Как ребенка научить правильно держать ручку или карандаш


Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш — 8 способов

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

8 способов научить ребенка правильно держать ручку

1. Метод пинцета

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

2. Уложить ручку «спать»

Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

3. С помощью салфетки

Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

4. Обучающая насадка

Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей, а также отдельно есть насадка для столовых приборов (ложки, вилки. Кстати, читаем статью как научить ребенка держать ложку).

5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

6. С помощью мелков

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

7. Игра в дартс

Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

8. Точка на пальчике

Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.

На эту подушечку мы и укладываем ручку

Как правильно сидеть за столом

При письме важно соблюдать следующие правила:

  • за столом сидеть с прямой спиной;
  • ноги поставить вместе на пол или подставку;
  • оба локтя должны лежать на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
  • лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.

Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  • рисовать по клеточкам;
  • обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»

Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку:

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо. Ноги вместе. Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

«Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать.»

Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе (По теме: Нужно ли учить ребенка писать до школы?). И научить ребенка правильно держать ручку нужно как можно раньше, чтобы потом не пришлось переучивать, избавляя от неверных привычек.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка различать цвета — 5 методик

ВИДЕО: Как готовить руку ребенка к письму

Два легких способа научить ребенка держать правильно ручку Вам поможет избежать множество проблем. Это особенно актуально для первоклашек и деток. которые только учатся писать:

Ребенок станет отличником, если будет красиво писать:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Как научить трехлетнего ребенка правильно держать карандаш

Учиться писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника.

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Письмо и рисование – два смежных навыка, поэтому обучаться им рекомендуется параллельно. Буквы будут получаться аккуратнее, а рука – меньше уставать. Способов, как научить ребенка держать ручку правильно, масса. Ниже мы предлагаем эффективные варианты обучения. Можно использовать все подходы, один за другим, либо остановиться на одном, если он сразу даст результат.

Как научить трехлетнего ребенка держать ручку и карандаш правильно: объясняем базовые принципы

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

Во время обучения ребенка правильно удерживать ручку, поможет нехитрое упражнение – «пинцетный захват». Необходимо, чтобы он поставил перо на бумагу в вертикальном положении, а затем ухватил его тремя пальцами за верх. Он должен постепенно опустить их вниз, пока пальчики не станут в правильное положение для работы. От пера до пальцев должно оставаться около 2 сантиметров.

Описанное упражнение хорошо подходит для освоения письменных навыков. Чтобы показать, как держать карандаш правильно, пригодится тот же подход. Однако желательно работать с более крупными принадлежностями для рисования. Малышу будет легче запомнить положение пальчиков. Допускается даже нарисовать отметки на карандаше в местах их расположения, чтобы малыш смог сначала сверять правильность техники.

Ручки для обучения дошкольников письму лучше брать стандартные. Допустимая длина – около 15 сантиметров, толщина – средняя, без граней (они могут давить на нежную кожу малыша). Не стоит покупать сувенирные канцелярские принадлежности или использовать предметы, изготовленные в рекламных целях. Это должна быть обычная ручка (карандаш), максимально комфортная для детской ладони.

Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме?

Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно. Разберем самые распространенные из них:

  • «Кладем ручку спать». Сначала родитель показывает игру на своем примере. Средний пальчик – это воображаемая кровать. Верхняя фаланга указательного пальца служит подушкой. Ее кладут под верхнюю часть ручки, которую затем укрывают покрывалом, используя большой палец. Пусть малыш попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
  • «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Ее необходимо разрезать на две части, чтобы было удобней. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение с карандашом чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
  • «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать эти занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Короткий мел тяжелее удерживать всей ладонью. Автоматически малыш схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
  • «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную забаву. Когда малыш берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
  • «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но оно максимально простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на пальце небольшую, но яркую точку. Расскажите ученику, что размещая в своей руке карандаш (ручку), нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Скажите, что палец не должен съезжать за пометку.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка. Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

  • Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
  • Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
  • Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

iqclub.ru

Как приучить ребенка правильно пользоваться карандашом или ручкой

Важный этап в жизни дошкольника — это переход устной речи в письменную. Для этого он должен уметь правильно держать предмет в руке. В этом помогают специальные упражнения и тренажеры.

