Каша на коми языке


1994: Учимся говорить по-коми. Основной курс. Урок 11

УРОК 11. Причастия с суффиксами: -ӧм, -тӧм, -ысь, -ан. Повелительное наклонение.

Тексты о коми кухне (продукты питания, еда).

 

Упр. 1. Прочитайте диалог и переведите на русский язык.

Зонка пырӧгортас.

— О! Кутшӧмчӧскыддукыс! Мамӧпӧжасьӧма. Мам, менамкынӧмӧйсюмалӧ.

— Сідзкӧ, пиукӧй, китӧмыськыдапуксьыпызансайӧ. Час, метэнӧверда. Талунмиянтшакашыднӧкйӧндажаритӧмяйкартупельӧн.

— Мамӧ, тшакашыдтӧогкӧсйы. Дай и яйтӧкартупельнадогжӧкӧсйы.

— Пиӧ, тэжӧачыдӧнівисьталін, мыйтэтшыг!

— Номекӧсъяпельменьдачӧдъяпирӧг.

— А! Сідзкӧ, тэонсёйныкӧсйы, а чӧсмасьныкӧсъян? Вай, пиукӧ, тадзивӧчам: ӧнітэсёй, мыйметэныдсета, а чӧсмасьныкутамставнымӧтлаынрытнас.

— Сідзкӧ, ӧнімепӧт.

 

Слова к диалогу:

 

зонка — мальчик, мальчишка, парнишка, хлопчик

дук — запах

кынӧм — живот, желудок

сюмавны: кынӧм сюмалӧ — хочется есть

пиук — сынок, сыночек

мыськыны — мыть / вымыть

пызан — стол; пызан сайӧ — за стол

час — здесь: подожди

вердны — кормить / покормить

шыд — суп

жаритӧм — жареный

тшыг [тшыгй-] — голодный

чӧдъя — черничный, с черникой

пирӧг — пирог

вай — (частица) давай

вӧчны — делать / сделать

сетны — давать / дать

ӧтлаын — вместе

пӧт — сытый

 

Упр. 2. Ответьте на вопросы.

 

1. Кутшӧм сёянлӧн дукыс вӧлі чӧскыд?

2. Тшыг-ӧ вӧлі зонка?

3. Мыйӧн кӧсйис чӧсмасьны зон?

4. Мыйӧн кӧсйис вердны писӧ мамыс?

5. А кор тэнад кынӧмыд сюмалӧ?

6. А кор тэ овлывлан пӧт?

7. Ӧні тэ тшыг?

 

Упр. 3. Познакомьтесь с названиями продуктов питания и блюд на коми языке.

 

яйысь да чериысь сёян — еда из мяса и рыбы

 

яй — мясо

мӧс яй — говядина

ыж яй — баранина

порсь яй — свинина

йӧра яй — лосиное мясо

кӧр яй — оленина

курӧг яй — мясо курицы

чипан яй — мясо курицы

пӧтка яй — дичь

пражитӧм яй — тушеное / жареное мясо

пуӧм яй — вареное мясо

жаритӧм яй — жареное мясо

калбас — колбаса

чери — рыба

жаритӧм чери — жареная рыба

йӧла чери — рыба, тушенная в молоке

кольк [колькй-] — яйцо

яеснича — яичница

 

шыд — суп

яя шыд — мясной суп

йӧла шыд — молочный суп

тшака шыд — грибной суп

юква — уха

 

рок — каша

риса рок — рисовая каша

зӧр шыдӧса рок — овсяная каша

идъя рок — ячменная каша

нӧкъя рок — каша на сметане

пӧжас — выпечка

 

нянь — хлеб

черинянь — рыба в тесте, рыбник

шаньга (рыся, картупеля) — шаньга (с творогом, картофелем)

пирӧг (рыся, пувъя, чӧдъя) — пирог (с творогом, с брусникой, с черникой)

рачвыв [рачвыл-] — колобок

кӧлач — калач

 

йӧлысь сёян — молочная еда

йӧв [йӧл-] — молоко

пӧжӧм йӧв — томленое молоко

уль йӧв — некипяченое молоко

мӧс вӧра йӧв — парное молоко

вылльӧв, шомйӧв — простокваша

нӧк — сметана

рысь — творог

вый — масло

 

вотӧс да вотӧсысь сёян — ягоды и еда из ягод

ляз [лязй-] — кисель на солоде

льӧм [льӧмй-] — черемуха

льӧмъя ляз — черемуховый кисель

чӧд [чӧдй-] — черника

чӧдъя ляз — черничный кисель

пув [пувй-] — брусника

пувъя кисель — брусничный кисель на крахмале

чӧдъя кисель — черничный кисель на крахмале

турипув [турипувй-] — клюква

турипувъя кисель — клюквенный кисель

оз [озй-] — земляника

озъя варенньӧ — земляничное варенье

ӧмидз — малина

ӧмидза варенньӧ — малиновое варенье

сэтӧр — смородина

сэтӧра варенньӧ — смородиновое варенье

пӧжӧм пув — пареная брусника

мырпом — морошка

кӧтӧдӧм мырпом — моченая морошка

ма — мед

 

град выв пуктас — овощи

капуста — капуста

картупель — картофель

кушман — редька

лук — лук

морковь — морковь

ӧгурец — огурец

помидор — помидор

сёркни — репа

гормӧг — перец

 

фруктыяс — фрукты

абрикос — абрикос

виноград — виноград

груша — груша

персик — персик

слива — слива

черешня — черешня

яблӧк — яблоко

 

юантор — напитки

ва — вода

чай — чай

копей — кофе

сур — пиво

вина — вино

ырӧш — квас

 

Упр. 4. Охарактеризуйте с помощью данных групп прилагательных продукты питания или блюда в сопоставлении.

