Почему ребенок не хочет идти в школу


Почему ребенок не хочет идти в школу: 6 главных причин

Большинство детей любят ходить в школу, ведь именно там они получают новые знания, общаются со сверстниками, могут попробовать себя в разных сферах деятельности. Но иногда случается так, что ребенок категорически отказывается идти в школу.

Почему так происходит? Психологи утверждают, что для таких отказов есть свои конкретные причины. Давайте разберемся, какие существуют основные причины отказа ребенка идти в школу, как уговорить ребенка пойти на учебу?

6 главных причин отказа ребенка идти в школу:

- плохая успеваемость;

- обида на учителя или конфликт с учителем;

- если ваш ребенок стал «изгоем» в классе;

- конфликты с одноклассниками или старшеклассниками;

- страх перед более сильными и успешными одноклассниками или старшеклассниками;

- сильная учебная нагрузка.

Обычно именно эти факторы становятся причиной того, что ребенок отказывается идти в школу. Психологи утверждают, что каждый родитель способен помочь своему чаду справиться с проблемами в школе и снова полюбить учебу, для этого необходимо выяснить причину отказа и доверительно поговорить с ребенком.

Как помочь ребенку: советы родителям

1. Если ребенок не успевает по учебе

В этой ситуации родители должны объяснить ребенку, что они его любят независимо от того, какие оценки он получает в школе, а просто потому, что он есть. Это поможет ребенку поднять свою самооценку и справиться с неврозом, который преследует его после очередной двойки.

Чтобы помочь ребенку по учебе, проконсультируйтесь с учителем о том, в чем именно проблема вашего ребенка: он не понимает материал, он невнимателен, он не выполняет домашние задания или еще что-то, попробуйте позаниматься с ребенком дополнительно, если не можете сами, наймите репетитора, контролируйте, чтобы ребенок выполнял все задания, полученные в школе.

Когда ребенок станет приносить хорошие отметки, обязательно хвалите его за это, поощряйте.

2. Конфликт с учителем

Обсудите с ребенком те ситуации в отношениях с учителем, которые вызвали обиду, настаивайте на авторитете учителя, объясните ребенку, что воспринимать критику нужно философски, понимая, что, сколько людей, столько и мнений.

Наедине с учителем обсудите их конфликт с ребенком, выскажите свое мнение по этому поводу. Попросите учителя быть толерантным в общении с ребенком. Объясните учителю, что на его замечания ребенок только обижается и не понимает, чего от него хотят. Попросите учителя обратить внимание на поведение и настроение ребенка, быть более лояльным и справедливым к малышу.

3. Ребенок стал изгоем в классе

Поговорите об этом с ребенком. Спросите, почему он отделился от класса, были ли у ребенка какие-нибудь конфликты с одноклассниками. Постарайтесь объяснить ребенку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравится, кто-то может ему не нравится. Также и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально.

Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно. В случае особенной замкнутости ребенка можете обратиться за помощью к школьному психологу и классному руководителю.

4. Конфликты с одноклассниками или старшеклассниками

Если конфликты действительно были или бывают, обязательно поговорите с учителем об этом, поставьте его в известность, помните, что он может ничего и не замечать, так как он загружен разного рода работой.

Научите ребенка обороняться и не реагировать на провокации. Уговорите его быть спокойным, не обижаться и не нервничать по пустякам.

Если причинами ссор с одноклассниками становятся дразнилки, убедите ребенка, что это не обидно, это нормально, дразнилки говорят о том, что ваш ребенок вызывает интерес у других школьников и не более того, они не хотят его обидеть лично. Можете рассказать ребенку о подобных ситуациях из вашей школьной жизни.

5. Страх перед более сильными и успешными одноклассниками или старшеклассниками

Бывает так, что старшеклассники или физически сильные одноклассники пытаются самоутвердиться за счет обиды более слабого, если таким слабым оказался ваш ребенок, тогда его могут запугивать, бить, портить его одежду, имущество, отнимать что-то.

В этом случае метод борьбы один – обращение к классному руководителю или директору школы с просьбой разобраться в ситуации.

Также полезен разговор с ребенком, во время которого вы объясните ему, что его обидчики такими действиями пытаются доказать свою силу, посоветуйте вообще не общаться с обидчиками, держаться подальше от них, завести новых друзей.