Почему это так важно

С развитием технологий печатный текст вошел в жизнь людей. Но навык письма все еще необходим для жизни. В некоторых странах от него отказались. В Финляндии и Швеции уже набрали классы, в которых дети не учились писать. Но в итоге удалось выяснить, что это привело к ряду проблему.

Ключевую роль играет правильный захват пальцами

Если ребенок не будет привыкать правильно брать карандаш в руке, то у него не активизируется центр Брока, который отвечает за процесс чтения. Письмо позволяет развивать глазомер, лучше формулировать мысли. Оно способствует развитию когнитивных функций.

Чем чревато неправильное держание карандаша или ручки

Иногда можно увидеть, как в возрасте 3-4 лет ребенок держит карандаш всей кистью. Он просто сжимает предмет в кулаке и пытается его использовать. Это вредит не только формированию навыка письма, но и негативно сказывается на здоровье.

Из-за неправильного захвата ребенку будет неудобно сидеть за столом. Это приведет к нарушению зрения, искривлению позвоночника. Не удастся ему красиво писать, он быстро будет уставать. Возникнут сложности с освоением черчения или штрихования.

Обратите внимание! Проблемы с мелкой моторикой отразятся на координации. У детей будут проблемы со сложной двигательной активностью. Все это плохо скажется на успеваемости.

Чем хуже человек пишет, тем тяжелее и медленнее он читает. Поэтому мамам и папам важно знать, как научить ребенка правильно и уверенно держать ручку. Раннее обучение позволит снизить вероятность возникновения проблем с письмом.

Первое знакомство с карандашом или ручкой

Уже с годовалого возраста малыш учится манипулировать предметами. Он держит столовые приборы кулаком, но он уже уверенно использует их. Психологи рекомендуют с раннего возраста предоставлять ребенку материалы для творчества.

Рисование важно для стимулирования воображения, развития мелкой моторики. Мама может создавать небольшие картины на глазах у малыша. Для этого достаточно приклеить кусок ватмана на стену или шкаф. Рисовать нужно простыми линиями, схематично.

В год ребенку еще сложно держать карандаш, поэтому ему можно брать предмет в кулак. Главное, чтобы он увидел связь между своим действием и появлением линии на ватмане.

Чем больше у ребенка разных карандашей, тем лучше: он может выбирать тот цвет, который ему больше нравится

Правильный захват начинать формировать постепенно к полутора годам. Для этого занимаются развитием мелкой моторики, которая поможет сформировать тонкие движения кистей. В этом помогут шнуровки, перебирание мелких предметов и т.п.

Помощь взрослого на этом этапе необходима. Он показывает ребенку карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумагу и дает образец использования. Пусть первые рисунки малыша будут напоминать хаотичное сборище линий — это нормальный этап.

Можно сделать совместное творчество. Родитель берет лист, рисует на нем зайчика, проговаривая каждый этап, после предлагает малыша дорисовать мех или глазки.

Шесть способов, как научить ребенка правильно держать ручку

Существует несколько методов обучения ребенка, которые позволяют подготовить его к письму. Каждый из них направлен на выработку тонких и сложных движений пальцев. Нельзя однозначно сказать какой из них самый хороший.

Захват пинцетом

Приучить малыша правильно брать ручку не так легко. Ему сложно скоординировать движения кисти. Поэтому родителю нужно показывать ему на собственном примере как это сделать.

Простейший способ — это пинцетный захват. Для него ручку ставят прямо, чтобы пишущий кончик упирался в бумагу. Большой, указательный, средний палец обхватывают предмет сверху, постепенно спускаясь вниз. В итоге ручка правильно ляжет в кисть.

Это способ можно применить и использованием медицинского большого пинцета. Его используют для манипуляции небольшими предметами — помпонами, желудями и т.п. Их перекладывают из емкости в емкость, переносят. Так ребенок привыкает держать пинцет определенным образом. Модель он легко перенесет на карандаш.

