Как ребенку объяснить что такое деньги


Как говорить с детьми о деньгах

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал. Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.
  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах. Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

С 3 до 5 лет

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.
Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.
Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.
Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

С 6 до 10 лет

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».
Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.
Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

С 11 до 13 лет

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.
Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.
Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

С 14 до 18 лет

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.
Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.
Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие. Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ. Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. :)

lifehacker.ru

Как объяснить ребенку, что такое деньги

Деньги – это нечто само собой разумеющееся. Как объяснить ребенку что такое деньги, если это все равно что к примеру речь человека или его дыхание? Родители задумываются о том, как объяснить ребенку, что такое деньги только когда он просит слишком дорогую игрушку, или забирает деньги у чужих людей. И в обоих случаях это объяснение будет уже запоздалым. Объяснить это нужно никак не позже 5 лет.

Малыш растет постепенно. С 3-х лет он уже начинает воспринимать мир вокруг себя и принимает первые самостоятельные решения. Чем дальше, тем шире становится его окружение, он сталкивается с новыми вопросами. Так как современный мир – это мир денежных отношений, понять что такое деньги, является одной из важных задач взросления.

Обычно родители постсоветского пространства почти не объясняют детям, что значат деньги. Не углубляясь в финансовые вопросы, мамы и папы определяют что-то в магазине как дорогое (значит: не купим или купим, но позже) или как дешевое (приемлемое). В этих рамках ребенок воспринимает деньги даже тогда, когда уже сам начинает их зарабатывать.

Определенное непонимание могут вызывать в дальнейшем и нравственные понятия: «дорогой человек», «дешевый поступок» и т.д. Это сложно и противоречиво для ребенка, привыкшего такими категориями воспринимать деньги. Сами же деньги при этом остаются пустыми бумажками. За этим словом для ребенка не кроется ничего конкретного: лишь какая-то оценка. Потому и первый вопрос о деньгах обычно определяющий: «а это дорого или дешево?».

Порой самим родителям трудно уяснить для себя что кроется за этим словом. Но при этом им очень хочется, чтоб ребенок в жизни четко соизмерял понятия богатства и бедности,  цену игрушки и платежеспособность родителей, чувствовал ценность заработанного и просил на карманные расходы разумные суммы. Как это сделать?

Самый простой и доходчивый путь – это объяснить значение денег еще в раннем детстве. Каждый человек что-то делает: пекарь печет хлеб, швея шьет платья, президент управляет страной. Все эти работы разные и результат у них разный, но – необходимый каждому. Ведь всем нужно кушать, одеваться, чувствовать защищенность, живя в своей стране.

Как же поступить швее, если она хочет хлеба? Ведь сама она его не делает, она делает платья. А как поступить пекарю? Что им нужно сделать? Обменяться! (ребенок сам скажет это за Вас).  А как им сделать этот обмен? Сколько надо поменять хлеба за одно платье? А сколько хлеба надо дать президенту за месяц управления целой страной? Как им разобраться между собой? Ведь профессий много и обмениваться так очень сложно. И тогда люди придумали некую ценность, в которой можно было одновременно измерить и хлеб, и платье, и даже участок земли. И назвали эту единицу измерения деньгами.  

Теперь, имея деньги, человек не должен ходить и обмениваться со всеми, чтобы получить то, что хочет. Теперь он может прийти в одно место - магазин и отдать деньги, чтобы получить разные, необходимые ему вещи: хлеб, продукты, конфеты, платья и т.д. А тот, кто сделал эти вещи, получает деньги за сделанную работу.

Получается, что деньги – ценность не простая, а «договорительная». Давным давно люди оценивали все в ракушках, камнях, позднее - в золотых монетах. А когда товаров стало столько, что запасов золота на планете стало не хватать, люди перешли на бумажные деньги.

Поэтому сейчас сама денежная бумажка – это условие, что все взрослые принимают ее за ценность соответственно той цифре, которая написана на этой бумажке. Чем цифра больше, тем купюра (денежная бумажка) – ценнее. Люди, у которых денег много – богатые, они много могут купить на них. Бедные – это те, у кого мало денег. Это не значит, что они плохие или хорошие. Может быть много разных причин из-за которых у кого-то денег много, а у кого-то мало (например, наследство или лотерея, не обязательно заработок).

