будущем. Помните: вера в ребенка дает ему повод оправдывать эту веру.

Поэтому верьте в своего ребенка, общаясь с ним и в ненавязчивой форме выясняя, что ему хочется, направляя его энергию в нужное русло и поясняя ребенку, зачем ему нужно хорошо учиться. На конкретных примерах из своей или его будущей жизни, рассказывать истории успеха других людей. Ребенок сам расскажет, что его беспокоит, важно просто начать говорить с ним.

Итак, подытожим. С подростком можно и нужно разговаривать и подводить итоги личных достижений. Это позволит ему увидеть себя со стороны и вселит уверенность в себе, что крайне важно перед началом нового учебного года. Есть простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях, на заметку родителям.

Упражнение «Позитивные мысли»

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Подростку предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если подростку будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в следующих проявлениях: • позитивных мыслей о себе; • симпатии к себе; • способности относиться к себе с юмором; • выражения гордости собой как человеком;

• описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

Упражнение «Афоризмы»

Цель: научить подростка позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии (в семейном кругу, например), основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, подросток может прийти к осознанию огромных возможностей, которыми он обладает, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению родителя может быть дополнен или изменен. • Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо). • Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека). • Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский). • Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень). • Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт). • И после плохого урожая нужно сеять (Сенека). • Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле). • Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор). • Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт). • Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови). • Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги). • Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).

• Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Как мотивировать подростка к учебе

Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

Что же делать?

— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

Сын постоянно  играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку. 

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

wiseparents.ru

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля. Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

  1. Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.
  2. Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.
  3. Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите; не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка; просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.

www.dowlatow.ru

Мотивация подростка к учебе.

1. Обеспечить дома зону релакса.

Возрастные особенности пубертатного периода: рассеянное внимание, повышенная тревожность, эмоциональные вспышки, упадок сил.

Из-за частых эмоциональных скачков, молодой человек не находит понимания в окружающих взрослых, которые предъявляют повышенные требования, не учитывая, что становление нового гормонального фона забирает массу энергии, а ресурсов может не хватать на усвоение школьного материала.

Часто родители это воспринимают как проявление лени.  В психологии нет понятия лени и как с ней бороться. Зато есть конкретные проблемы - это отсутствие энергии и отсутствие мотивации. 

И первое, чем мы можем помочь нашему ребёнку - это правильно распределить энергетический ресурс.

Энергии всегда столько сколько есть в конкретном человеке и она расходуется, нужно понимать куда.

И куда же она может утекать, если на учебу не остаётся?

На активный рост, на изменения гормонально фона, на сопротивление взрослым (при авторитарной модели воспитания), на компьютерные игры, на переживания сильных чувств (первая любовь, отверженность, предательства друзей и т.д.), на усилия к саморегуляции, на поддержание своего авторитета в глазах окружающих сверстников, на переработку junk food (еда-мусор ЭТО ВАЖНО! ). И это далеко не полный список! Она утекает и утекает.

Просмотрите, что крадет его силы и обеспечьте ребёнка всем необходимым. Это расписание на видном месте, записочки-напоминалки с делами по дому, программа-таймер для включения и отключения компьютера, сбалансированный рацион и т.д. 

Как ещё можно восполнить энергию? В простом общении с друзьями, в комфортной обстановке дома, спорт.

Дом должен стать местом куда хочется приходить после трудного дня. А когда и дом становится «полем боя», то... утекает и утекает...

2. Узнать причину нежелания.

После того как дом стал наполнен понимающими, любящими и более терпимыми людьми, возвращается доверие.

Правила этикета в диалоге помогут узнать какие предметы ребёнок не любит, к каким относится терпимо, а какие нравятся и почему.

Часто дети не успевают даже по предметам которые любят, потому что не хватает сил. Здесь важно расставить приоритеты!  

Есть один психологический трюк! Разрешить по ненавистным предметам делать задание на три, по терпимым на четыре, но по любимым на пять. После того как ребёнок станет успешен по некоторым предметам, он окрыляется и подтягивается по остальным.

Попадает в зону успеха и искренне считает, что этого его выбор, а выбор - это свобода, которая так необходима подростку для роста  мотивации. 

3. Сделать упор на сильные стороны.

Опять вопрос приоритетов. Кого мы хотим вырастить?

Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны. Развивать нужно сильные.

Если подтягивать слабые, то сильные упадут. Таланта не будет, а будет средняя успеваемость.

Посредственных людей в жизни очень много - это те люди, которым не позволили раскрыть свой потенциал.