Салфеточный метод

Есть еще один простой способ научить ребенка держать ручку. Для него потребуется обычная бумажная салфетка. Ее складывают в несколько раз, чтобы вышел небольшой квадратик. Ребенку объясняют, что его нужно прижать мизинцем и средним пальцем.

Этот способ позволяет малышу быстро понять, какое положение должно быть у кисти. Такую подсказку можно использовать не только в домашних условиях, но и в детском саду, на подготовительных курсах.

Обратите внимание! Стоит помнить, что нет единого метода обучения, который подходил бы всем детям. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Дартс

Для того чтобы понимать, как научить ребенка правильно держать карандаши и использовать их — нужно представлять предпосылки формирования захвата. Манипулирование предметами — это сложная деятельность. Поэтому ее нужно отдельно вырабатывать.

Метание дротиков в этом сильно помогает. Помимо этого, развивается глазомер, точность и внимательность.

Достаточно играть 15-20 минут в день и у ребенка сформируется привычка правильно брать дротик

Все что нужно — это круг для дартса и дротики с металлическим концом. Есть безопасные варианты игры с резиновыми наконечниками, но они неудобны в использовании.

Детям нравится метать дротики. Они могут простоять у круга долгое время, соревнуясь между собой. Важно акцентировать внимание ребенка на правильном захвате и броске предмета. Только это обеспечит ему точное попадание в цель.

Мелки

На консультацию к психологу нередко приходят родители, которым никак не удается научить малыша правильно держать предметы. Есть простой способ отучить брать карандаш кулаком. Для него нужны пастельные мелки, которые сломаны. Их длина не должна превышать 3 см.

Обратите внимание! Такой кусочек не получится взять всей ладонью, и малыш будет вынужден держать его пальцами. Постепенно он привыкнет к правильному положению.

Метка на пальчике

В силу возраста детей сложно учить чему-то. У них нет образного мышления, поэтому все должно предоставляться с опорой на наглядный материал. Поэтому опытные учителя используют небольшую хитрость — наносят на пальчик черточку краской. Эта метка служит ориентиром для дошкольника.

  Как с детьми выучить цвета в английском языке - полезные упражнения

Такой хороший и простой способ позволяет легко ребенку сориентироваться куда ставить карандаш в руке.

«Бай-бай», ручка

Важный принцип обучения — это опора на игровую деятельности. Маленькие дети тяжело воспринимают обычную учебу. Поэтому им нравится веселая гимнастика и подобные упражнения.

В возрасте шести лет ребенка начинают готовить к школе. В это время он готов осваивать письмо и чтение. Чтобы он понял, как правильно и уверенно держать ручку, можно сделать с ним несложное упражнение.

Для него нужно представить сценку, где кисть ложится спать:

  1. Средний палец будет кроваткой.
  2. Ручку нужно положить на кроватку.
  3. Под ее конец заводят подушечку указательного пальца.
  4. Сверху закрыть большим пальцем.

Обратите внимание! Со стороны будет выглядеть так словно ручка лежит в кроватке. Детям нравятся подобные игры, где предметы предстают в необычном виде.

Как научить ребенка правильно держать ручку с помощью резинки

Обучение сложный процесс и не всегда методы легко подобрать. Сложная деятельность дается нелегко. Дошкольник может расстраиваться из-за своих неудач.

Поэтому можно применить нестандартный метод, который позволит научиться правильно держать карандаш. Для него потребуется обычная канцелярская резинка.

Резинку можно купить в любом магазине, где есть отдел с канцелярскими товарами. Упаковка стоит недорого, примерно рублей 40.

На руку малыша надевают резинку, делают вверху петельку и в нее продевают карандаш. В итоге предмет будет находится под правильным наклоном, он не соскользнет и не соскочит.

Упражнение для формирования правильного захвата

Для освоения любой новой деятельности важен подготовительный этап. Именно он позволяет сформировать правильную базу, которая облегчит процесс обучения.