Еще посоветуйте ребенку не бояться заявить обидчикам о том, что он может дать отпор, вести себя более уверенно, в случае нападок от обидчиков предложить им обсудить все на словах, ведь кулаки – это не метод, тогда они поймут, что он не слабый, а значит, связываться с ним не стоит.

6. Большая учебная нагрузка

Если ребенок отказывается идти в школу из-за того, что он сильно устает, подумайте, возможно, программа в этом классе или школе слишком сложна для вашего ребенка, или же он посещает слишком много дополнительных занятий? Проанализируйте все, если нужно, переведите ребенка в другой класс или школу. Или же откажитесь от некоторых дополнительных занятий, чтобы школьник мог больше отдыхать.

Будьте внимательны к своим детям, любите их, всегда старайтесь понять и поддержать, ведь вы для своего ребенка – самый близкий человек!

Смотри видео Диагноз сколиоз: что делать?

Читай также: Ребенок считает себя некрасивым: что делать?

www.uaua.info

Почему ребенок не хочет ходить в школу? Как привить ребенку любовь к школе?

Детские переживания и страхи связанные со школой. Мнения психологов и самих детей.

Сталкиваясь с реальными трудностями в школе родители и дети начинают сомневаться в том, что школьные годы — это лучшее время в жизни. Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Как научиться общаться с ребенком?

А почему, собственно, ребенок должен хотеть идти в школу? Среди аргументов, которыми родители и другие взрослые пытаются объяснять малышу почему он должен об этом мечтать чаще всего встречаются следующие тезисы:

Все дети ходят в школу. В ответ у ребенка возникает справедливый протест, ведь он личность и в своем юном возрасте уже не желает быть просто элементом «серой массы». Но в глубине его души просыпается и ещё одно чувство — первобытный, заложенный на генетическом уровне страх быть изгнанным из стаи и остаться за бортом жизни. Поэтому эта фраза ничто иное, как запугивание.

Ребенок не хочет ходить в школу и быть «как все»

В школе тебе понравится, я очень любил (любила) ходить в школу. Скорее всего, взрослые не врут, когда так говорят. Но необходимо делать поправку на то, что с годами в памяти стирается всё плохое. И значит, это уже не совсем правдивое суждение

Попытайтесь думать не о ребенке, а вместе с ребенком
  • Посмотри Машеньке нравится учиться и она получает хорошие отметки. Вдобавок эти слова могут сопровождаться ехидной улыбкой той самой Машеньки
  • Такими фразами взрослые подталкивают ребенка к тому, что он должен участвовать в конкурентной борьбе. Может это и не плохо, но это опять-таки мотивация только для руководствующейся инстинктами, «животной», части личности, никак не связанная с высокими чувствами и стремлениями, которые делают человека человеком
  • В школе интересно, там тебя многому научат. Единственный абсолютно верный тезис, который не идет в разрез с внутренними устремлениями ребенка и соответствует идеям христианской морали и светского гуманизма
Общение на равных в неформальной обстановке

Ребенок не хочет идти в школу, причины

  • Причины по которым детям нравится ходить в школу можно вместить в два тезиса: во-первых, там есть общение с другими, близкими по духу детьми, во-вторых, в школе можно получить знания и расширить свой кругозор.

Причин по которым ребенок может постоянно наотрез отказываться идти в школу соответственно тоже две:

  •  Проблемы в коллективе. Конфликт может быть с учителем, группой старших ребят или с конкретным одноклассником. Но если ребенок не хочет идти в школу, значит это травмирует его настолько сильно и часто, что положительное общение с другими людьми не позволяет восстановить душевное равновесие
Ребенок не хочет ходить в школу из-за психологического прессинга
  • Разочарование в школе, как в месте где можно получить знания. С этим рано или поздно сталкивается каждый ребенок, и если первоклашки все поголовно уверены, что в школе их учат чему-то полезному, то дети постарше неизбежно начинают задавать острые вопросы, наподобие: зачем учить наизусть 15 дат из биографии писателя, если завтра они забудутся, или почему учебники новейшей истории так часто переписываются
  • И если ребенок в этот момент ещё не воспринимает школьный аттестат, как необходимую формальность, то он неизбежно теряет интерес к школе, а возможно и вообще начинает её прогуливать
Прогуливание школьных занятий — это весело

Причины, по которым малыши не хотят ходить в школу

Причина первая — ребенок испытывает в школе психологический дискомфорт. Возможно, виною тому внешние факторы: некомпетентность и резкость учителя или выходящее за рамки поведение кого-то из учеников. Бывает так, что один неуправляемый ребенок бьет и обижает целый класс

Иногда причина плохой адаптации в коллективе и в самом ребенке, возможно, его отдали в школу слишком рано и он просто не в состоянии высиживать уроки или он ещё не умеет общаться с другими детьми.