 

Образец. юмов — сладкий

курыд — горький

 

Ӧмидз юмов, а гормӧг курыд. "Малина сладкая, а перец горький"

 

1)

кӧдзыд — холодный

пӧсь — горячий

2)

пӧсь

дэбыд — прохладный

3)

дуб — пресный

сола — соленый

4)

юмов

чизыр — кислый, острый

5)

юмов

шома — кислый

6)

чӧскыд — вкусный

чӧскыдтӧм — невкусный

7)

чӧскыд кӧра — приятный на вкус

чӧскыдтӧм кӧра — неприятный на вкус

8)

чӧскыд дука — с приятным запахом

чӧскыдтӧм дука — с неприятным запахом

9)

чӧскыд дука

лёк дука / клящӧй дука — со зловонным запахом

10)

пагыр — прокисший

тшыксьытӧм — неиспорченный

11)

тшыксьӧм — испорченный

тшыксьытӧм — неиспорченный

12)

кизьӧр — жидкий

сук — густой

13)

крепыд — крепкий, сильнодействующий

слаб — слабый, слабодействующий

14)

пуӧм — вареный

уль — невареный, непеченый

 

Упр. 5. Образуйте от данных глаголов причастия совершившегося действия с помощью суффикса -ӧм и употребите их с существительными.

 

Образец. Выявны — выялӧм нянь.

 

Гӧрдӧдны, жаритны, кельдыны, кыскыны, ломтыны, лӧсьӧдны, гормӧгавны, пӧжавны, пражитны, пуны, сакаравны.

 

Упр. 6. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса -ӧм. Сравните образованные существительные с приведенными существительными. Объясните, чем они отличаются, и докажите их отличие (возможностью или невозможностью их взаимозамены) предложениями.

 

Глаголы: завтракайтны, ӧбедайтны, пажнайтны, сёйны, юны.

Существительные: завтрак, ӧбед, пажын, сёян, сёянтор, юан, юантор.

 

Упр. 7. Образуйте от данных глаголов причастия несовершившегося действия с помощью суффикса -тӧм и составьте с ними короткие предложения.

 

Образец. Ломтыны — Пач ломтытӧм на.

Кӧтӧдны — Пув лои кӧтӧдтӧм.

 

Вайны, выявны, идравны, лыддьыны, нуны, пӧтны, пуктыны, пуны, узьны, усьны.

 

Упр. 8. Образуйте от данных глаголов причастия: а) совершающего действие с суффиксом -ысь, б) совершаемого действия с суффиксом -ан, — и употребите их в словосочетаниях или в коротких предложениях.

 

Образец. Уджавны

— уджалысь морт

— уджалан паськӧм

 

Велӧдчыны

— Тайӧ квайтӧд классын велӧдчысь зонка.

— Тайӧ менам велӧдчан книга.

 

Велӧдны, вӧчны, гижны, кутны, локны, лыддьысьны, мунны, мыськавны, нуны, пуны, чӧсмасьны.

 

Упр. 9. Прочитайте 2 рецепта коми кухни и переведите на русский язык. Инфинитивные формы глаголов замените формами:

 

1) повелительного наклонения единственного числа 2 лица;

2) повелительного наклонения множественного числа 2 лица;

3) повелительного наклонения множественного числа 1 лица;

4) формой будущего времени множественного числа 3 лица.

 

Пӧжӧмйӧв

Сёйгырничӧкисьтныйӧвдасюйныпачӧлибӧичӧтбиадуховкаӧчас-мӧдкежлӧ. Корйӧввевттьысясмичапемыдвижкеньӧн, кыскыныпачысь.

Пӧжӧмйӧвпозьӧюнышоныдӧн и кӧдзыдӧн, чайӧн и копейӧн. Пӧжӧмйӧвчӧскыд, пӧтӧсдапӧлезнӧй.

 

Слова к тексту:

 

сёй — глиняный

гырнич — горшок

кисьтны — лить, налить

духовка — духовка

вевттьысьны — покрыться

кень — пенка, корочка

шоныд — теплый

пӧтӧс — сытый

пӧлезнӧй — полезный

 

Дышшаньга

Рытсянькӧтӧднывылльӧлӧн (500 грамм) идшыдӧс (стӧканысьнеунаунджык). Асывнаскӧтӧдӧмшыдӧсӧсодтынынеунапызь, совдаичӧтпаньджынсода — медымсуксертиысартмиснӧккодь. Сукджыккӧлоас, колӧсодтыштныйӧв. Ставсӧмичаагудравны.

Рачьясмавтнывыйӧндалӧднысэтчӧняньшомсантиметрджынкызта.

Торйӧнбосьтныӧтмынданӧк, колькдамичаагудравны. Рачьясӧлӧдӧмняньсӧмавтнывӧсньыдикаколькъянӧкйӧн. Сыбӧрынрачьяссюйныпачӧлибӧдуховкаӧ. Видзныпӧжасьтӧдзыс.

 

Слова к тексту:

 

кӧтӧдны — мочить, замочить

грамм — грамм

ид [идй-] — ячмень

шыдӧс — крупа

стӧкан — стакан

содтыны — добавить

пызь — мука

сов [сол-] — соль

пань — ложка

сода — сода

сук — густой

гудравны — мешать, перемешать

рач — сковородка

мавтны — мазать, намазать

лӧдны — класть, накладывать

няньшом — тесто

сантиметр — сантиметр

кызта, кыза — толщина

торйӧн — отдельно

босьтны — взять

ӧтмында — поровну

лӧдӧм — наложенный, разложенный

вӧсньыдика — тонко

колькъя — яичный, с яйцом

видзны — держать.

 

Упр. 10. Составьте меню завтрака, будничного обеда, ужина из данных продуктов.

Упр. 11. Составьте меню праздничного обеда, ужина.

 

Упр. 12. Расскажите о вашем любимом блюде и его приготовлении.

 

Упр. 13. Прочитайте шутку. Скажите, что лежит в основе шутки.

 

— Тэмыйрадейтанмедсяёнасёйны?

— Оз.

— Ичӧтвокыд, сідзкӧ, тшӧтш?

— Оз.

 

(«Ӧшкамӧшка» книгаысь.)

 

Слова к диалогу:

 

радейтны — любить

тшӧтш — тоже

 

Национальная мифология и эпические и героические персонажи в традиционной культуре Коми

часть 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · сборник.

Дайджест традиционных мифологических героев Коми

Каковы сказки Коми по форме и содержанию?

Каковы его жанровые особенности? Жанровые границы между легендами и балладами не столь отчетливы, как между песнями и причитаниями, между загадками и заклинаниями. Не случайно в ряде языков несколько терминов используются для обозначения примерно одного и того же, например.g., легенды, баллады, саги и предания на английском языке, die Legende и die Sage на немецком языке, mojd и višt на коми.

