madou1.ru

Почему ребенок говорит неправильно?

25.04.2018

От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребёнок будет развиваться дальше? В какую школу он пойдёт? Каким будет его будущее? И самое главное - что делать сейчас - ждать или принимать срочные меры?

Давайте определим, что же является причиной речевых нарушений. А причины могут быть самые разные:

1. В период беременности - различная внутриутробная патология, на ранних сроках, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания во время течения беременности (так называемое кислородное голодание), родов (асфексия). Употребление никотина, алкоголя и наркотиков.

2. Впервые годы жизни ребёнка - инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.

3. Снижение или отсутствие слуха. Дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат, то и говорить правильно не смогут.

4. Неправильное воспитание в семье, когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго «сюсюкают» с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности научиться правильному произношению.

5. Недоразвитие фонематического слуха. При этом ребёнку трудно различать похожие звуки: например, он не слышит разницы между звонким [б] и глухим [п], твёрдым [c] и мягким [c'] и т. д.

6. Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.

7. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка, губ, щек.

Если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, ни теряйте времени срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невролог!

Коррекция речи возможна и эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письменной речью. Однако, заметим, что успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

Для нормального речевого развития малыша общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах: испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, психотравмирующая ситуация в семье. Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения, невротическое заикание.

Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, мы хотим дать Вам несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшим братом или сестрой.

4. Рассматривайте различные художественные альбомы, картинки, книги и вместе с ребёнком.

5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи «Сочиним сказку», «Кто больше знает слов», «Скажи какой?» и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, пословиц.

6. Записывайте рассказы стихотворения и сказки вашего ребёнка для осуществления сравнительного анализа развития речи малыша.

7. Организовывайте выходные поездки на природу и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.

8. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.

Терпения и удачи вам!

planeta-detstva183.ru

Почему ребенок говорит неправильно

Речь у детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушения такого влияния задерживает развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4-5 лет). Чем больше ребенок общается с окружающими ему людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастит и сам научиться говорить.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значительным, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям не достаточно просто слышать звуки (радио, магнитофона, телевизора) необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.

Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкаются. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Особенно вредно подобное подделывание под речь малыша, когда оно идет в разрез с требованием воспитателя и логопеда.

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, бай-бай постепенно без особой задержки замещая их более сложными, но доступными для подражания названиями (киса, баюшки, спать). Говорить же трех- или четырех летнему ребенку: дяй вместо дай, малюсенький вместо маленький не позволительно.

Возрастные особенности речи ребенка могут закрепиться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатели не будут учить правильной речи.

Чем больше родители разговаривают с детьми, тем лучше стимулируют их к разговору, тем успешнее формируется их речь; чем чаще малыши общаются с детьми старшего возраста (общие прогулки, игры), а так же со взрослыми, тем богаче становиться их речь.

mbou66.ru

Консультация «Почему ребёнок плохо говорит?»

Воробьёва Лариса Консультация «Почему ребёнок плохо говорит?»

Консультация «Почему ребёнок плохо говорит»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей- дошкольников. Причины этого следует искать и в ухудшающейся экологии, и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родители уделяют должное внимание речевому развитию ребёнка.

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия на плод во время беременности. Такие как, генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие вирусов, радиации, электромагнитных полей, интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы. И тяжесть речевой патологии во многом зависит от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлые поражения мозга ребёнка возникает на 3-м месяце беременности.

Большое значение придаётся факту неправильного питания беременных, не вынашивание, употребление алкоголя и никотина, в результате чего дети рождаются с недостаточной массой тела и отставанием в физическом и психическом развитии в дальнейшем.

Также очень распространённое явление-смещение шейных позвонков, черепных швов ребёнка. В результате, страдает бассейн позвоночных артерий, которые снабжают кровью мозг. В дальнейшем это может привести к нарушениям цветоощущения, близорукости, позже - к нарушениям речевой и слуховой функциям. Могут возникать нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения, повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, вегетососудистая дистония, ожирение, задержка роста.

«Как я могу помочь своему ребёнку?»

Если ребёнок не начал говорить в 2 года, необходимо срочно обратиться к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше родители начнут «бить тревогу», тем скорее специалисты смогут выявить причину и начать оказывать квалифицированную помощь. Невролог может направить ребёнка на различные исследования. Такие как: Нейросонография и электроэнцефалография, где выявляется степень зрелости мозга, диффузные нарушения, внутричерепное давление.

Допплерография головного мозга, которая позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие.

Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте, являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Невролог также может назначить и медикаментозное лечение, как правило, курсами. Отказываться от этого не стоит, т. к. это может привести к неспособности ребёнка учиться в обычной школе и направлению в речевую школу.

«Какой дефект у моего ребёнка?

При отсутствии речи у ребёнка в 2г. Невролог ставит ЗРР (задержка речевого развития). ЗРР характеризуется более медленными темпами по усвоению с нормой темпами усвоения родного языка.

Следует знать и помнить, что самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года жизни. Часто в более поздние сроки навёрстывать упущенное в полной мере не удаётся. Поэтому только своевременное обращение к специалистам поможет выявить причину и начать занятия с логопедом и психологом.

Для оказания всесторонней помощи ребёнку с патологией речи его направляют в логопедическую группу дошкольного учреждения (после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии, где уточняется диагноз). Один из самых частых сейчас диагнозов – ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи при нормальном слухе и интеллекте. Степень нарушения может быть от полного отсутствия до фразовой речи с элементами фонетико-фонематическогои лексико-грамматического недоразвития.

Ещё один из распространённых диагнозов – ФФНР.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанных с дефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15-20 звуков (с учётом того, что например, с – твёрдый и с,- мягкий – два разных звука).

К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с полным отсутствием речи в 2г., и в 3 г. Таким детям ставится диагноз «алалия».

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Многие учёные отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксий новорожденных, что является следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с ярко выраженными ахроматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Наталья Петровна Артонова Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Консультация для родителей детей раннего возраста

«Почему мой ребёнок плохо говорит?»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей- дошкольников. Причины этого следует искать и в ухудшающейся экологии, и в осложнениях при беременности и родах, и в том, что не все родители уделяют должное внимание речевому развитию ребёнка.

К возникновению серьёзной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия на плод во время беременности. Такие как, генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие вирусов, радиации, электромагнитных полей, интоксикации, приём лекарственных препаратов, токсикозы. И тяжесть речевой патологии во многом зависит от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжёлые поражения мозга ребёнка возникает на 3-м месяце беременности.

Большое значение придаётся факту неправильного питания беременных, не вынашивание, употребление алкоголя и никотина, в результате чего дети рождаются с недостаточной массой тела и отставанием в физическом и психическом развитии в дальнейшем.

К патологии родов можно отнести длительный безводный период, отсутствие или слабовыраженные схватки и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение ручных вспомогательных приёмов, кесарево сечение, обвитие пуповины, большая или маленькая масса тела, преждевременные или затяжные роды, ягодичное предлежание.

Также очень распространённое явление-смещение шейных позвонков, черепных швов ребёнка. В результате, страдает бассейн позвоночных артерий, которые снабжают кровью мозг. В дальнейшем это может привести к нарушениям цветоощущения, близорукости, позже - к нарушениям речевой и слуховой функциям. Могут возникать нарушения деятельности вестибулярного аппарата, головокружения, повышенная утомляемость, тошнота в транспорте, вегето-сосудистая дистония, ожирение, задержка роста.

«Как я могу помочь своему ребёнку?»

Если ребёнок не начал говорить в 2 года, необходимо срочно обратиться к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше родители начнут «бить тревогу», тем скорее специалисты смогут выявить причину и начать оказывать квалифицированную помощь. Невролог может направить ребёнка на различные исследования. Такие как:

• Нейросонография и электроэнцефалография, где выявляется степень зрелости мозга, диффузные нарушения, внутричерепное давление.

• Допплерография головного мозга, которая позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие.

• Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника позволяет выявить нарушения в шейном отделе, являющиеся следствием родовой травмы или травмы, полученной в раннем возрасте, являющейся причиной нарушения мозгового кровотока.

• Электромиография помогает определить снижение или повышение мышечного тонуса.

Невролог также может назначить и медикаментозное лечение, как правило, курсами. Отказываться от этого не стоит, т. к. это может привести к неспособности ребёнка учиться в обычной школе и направлению в речевую школу.

«Какой дефект у моего ребёнка?»

При отсутствии речи у ребёнка в 2г. Невролог ставит ЗРР (задержка речевого развития). ЗРР характеризуется более медленными темпами по усвоению с нормой темпами усвоения родного языка.

Причинами ЗРР могут быть: недоразвитие слухового, зрительного, тактильного восприятия; наследственность; соматическая ослабленность, болезненность; также отсутствие условий для развития речи детей.

Следует знать и помнить, что самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года жизни. Часто в более поздние сроки навёрстывать упущенное в полной мере не удаётся. Поэтому только своевременное обращение к специалистам поможет выявить причину и начать занятия с логопедом и психологом.