Ребенок не хочет ходить в школу из-за хулиганов

Причина вторая — ребенку в школе скучно. Дети начинают учить буквы и цифры задолго до школы, поэтому в начальных классах чувствуют себя вундеркиндами, попавшими в учреждение для отстающих детей. Они знают и умеют все, о чем рассказывает учитель, на уроках они зевают и скучают.

Но, талантливый преподаватель всегда найдет способы заинтересовать детей грамотной и уникальной подачей нового материала. Поэтому, если есть такая возможность, учите своих детей у умных и талантливых педагогов.

В школе может быть интересно

Причина третья — ребенок не в состоянии усвоить школьную программу. Большие проблемы, когда родителей вызывают в школу и заявляют, что их чадо нужно оставить на второй год или перевести в спецшколу часто начинаются с мелочи.

Бывает ли у вас такое, что встречая в тексте незнакомое слово, вы его пропускаете? Когда такое происходит со школьником, он может перестать понимать весь дальнейший материал. Поэтому очень важно вовремя заметить тот самый пробел в знаниях.

Лестница к знаниям

Почему ученики средних классов и старшеклассники не хотят ходить в школу?

  • В подростковом возрасте время будто бы ускоряет ход, нужно успеть всё и сразу: влюбиться, нагуляться с друзьями, доказать, что ты уже взрослый, проявить свою индивидуальность, построить планы на будущее
  • Неудивительно, что учеба часто уходит на задний план. К тому же в этом возрасте возможны самые неприятные социальные конфликты. Многие фильмы, которые очень тяжело воспринимаются и надолго запоминаются сняты именно про подростков
  • Всем известный фильм «Чучело», пожалуй, существенно уступает по уровню жестокости и градусу чувств эстонскому фильму «Класс» вышедшему в 2007 году. Среди российских кинолент схожей тематики заслуживают внимания фильмы «Волчок» и «Похороните меня за плинтусом»
Подростковая жестокость — причина по которой не хочется идти в школу

Взрослые часто воспринимают уход подростков в какую-то из субкультур, как невинные шалости. Но это скорее крик о помощи. Философия эмо подразумевает постоянную меланхолию и желание свести счеты с жизнью. Готы носят черное в знак траура по всему миру, который катиться в бездну. Безнадежность и жестокость в текстах рэперов часто соответствует реальному миру, в котором живет подросток.

Уход от скучной реальности в субкультуры

Что делать если ребенок испытывает в школе напряжение?

Старайтесь утром не поднимать ребенка с постели криками и пинками. От того с каким настроением дети проснутся, зависит их настроение в школе. Разбудить можно и без криков. Будильником может служить любимая песня или любимый мультик.

  • Всегда давайте детям минут 10 на переход ото сна к бодрствованию
  • Кладите детям в школу фрукты и шоколад. Это поможет подзарядиться энергией между уроками
  • После школы не заставляйте сразу же заниматься уроками. Лучше, если они погуляют на улице, а потом возьмутся за домашнее задание
Весело побегать — это важно и полезно

Психодиагностика: почему ребенок не хочет идти в школу?

Поиграйте с малышом в куклы. Если в доме есть много игрушек предложите ребенку выбрать из них себя, маму, папу, учительницу, одноклассников. Чем ярче и позитивнее будет образ игрушек — тем лучше. Выбор игрушек, которые воспринимаются негативно, к примеру зубатого динозавра или колдуньи свидетельствует о негативном отношении ребенка к человеку, которого эта игрушка символизирует.

Поговорите с ребенком. Определить, насколько сильно он травмирован школьными занятиями можно так — выберите время когда ваш сын или дочь весел и спокойно играет и не повышая голоса скажите: «Завтра нужно идти в школу». Проследите за реакцией. Возможно, увлекшись игрой он просто не обратит внимание на ваши слова, возможно он захнычет: «Опять эта школа!». И самым грустным вариантом будет такой — ребенок испугается и начнет плакать.