Для развития мелкой моторики полезно:

  • перебирать крупу;
  • складывать монетки в копилку;
  • переносить предметы пинцетом;
  • лепить из глины, пластилина и т.п.
  • вырезать из бумаги.

Обратите внимание! Для того чтобы понимать, как ребенку научиться правильно держать карандаш или ручку, нужно дать ему возможность освоить мелкие и сложные движения пальцев. Именно поэтому он должен учиться работать с разными материалами.

Правильная поза гарантирует не только легкое удержание ручки, но и предупреждает проблемы со здоровьем. Поэтому дошкольник должен сидеть на стуле прямо, ноги упираются в пол или подставку.

Локти полностью лежат на столе. Первое время взрослому нужно контролировать малыша и поправлять его.

Нельзя запускать процесс выработки правильной позы: переучить ребенка будет тяжело

Желательно чтобы лист лежал под углом в 30° — это оптимально для зрения. Дошкольнику будет легче писать, рисовать. Между телом и краем стола оставляют примерно 2 см.

Как подготовить руку письму

У ребенка не сразу получится красиво выводить буквы. Чтобы этот процесс прошел легко нужно заниматься с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения направлены на выработку мелких, точных движений пальцев. Дошкольник привыкает ощущать каждую часть кисти и управляет ей увереннее.

С четырех лет можно учить вырезать из бумаги. Сначала используют простые линии, обычные фигуры, постепенно усложняя узоры. Из деталей составляют аппликацию.

Обратите внимание! Положительно влияет на формирование навыка рисование и штриховка.

Научить ребенка правильно держать ручку можно разными способами. Каждый из них имеет свои особенности. Иногда нужно перепробовать все, чтобы понять, какой больше всего подходит малышу.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку - Журнал детского развивающего центра «Созвездие»

www.center-sozvezdie.ru

Как научить ребенка правильно держать ручку: 8 простых способов

Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь.  Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как  при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Совет

Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.

Первое знакомство с карандашом

Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.

Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.

  • Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
  • Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
  • Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
  • Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.

Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.

Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.

Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.

Упражнение для формирования правильного захвата

Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.

Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.

  1. Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
  2. Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
  3. Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
  4. Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
  5. Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
  6. Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
  7. Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
  8. Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.

Совет

Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.

Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.

Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.

Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:

«Чтобы буковки писать,

А не закорючки,

Нужно правильно держать

Эту ручку в ручке».

Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.

Как сидеть за письменным столом?

Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.

На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.

Совет

Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.

При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.

Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.

Как подготовить руку к письму?

Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.

Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.

Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:

  • пазлы;
  • завязывание узелков, обучение основам макраме;
  • раскраски;
  • рисование различных фигур по клеточкам, точкам  или контурным линиям.

Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.

Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.

Текст

razvivashka.online

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш при письме: 6 простых способов

Показать ребёнку как правильно держать письменные принадлежности нужно уже тогда, когда он впервые начинает проявлять к ним интерес. Педагоги не устают повторять, что научить новому всегда намного легче, чем потом исправиться закрепившееся умение и переучиться. Для этого родителям нужно иметь не только терпение, но и базовые знания тех способов и методов, с помощью которых можно легко, быстро и весело привить малышу навык владения ручкой.

Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Правила пользования письменными принадлежностями разработаны специалистами разного профиля (педагогами, медиками, психологами). Они учитывают сразу несколько факторов:

  • удобство — сам процесс не должен вызывать дискомфорт, так как писать в жизни нам приходится много;
  • каллиграфию — важно, чтобы рукописный текст можно было легко прочесть;
  • производительность — возможность писать быстро и при этом не чувствовать усталости;
  • сохранение здоровья — осанки, остроты зрения.

Поэтому мало вложить в руки ребёнку ручку и показать, как правильно её держать. Нужно научить его ровно сидеть за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли управлять пишущим инструментом, а также развивать мелкую моторику для выработки точности и уверенности движений. Но делать это необходимо постепенно, играя. Тогда малыш научится писать легко и быстро, а почерк у него будет аккуратным и разборчивым.