Очень важно понять, что деньги – не просто бумажки. В них выражена ценность того труда,  который вкладывал человек. И получается, что когда малышу покупают игрушку, – это значит, что за игрушку отдается часть родительского труда. Ведь эти деньги родитель получает на работе за свой труд. Также как и все другие. И потому количество денег у родителя ограниченно и выбирать покупки нужно с умом. С деньгами нужно быть аккуратным в обращении: не терять их и не раздавать.

Еще существуют электронные деньги – банковские карточки, компьютерные деньги. Это такая же ценность обмена среди людей как и бумажные. Просто теперь они отображаются на экране монитора.  Как раньше были золотые монеты и стали бумажки, а теперь стали вот такие неосязаемые электронные.

С ребенком можно разыграть сценку, где родитель будет пекарем, а он – представителем любой другой нравящейся ему профессии. Во время сценки нужно попробовать определить обмен товарами с ним и таким образом показать ценность денег.

Но бывают и несоответствия цены и качества или нужности товара. Так, если оценивать товар по цене, то можно подумать о том, что дорогой товар – всегда хороший.  Но это не всегда так. Бывает что цена товара искусственно завышена и не соответствует его качеству. Потому что люди в ходе обмена договариваются о такой цене, и она больше не показывает реальную ценность товара.

Как, например, слишком дорогие куклы барби или машинки. Люди торгуются, договариваются между собой. Ведь каждый хочет продать подороже, а купить подешевле. Для того чтобы денег было больше. Малыш это должен понимать.

Не все дети спрашивают, что такое деньги. Особо юркие и предприимчивые  не нуждаются в пояснениях. Они принимают деньги естественным образом как часть окружающего мира (речь, о детях с кожным вектором, для кого деньги и другие материальные ценности являются важными жизненными приоритетами, это связано с их особой видовой ролью).

Эти бессознательные свойства имеют и обратную сторону: такой малыш без предварительных разъяснений легко хватает чужие деньги и присваивает их себе. Остальные дети к деньгам относятся иначе и часто, не задавая вопросов,  остаются убежденными, что деньги как таковые – только способ ответа кассиру при расчете. Последующая жизнь корректирует это мнение.

Чем старше ребенок, тем каверзней вопросы. Этот общий совет дает фундаментальное объяснение понятию денег, но не отвечает на те вопросы, которые возникнут у ребенка дальше. А возникнут они согласно его врожденным свойствам и будут разными. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять эти вопросы и грамотно на них ответить.

Статья написана по материалам тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Ольга Мезенцева

epsychology.ru

Как объяснить ребенку, что такое деньги

Автор: Игорь Мананников

Как объяснить ребенку, что такое деньги и что такое «дорого»?

Когда малыш впервые попадает в супермаркет, ему хочется купить сразу все.

Стало быть, вы – родители, просто обязаны выступить в качестве Дедушки Мороза и исполнить детскую мечту о тележке с конфетами и игрушками.

«Ну уж нет!» – хором решают мама и папа и задумываются о том, как же объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся.

Дети и деньги: тонкая грань

Перед вами стоит непростая задача. С одной стороны, вы должны донести до чада ценность денег, их смысл и роль в современном мире. С другой, надо умудриться при этом не сделать из малыша корыстное существо.

Грустно, когда ребенок считает заработки мамы и папы и завидует подруге Даше, которой родители недавно подарили планшет.

С одной стороны, малыш должен знать, что чего-то его родители не могут себе позволить. Например, купить ему десять конструкторов сразу: потому что копят на совместную поездку в Турцию.

С другой – он не должен желать иных родителей, которые могли бы финансово осилить и Турцию, и весь магазин игрушек разом.

«Не в деньгах счастье, но, тем не менее, они важны и играют существенную роль в нашей жизни» – вот примерная мысль, которую важно вложить в маленькую головку.

Именно поэтому, кстати, психологи не советуют платить детям за хорошие оценки или помощь по дому. Успехи в школе не должны ассоциироваться  заработком, это породит меркантильное отношение и к родителям, и к учебе.