Понятно, что при русской колонизации у нас почти нет информации о количестве эпических героев, сражавшихся с оккупацией. В отличие от песен, причитаний и сказок, легенд и преданий Коми немногочисленны. Большинство из них сосредоточено вокруг таких эпических персонажей, как Йиркап, Яг Морт, Кӧрт Айка, Юрка, Шипича, Пера Великан, Кирьян-Варджан и Педур Кирӧн. Несколько особняком стоят стихотворные и прозаические рассказы Вымского края о младшем сыне-мстителе, например «Шомвуква», и эпос Ижма-Колвинского района о героической свадьбе великана по имени «Хозяин реки Керчи».См. Также эпическую поэму «Бьярмаленд» Каллистрата Жакова в 1916 году, эпическую легенду «12 сыновей».

Тема Йиркапа

Записанная профессором А.Х. Греном и коми писателем Г.А. Федоровым, она наиболее известна в селе Кони Вымской котловины. А.Х. Грен выделяет следующие ключевые мотивы сюжета: а) Рядом с озером Синдор живет охотник по имени Йиркап, он дружит с лесным духом Вурса и помогает ему сражаться с водяным духом Васой; б) Взамен Вурса дает ему волшебное дерево, содержащее душу охотника; в) скоростные лыжи из ствола дерева помогают Йиркапу стать лучшим среди охотников - с ним теперь не могут соперничать ни птицы, ни звери; г) Но Йиркап потеряет свою магическую силу, если он выпьет воду, в которой промыли его портянки.Неверная жена Йиркапа уговаривает его раскрыть его секрет, и по велению любовника дает своему мужу такую ​​воду; д) Лишенный силы, Йиркап тонет в озере Синдор вместе со своими лыжами.

Текст, записанный Федоровым в 1946 году в селе Синдор по рассказу В.А. Пархачевой, отличается от варианта Грена в двух существенных моментах. Во-первых, вместо Вурсы Лесного спрайта появляется ведьма, которая советует владельцу волшебных лыж преследовать Синего Оленя. Утром мать печет ячменный пирог для своего сына, и он прячет его за пазухой, прежде чем отправиться в погоню за животным.Он настигает его у Сибирского Камня (Урал), убивает и приносит ведьме сердце. Все происходит так быстро, что пирог у него за пазухой еще теплый.

«Йиркап и голубой олень», альбом Василия Игнатова, 1985 год.

Во-вторых, Йиркапа изменяет не жена, а мать: по приказу отчима Йиркапа, который завидует удаче ее сына, дает Йиркап немного отвара, в котором она ополоснула его полотенца. Отвар делает его настолько тяжелым, что он проваливается под лед озера Синдор вместе с лыжами.Он начинает сокращать их под водой, и внезапно они говорят ему человеческим голосом: «О, Йиркап, что ты наделал! Ты погубил себя и нас тоже. Если бы ты не сократил нас, мы могли бы смогли доставить вас на берег ". Умирающий Йиркап бросает свои чудесные лыжи на берег с такой силой, что они ломают могучую сосну. Огромный ствол дерева, стоящий на берегу озера Синдор и по сей день, носит имя Йиркапа.

Тема Яг Морта

Легенда Яг Морта впервые была опубликована в середине прошлого века в Вологде и переиздана в издании «Пантеон и репертуар русской эстрады».Близкие версии записаны Ф. Арсеньевым, К. Поповым и Михаилом Лебедевым. Легенда распространяется в бассейнах Ижмы и Печоры. В последние два десятилетия в связи с проблемой реликтового гуманоида легенда о Яг Морте, а также другие рассказы об антропоидных существах стали предметом пристального внимания не только со стороны студентов-фольклористов, композиторов и художников. но также антропологи, историки и геологи.

"Яг Морт коров гонит", Василий Игнатов, альбом 1985 года.

Геологу по профессии В.Пушкареву удалось записать (в 1950–60-е годы) около пятидесяти вариантов легенды в бассейнах Печоры и Ижмы. Основные элементы сюжета: а) На берегу реки Куча, впадающей в Ижму, живет Яг Морт, ужасный дровосек в ужасающих медвежьих шкурах. Он жесток и безжалостен, с уродливым лицом; б) Злые уловки монстра. Глубокой ночью он поджигает лес и делает с охваченными паникой людьми все, что подсказывает ему его злая фантазия: он забирает чужих жен и детей, отгоняет столько скота, сколько хочет, а остальных забивает на лесах. определять.Этот белокожий монстр также наделен сверхъестественной силой, которую он использует, чтобы причинять людям всевозможные несчастья: гибель скота, засухи и пожары летом и снежные бури зимой, в) Яг Морт похищает прекрасную Раджу, дочь старейшина деревни и невеста Тугана Храброго, г) Туган Храбрый собирает всех своих друзей, вооруженных стрелами, копьями и вилами, и отправляется на битву с Яг Мортом. Они клянутся найти его логово и забрать монстра живым или мертвым. E) Битва.Воины устроили засаду на берегу Ижмы, недалеко от тропы, проложенной в густом лесу ужасным лесником. Они видят, как Яг Морт переходит через Ижму прямо напротив их укрытия. Ливень из копий, стрел и камней обрушивается на Яг Морта, когда он ступает на сушу. Монстр опешил; он стоит, глядя на своих врагов леденящим кровь взглядом, затем бросается в битву с оглушительным ревом, размахивая булавой. По мере того как бой продолжается, Яг Морт убивает и калечат многих воинов, но начинает утомляться, когда стрелы, копья и камни поражают его со всех сторон.Итак, он падает на землю, лишенный сил и умоляя о прощении; е) Наказание. Воины говорят ему показать им свое логово, и Яг Морт отводит их на высокий берег Куча в густом лесу, в свою большую пещеру. Рядом с пещерой, в куче хлама и костей, воины видят полусгнивший труп - останки прекрасной Раджи. Воины собирают лежащую в пещере добычу Яг Морса в кучу и поджигают ее. Затем они засыпают пещеру камнями и отводят мерзкого источника на место, где происходила битва.Они отрезают ему голову, вбивают ему в спину осиновый кол, чтобы он больше не мог подняться, и закапывают глубоко.

См. Также : Поэма Яг Морт Ивана Куратова (1875), Поэма Яг Морт Михаила Лебедева (1928), Фотоальбом балета Яг Морт, О музыке Коми и балете Яг Морт.