Умение ребёнка правильно держать ручку (карандаш) — приобретаемый навык, от наличия которого зависит каллиграфия и быстрота письма, утомляемость пишущего, его острота зрения и осанка

Как правило, родители совершают ошибку, думая, что ребёнок ещё маленький, и при первых его художественных экспериментах не следует вмешиваться в процесс. Но делать это нужно уже начиная с 3–4 лет. Для любых корректировок и приобретения стойких рефлексов это самый подходящий возраст.

Когда кроха создаёт свои шедевры, нужно ненавязчиво и мягко показывать и направлять, вкладывать в его руку пишущий инструмент так, как того требуют правила. Понятно, что не сразу у вас всё получится. Начните с того, что дайте ребёнку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность для письма и так вместе рисуйте.

Детям такое времяпрепровождение очень нравится. А вы при этом потихоньку идёте к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

Учтите, неправильный захват ребёнком карандаша — проблема, охватывающая особенности его физиологического и психологического развития.

Покажите малышу, как правильно держать ручку. Зафиксируйте его руку на пишущем инструменте в правильном положении своей и пишите так вместе

Для успешного обучения письму необходимо соблюдение определённых условий:

  • во-первых, важна готовность малыша для овладения новым навыком. Элементарно, его пальцы должны быть достаточно сильны, чтобы удержать ручку в нужном положении;
  • во-вторых, ребёнок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь требуются мотивация и личный пример;
  • в-третьих, достичь успеха можно только регулярно тренируясь и усложняя поставленные задачи. Умение правильно держать ручку (карандаш) — это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т. п. Малышу нужно показать, рассказать и дать возможность постоянно совершенствоваться.

Только при соблюдении этих трёх условий реально получить желаемый результат.

В формировании навыка выделяются три основных этапа: 1 этап — аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. При этом большое значение имеет не только уровень развития ребёнка, наличие определённых знаний и умений, но и способ объяснения тому, что и как должен делать ребёнок, степень осознания выполняемого действия…

Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап — автоматизация — и есть этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

К первым средствам для письма малышей предъявляются свои требования. Выбранные для ребёнка пишущие принадлежности должны быть цветными и яркими, средней длины (не более 15 см) и толщины, без множества граней, рифлений, надсечек, лучше матовые, нескользящие, нежели глянцевые.

Что касается ручек — они могут быть шариковыми или капиллярными, но должны иметь не слишком тонкий стержень и писать по бумаге мягко. Можно приобрести специальные ручки-самоучки. В их корпусе есть прорезиненые углубления для пальцев или пометки-напоминалки, разработанные индивидуально для правшей и левшей. Карандаши ребёнку, который только учится держать их в руке, лучше покупать трёхгранные, качественные, мягкие.

В продаже имеются специально разработанные для малышей силиконовые насадки для ручек и карандашей, изготовленные так, чтобы обратить на себя самое пристальное внимание — в виде сказочных персонажей и зверушек. Они показывают, как правильно расположить пишущее средство в руке.

Пишущие принадлежности, насадки для тех, кто учится писать — фотогалерея

Ручка-самоучка показывает, как правильно расположить пишущее средство в руке Существует много моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с выемками для пальцев — грипперами Насадки на ручки бывают разных размеров, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребёнка В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильный захват пишущих принадлежностей у ребёнка Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно правильно Если ребёнок держит ручку слишком низко, можно оснастить её специальным ограничителем

Как ребёнок должен держать инструмент для письма

С самого начала обучения малыша художественным навыкам и письму обратите внимание на то, правильно ли он берёт ручку (карандаш) и насколько сильно прижимает её к бумаге во время рисования (написания букв). Дети часто слишком крепко держат письменные принадлежности либо чрезмерно давят на них, отчего их пальцы очень быстро устают.

Ребёнок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не зажимать, писать уверенно, но не давить на бумагу.

Как же правильно в руке держать ручку (карандаш, фломастер)?