Когда упор делается на сильные стороны мир получает талантливого, свободного и успешного человека.

Например, по химии три (предмет не нравится), а по истории четыре, почти пять (предмет нравится). Какого надо нанять репетитора? А какого чаще наймут родители?

4. Профориентированность.

В четырнадцать лет ребёнок чаще знает кем хочет стать, а если говорит, что ещё не определился, значит боится критики своего выбора.

В этом моменте больше всего родители совершают стереотипных ошибок.

Нужно понимать, что успешным счастливым человек может стать с абсолютно любой профессией, и важно не настаивать на своём, а уважать ,и главное, поддержать выбор вашего, почти, взрослого человека.

Определите, вмести с ним, какие предметы необходимы для будущей профессии, на них и упор!

5. Контроль-помощь.

Чаще у родителей позиция контроль-давление. Например: «делай уроки!!! Ты сделал уроки? Делай! Будет двойка пеняй на себя!», вместо: «с чем ты сам справился? Молодец! Тебе нужна моя помощь? В чем трудность? Давай вместе разберёмся?»

6. Положительное закрепление.

Если ребёнок уже давно находится в ситуации неудачи, то рекомендации выше начнут работать не сразу.

Он потерял веру в себя и устал от скандалов дома. Он закрылся в своей черствой скорлупке.

До ребёнка следует донести мысль, что: «мне не важно какие оценки ты получаешь в школе, мне важно какие у нас с тобой отношения. Мне важно чтобы между нами была любовь и понимание».

Знаю возражения многих родителей: «что значит не важно? Мне важно!», тогда определите для себя, что важнее - хорошая война или худой мир?

Довертись мне и моему опыту работы с подростками, после этой фразы ребёнок старается сделать все от него возможное, чтобы родитель им гордился.

Закрепляйте любой хороший пустяк похвалой, а неудачи игнорируйте. И вскоре отличные результаты не заставят себя долго ждать.

****************

 Отдельно хочу сказать, что каждый ребёнок уникален и проблемы в неуспеваемости могут возникать от ряда многих других проблем.

Это могут быть невыявленные зависимости, серьезные проблемы со здоровье, различные фобии и комплексы.

В идеале, если ребёнок стал плохо учиться, обратитесь к специалисту и получите рекомендации по решению именно вашей проблемы.

www.b17.ru

Как мотивировать подростка на учебу?

Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы как мотивировать подростка на учебу? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

Многие дети к 12-14 годам начинают терять интерес к учебе. И даже если в начальной школе вам было просто мотивировать или заставить выполнять все необходимые задания и учиться хорошо, то сейчас ребенку все интереснее проводить время с друзьями или в гаджетах, задерживаться на прогулках или «зависать» у телевизора. Так уж устроен детский организм, что в силу возраста и незрелости, сам школьник еще не понимает всю важность образования. Поэтому задача родителя:

Показать все плюсы и преимущества хорошей учебы. Объясняйте ребенку о будущих возможностях карьеры и достатка, как они зависят от качества образования и знаний.

Обратите внимание на увлечения своего школьника, выявляйте интересы и таланты, смотрите, что доставляет наибольшее удовольствие ребенку. Поощряйте трудолюбие в нешкольных интересах и хобби.

С раннего возраста прививайте любовь к учебе. Это невозможно сделать в возрасте тинейджера, ответственность развивается с годами.

Как мотивировать подростка? Практические советы!

Шантаж не помощник

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Правила общения, если подросток не любит тему учебы в принципе.

Переходный возраст непростой спутник подросткового периода. Именно сейчас есть риск потерять авторитет в глазах подростка. Резкое осуждение со стороны родителей и постоянные конфликты приводят к отторжению учебы, ребенок может начать прогуливать уроки назло. Хотят что-то доказать! Что – не всегда и сами знают, но сделать назло очень хочется. Почувствовать себя взрослыми.