История Юрки

известна как пересказанная поэтом Михаилом Лебедевым, а также записанная писателем и фольклористом П.Дорониным; ареал распространения - село Маджа Корткеросского района.Ключевые ситуации сюжета:

а) Мирная жизнь Юрки до болезни на холме Маджа на берегу Вычегды: «Когда Юрке нужны дрова для печи, он берет свой огромный топор, вырубает огромного трупа. сосну, кладет себе на плечо и несет домой. Если Юрка идет на рыбалку, он вырубает удочку длиной более 15 метров для удочки. Юрка - холостяк, так как в Мадже не найти подходящей ему невесты, или во всей Верхней Эжве, так что жизнь его проходит в тяжелом труде, и он никогда не злоупотребляет своей силой... »

б) Болезнь и деградация Юрки. Он настолько болен, что не может добыть себе еды, но его соседи не заботятся о том, чтобы помочь ему выбраться из его бедственного положения. Ему приходится воровать чужой скот, чтобы не умереть с голоду: «У Юрки к тому времени не осталось ни хлеба, ни других припасов. Он встал с постели и пошел, медленно волоча за собой свое слабое тело, пока не добрался до скотного двора соседа, оторвал овцу от стада и принес ее домой ».

« Юрка украл корову », Василий Игнатов, альбом 1985 года.

в) Юрка любит такой простой способ добыть хлеб; сначала ворует мелких животных, потом переходит к большим;

г) Возмущенные соседи решают избавиться от Юрки, одолеть его если не силой, то хитростью и обманом. Поэтому они просят старика, крестного отца Юрки, пригласить Юрку к себе домой и угостить его спиртным до полного опьянения, затем связать его по рукам и ногам и позвать соседей. Старик сначала не давал согласия. Ведь он знает, что если что-то не получится, Юрка может раздавить его, как муху.

д) Кончина Юрки. «Соседи принесли еще веревки и снова связали Юрку. Они решили утопить его в озере Маджа. Так они вытащили два жернова на берег озера, привезли туда и Юрку и увезли его на лодке на середину озера. Затем они привязали жернова к его ногам, перевернули лодку и сами поплыли, чтобы уйти от наказания. Воды озера поднимались волнами, когда они пожирали Юрку Великана ». Холодная вода отрезвляет Юрку, он легко рвет все веревки, связывающие его, и направляется к берегу.Что касается конца истории, то есть две версии. По одной из версий, Юрка, очарованный красотой дочери Водяного духа Васы, остается в подводном мире. По другой версии, Юрка, увидев, что крестный находится заодно с соседями, мирится со своей судьбой. «Если бы не мой крестный отец, ты бы никогда не увидел, как я умираю!»

е) Обрядовый пир после смерти Юрки. Чтобы предотвратить месть убитого великана, люди Маджи приносят по горсти муки из каждого дома, разводят большой жертвенный огонь и готовят ритуальную кашу в большом священном котле, а затем едят ее вместе, повторяя заклинание: «Не терпите» злоба на нас, могучий Юрка, и мы на тебя тоже злиться не будем! "

См. Также : Поэма Михаила Лебедева «Юрка» (1926).

Тема Krt Ajka

Первая легенда Krt Ajka была опубликована Э. Кичиным в середине девятнадцатого века; литературная адаптация Михаила Лебедева; ареал распространения - село Корткерос (Средняя Вычегда). Ключевые ситуации в сюжете: а) Кӧрт Айка наделен сверхчеловеческой силой и злой магической силой. «Он сшил себе одежду из железа, надел железную шапку и протянул железную цепь, которую сам выковал, через Эжву.

« Плата за проезд к Кӧрту Айке », Василий Игнатов, альбом 1985 года.

Все, что у него было - его хижина, его лодка, его лук и стрелы - было сделано из железа ». Подобно Юрке и Яг Морт, он живет грабежом и насилием:« Так он начал грабить и грабить всех, кто плыл на лодке. попал в его руки, потому что не было спасения от его огромной железной цепи, бегущей от берега к берегу. Одних путешественников он вычищал, других отпускал нетронутыми, третьих утонул в воде. Он не знал, что означает милосердие ».

Теперь о его сверхъестественной силе:« Солнце и луна потемнеют по его воле, день превратится в ночь, а ночь в день, и река изменит свое русло; одно его слово, и жаркий ветер опаляет землю досуха, или проливной дождь проливается простынями и вызывает наводнение, которое смывает все хижины в Эжву.Кӧрт Айка так и не получил по заслугам за все страдания и несчастья, которые он принес своему народу, потому что никто не осмелился скрестить с ним мечи »; б) Соревнование между двумя великанами и колдунами в силе, неуязвимости и магических силах. дружил с Памой, колдуном из Княжпогоста. И он опускает свою железную цепь на дно Эжвы, пропуская своего старого друга. Но ревнивому Паме больно, когда он видит, как Кӧрт Айка кипятит свое варево, разливая его в железные чаны, затем в огромные железные чашки, а затем в живот.Итак, Пама околдовывает отвар Кӧрт Айки, и он перестает кипеть и выливаться в ванны. В ответ Кӧрт Айка наказывает Паму, останавливая его лодку посреди реки: «Если это« остановка »для пива, это« остановка »и для лодки». Соревнование заканчивается мирно, настой снова течет, и Пама спускается по Эжве на своей лодке.

См. Также : Поэма Михаила Лебедева «Кӧрт Айка» (1928).

Тема Шипича

известна по фольклорным материалам Ф.Арсеньев, Михаил Лебедев, Каллистрат Жаков и В. Налимов. В 1926 году легенду зарегистрировал С.Попов в селе Слобода; Распространен в Сыктывкаре и близлежащих селах Тентуково, Нижний Чов, Слобода.

Основными элементами сюжета являются: а) Шипича, бывший главарь и колдун, был вдовцом в течение трех лет, охраняя сокровища, когда-то разграбленные его сообщниками и похороненные в отдаленном месте, б) Шипича нарушает свой обет вдовства , и идет к Йоме-ведьме, своей соседке, которая служит как богу Йену, так и дьяволу Омолу.Он наслаждается супружеским блаженством три дня и три ночи; в) В результате Шипича теряет свои сверхъестественные способности. Он хочет принести жертву богам, чтобы восстановить свою магическую силу. Но в этот момент на него нападают грабители.

«Шипича над рекой Сысола», Василий Игнатов, альбом 1985 года.