Человек учится не ради денег, а чтобы стать образованным и преуспеть в жизни. В случае домашних дел ситуация та же: помогая мыть посуду или убирать игрушки, дитя всего лишь выполняет нормальные семейные обязанности. Такова жизнь: деньги за такой труд получают только дворники и домработницы.

Есть разные крайности. Моя племянница, например, очень просвещенный в финансовом плане человек: умеет копить и откладывать и всегда четко знает, на что именно.

Даже сэкономить может: «В этот магазин мы не пойдем, там игрушки дороже, пойдем сюда, здесь я могу купить за эти же деньги больше».

Но иногда она поражает гостей откровенностью: «У меня лучшие в мире родители! Они подарили мне куклу, она стоит целых три тысячи рублей. А у Ани кукла хуже, всего за тысячу». Видно, что понятия «лучше» и «дороже» в ее голове давно и тесно связались.

Более того, по цене подарка она оценивает дарителей. Это явно не тот ребенок, который, получив самодельную открытку, заявит: «Спасибо, ведь главное – внимание…».

Как выбрать время для разговора?

Когда объяснять ребенку, что такое деньги? Не бойтесь быть слишком ранними или же припоздниться. Важно следить за заинтересованностью малыша. Возможно, он сам заведет разговор.

В три года можно смело рассказать ребенку, что родители много работают, каждый день ходят в офис. Это тяжело, поэтому к вечеру они устают.

За это им работодатель дает деньги, которые мама и папа тратят на многие вещи: на еду, на машину, на квартиру, на одежду. Все это не берется с потолка и не дарится волшебной феей. Каждая вещь была куплена на заработанные деньги.

И их не бесконечное множество, а ровно столько, чтобы хватало на все необходимое. Поэтому лишние, ненужные и незапланированные вещи родители не покупают.

А вот с пяти лет можно объяснять экономические тонкости: что такое банки и кредитные карты, что такое семейный бюджет, как происходит распределение денег в вашей семье, зачем и как экономить деньги.

После десяти лет можно позволить ребенку заработать свою первую зарплату. Например, поучаствовать в ярмарке и продать свои «художества». Для детей постарше можно найти легкую подработку на лето.

Давать ли ребенку деньги?

Рано или поздно, но малыш должен научиться обращаться с деньгами, чтобы ходить в магазин и покупать хлеб к ужину. В этом случае ему позволяют распоряжаться маленькой толикой семейного бюджета.

Педагоги рекомендуют также давать ребенку карманные деньги, подарив при этом копилку или модный кошелек. Начинайте с малых сумм и выдавайте их систематически. Объясняйте, что их можно тратить по-разному.

Один спустит все сразу до копейки, другой будет каждый день покупать себе приятные мелочи – жвачку, мороженое, булочку. Третий будет откладывать и копить на что-то большое и желанное.

Покажите ребенку экономию на практике: сходите на рынок и приценитесь к одному и тому же продукту (например, бананам) у разных продавцов. Найдите самые дешевые и качественные, и покажите малышу, что сэкономили на покупке целых 50 рублей!

А потом зайдите в ларек и купите на эти 50 рублей шоколадный батончик.

«Видишь, мы нашли лучшее предложение и потратили меньше денег на тот же товар. И теперь у нас есть и килограмм бананов, и шоколадка!»

Совместные походы по магазинам позволят малышу на практике изучить все тонкости финансовых отношений. Разрешайте ему участвовать в выборе товаров.

Главное, контролируйте отношения ребенка с деньгами и вовремя объясняйте непонятные моменты.

dobro.pw

ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Костюк ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Что такое деньги?»

Воспитатель: Т. В. Костюк

Образовательная область: познавательное развитие

Программные задачи:

Обучающая:

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- учить решать логические задачи;

-учить обращаться с деньгами.

Развивающая:

Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику рук и умение работать по карточкам - заданиям.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к занятию, прививать доброжелательное отношение к героям сказки.

Методы и приёмы:

-Игровой

-Словесный

-Практический.

Демонстрационный материал:

Слайды к занятию, мультфильм «Муха-Цокотуха», фрагменты «Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги», кукла - игрушка «Тетушка Сова», игрушки, ценники к игрушкам, деньги разного достоинства (монеты, бумажные).