Правила, которые помогут в общении с подростком:

  • Уважайте личность ребенка, разговаривайте с ним на равных, не унижайте и не обзывайте его.
  • Установите определенные правила поведения. Что вы допускаете, а что категорически запрещено в вашей семье.
  • Слушайте ребенка, задавайте наводящие вопросы, получайте аргументы. Диалог всегда будет идти на пользу в построении отношений. А вот сплошные нотации – наоборот выстоят между вами стену.
  • Не отрицайте сразу критику в свою сторону. Выясняйте ситуацию. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять.
  • Объясняйте важность получения образование, необходимость школьных знаний для дальнейшей жизни.
  • Искренне спрашивайте ребенка о школьных делах. Беседуйте с ним. Безразличные и шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы «нормально».
  • Гордитесь достижениями, отмечайте прогресс, не скупитесь на похвалу.
  • В случае сложностей с домашними заданиями или школьной программой постарайтесь помочь, объясните, попросите учителя помочь или и вовсе наймите репетитора. Недопонятый материал сегодня влечет большие проблемы в будущем.
  • Провалы случаются. Не зацикливайтесь на осуждении за плохие отметки, поддержите подростка. Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию.
  • Говорите о целях. Подросток должен понимать к чему он стремится, чего хочешь достичь и какие знания ему нужны. Определите склонность к наукам.
  • Поощряйте и хвалите за конкретные успехи. Соизмеряйте свои ожидания с реальными возможностями ребенка.
  • Не сравнивайте отметки и достижения со сверстниками, не обсуждайте одноклассников.
  • Любите своего ребенка.

Каждый родитель в силах привить своему ребенку любовь к учебе. Не игнорируйте советы, приведенные выше. Обдумайте их и постарайтесь применить на практике. Мотивация важна для развития целеустремлённости и ответственности.

Осознание необходимости образования приходит с годами. На начальном этапе дети учатся ради признания родителей и похвалы. Им важно знать, что мама и папа гордятся ими. И только в этом случае рождается желание двигаться вперед и развиваться, когда ребенок знает, что его ценят, а он «не подведет».

Не делайте из учебы культ. Не учите сутками и не читайте постоянные нотации. Опирайтесь на интересы и таланты ребенка, и тогда учеба будет в радость и удовольствие.

Надеемся, что наши советы, как мотивировать подростка на учебу, были вам полезны! Желаем вашим деткам успехов в учебе! Делитесь в комментариях своим опытом и историями!

micrusha.ru

Как настроить ребенка на учебу - эффективные советы для родителей

Учебный год только начался, а ребенок не чувствует интереса к школе. Выполнению домашних заданий он предпочитает общение с друзьями или компьютером, чтение книг не по программе или другие занятия. Наверное, с такой проблемой сталкивалась не одна семья. И если в некоторых других ситуациях можно выбрать позицию «не хочет – пусть не делает», то в данном случае она по понятным причинам не работает. Как помочь ребенку в учебе, заинтересовать его школьными предметами и создать мотивацию?

Прежде всего, не стоит записывать свое чадо в лентяи или, тем более, в неудачники. Изначально стремление к познанию нового заложено в любом ребенке. И ваша задача – разобраться, почему оно пропало или проявляется не активно. Особенно если ваш ребенок находится на том этапе жизни, который принято называть «пубертатным периодом». Ведь именно в это время происходит переоценка ценностей, смена мотивации. Это маме и папе может казаться, что подросток просто так лежит на кровати. На самом деле он либо находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, либо погружен в свои мысли. В любом случае родители не должны его ругать и критиковать за невнимательность к учебе. Им нужно как можно чаще говорить с ребенком, показывать, что они его поддерживают. Главное не контролировать каждый шаг подростка и не стараться навязать ему свою точку зрения, а слушать его мнение.

Но потеря интереса к познанию нового встречается не только у подростков, но и у учеников младших классов. Как настроить ребенка на учебу в таком случае? Однозначный ответ дать невозможно – ведь детки все разные. Что сработает с одним, может не помочь другому. Поэтому мы рассмотрим несколько разных способов.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Как заинтересовать ребенка учебой? Об этом задумывается ни одно поколение родителей. Прежде всего, ребенок должен понимать, для чего он учится. Это взрослые привыкли выполнять некоторые неприятные дела только потому, что надо. С детьми этот фокус не пройдет. Они должны понимать цели обучения и быть настроенными не на конечный результат (хорошую оценку), а на процесс.

Попробуйте поговорить с чадом о том, кем он хочет стать в будущем. Объясните, что для этого ему необходимо будет хорошо разбираться в тех или иных школьных предметах. Без таких знаний он не только не добьется успеха в выбранной профессии, но и вряд ли вообще сможет ее освоить. Здесь еще важно понимать следующий момент: вы сделаете упор на ряде предметов (понятно, что для каждой профессии существует свой перечень необходимых наук). Но нужно обязательно объяснить ребенку, что при этом он не должен запускать другие школьные дисциплины, которые косвенно могут повлиять на его успех в карьере. Например, если чадо хочет выбрать гуманитарную профессию, ему потребуются и точные науки – они помогут ему научиться мыслить логично, что непременно пойдет на пользу. А если ребенок решил стать, например, ученым-физиком, то должен понимать, что ему предстоят публичные выступления. Таким образом, если он будет плохо знать русский язык, то может попасть в неприятные и глупые ситуации.