Первое заклинание, которое шепчет Шипича над водой, заставляет ее подниматься до колен врагов, после второго заклинания вода доходит до их груди, а после третьего доходит до их шеи.Добраться до Шипича удается только главарю банды и двум его сообщникам. Они бьют его топорами, и с каждым ударом вода медленно утихает и течет обратно в Сысолу. Враги разрезают Шипича на куски, но не могут убить его, пока он сам, измученный битвой, не прикажет им разрезать его волшебный пояс, где его смерть сокрыта на куски.

Тема Перы Великана

- одна из наиболее развитых и хорошо сохранившихся легенд эпоса как коми-зырянцев, так и коми-пермяков.Ареал распространения - Усть-Куломский район Республики Коми и Коми-Пермяцкий край.

Оригинальный рассказ о Пере Великан записан в 1771 году русским ученым и писателем И. Лепехиным, близким соратником Михаила Ломоносова. Существует огромное количество вариантов легенды, основными элементами сюжета которых являются:

а) Подвиг Перы как центральный эпизод. Ему предшествуют сцены мирного труда. Пера пашет землю и идет на охоту. Хотя он вспыльчив, он доброжелателен; он не выносит несправедливости и насмешек и никогда не оставляет безнаказанным оскорбление.Брат Перы проходит военную службу у царя в Московии. Неожиданно в Московию вторгаются иностранцы, обладающие непобедимым чудовищным колесом. По зову царя появляется коми-герой, чтобы сразиться с чудовищем и победить его. Русский царь хочет наградить Перу золотом и серебром, но он берет только лицензию на лесные угодья и шелковые сети; б) борьба Перы с древесным духом Вурса; Вурса отрицает право Перы на земли, указанные в лицензии, и решает убить его во сне.После того, как Вурса проигрывает перетягивание каната, он спрашивает Перу, крепко ли он спит. «Я сплю как бревно», - отвечает Пера, догадываясь о цели Вурсы. Ночью Пера кладет себе на место березовое полено, прикрывая его войлочным плащом. Древесина берет бревно за Перу и ударяет по нему копьем.

«Пера за работой», Василий Игнатов, альбом 1985 года.

Тот самый случай, Пера, прячущийся на дереве с луком и стрелами, смертельно ранит его и добивает на пороге собственного дома Вурсы и берет вдову Вурсы. для жены.Когда Пера узнает о том, что она замышляет против него колдовство, он убивает и ее. в) Ссора Перы с графом Строгановым и его свитой. Пера должен защищать свои права, выигранные в битве с иностранным чудовищем и в битве с Вурсой, от порочного графа и его нечестивых слуг ». Они хотят аннексировать земли, принадлежащие Пере и его народу, и превратить Коми в крепостных. Они окружают территория, принадлежащая Пере и его народу железной цепью, но Пера разрывает цепь, освобождая коми от рабства.По большинству версий, отважный воин, победивший Колесо монстров и Лесного духа Вурсу, вынужден скрываться, чтобы не попасть в руки графа и его подхалим.

Тема Киржана-Варжана Великана

впервые записана в 1964 году в селе Ибы Усть-Вымского района и неизвестна в других регионах Коми. По содержанию и структуре изображения легенда схожа с упомянутым выше эпосом о Великане Пере. Составные части сюжета: а) Вещие птицы, сорока и ворон несут царю Левонику тревожную весть о том, что его государство было захвачено вражескими ордами; б) Убедившись в истинности слов пророческих птиц, царь посылает своих верных слуг просить Кирьян-Варджана о помощи; в) слуги царя приходят к Кирьян-Варджану Великану, чтобы вызвать его на битву; г) Кирьян-Варджан, одетый в кольчугу и с саблей из булатной стали, отправляется на своем волшебном коне в бой с врагом;

"Комбат", Василий Игнатов, альбом 1985 г.

д) Кирджан-Варджан побеждает врагов: «Он бросается на своем коне в одном направлении и не оставляет после себя ничего, кроме мертвых тел; он бросается на своем коне в другом направлении, и за ним только убитые и изувеченные». е) Царь устраивает пир в честь победителя и предлагает ему золото и серебро, но герой отказывается принять награду.

Шомвуква, или История младшего сына, мстящего за смерть своего отца и братьев

Записано в форме прозы в 1950-х годах Т.Жилина, Ф.Плесовский, а также по песне А.Микушева в 1964 году. Распространение приурочено к Вымской котловине и селам Ибы и Онежье. Основные ситуации в сюжете: а) Мужчина и его одиннадцать сыновей готовятся отправиться в тайгу на охоту на соболей и белок. Они готовят большую лодку, двенадцать железных топоров, ножи, копья и большой котел; б) Охотники спускаются по реке Вымь и вверх по реке Везырь, пока не достигнут своих охотничьих угодий и не начнут добывать шкуры и меха; в) Семья делится на две группы, первая встречает огромного медведя Вым, пожирающего шестерых братьев; другая группа отправляется на поиски своих потерянных братьев, но на них нападает везирский медведь, который проглатывает их всех - братьев и их отца; в прозе, однако, их убивают гигантский лесной медведь и Глот, ужасный подводный монстр;

"Встреча с подводным чудовищем Глотом", Василий Игнатов, альбом 1985 г.

г) Тем временем в деревне их мать рожает двенадцатого сына, который растет с чудесной скоростью, пока не становится гигантом и отправляется на поиски своих потерянных братьев и отца. Он достигает охотничьих угодий и места, где они нашли свою смерть. Здесь песня и легенда начинают значительно отличаться. Песня развивается следующим образом: найдя место охоты, младший брат начинает охоту и добывает много шкур.

Когда он приходит в охотничью хижину своей семьи со своей сумкой, он обнаруживает, что в его отсутствие кто-то приготовил для него еду и питье.Это оказывается красивая девушка, которая становится его женой. На следующий день молодежь снова идет на охоту и встречает большого вымского медведя. Он убивает его, вспарывает живот, спасает своих братьев и окропляет их живой водой. Все они оживают, и молодежь ведет их в хижину; На следующий день, когда юноша снова выходит на стрельбу, он встречает медведя Везир, убивает его, вспарывает ему брюхо и освобождает отца и его шесть других братьев. Затем окропляет их живой водой и относит в хижину.Отец, его двенадцать сыновей и невестка едут домой на своей лодке по Везырю и Вымю с хорошей сумкой.