Раздаточный материал: бутафорские деньги, карточки – задания, рабочие тетради, простые карандаши, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход НОД:

На экране появляется фрагмент мультфильма «Азбука Тетушки Совы «Что такое деньги?».

Тетушка Сова: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня вместе с ребятами начинаем знакомиться с «Азбукой денег». Скажите, пожалуйста, что важно знать и как поступать, чтобы вырасти счастливыми и богатыми.

Дети: Для этого надо найти старинный клад. Или выиграть много денег в лотерею.

Тетушка Сова: Какие вы фантазеры. Чтобы вырасти богатым, следует с самого детства прилежно учиться, быть упорным и трудолюбивым, проявлять смекалку и предприимчивость. Деньги и уважение не приходят сами по себе их надо честно заработать.

Дети: А как зарабатывать деньги?

Тетушка Сова: Для этого надо учиться. Мы с вами не в сказке, хотя наше занятие «Азбука денег» и задания будут немного волшебные. (Сова показывает монеты). Вы, например, знаете, что это такое?

Дети: Это деньги.

Тетушка Сова: Вот с того, что такое деньги и зачем они нужны мы и начнем. Зайдем мы на минутку сюда. Это банк, здесь мы все узнаем о деньгах. Запомните: «Деньги – это всеобщее платежное средство. Это мера стоимости товара или услуги». Пройдем в музей истории денег, и я поясню все на примере.

Давным - давно, в доисторические времена денег у людей еще не было. Они обменивались разными вещами. Например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных - на оружие, шкуры на украшения. Это называлось натуральным обменом. Постепенно вещей появлялось все больше. Люди начали путаться, как не прогадать при обмене, что бы было и честно и выгодно. И тогда люди стали использовать для обмена только самые ценные предметы: зерно, соль, меха. И только потом люди изобрели первые деньги, с помощью которых проще было покупать все необходимое. Сначала появились монеты, позже бумажные деньги, а уже потом электронные деньги.

Представьте себе, что вы оказались в доисторической эпохе, во времена, когда у наших далеких предков появились первые деньги.

Воспитатель: Ребята, из какого мультфильма этот фрагмент? (На экране слайд из мультфильма «Муха-Цокотуха» с изображением главной героини).

Дети: Этот фрагмент из мультфильма «Муха – Цокотуха».

(Показывается фрагмент из мультфильма со словами: «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла).

Воспитатель: Что нашла Муха – Цокотуха?

Дети: 1 копейку.

Воспитатель: А как можно сказать одним словом, если монет много?

Дети: Деньги.

Тетушка Сова: Обратите внимание, друзья, на всех деньгах, монетах и купюрах есть рисунки, портреты и обязательно цифры. Как думаете, зачем они нужны?

Ответы детей:

Тетушка Сова: Цифры на деньгах означают – это их номинал, достоинство. Сложи все цифры можно сосчитать, сколько у тебя денег.

Воспитатель: У вас на столе лежат деньги, вам необходимо посчитать, сколько у вас денег. (Дети выполняют задание).

Максим: У меня десять рублей.

Вика: Я насчитала девять рублей.

Алеша: У меня семь рублей.

Воспитатель: А теперь продолжим путешествие по сказке. Все готовы?

Дети: Да.

(Демонстрируется фрагмент из сказки со словами:«Пошла муха на базар и купила… Самовар»).

Воспитатель: За монету, каким достоинством купила Муха самовар?

Дети: 1 копейку.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в магазин. Как он называется?

Дети: Магазин игрушек.

Воспитатель: Я хочу научить вас совершать покупки. Около каждой игрушки есть ценник, который указывает на его стоимость. Надо посмотреть на ценник и подобрать соответствующее количество денег для его покупки.

(Первую покупку совершает воспитатель)

- Мяч стоит 10 рублей. Для его покупки мне необходима купюра достоинством 10 рублей, но этой купюры у меня нет. Я возьму купюру достоинством 5 рублей и пять купюр достоинством 1 рубль. Если все купюры сложить вместе, то получится необходимая сумма – 10 рублей.

(Дети делают покупки и объясняют свои действия).