  1. К ладони подгибают два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Руку опирают на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним ребром ладони так, чтобы подогнутые пальцы находились почти перпендикулярно краю столешницы.
  3. Ручку зажимают между большим пальцем (располагая его немного выше) и указательным, на расстоянии примерно 1,5–2 см от конца, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец подкладывают снизу под ручку (чтобы опорой ей служила вторая фаланга) — он в захвате не участвует, но исполняет роль подпорки.
  5. Инструмент для письма располагают не вертикально относительно бумаги, а под углом.

    Раньше, когда писали перьевыми ручками, обязательным условием было, чтобы их верхний конец направлялся в сторону плеча (если её держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила к нему не будут поступать, и писать ручка не будет). Сегодня же, используя современные письменные принадлежности, соблюдать это условие не обязательно. Но конец ручки всё равно должен «смотреть» в сторону пишущего.

  6. Во время письма пальцы не напряжены, кисть подвижна, локоть от стола не отрывается, ручка в руке движется свободно.

Ещё один нюанс. Карандаш во время письма нужно держать одним способом, а для рисования и штриховки он может располагается в руке по-другому.

При постоянных тренировках уже год спустя навык у ребёнка может стать рефлекторным.

Как распознать неправильный навык

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые сразу же берут пишущие принадлежности в руку так, как полагается. Кого-то нужно направить, показать, дать потренироваться.

Педагоги советуют протестировать малыша и определить, правильный ли у него захват ручки, не позже 4-летнего возраста. Тогда в случае если крохе потребуется корректировка, у родителей будет время позаниматься с ним, и к школе он уже будет держать инструменты для письма как положено.

В 1–1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2–3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3–4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы — завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

В зависимости от возраста малыша, он захватывает ручку по-разному

Ребёнок держит ручку неправильно если:

  • она располагается в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;
  • рука его зажата, напряжена;
  • он пишет, сильно надавливая на бумагу;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Следите, чтобы ребёнок правильно держал ручку в руке, и при необходимости поправляйте его

Обратите внимание на детали:

  • ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;
  • преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.
  • Если ребёнок левша

При постановке руки и обучении письму леворукого ребёнка следует учитывать некоторые отличительные особенности:

  • источник света на рабочем месте левши располагается справа;
  • тетрадь или лист бумаги лежат с наклоном вправо (либо прямо), а по мере заполнения страницы, сдвигаются вверх;
  • расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет 3–4 см;
  • ручка в руке размещается так: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего;
  • указательный палец левши обязательно выпрямлен, чтобы ребёнку видно было строчку.

Леворуким детям обычно легче писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто плохо ориентируются, где у них правая, где левая рука. Упростить здесь задачу можно, пометив доминирующую конечность браслетом.

Что касается ребят-амбидекстров (одинаково владеющих и левой, и правой рукой), то специалисты советуют по максимуму адаптировать их к жизни в праворуком обществе.

Опыт и рекомендации мам

Моего в школе неправильно научили держать ручку, очень близко к стержню, плюс он не видел, что писал, каракули получались, переучила, сейчас пишет гораздо красивее.

Irevichus

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

При правильном положении меньше устаёт рука — я сейчас своих некоторых учеников учу, которым по 16–17 лет.

кошка

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Дочка-первоклашка ужасно писала, пока держала неправильно. Сейчас держит правильно, и почерк стал каллиграфический.

marina_kr

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Карандаши именно трёхгранные, толстые, с ними и научила: и ложку держать, и ручку. Ну, понятно, что и без них объясняла как правильно держать.

Nata Jamp

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Мы всё перепробовали. Помогли только эти рыбки (насадки). У меня ребёнок ещё и двумя руками пишет. Покупали для каждой руки свою рыбку и разного цвета.

Nataly84

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня красивый почерк. Ручку держу неправильно. В процессе рука устаёт только. Хорошо, что придумали компьютеры. Сыну 3-х гранные карандаши купила.