SOS — ребенок плачет

Слезы ребенка являются выражением крайней степени горя, недовольства и обиды. Иногда родители просто не обращают внимания на плачущего ребенка. И это с одной стороны правильно потому, что плач может быть методом манипуляции самими детьми своими родителями и, с другой стороны, неправильно потому, что он может быть криком о помощи. Бывает, что дети сами уходят от разговоров на тему школы и нежелания туда ходить. В таком случае вам самим нужно будет искать причину такого поведения.

Достучаться до ребенка иногда очень трудно

Как понять, что происходит с ребенком?

Возможно, в школе ребенок испытывает негативные эмоции? Такие как обида, страх, гнев, печаль, тоска? Вы, может быть, усомнитесь, что маленький ребенок вообще может переживать такие эмоции переживать.

Может, и еще как, может. Поэтому первое, что должен сделать родитель, который хочет разобраться в ситуации — отбросить все свои прежние представления и постараться взглянуть на вещи по-новому.

Возможно, вы в упор не замечаете проблемы из-за которой ребенок не хочет ходить в школу

Иногда, дети в школе становятся объектами настоящего террора, как со стороны учителей, так и со стороны детей. Невозможно объяснить причину, по которой тот или другой ребенок становится козлом отпущения в классе.

Почему дети сбиваются в стайки начинают терроризировать других детей? Мир подростков более жесток, чем мир взрослых. У школьников нет свободы выбирать ходить в школу или нет, возможно, если бы вы сталкивались на работе с такими же проблемами, то вы бы уже давно её сменили.

Но у детей, без поддержки взрослых, нет такой возможности, поэтому у них есть что-то общее с заключенными, отсюда и жестокие правила выживания в коллективе.

Иногда так бывает

Как устранить причину, почему ребенок не хочет в школу?

Научите ребенка защищаться. Причина террора в школе, возможно, спрятана на генетическом уровне и заложена в формулу «побеждает сильнейший». А возможно она и в неправильном воспитании детей.

Потому, что стараясь научить детей буквам и счету, родители упускают такой предмет как доброта, умение сопереживать и сострадать чужой боли. А что делать, если ваш добрый и сострадательный ребенок попал в коллектив, где обижают как раз за такие качества души? Учить его быть злым и наращивать кулаки?

Наверное, учить быть злым и бездушным не нужно, а насчет умения дать отпор обидчикам как раз можно подумать. Потому, что начиная с юных лет человек должен уметь постоять не только за себя, но еще и за более слабого.

Уметь драться тоже иногда полезно

Помогите найти новых друзей. Еще один вариант выхода из подобной ситуации — посещение ребенком всевозможных кружков и секций. Это важно потому, что попадая в новый дружелюбный коллектив ребенок начинает понимать, что есть места, в которых, общаясь с ровесниками, он может чувствовать себя комфортно.

Комфортному общению будет способствовать и увлечение каким-либо занятием. Абсолютно нет разницы, каким будет это увлечение. Пение, музыка, танцы, шитье мягких игрушек, спортивные секции нужны ребенку не только для развития полезных навыков, но и для обучения общению со сверстниками.

Танцы — это красиво и полезно

Психологическая защита. Научите ребенка отвечать на негативные выпады окружающих так, чтобы максимально сгладить конфликт. Существует психологическая теория трансактного анализа, которая поможет разложить по полочкам любой диалог и выбрать наиболее верную реакцию на реплику собеседника. Книга М. Литвака «Психологическое айкидо», наверное, подойдет для ребенка лучше всего, так как в ней мало страниц и много конкретных примеров.

Для того, что бы быть в курсе происходящего с вашим ребенком, нужно постоянное общение с ним. Важно не просто спросить у детей: «Как там в дела в школе?» и тут же убежать на кухню, а отвести этому занятию полчаса или час.

Важно самим родителям научиться быть другом для своих детей. Другом, которому не страшно и не стыдно рассказать о всех накопившихся в школе обидах. Другом, который все поймет, все простит, все подскажет и который всегда любит.

Понимать друг друга — это важно

Видео: Психолог рассказывает о внутренней мотивации к учебе

heaclub.ru

10 причин, почему ребенок не хочет в школу

Каждое утро одно и то же. «Не хочу-у-у в шко-о-о-олу!» - ноет ребенок. Каждый вечер тоска в глазах и мечта, скорее бы наступила суббота. Поспать, не делать уроки, валяться, играть и смотреть мультики. Единицы с удовольствием просыпаются и бегут на уроки, немногие сами радостно делают уроки.