Также ребенку нужно объяснить, что чем ты умнее, тем больше и добиваешься в жизни. И что любые знания могут пригодиться. Эти тезисы лучше подкрепить примерами знакомых и героев фильмов/книг. При этом никогда не высказывайтесь внутри своей семьи об преуспевших в учебе людях пренебрежительно. Напротив, примеры всегда должны быть позитивными. То есть нужно рассказать ребенку, как мамина подруга с нуля основала бизнес и за несколько лет существенно развила его, а не о том, как папина одноклассница, защитившая диссертацию, работает уборщицей. Чадо должно понимать, что важно обладать не только теоретическими знаниями, но и умением применять их на практике. И если папина одноклассница не сумела правильно распорядиться тем, что ей дали усидчивость и природа, то это не значит, что любой умный человек неудачник.

Чтобы ребенок получал удовольствие от учебного процесса, важно, чтобы он делал успехи. Понятно, что это удается не всегда – у всех бывают промахи. Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить ряд достижений. Необходимо, чтобы родители оказывали помощь ребенку в учебе, поощряли его успехи и тягу к любым знаниям. Например, если ваше чадо хочет заниматься каким-то предметом дополнительно, то нужно постараться всячески этому способствовать: записать на дополнительные занятия, купить обучающие материалы.

Хвалите своего школьника за любые успехи, не ругайте за неудачи, а лучше постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и как это исправить.

Мотивация ребенка к учебе

Мы уже поговорили об основных способах развития мотивации ребенка к учебе (формирование целей, поддержка интереса, поощрение). Есть и дополнительные методы:

  • больше игры в процессе обучения

Старайтесь соединить познавательный процесс ребенка с его хобби. Так, например, если вашему чаду нравится какой-то мультфильм, то можно приобрести фигурки его героев и разыгрывать между ними диалоги на иностранном языке. Или купить обучающие диски, которые созданы в тематике этого мультфильма.

Мотивация ребенка к учебе может быть различной. Можно награждать ребенка за хорошие отметки и «брать с него штраф» за плохие. Например, за плохие оценки он должен делать какую-то работу по дому, а за хорошие получит какую-то сумму денег. Однако этот метод не должен быть основным в вашей семье, в противном случае ребенок будет «учиться за деньги», что вряд ли принесет ему большую пользу. Можно практиковать этот способ для предмета, с которым у школьника особенные трудности.

Подойти к этому необходимо со всей серьезностью, обсудив все тонкости «на берегу», чтобы уже в процессе не выяснилось, что вы друг друга не поняли, и ребенок обидится. Лучше всего требования обеих сторон отразить в «договоре», составленном совместными усилиями, который подпишут и родители, и их чадо.

Также можно обойтись без «денежных отношений». Узнайте, о чем мечтает ваш ребенок (путешествие в какую-то страну, новый компьютер и т.д). Пообещайте выполнить его желание (и выполните, конечно, если чадо справится со своими обязательствами), если школьник, например, закончит год на одни пятерки (или без троек – возможны варианты).

Старайтесь пробовать разные методы, и тогда вы обязательно отыщете те, которые помогут вам настроить вашего ребенка на учебу.

bambinostory.com

Подростки . Как мотивировать подростка, действенные способы

Слово «мотивация» произошло от английского глагола «двигать». В значении этого глагола и заключается смысл слова «мотивация». То есть, мотивация – это то, что заставляет совершать что-то, двигаться вперёд в определённом направлении или к какой-то цели. Как только человек рождается, у него сразу же появляются потребности, у малыша – в еде, сне тепле, ласке взрослых и так далее, и сразу же, мотивация их удовлетворения.

С возрастом спектр потребностей возрастает и возрастает мотивация их удовлетворения. Главное, чтобы мотивация, особенно у ребёнка (а это, несомненно, повлияет и на мотивацию в будущем, у взрослого), не превратилась в потребность удовлетворения самых простых желаний – есть, спать, гулять, сидеть у компьютера. Если у подростка есть мотивация учиться, заниматься чем-то полезным, добиваться каких-то результатов в учёбе, творчестве, такой ребёнок хорошо состоится и во взрослой жизни. Мотивированные люди обычно добиваются прекрасных результатов в профессии, творчестве, спорте, интеллектуальных занятиях.