Astrum*

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Нам такие ручки (самоучки) не понравились. Во-первых, тяжеловаты они. Во-вторых, пазы высоко расположены. И мне, и ребёнку удобнее ниже к стержню держать. А вот рыбки нам подошли идеально.

НЕКТАРИНКА96

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня сын держал между средним и безымянным. Очень аккуратно раскрашивал, за края не выходил, если исправляли — ругался и бросал всю «учёбу». Постепенно после 4-х лет, то я скажу, то в садике, начал втайне от меня корпеть, пытаться правильно держать, у него получалось плохо, как если бы мы левой рукой начали рисовать. Но тактом и похвалой добились (я и воспитатели) — теперь держит правильно.

mar123mar

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Я с самого начала покупала треугольные карандаши и мелки, у ребёнка просто не было шансов неправильно держать их. В итоге и ложку, и карандаши, и ручку держит нормально.

Claimore

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Видео: как научить ребенка правильно держать ручку

Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем, поэтому заниматься постановкой руки нужно с самого раннего детства. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно. Уделите упражнениям всего 20 минут в день, превратите их в увлекательную игру, и вас обязательно ожидает успех.

babyzzz.ru

Как правильно держать ручку: 8 способов научить ребенка, подготовка руки к письму

Если четырёхлетнему ребёнку дать карандаш, то он наверняка возьмёт его в кулачок. Хотя в этот возрастной период подобный способ хватания письменных принадлежностей считается относительной нормой, стоит задуматься над тем, как научить ребенка правильно держать ручку.

Неверная привычка обязательно отразится на письме и почерке и даже успеваемости, поскольку неверный захват приводит к быстрой утомляемости, неудобству и нежеланию работать в тетрадке.

И всё же приучить ребёнка писать правильно можно, поскольку существует несколько эффективных методик, одна из которых обязательно придётся по душе будущему школьнику.

Как держать письменные принадлежности?

Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.

Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.

Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.

Чтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.

Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:

  1. Прежде всего, объясните будущему школьнику, что письменные принадлежности держат в ладони не вертикально, а под таким уклоном, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.
  2. Верхняя фаланга средних пальчиков – то место, куда укладывается карандаш. Указательный «перст» должен поддерживать его с верхней стороны, а большой – с левой. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  3. Располагая руку на поверхности стола, важно определить верную точку опоры. Ею служит третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладошки.
  4. Чтобы мышцы излишне не напрягались, нельзя чрезмерно сжимать карандаш – пальчики должны быть расслабленными. А расстояние от пальцевого захвата до окончания стержня приблизительно составляет 1,5-2 сантиметра.

Если ребёнок постоянно игнорирует эти рекомендации, обязательно напоминайте, но не говорите слово «неправильно». Лучше покажите, как нужно делать и держать.

Как держать ручку – 8 основных методов обучения

На сегодняшний день существует несколько методик, алгоритмов и способов, которые подскажут родителям, как научить ребенка правильно держать ручку. Их отличает простота, эффективность и универсальность. Вам останется только подобрать наиболее подходящий метод и приступить к обучению.

Метод № 1. Пинцетный захват

Если ребёнок всё время неправильно берёт ручку в ладонь, покажите, как действует способ пинцетного захвата.

Упражнение выглядит следующим образом: малыш держит карандаш тремя главными пальчиками за верхний кончик, а нижним ставит его перпендикулярно поверхности стола. Затем пальцы плавно двигаются вниз, пока они сами не займут идеальное положение, требуемое при письме.

Метод № 2. «Убаюкивание» ручки

Если ребёнку совсем мало лет, то с ним вполне можно поиграть в любопытную забаву. Предложите малышу представить, что ручку необходимо уложить спать в «постельку». А для этого следует уложить ей под «головку» «подушечку», а сверху накрыть «покрывалом».

Как легко догадаться, «постелька» – средний пальчик, «подушечка» – указательный пальчик, а «покрывало» – соответственно, большой палец.