Прозаическая версия: недалеко от того места, где погибли его отец и братья, в лесной хижине мститель встречает белокурую девушку, дочь двух чудовищ-обитателей леса и воды, поглотивших его семью.

Молодые люди женятся и живут богатой и счастливой жизнью. Они рождают на свет двенадцать сыновей, которые настолько красивы, что их пятки сияют, как луна, а головы - как солнце.Однако юноша скучает по матери, которая живет одна в деревне. Он просит жену отпустить его к ней. Его жена предупреждает его, чтобы он не произносил хвастливых слов в деревне. Муж нарушает свое обещание, хвастаясь на деревенском пире своим богатством и своими детьми. Итак, его жена превратилась в оленя, а сыновья в двенадцать лебедей, и все они исчезли за морем. Герой отправляется на поиски своей потерянной семьи и после множества приключений находит их на острове посреди моря.

Свадьба великана Керчи

Ареал распространения - север Республики Коми и прилегающие территории Архангельской и Тюменской областей. Похожий сюжет лег в основу баллады «Мастер реки Керчи». Сюжет: а) У реки Керча живут три брата и сестра; младший брат спал десять лет. Это его сестра охраняет его стадо оленей и шьет ему меховые сапоги, чтобы он надевал их, когда он просыпается; б) Пробудившийся великан хочет найти себе невесту; братья предлагают жениться на богатой красивой девушке, их соседке, но он не одобряет их выбор и вместе с оленеводом Евло Хупльо отправляется в далекие земли, принадлежащие Владыке Морского Мыса; б) Двое друзей встречают множество опасных приключений на пути к далекой земле Владыки Морского Мыса, таких как встреча с людьми из племени Костяного Горла, встреча со старухой, которая оказывается Евл о матери и так далее; в) Два друга достигают земли Капитана Морского Мыса; Мастер, его младший сын и его дочь невеста - все относятся к ним по-разному; г) У двух друзей есть испытание на прочность с младшим сыном Владыки Морского Мыса: они перепрыгивают через сорок саней, стреляют стрелами из сверхтяжелого лука, качаются на качелях, под которыми грудой лежат человеческие кости и т. д. ., и два друга в конце концов выигрывают; д) Торжественная свадьба великана реки Керчи и дочери Владыки Морского Мыса; е) двое друзей и молодая жена возвращаются на берег реки Керчи; в честь их возвращения проводится грандиозный пир. Евло Хупльо превращается в деревянное божество.

* * *

Следует отметить, что традиции Коми никоим образом не ограничиваются девятью указанными выше сюжетами. Существует, например, немало легенд о Зуке, Тунныряке и других.Кроме того, в последние годы среди северных (ижма-колвинских) коми обнаружено большое количество песен и рассказов в прозе о героических оленеводах. Приведенные выше девять эпических сюжетов, однако, дадут читателю представление о преданиях Коми как таковых, о предмете и образности.

.

Рисовая каша - как приготовить кантонскую кашу (традиционный способ)

Для приготовления хорошей кантонской рисовой каши (также называемой рисовым отваром) требовалось терпение и правильная техника.

В этой статье рассказывается, как приготовить самую шелковистую и удобную Кантонскую кашу . Эта рисовая каша является основным продуктом завтрака и обеда во многих азиатских странах и подается в ресторанах дим-сам (на кантонском диалекте она называется jook ) как один из деликатесов.

Проверенная временем кантонская рисовая каша подходит практически на любой вкус. Это блюдо без украшений на удивление привлекательно, и его легко приготовить.

Лучший рецепт каши должен соответствовать следующим критериям:

  • Шелковисто-гладкая и кремовая
  • Зерна риса достаточно увлажнены, лопаются , как попкорн.
  • Кантонская каша не должна разделяться на два слоя , даже если выдержать некоторое время при комнатной температуре.
  • Рисовая каша должна быть привлекательной тем, что это блюдо справа, даже без добавления каких-либо дополнительных ингредиентов.

Примечание: этот пост может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, прочтите мою политику конфиденциальности для получения дополнительной информации. Я могу получать комиссионные за покупки, сделанные по ссылкам в этом посте.

Мы включаем эту кашу в меню завтрака и поэтому хотели бы поделиться с вами, как приготовить ее дома.

(Если вы видите такие слова, как отвар или джук в других рецептах, это означает то же самое, что и каша, все они относятся к одному и тому же китайскому деликатесу.)

Основная рисовая каша

Многие продавцы каши и рестораны готовят эту простую кашу. Затем они добавляют другие ингредиенты, чтобы превратить его в различные каши - кашу из свинины и яиц, рыбную кашу, куриный отвар и т. Д. Более эффективно приготовить основу, которая работает в сочетании с другими ингредиентами. Повару нужно только добавить выбранные ингредиенты и варить несколько минут, и все готово к подаче. Добавленные ингредиенты могут быть ограничены только вашим воображением.

Эта простая рисовая каша вкусная , достаточно, чтобы ее можно было подавать самостоятельно , так как многие клиенты предпочитают заказывать базовую версию без добавления дополнительных ингредиентов. Мы называем это простой кашей 白粥 , но на самом деле это больше, чем просто вода и рис.

Вот пошаговое объяснение того, как это сделать.

1. Приготовление куриного бульона

Рисовую кашу можно приготовить двумя способами.

  • Вы можете начать приготовление каши с бланширования свинины в горячей воде, а затем тушить вместе с рисом.
  • Альтернативой является то, что я делаю в этом рецепте. Я использую куриную кость для приготовления куриного бульона, , затем добавляю в бульон только рис и начинаю варить.
Вот шаги:
  • Промойте куриную кость, чтобы удалить мусор.
  • Поместите куриную косточку в кастрюлю для бульона.
  • Добавьте холодной воды, достаточной для погружения всех костей.
  • Доведите до кипения , затем убавьте огонь, пока бульон не закипит.
  • Варить на плите в течение одного часа. Время от времени помешивайте.
  • Пена , время от времени плавающая на поверхности. Этот шаг поможет получить чистый бульон.
  • Через час (или полтора, если хотите) вода должна полностью удалить аромат из костей.
  • Удалите кость и дайте куриному бульону пройти через сетчатый фильтр .
  • Дать бульону постоять десять минут.Затем перелейте его в другую кастрюлю через сетчатый фильтр , снова , но слейте осадок на дне.