Воспитатель: Но вдруг «Муха-Цокотуха» попадает в опасность. (Показывается слайд – «Её взял в плен паук»). Давайте с вами поможем нашей героини выбраться из плена. Для этого вам необходимо решить задачи.

1. Каждому ребенку раздается карточка – задание дидактическая игра «Найди лишнее».

2. Графический диктант.

Отступи 8 клеток слева, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

5 2 2 3 2 1 1 1 1 1 2 1 1

1 2 1 1 1 1 4 2 1 1 1 1 1

2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 4 1

1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1

2 5

Воспитатель: Молодцы ребята, какой рисунок у вас получился?

Русла: У меня получился самовар.

Воспитатель: Возьмите цветные карандаши и разрисуйте свои самовары.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, помогли нашей Мухе - Цокотухе выбраться из плена паука.

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, чем закончилась эта сказка?

Дети: «Муха-Цокотуха» пригласила всех гостей к себе в гости.

Воспитатель: Ребята, по какой сказке мы с вами совершали путешествие?

Дети: «Муха-Цокотуха».

Воспитатель: С чем мы с вами сегодня познакомились?

Дети: С деньгами.

По окончании НОД дети приступают к самостоятельной игровой деятельности.

www.maam.ru

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей...

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?  

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку  новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру -  детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей  семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на  части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный -  питание, зеленый - плата за квартиру, желтый - покупка игрушек, синий - домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку - выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках -  в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения.  Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех  желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы - 100
  • Получено от папы  - 200
  • Заработано за выгул соседской собаки - 20
  • Получено от дедушки - 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение - просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие  нельзя купить. 

“Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми. ”

Принеси хорошую оценку и получи 50 - этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление  получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах.  Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько - сколько захочет сам.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как объяснить детям ценность денег

Чтобы дети и деньги подружились, приобретите ребёнку копилку. Желательно, чтобы выбирали вы её вместе. Поставьте её на видное место в детской комнате. Объясните, зачем нужна копилка и в чём заключается её полезность. Откладывая понемногу, малыш сможет накопить значительную сумму, чтобы в дальнейшем сделать более серьёзную покупку.

Очень многим родителям приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ребёнок, попадая в магазин игрушек, становится просто неуправляемым. Он нервничает, капризничает, требует, чтобы ему купили очередную забаву.

Причём, его абсолютно не волнует, сколько эта игрушка стоит — $10 или $100. А всё дело в том, что маленькие детки просто в силу своего возраста пока не понимают, откуда берутся деньги, и что они имеют тенденцию заканчиваться.

Вы в магазине пытаетесь объяснить своему карапузу эти, на ваш взгляд, простые истины. Но малыш просто не желает вас слушать, он по-прежнему капризничает, а в худшем случае может ещё и истерику закатить.

Поэтому вы, как родители, должны дома сесть и в спокойной обстановке объяснить малышу, как зарабатывать деньги и как их правильно потом расходовать. После вашей беседы ребёнок должен чётко уяснить, что деньги зарабатываются большим трудом и заработная плата – это ограниченная сумма, которая рано или поздно заканчивается.

Чтобы беседа ваша была эффективной и возымела результат, которого вы ожидаете, постарайтесь окунуть дитя в реальный мир, доходчиво и последовательно объясните свойства денег, что зарабатываются они тяжёлым и сложным трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой.

Обучайте ребёнка, как экономить свой собственный бюджет. Решение проблемы «Дети и деньги» можно организовать следующим образом:

1. Итак, этап первый – объясняем цену деньгам. Сначала возьмите небольшую купюру, эквивалент $5. Расскажите подробно дочери или сыну, что можно купить на эту сумму в вашем регионе. Пусть ребёнок увидит, что совсем немного можно купить на эти деньги.

Потом обязательно расскажите, что на эти копейки в некоторых бедных странах мира люди иногда живут целый месяц, покупают себе только необходимую еду и по несколько лет ходят в старой одежде. Для наглядного примера можно показать фото или видео этих людей.

2. Этап второй – бедность и богатство. Расскажите своему малышу, что не все люди на земле живут одинаково. Есть очень богатые семьи, и дети там имеют абсолютно всё, что только пожелают.