Метод № 3. С помощью салфетки

Для этой методики понадобится салфетка и карандаш. Складываем этот аксессуар в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся «рабочие» пальцы выпрямляем и берём ими письменную принадлежность, как мы описывали выше. Зажатые пальчики уже не будут «мешать» правильному захвату.

Метод № 4. Дартс

Оказывается, метание дротиков также помогает вырабатывать навыки письма. Поэтому если ребёнок никак не может понять принцип захвата карандаша, постарайтесь научить его играть в такую увлекательную и динамичную игру, как дартс.

Известно, что правильное держание дротика (тремя пальчиками) существенно повышает вероятность попадания «в яблочко». Так что научив ребёнка этой игре, просто напоминайте каждый раз, когда он садится за письмо, что карандаш – тот же дротик.

Метод № 5. Специальная накладка

Сегодняшние изготовитель канцелярских товаров предлагают множество приспособлений-тренажёров, которые помогают скорее освоить умение писать. Среди них и специальные насадки на письменные принадлежности, в которых имеются выемки для пальчиков, так что взять карандаш неправильно у ребёнка попросту не получится.

Ещё один плюс подобных насадок – многообразие форм, окрасок и материалов и, конечно, разделение на тренажёры для правшей и леворуких деток.

Метод № 6. С помощью мелков

Ещё один хороший тренажёр для письма – обыкновенные пастельные мелки, разломанные на куски длиной не более 3 сантиметров. Мелки подобного размера ребёнок попросту не сможет взять в кулачок, так что ему придётся захватывать его только пальчиками.

Малыш, научившись рисовать с помощью подобного способа, с лёгкостью перейдёт на другие письменные принадлежности.

Метод № 7. Ручка-самоучка

Для учащихся писать ребятишек разработаны специальные ручки-тренажёры, которые обладают трёхгранной формой и особыми выемками для пальчиков, что существенно облегчает процесс написания.

К тому же масса этих письменных принадлежностей чуточку меньше, чем у обычных ручек и карандашей, что также помогает будущему «писарю».

Метод № 8. Метка на пальце

Пожалуй, это наиболее простая методика. Вам нужно будет лишь нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность. Точно такую же метку, но, к примеру, в виде чёрточки вы можете оставить на расстоянии 1,5 см от кончика стержня. Объясните ребёнку, что пальчики не должны опускаться ниже этой отметки.

Подготовка детской руки к письму

Итак, ребёнок научился брать и держать карандаш в ладони, однако одного этого навыка недостаточно, чтобы писать красиво и быстро. Важно натренировать детскую ручку, а сделать это можно при помощи широко известных упражнений:

  1. Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики и умение слышать взрослого – подобный навык крайне важен для будущего школьника. Зарядку для пальцев проводят с помощью потешек, специальных стишков.
  2. Вырезание. Заниматься играми с ножницами следует с четырёх лет, согласно правилам безопасности. Сначала необходимо вырезать хорошо очерченные фигурки, потом – со зрительным контролем без прорисовывания. Из вырезанных деталей получатся аппликации.
  3. Рисование. Раскрашивать нужно совершенно разными принадлежностями – цветными карандашами, мелом, фломастерами, акварельными красками. Это поможет сформировать способность выбирать правильный нажим.
  4. Штрихование. Видов штриховки множество – параллельная, волнистая, круговая и т.д. Важно научить ребёнка проводить чёрточки без разрыва и соблюдать определённый интервал между ними.
Готовить руку к письму нужно одновременно с усвоением принципов правильной посадки за партой (столом).

Ребёнок должен знать, что:

  • сидят с выпрямленной спиной;
  • ноги стоят на полу;
  • наваливаться на стол нельзя;
  • локти располагаются на письменной поверхности;
  • бумажный лист кладут под уклоном в 30 градусов.

Вышеописанные рекомендации подскажут взрослым, как научить ребенка правильно держать карандаш и прочие письменные принадлежности.

Важно лишь помнить, что не следует муштровать малыша, напротив, нужно превратить обучение в весёлую забаву, чтобы вызывать искреннюю детскую заинтересованность.

adella.ru


Смотрите также