Отложите и переходите к следующему шагу.

Примечание: 1. Выход 5 кг костей 2. 5 л бульона, что соответствует количеству каши, приготовленной по этому рецепту,

2. Очистите рис

Очистите рис, промывая его дважды большим количеством воды.

Если рис не грязный, не промывайте его слишком много раз, пока вода не станет чистой.Постарайтесь сохранить как можно больше крахмала, чтобы рисовая каша загустела.

3. Замочите рис

Замочите рис в воде на от одного до трех часов . После замачивания рис станет мягче. Это помогает сократить время, необходимое для кипячения риса, пока он не распадется и не образует шелковистую кремообразную текстуру.

Замороженный метод - альтернативный способ

Варка риса на медленном огне - традиционный способ приготовления рисовой каши.На это уходит больше времени, но результат прекрасный. Зерна риса со временем раскроются, как попкорн, и будут выглядеть очень привлекательно.

Есть еще один способ существенно сократить время приготовления каши. Я объясняю этот метод в другой статье «Рецепт китайской каши», в которой рисовые зерна предварительно замачивают и замораживают . Вы можете использовать этот метод, если предпочитаете более быстрый способ, но результат будет другим.

После замораживания рисового зерна-сырца вода внутри риса превращается в лед и расширяется.При расширении рисовые зерна расколются на мелкие кусочки. Когда рис добавляется в бульон, потрескавшиеся кусочки распадаются намного быстрее, чем цельное зерно, но внешний вид каши выглядит так, как будто она приготовлена ​​из битого риса.

[/ feature_box]

4. Приготовить рисовую кашу

Как она выглядит через 10 минут.

Доведите куриный бульон до кипения в кастрюле. Количество воды / бульона должно быть примерно в 15 раз больше от веса риса. Добавьте немного воды, чтобы восполнить количество, если количество бульона меньше необходимого.Это измерение является лишь ориентировочным, так как добавление большего количества воды не причинит вреда. Это также зависит от того, как долго вы варите рисовую кашу (, чем дольше вы варите, тем более сливочным будет каша. ), а

-

Добавьте рис в кипящую жидкость. Продолжайте перемешивать , чтобы рис не приставал ко дну кастрюли. Дайте ему прокипеть примерно десять минут . Рис расширится и станет мягким.

Будьте терпеливы, если хотите гладкую и шелковистую кашу.

Держите кашу при постоянном кипении.

Как он выглядит, когда он готов.

После этого уменьшите огонь до минимума. Держите воду при постоянном медленном кипении . Это когда вы видите, как тут и там появляются маленькие пузырьки, но зерна риса не сильно двигаются.

Продолжайте варить в течение следующих 1-2 часов. Время от времени помешивайте, чтобы рисовая каша не прилипала к кастрюле.

Каша со временем станет гуще, и ее необходимо чаще помешивать, чтобы она не прилипла.

Он почти готов к подаче по истечении 90 минут.

Я сказал, что это ПОЧТИ готово, потому что вы можете видеть, что он кремовый, но если я позволю ему немного остыть в миске, он разделится на два слоя очень незначительно.

Идеальная рисовая каша должна быть однородной и не разделяться на два слоя, даже если оставить ее на некоторое время при комнатной температуре.

5. Добавьте вековое яйцо

Я добавлю одно вековое яйцо в кашу сразу после того, как она закипит.Яйцо В. щелочное. помогает быстро дезинтегрировать рис для образования гладкой кремообразной текстуры.

Использование столетнего яйца необязательно. Пропустите, если вам это не нравится. Если вы не используете кашу, кашу нужно тушить дольше, чтобы она стала шелковистой.

Разрежьте вековое яйцо на мелкие кусочки (практически измельчите его). Со временем он превратится в кашу.

6. Добавьте соленое яйцо (необязательно).

Соленое яйцо - необязательно, потому что оно больше не считается основной кашей, если вы добавляете в нее «ингредиенты».

Однако соленое яйцо придает шелковистой каше пикантные и соленые нотки. Поскольку это такой универсальный ингредиент почти для всех кантонских каш, я решил приготовить соленое яйцо в каше

Удалите соленое яйцо, когда оно будет приготовлено, и используйте его как часть ингредиентов для каши, например, соленое яйцо с нежирной свиной кашей 咸蛋 瘦肉 粥. Имейте в виду, что соль из яйца просачивается в кашу, и вам нужно уменьшить количество соли, когда вы заправляете кашу.

7. Приправа

Приправа должна быть минимальной. Соль является основной приправой, и оставьте ее клиенту для добавления других ингредиентов, таких как мелко нарезанный имбирь, зеленый лук, кунжутное масло, легкий соевый соус и молотый белый перец при подаче. Я добавляю одну столовую ложку соли (15 г) в кастрюлю с рисовой кашей, состоящей из 250 г риса и 3,7 литра бульона. По окончании приготовления он уменьшается до 3 литров, а соленость в самый раз.

8. Замените обычную рисовую кашу, добавив свои любимые ингредиенты.

Большинство магазинов готовят простую кашу, а затем добавляют ингредиенты, выбранные покупателями, и готовят еще некоторое время перед подачей на стол.

Если добавить в кашу кусок маринованной свинины, соленое яйцо и яйцо века, получится знаменитая кантонская овсяная каша с яйцом и свининой. Вы можете получить полный рецепт и подробное объяснение в моей предыдущей статье.

9. Украсить и подать

Простой гарнир из нарезанного зеленого лука и мелко нарезанных полосок имбиря - все, что вам нужно.

Добавьте немного молотого белого перца , сбрызните светлым соевым соусом e плюс несколько капель кунжутного масла на кашу и готово, чтобы служить бесконечным бантом комфорта, согревающим ваше сердце.

Время приготовления 20 минут

Время приготовления 2 часа

Общее время 2 часа 20 минут

Ингредиенты

Для куриного бульона

  • 1,5 кг куриных костей
  • воды достаточно, чтобы покрыть кости

Для рисовой каши

  • 3,8 литра куриного бульона недостаточно долить воды
  • 250 г риса
  • 1 столовая ложка соли
  • Яичное пюре 1 век
  • 1 соленое яйцо целиком

Для начинки

Инструкции

Приготовление куриного бульона

  1. Вымойте куриную кость от мусора и грязи.
  2. Поместите куриную косточку в кастрюлю для бульона.
  3. Добавьте холодной воды, достаточной для погружения всех костей.
  4. Нагрейте воду на сильном огне, пока она не закипит. Как только он закипит, убавьте огонь.
  5. Тушить на плите в течение часа. Время от времени помешивайте.
  6. Пена, время от времени плавающая на поверхности. Этот шаг может помочь получить чистый запас.
  7. Через час удалите кость. Дайте куриному бульону пройти через сито из проволочной сетки.
  8. Дайте прикладу постоять десять минут. Затем снова перелейте его в другую кастрюлю через ситечко, но сливайте осадок на дне.