Их комната буквально завалена игрушками, многими из которых они даже не играли ни разу. А есть, наоборот, очень – очень бедные. Где дети круглый год питаются вареной крупой и хлебом, потому что их родителям просто неоткуда взять деньги.

Что такое сладости, сделанные на кондитерской фабрике, они понятия не имеют. Для них лучшее лакомство – это муравьиный сок или нектар растений.

Игрушки они себе делают из глины и соломы, а что такое красивые книжки они и понятия не имеют. Многие из них даже школу не посещают. Опять-таки в интернете можно подобрать соответствующие кадры, которые позволят малышу увидеть всё наглядно.

3. Этап третий – изучаем цены в продуктовом магазине. Не поленитесь походить по магазину с ребёнком, тщательно изучая ценники. Пусть карапуз наглядно увидит, что хлеб стоит дешевле мяса, что стоимость кефира зависит от степени его жирности, что бывает недорогое печенье и недорогие конфеты, но они не менее вкусные. Уверяем вас, что такая экскурсия очень понравится вашему малышу, и он обязательно захочет её повторить.

4. Четвёртый этап – совместно изучайте семейный бюджет. То есть объясните ребёнку, для чего нужны деньги и на что вы их каждый месяц тратите. Можно даже нарисовать на бумаге схему, так малышу легче будет всё понять. Не забывайте, что у детей преобладает наглядно – образное мышление.

Покажите, сколько денег вы тратите на оплату жилья, сколько уходит на питание и на предметы первой необходимости, сколько затрачивается на развлечения и путешествия, а сколько вы откладываете на сбережения, чтобы в дальнейшем совершить какую-нибудь крупную покупку (например, новую стиральную машинку или на строительство дачи).

У некоторых родителей есть мнение, что ребёнку вовсе не обязательно знать, сколько мама с папой зарабатывают и сколько они тратят. Это не совсем правильно. Малыш должен знать, сколько в семье тратится на бытовые нужды, а вот, сколько вы откладываете на крупные покупки знать не обязательно. Это уже на ваше личное усмотрение.

5. Пятый этап – это своего рода профориентация для маленького ребёнка. Расскажите малышу доступным языком, сколько зарабатывают директора крупных компаний и чем они занимаются, сколько получают специалисты высокой квалификации, а сколько рабочие на заводе и грузчики в магазине. Ни в коем случае не унижайте какую-то из профессий. Просто постарайтесь объяснить, что для того, чтобы иметь хорошую профессию и соответствующую зарплату, необходимо много учиться, быть старательным и трудолюбивым.

6. Этап шестой – определитесь, сколько денег давать ребенку на личные расходы. Не нужно мотивировать тем, что вы и так покупаете ему всё, что нужно. Если у малыша не будет своих личных средств, то он никогда не научится с ними обращаться. Поговорите с малышом, для чего ему нужны карманные деньги, на что он их будет тратить, и вместе прикиньте, какая это приблизительно выходит сумма в месяц. Не давайте всю месячную сумму сразу же. Ребёнку будет очень тяжело спланировать свои расходы на месяц вперёд.

Начните с суммы на неделю. Обязательно оговорите со своим чадом, что эти деньги даются ему на неделю и если он их потратит за один день, то последующие шесть дней он будет сидеть без денег.

Ни в коем случае не ругайте за быстро потраченные средства, попробуйте вместе проанализировать ситуацию и разобрать ошибки. Будьте доброжелательны, терпимы и давайте по ходу полезные советы.

7. Седьмой этап – купите малышу копилку. Чтобы дети и деньги подружились, приобретите ребёнку копилку. Желательно, чтобы выбирали вы её вместе. Поставьте её на видное место в детской комнате. Объясните, зачем нужна копилка и в чём заключается её полезность. Откладывая понемногу, малыш сможет накопить значительную сумму, чтобы в дальнейшем сделать более серьёзную покупку.

8. Этап восьмой – учите ребёнка делать подарки из личного бюджета. Чтобы предотвратить развитие жадности и чрезмерного накопительства.

Попросите ребёнка из своих личных средств сделать вам небольшой подарок, например, купить мороженое или же сделать подарок своему другу или подруге. Видя ваши эмоции, малыш будет учиться получать удовольствие от того, что делает подарки близким людям. Можно попросить у сына или дочери немного денег взаймы, то есть он вынужден будет с ними на время расстаться.