Для оказания всесторонней помощи ребёнку с патологией речи его направляют в логопедическую группу дошкольного учреждения (после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии, где уточняется диагноз). Один из самых частых сейчас диагнозов – ОНР.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи при нормальном слухе и интеллекте. Степень нарушения может быть от полного отсутствия до фразовой речи с элементами фонетико-фонематическогои лексико-грамматического недоразвития.

Ещё один из распространённых диагнозов – ФФНР.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанных с дефектами восприятия и произношения звуков. Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребёнок может неправильно произносить 15-20 звуков (с учётом того, что например, с – твёрдый и с,- мягкий – два разных звука).

К сожалению, в последнее время увеличивается количество детей с полным отсутствием речи в 2г., и в 3 г. Таким детям ставится диагноз «алалия».

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Многие учёные отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксий новорожденных, что является следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с ярко выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции. Нарушаются все функции речи. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психопатологические симптомы.

«Зачем заниматься с логопедом?»

• Родители не всегда замечают неправильное звукопроизношение ребёнка.

• Без правильной и красивой речи в современном мире трудно достичь успеха!

• Речевые нарушения не проходят сами!

• Неисправленное звукопроизношение в дошкольном возрасте может привести к проблемам с русским языком в школе (дисграфия, т. е. ребёнок будет писать так, как говорит.

«А у соседки ребёнок говорит лучше…»

• Не сравнивайте своего ребёнка с другими. У каждого малыша свой темп развития и свой набор нарушений.

• Не забывайте хвалить за старания, даже за небольшой (по вашему мнению) успех.

• Ребёнок должен быть уверен, что вы его любите любым и поможете справиться с любой проблемой!

Раньше, не значит лучше

Ребёнку, имеющему дефекты звукопроизношения, не стоит начинать заниматься иностранными языками, пока эти нарушения не будут исправлены окончательно (доведены до автоматизма). Правильное произношение в чужом языке, может быть дефектом в родном (межзубное произношение – в русском дефект, в английском – норма, горловое произношение «р» - во францусском норма, в русском – дефект, от которого трудно избавиться).

www.maam.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников подготовительной группы на тему: «Почему ребенок говорит неправильно?»

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации к школе.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

Овладение речевой деятельностью предполагает:

Сложное многоуровневое развитие речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Расстройства речи как социальной функции ограничивают прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

     Проявления речевых нарушений:

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно или в различных комбинациях.

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат (головной мозг), изменяя ход речевого развития. Временные сроки - период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального (при поражении центральной нервной системы) и периферического характера (при поражении или аномалиях голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата).

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности (болезненности ребенка), педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать возраст ребенка, в котором появилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи. С этой целью в течение первых двух недель коррекционно-педагогической работы учитель-логопед проводит детальное обследование речевого и психического развития ребенка и получает анамнестические сведения об его развитии из медицинской документации, бесед с родителями и воспитателями.

Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами - генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка (утомляемостью, возбудимостью, чрезмерной двигательной активностью, недостатками произвольного внимания и др.). Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля: психоневролога, стоматолога, педиатра и т.д., поэтому можно считать аксиомой, что комплексное воздействие специалистов различного профиля дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!

Основные направления при моделировании учителем-логопедом индивидуальной программы занятий определяются:

ds-zhuravlik.nubex.ru

Почему ребенок говорит неправильно консультация для родителей


Консультация "Почему ребёнок не говорит"

Опубликовано: 12:29:14 25-06-2014

«Почему ребёнок не говорит »

Консультация для родителей

«Безусловно, правильно мы слышим только те звуки,

которые умеем правильно произносить»

 С. Бернштейн

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4,5 и, наконец, 6 лет, а речь его во многом остается детской. Теперь родители не умиляются, а огорчаются и не беспочвенно. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Логопеду проще всего помочь ребенку в период от 2 до 4 лет. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.

 Почему ребенок не научился говорить правильно?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, несколько раз подряд звук «ш» почувствуйте, как язык прижимается к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучит по иному, это не его место. Попробуйте еще раз произнести звук «ш», опустив язык за нижние зубы — получится звук «с», малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым.

При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка, или наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков другими (сяпка-шапка, зяба-жаба, вапа-лапа). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются (различаются), язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неправильные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

 Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины

  • различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов;
  • неправильный прикус — верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед;
  • короткая подъязычная уздечка.