Приготовьте кашу

  1. Очистите рис, дважды промыв его большим количеством воды.
  2. Замочите рис в воде на один-три часа.
  3. Доведите куриный бульон до кипения. Добавьте рис в жидкость. Продолжайте помешивать, чтобы рис не приставал ко дну кастрюли.
  4. Дайте закипеть примерно десять минут.
  5. Добавьте пюре из столетника
  6. Добавьте соленое яйцо (по желанию)
  7. Уменьшите огонь до минимально возможного огня, чтобы каша почти не вскипела.
  8. Вынуть соленое яйцо и нарезать его небольшими кусочками. Отложите в сторону.
  9. Продолжайте кипятить в этом состоянии в течение следующих 1-2 часов. Время от времени помешивайте.
  10. Приправить одной столовой ложкой соли.

Для сервировки

  1. Перелейте кашу в миску.
  2. Добавьте несколько кусочков соленого яйца, молотый белый перец, сбрызните легким соевым соусом и несколькими каплями кунжутного масла.

Рекомендуемые продукты

Как партнер Amazon и участник других партнерских программ, я зарабатываю на соответствующих покупках.

Пищевая ценность:

Урожайность:

4

Размер порции:

1
Количество на порцию: Калорий: 1339 Всего жиров: 68 г Насыщенные жиры: 18 г Транс-жиры: 0 г Ненасыщенные жиры: 43 г Холь, углеводов, углеводов: 5859 : 120 г

Эти данные были предоставлены и рассчитаны компанией Nutritionix 16.06.2019

.

каша - Викисловарь

английский [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Вариант похлебки («густой суп или рагу») с добавлением поррей («тушеное мясо из лука-порея»).

Произношение [править]

Существительное [править]

каши ( обычно бесчисленное количество , множественное каши )

  1. Блюдо, сделанное из зерна или бобовых, молока и / или воды, нагретое и перемешанное до загустения, которое обычно едят на завтрак.

    Съешьте кашу , пока она горячая!

    • 1922 , Майкл Арлен, «1/1/2», в «Пиратство: романтическая хроника этих дней» [1] :

      Ходили слухи, новые слухи каждое утро ходили восхитительные и возмутительные слухи, так что комочки в каше проглотили без комментариев, а рыбные котлеты съели без оскорблений.

  2. (в основном Великобритания) Овсяная каша.
  3. (Великобритания, сленг) Приговор к тюремному заключению.

    Просто сделай свою кашу и держи голову опущенной.

  4. (редкий) Тип густого супа или тушеного мяса, особенно с добавлением ячменя.
Переводы [править]
блюдо из хлопьев для завтрака - См. также переводы на овсянка
  • Африкаанс: pap (af)
  • Арабский: رِيد m (arīd), عيدَة f (aīda)
  • Армянский: շիլա (hy) (šila)
  • Азербайджанский: sıyıq
  • Башкирский: бутҡа (бута)
  • Белорусский: ка́ша f (káša)
  • Биата Бидаю: bubur
  • Болгарский: ка́ша (bg) f (káša)
  • Каталонский: farinetes (ca) f pl
  • чеченец: худар (χudar)
  • китайский:
    Кантонский: 粥 (zuk 1 ) (рис), 麥片, 麦片 (mak 6 pin 3-2 ) (овес, овсянка)
    Мандарин: 粥 (zh) (zhōu) (рис, гречка, овес и т. Д.)
  • Корнуолл: йос керг м
  • Чешский: kaše (cs) f
  • Датский: grød (da)
  • Голландский: pap (nl) c
  • Эсперанто: griaĵo
  • Эстонский: puder
  • Фарерские острова: greytur m
  • финский: puuro (fi)
  • Французский: bouillie (fr) f , каша (fr) m , gruau (fr) m (Canada)
  • галисийский: папа (гл) ф , папас ф пл
  • Грузинский: ფაფა (папа)
  • Немецкий: Brei (de) m
  • Греческий: χυλός (el) m (chylós), κουάκερ (el) n (kouáker)
    Древний: ἀθάρη f (athárē), πτισάνη f (ptisánē) (сделанный из ячменя), πόλτος (póltos) (сделанный из пшеничной муки)
  • гаитянский креол: labouyi
  • Еврейский: דייסה f (daysá)
  • Венгерский: kása (hu)
  • индонезийский: bubur (id)
  • Ирландский: leite f
  • Японский: ポ リ ッ ジ (porijji), 粥 (ja) (か ゆ, kayu, か い, kai, し ゅ く, shuku) (рис, гречиха, овес и т. Д.)), 雑 炊 (ja) (zousui)
  • Казахский: ботқа (botqa)
  • Кхмерский: បបរ (km) (bɑbɑɑ)
  • Кикую: Укоро
  • Корейский: 포리 지 (poriji)

См. Также [править]

Дополнительная литература [править]

Анаграммы [править]

.Каша

- wikiwand

Для более быстрой навигации этот iframe предварительно загружает страницу Wikiwand для Porridge .

Подключено к:
{{:: readMoreArticle.title}}

Из Википедии, свободной энциклопедии

{{bottomLinkPreText}} {{bottomLinkText}} Эта страница основана на статье в Википедии, написанной участники (читать / редактировать).
Текст доступен под CC BY-SA 4.0 лицензия; могут применяться дополнительные условия.
Изображения, видео и аудио доступны по соответствующим лицензиям.
{{current.index + 1}} из {{items.length}}

Спасибо за жалобу на это видео!

Пожалуйста, помогите нам решить эту ошибку, написав нам по адресу support @ wikiwand.com
Сообщите нам, что вы сделали, что вызвало эту ошибку, какой браузер вы используете и установлены ли у вас какие-либо специальные расширения / надстройки.
Спасибо! .

Смотрите также