9. Девятый этап – никакой вседозволенности. Если вы очень хорошо зарабатываете и можете позволить себе довольно часто (по случаю и без) делать своему ребёнку подарки, покупать ему дорогие игрушки и брендовую одежду, тратить довольно солидные суммы на развлечения, подумайте, в первую очередь о том, что балуя таким образом своё чадо, вы наносите вред всему процессу воспитания.

Даже хорошо зарабатывая, учите малыша жить в скромности, приучайте к тому, что часть денег можно отдать на благотворительность. Ребёнок должен знать цену деньгам и ценить тот труд, который положен в основу полученных семейных доходов.

Старайтесь воспитать в своём чаде нейтральное отношение к деньгам. То есть не нужно из них делать культ и не нужно говорить, что «деньги – это зло, от которого необходимо избавляться».

Объясняйте малышу, что это всего лишь вспомогательное средство для нормальной жизни. И неустанно повторяйте, что дружбу, любовь и настоящую заботу за деньги не купишь.

infonyanya.ru

7 советов - kак научить ребенка ценности денег?

Кажется, неоднократно слышали похожий разговор в магазине, как в якобы шутке. Однако в каждой шутке есть доля правды. И в данной шутке тоже есть эссенция правды – ребенок не совсем понимает, откуда берутся деньги. Или в контексте данного рассказа – какова ценность или цена денег.

Написано много разных книг о том, как лучше всего научить ребенка ценности денег, однако ни один совет не является универсальным или пригодным в любой ситуации. Попробуем пройти „короткий курс” в теории – как научить ребенка ценности денег или как не позволять ребенку думать, что в любой момент можно снять нужные деньги из банкомата.

1. Когда ребенок готов узнать – что такое деньги?

Наулучшее время для этого – момент, как только ребенок начинает осваивать язык и интересоваться, куда утром отправляется один или оба родителя. Конечно, это работа. А на работу папа и мама идут затем, чтобы заработать деньги, которые необходимы для приобретения еды, одежды и различных других покупок. Вечером покажите ребенку деньги, „заработанные днем”. Посчитайте их вместе и покажите ребенку, что можно купить на это количество денег.

2. Какова стоимость денег?

Частично на этот вопрос отвечено ранее. Однако по поводу ценности денег с ребенком стоит говорить в возрасте 4-5 лет. Ребенок уже намного больше обращает внимание на игрушки. Важно уже с первого раза уметь вовремя остановиться – не поддаваться на просьбы ребенка. Если не будете соблюдать этот важный нюанс, потом будет очень трудно объяснить ему, почему именно в этот раз мы не будем покупать желаемое. К тому же –каждый раз поддаваясь на просьбы ребенка, вы неосознанно разрушаете понимание ребенка о том, что деньги это ценность. Одновременно таким образом разрушается также ценность приобретенных вещей, так как „завтра же купим опять”. Поэтому первое правило – не поддаваться зову сердца, а думать рационально. В таких случаях поможет освоенное в первом пункте про то, что заработано за один день, и то, что на это количество денег можно себе позволить. В данном случае есть возможность учить ребенка ситуации выбора – купить вещь или хлеб на ужин, так как на обе нужды денег не хватит.

3. Как заработать деньги?

Деньги на работе зарабатывают родители. Однако и у ребенка есть возможность заработать дополнительные деньги к той сумме, которую родители согласны отвести на личные желания ребенка. Дополнительные деньги ребенок может заработать, например, помогая с домашними работами. Наилучший возраст для данного этапа — 5-7 лет – в сущности дошкольный возраст, когда родители могут подготовить ребенка к школьному времени, когда у того появятся свои карманные деньги.

Нет ничего неправильного в том, чтобы уже с малых лет научить ребенка, что определенными позитивными действиями – работой – можно получить выгоду – в данном случае деньги, которые можно использовать по своему усмотрению. Однако важно разграничить обязанности, находящиеся в ведении ребенка „без вознаграждения” – так же, как это делают родители. Ребенок не может „заработать деньги”, прибрав свои вещи или свою комнату. Но ребенок может „заработать деньги”, если сам предлагает и помогает родителям с теми работами, которые не установлены как его обязанности. Например, если ребенок чистит все жилище. Наиболее трудная для родителей задача в данном процессе – это создать список „оплачиваемых работ” и тариф за конкретную работу, а также установить максимальный лимит, сколько денег ребенок может „заработать” за неделю. Также важно договориться, что заработанные деньги можно получить, например, вечером в воскресенье каждую неделю.