У подростка пропадает интерес к учёбе, родители в панике

            У подростка вдруг пропал интерес к учёбе, к спортивным или творческим занятиям. Он, раньше ответственно относившийся ко всем занятиям, ничего не хочет делать. Уроки выполняет кое-как, на спортивные или другие дополнительные занятия ходить не хочет. Его любимые занятия теперь, полежать с гаджетом на диване, посидеть за компьютером, играя в стрелялки, или поболтаться на улице с друзьями, ничем особенным не занимаясь.Кстати, не только дошкольников, но и школьников младших классов, лучше одних, без присмотра, на улице не оставлять, могут потеряться.  Знакомая картина, многие родители сталкивались с таким, кажется внезапным, пропаданием интереса ко всему полезному и нужному. Чаще всего такая перемена происходит в 10 -13 лет и в основном у мальчиков. Девочки, обычно, в таком возрасте ответственнее и старательнее.

И что же делать? Как мотивировать подростка к учёбе, к каким-то полезным занятиям? Как возродить у него интерес к тому, что станет ему необходимым во взрослой жизни? Да и теперешняя подростковая жизнь может  проходить у ребёнка интереснее, если он чем-то увлечён.

Стимулы, как с их помощью можно мотивировать подростка

Мотивация у любого человека, что у взрослого, что у подростка появляется вследствие какого-то стимула. То есть, какая-то причина заставляет его действовать в том, или ином направлении.

  • Простые внешние стимулы. Сейчас, особенно в обеспеченных семьях, родители, чтобы заставить подростка учиться, заниматься чем-то дополнительно, чаще всего используют простые внешние стимулы. Например, если у тебя за четверть не будет троек, летом поедешь с нами на отдых за границу, в противном случае – в деревню к бабушке. Или, будешь прилежно заниматься дополнительно английским, купим (далее следует перечень того, что хочет получить ребёнок). Эти внешние стимулы, как правило, действуют недолго. Все покупки и поездки приедаются, и нужно постоянно выдумывать, чем ещё мотивировать подростка на учёбу, занятия,
  • Сложные внешние стимулы. Эти стимулы тоже действуют на подростка извне. Но они вызывают не только простое желание, сделал – получил.  Под влиянием такого стимула, у подростка появляется самостоятельное желание что-то делать, чего-то добиваться, куда-то стремиться. То есть, если какой-то стимул извне заставляет ребёнка не только механически действовать, но и размышлять, придумывать, а потом действовать, это и есть сложный внешний стимул. Немного непонятно? Объясню на примере. Двое подростков посмотрели фильм «Рембо», обоим он очень понравился. Один из них ограничился покупкой кассеты с этим фильмом, другой захотел стать таким же смелым, ловким и натренированным, как любимый герой. Он записался на занятия по какими-то единоборствам, активно с удовольствием занимался, подрастая, всё более увлекался своими занятиями, даже впоследствии разработал собственную систему тренировок и стал востребованным и успешным тренером. Вот это и есть сложный внешний стимул. Сложные внешние стимулы отличаются от простых, тем, что они не приедаются, так как они заставляют мыслить, что-то придумывать. В результате у человека появляется интерес действовать дальше самостоятельно,
  • Внутренние стимулы. Это собственное желание учиться, узнавать что-то новое, к чему-то стремиться. К сожалению, у многих современных подростков, особенно из обеспеченных семей, отсутствуют такие внутренние стимулы. Они уже в раннем детстве хорошо знают привлекательность простых внешних стимулов, «сделал – получи», поэтому перестают к чему-то стремиться по собственному желанию, они инфантильны и пассивны, их сложно мотивировать на какие-то самостоятельные действия.

Мотивировать подростка, непростая, но решаемая задача

Теперь, когда мы немного разобрались, что такое мотивация, какая она бывает, что её вызывает, почему она часто отсутствует у подростков, остаётся главный вопрос, как её вызвать, как мотивировать подростка на учёбу, полезные занятия. Что нужно делать, чтобы у вашего ребёнка появился интерес к чему-то нужному, причём самостоятельный интерес, чтобы он увлёкся чем-то полезным для него не только на данный момент, но и в будущем. Конечно, способы мотивировать подростка существуют, и в принципе, они все выполнимые. Только, нужно иметь в виду, что, это постоянный и длительный процесс. Чудеса бывают только в сказках, не рассчитывайте, что через 2-3 недели каких-то предпринимаемых вами действий, ваш отпрыск будет с удовольствием «грызть гранит науки» и увлечённо заниматься чем-то интересным и полезным.