В норме она составляет 1,5 см. Если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения язычка, которому необходим простор (он оказывается на «коротком поводке»). Но не спешите ее подрезать!Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины

Как и все невидимое эти причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после двух — трех лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.

Невидимые причины — это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды, частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2,5-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет нарушение звукопроизношения).

 Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование звукового, слогового, буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя речи.

Проблемы в развитии речи сказываются на общем развитии ребенка, провоцируют отставание в учебе, если своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередко по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Причиной тому часто является пассивность родителей и их неосведомленность в вопросах развития устной речи, на базе которой будет строиться письменная речь.

Между различением звуков и запоминанием их графического изображения существует тесная связь. Чем беднее представления ребенка о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, тем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения. При этом трудности в обучении чтению почти всегда сопровождаются и расстройствами письма — дисграфией, проявляющейся в многообразных и многочисленных ошибках при письме (пропуск гласных и согласных, раздельное написание частей слова, искажение его, вставка лишних букв, слогов слитное написание предлогов и др.). Дисграфия — следствие затруднения детей в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из букв — и, следовательно, правильно его записать.

     Ваш ребенок пошел в школу, и у него возникли сложности при освоении навыков чтения и письма? Проконсультируйтесь с логопедом, возможно, у школьника дисграфия или дислексия (нарушения письма и чтения), которые невозможно преодолеть, занимаясь с репетитором.

Целенаправленная работа по формированию правильного звукопроизношения и развитию речи помогает предотвратить проявления многих нарушений речи, распознать более сложные речевые патологии и способствуют их ранней коррекции.

      Главная задача родителей — вовремя обратить внимание на нарушения устной речи дошкольника и обратиться к специалисту за логопедической помощью. Чтобы предотвратить трудности его общения в коллективе и неуспеваемость в школе.

В настоящее время в логопедической практике существует два варианта проведения занятий: индивидуальные и групповые занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Содержание индивидуальных занятий зависит от возраста и речевых особенностей ребенка. Если дошкольник 4,5-7 лет неправильно произносит отдельные звуки, логопед осуществляет постановку и автоматизацию звуков, при необходимости делает массаж языка. В случае, если малыш совсем не говорит, логопед работает над увеличением количества произносимых слов и над фразой. Когда ребенок большинство звуков произносит искаженно, знает мало названий окружающих предметов, не может рассказать сюжет даже знакомой сказки, испытывает трудности при построении фразы, логопед занимается формированием не только звукопроизношения, но и словарного запаса, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи, а также развитием высших психических функций, таких как внимание, память, мышление.

Индивидуальные занятия с логопедом полезны детям с заиканием, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, любыми формами задержки психического развития.

   На групповых занятиях логопед занимается фонетической ритмикой, играет с детьми в речевые и пальчиковые игры, готовит к обучению грамоте. В отличие от индивидуальных занятий, при работе в группе невозможно осуществлять постановку звуков.

 А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.

Документы для скачивания:

2975_Pochemu rebenok ne govorit.docx Формат: .docx

a2b2.ru

Почему ребёнок говорит неправильно

Почему ребёнок говорит неправильно? Это вопрос задают себе многие родители, у которых речевое развитие ребёнка отличается от речевого развития его сверстников. В этой статье я хочу   рассказать   о том, что является   причиной   речевых   нарушений.    Как   говорили   мудрецы: «Предупрежден - значит вооружён».

Причины, приводящие к нарушению речи, многообразны. Возникновению речевой патологии способствуют: различная внутриутробная патология в период от 4 недель до 1 месяца, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма и недостаточность кислородного снабжения мозга, вследствие нарушения дыхания во время родов, различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Особую группу причин составляют наследственные факторы. В результате их действия нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

Коррекция речевого развития детей возможна и эффективна именно в раннем дошкольном возрасте. Её успех будет зависеть не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

Уважаемые папы, мамы, бабушки и дедушки, хочу дать вам несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком. Больше разговаривайте с ребёнком, чаще обращайтесь к нему с вопросами.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - папа, мама, бабушка и дедушка.

3.          Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.

4.    Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.

5.    Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи «Сочиним сказку», «Чья сказка лучше», «Чей рассказ лучше», «Кто больше знает слов», «Скажи какой...?» и т. д. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений рассказов, пословиц.

6.    Записывайте рассказы, стихотворения и сказки вашего ребёнка в тетрадь или на магнитофон для осуществления сравнительного анализа развития речи ребёнка.

7.    Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу.

8.   Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Помогите своему ребёнку говорить правильно!


Смотрите также