4. Как научить планировать траты?

Когда ребенок сам „начал зарабатывать” свои деньги, важно повторить полученные ранее знания – что такое деньги и какова их ценность. Не нужно запрещать ребенку уже с первого раза самому решать, как и сколько потратить на свои желания. Oднако важно договориться, что в случае, если ребенок решит за один раз потратить все, что заработал за прошлую неделю, ему придется ждать следующего „дня зарплаты” до вечера воскресенья, а до тех пор никаких „личных трат” с дополнительными деньгами, кроме – ссуды в счет следующей „зарплаты”, удержав в день зарплаты „одолженные” деньги из выплачиваемой суммы. Здесь надо добавить – легко сказать, трудно сделать – это означает еще одну важную задачу для родителей – эмоциональная стойкость и самодисциплина!

5. Деньги на крупные покупки.

Так же, как уметь разумно тратить, ребенку важно научиться планировать – в данном случае планировать более крупные траты. В начале статьи прочитали „шутку из жизни” про банкомат, из которого можно „получить” деньги на конструктор. В то время, когда ребенок учится зарабатывать, планировать, считать, одалживать и отдавать одолженное, важно научить еще одной денежной мудрости – копить на более крупные покупки. Если правильно освоили процесс зарабатывания и траты денег, скорее всего, мы научились также ценности денег, что значит, что совместно уже знаем, сколько, что стоит и что происходит в момент, если траты превышают доходы. Так как знаем ценность денег, знаем также, что скорее всего какая-то более крупная игра или конструктор стоит намного больше той суммы, которая является ежемесячным бюджетом нашего шестилетки. А конструктор очень хочется…

Что делать? Условно есть три возможности:

  1. Родители „подбрасывают” недостающую сумму.
  2. Родители „одалживают” деньги на покупку, за которую ребенок расплачивается определенными ежемесячными „платежами” из своих доходов.
  3. Совместно считаем, как и как долго ребенок может накопить из своих ежемесячных доходов на свою желаемую покупку.

6. Образование остатка.

Когда ребенок освоил основной опыт, что происходит в момент, когда заработанное тратишь в один день, а также как получить более крупную покупку, важно также научить ребенка экономить. Это урок отлично осваивается в магазинах, при совместных покупках. Объясните ребенку, например, почему вы на больших распродажах покупаете огромную коробку стирального порошка или же большую упаковку туалетной бумаги. Посчитайте вместе, сколько стоило бы такое же количество товара без скидки. Каждый из нас в магазине обращает также внимание на скидочные кампании для различных продуктов – опять же обговорите с ребенком, почему выбираете молоко с „желтым” ценником – как вы экономите в данном случае. Что это значит? Это значит, что тратите меньше, чем запланировали ранее и поэтому в ежемесячном семейном бюджете образуется незапланированный остаток, которым вы можете распоряжаться по своему усмотрению – оставить на следующий месяц или совершить какую-то покупку, „чтобы побаловать себя”. Поверьте – ребенок очень быстро освоит этот урок и поймет, как можно тратить меньше, чтобы в результате покупать больше.

7. Личный пример.

Все упомянутое ранее будет достаточно бессмысленной тратой энергии в обучении ребенка ценности денег, если родители сами не руководствуются данными принципами. А это значит – прежде чем учить ребенка, родители сами должны понять – будут ли их практические действия хорошим примером для ребенка, как правильно распоряжаться деньгами. Если ребенок увидит, что папа или мама сами не знают ценности денег, то не сможет понять, зачем ему учить эту мудрость. Результат в данной ситуации достаточно прогнозируемый – серьезные разногласия в рамках семьи. Поэтому – для начала родители должны проэкзаменовать сами себя, и если все в порядке – беремся за пункт № 1!

www.moneza.lv


Смотрите также