Как мотивировать подростка, решения и способы

  • Мотивировать детей нужно с раннего возраста. Когда он уже подросток, сделать это будет сложнее. Нужно помочь ребёнку захотеть делать что-то, самостоятельно или своими руками. Например, смастерить открытку папе на день рождения, научиться играть в шахматы, научиться плавать. Достигая эти маленькие цели, он почувствует, что такое радость от свершённого, у него автоматически разовьётся мотивация добиваться чего-то самостоятельно, 
  • Научите ребёнка ценить нематериальные цели, или такие цели, добиваться которых интересно, а потом они могут привести и к конкретным материальным результатам. Важно дать подростку понять, что у родителей кроме желания обставить квартиру новой мебелью, купить новый автомобиль, есть и другие творческие или деловые цели. Когда подросток увидит и почувствует, что родители чем-то всерьёз увлечены, творчеством, решением какого-то сложного проекта по работе,  каким-то изучением, он поймёт, что и сам процесс достижения цели доставляет радость, вызывает вдохновение,  
  • Дети очень рано начинают хотеть быть взрослыми. Им кажется, что они уже достаточно взрослые и всё понимающие, для того, чтобы поступать, как им хочется. Используйте это желание считать себя взрослым, чтобы мотивировать подростка на действия. Объясняйте ему, что взрослые не столько делают, что хотят, но в основном работают, учатся, стремятся чего-то достичь в жизни, несут ответственность не только за себя, но и за детей, близких. Постарайтесь дать ему понять, что ничего неделание и не желание не к чему стремиться, это и есть самая настоящая детскость. Объясните ему, что взрослым его сделают не сигареты, алкоголь и лежание на диване с гаджетом, а самостоятельность, ответственность, желание чего-то в жизни добиться,
  • В подростковом возрасте для ребёнка очень важно уважение его сверстников. Помогите ему этого добиться, завоевать авторитет среди сверстников. Постарайтесь увлечь его каким-то делом, которое бы выделило его из среды подростков. Например, заняться каким-то престижным видом спорта, или разрешать какие-то важные для подростков вопросы, как они говорят «может разрулить ситуацию». Для всего этого ему будет необходимо стараться, предпринимать какие-то действия, размышлять, прислушиваться к вашим советам, то есть, не лентяйничать, а действовать,
  • Если нужно мотивировать подростка на занятия учёбой, или каким-то отдельным предметом, по которому он не только плохо успевает, но и не хочет его изучать, объясняя, что это ему ни к чему или он не понимает, постарайтесь его заинтересовать. Заинтересовать подростка можно любым предметом, если придумать что-то занимательное в сфере этого предмета. По истории можно рассказать какие-то интересные малоизвестные исторические факты, связать их с современностью, возможно, даже в истории вашего города или местности. В литературе тоже можно найти много интересного и даже загадочного, что заинтересует подростка. В математике, можно организовать для своего отпрыска своеобразный квест, где он постепенно решая задание за заданием, приходит к неожиданному сюрпризу. Нужно только заранее всё продумать,
  • Любознательность подростка может на многое его мотивировать. Поэтому, если вы обратите внимание, на то, что его заинтересовало, не отмахивайтесь от его вопросов. Старайтесь подробно, а главное, интересно рассказывать о том, к чему он проявил внимание,
  • Старайтесь развить у ребёнка дух соревновательности, пусть он участвует в любых школьных, городских образовательных, творческих спортивных конкурсах. Желание выиграть, победить – прекрасная мотивация для активных действий,
  • Не забывайте хвалить и поощрять подростка за любые, пусть небольшие достижения в учёбе, спорте, творчестве. Это его будет мотивировать на достижение следующих целей.

Наверное, некоторые скажут, написать и советовать легко, а постоянно мотивировать детей требует времени и душевных сил. Естественно, мотивировать подростка на желание к чему-то стремиться, чего-то в жизни достичь, получать удовольствие от самого процесса движения вперёд, непростая и не быстрорешаемая задача. Но все усилия родителей в данной области не пропадут даром. Научные исследования доказывают, что мотивированные дети, не только лучше учатся, но что немаловажно, получают больше удовольствия от самого процесса учёбы. И в будущем, у такого мотивированного человека жизнь складывается лучше, успешнее идёт карьера. И от самой жизни он получает больше радости, чем человек, которому ничего неохота.

svoipravila.ru


Смотрите также