Мы тоже не хотели в школу, мы тоже нагревали градусник, чтобы температура подарила выходной. Почему? Почему дети не хотят идти в школу? А ведь некоторые не просто ноют, а рыдают и упираются по дороге к храму науки. Каковы причины такого нежелания садиться за парту? Как мы выяснили с психологом, экспертом фонда «В ответе за будущее» Анатолием Добиным, причин много, иногда дело в учителе, иногда в отношениях со сверстниками, но чаще всего дело в родителях. Да-да, из-за нас детки не хотят в школу. Давайте по порядку.

Причина 1

Страшно расставаться с родителями

В школе ребенок один, сам по себе. Никто за руку не держит. Теперь он большой, а это страшно. А тут еще и все прошлые, малышовые страхи оживают и вспоминаются — как мама уходила на работу, когда ребенок был совсем маленький, иногда даже раннее отлучение от груди «всплывает». Для ребенка самое страшное — потерять родителей. Именно такую тревогу часто вызывает поход в школу. Отсюда и первое «не хочу».

Что делать:

Понимать страх ребенка. Поддерживать его, выслушивать и объяснять, что такие чувства — нормальны! Не позорить и не «бросать на глубину», а убеждать в том, что вы его не бросите, вы будете рядом, поможете. «Не переживай, разберемся!»

Причина 2

Родителям страшно

Страшно, что с ребенком в школе что-то случится, что его там обидят, отругают, что у него что-то не получится, что он кому-то не понравится, что он окажется не таким, как все. Все наши тревоги, как вирус гриппа передаются ребенку, он тоже начинает бояться, даже если раньше был спокоен.

Что делать:

Спокойствие, только спокойствие! Учитесь расслабляться и отбрасывать негативные мысли. Помните, что все ваши страхи передаются ребенку, и работайте с собой. Ваш ребенок все сможет! Просто начните ему доверять.

Причина 3

Маме плохо без ребенка

Не удивляйтесь, бывает и такое. Не все мечтают сплавить чадо в школу поскорее. Есть родители, для которых ребенок — единственный свет в окошке. У мамы нет работы, нет увлечений, чадо занимало всю ее жизнь, и вот подросло и собирается отделиться! Мама пугается, что ее жизнь станет пустой, и подсознательно мечтает, чтобы ребенок был с ней всегда. И снова работает закон «трансляции». Ребенок, как по взмаху волшебной палочки исполняет мамины желания — он начинает болеть, не рвется в школу, просится побыть с мамой, ведь именно этого и ждет от него самый главный человек.

Что делать:

Отпустить ребенка. Найти себе СВОЕ занятие, завести собаку, записаться на курсы, в спортзал и т.д. В конце концов, можно стать председателем родительского комитета, и вести насыщенную школьную жизнь, но все же отдельную от чада.

Причина 4

Мама с папой не хотят в школу

Дети не знали, что там, в школе, они рисовали ее в своих фантазиях, когда мама с папой с мрачной усмешкой сообщили: «Ну все, детка, закончилась твоя свобода». Мы, сами того не замечая, частенько вспоминаем свою «ужасную» школу, своих чудовищных учителей, драки, контрольные и двойки. Мы просыпаемся по будильнику со стоном «чертова шко-о-ола, вот бы еще поспать!». Мы раскрываем дневник и тяжело вздыхаем: «Опять эти проклятые уроки». При этом мы честно по-родительски говорим чаду: «Нужно идти в школу, ты обязан делать уроки». Какой вывод делает ребенок? Он обречен на мучения. Школа — это ужасно.

Что делать:

Искать интересное. И нечего головой качать! В школе полно всего интересного! Вы только послушайте ребенка, когда он вам рассказывает, что проходили на уроке. Удивитесь, скажите, «Ух ты! А я и не знал, здорово, что ты мне рассказал». Ищите применение школьным знаниям — можно понять текст песни на английском языке, можно сосчитать сдачу в магазине, можно прочитать рецепт печенья, можно нарисовать бабушке узор, как учили на ИЗО. А для детей постарше отличная мотивация — мастер-классы, где можно попробовать все на свете и понять, кем хочешь стать и какие знания в школе тебе особенно пригодятся. Важно не только не закатывать глаза, ненавидя школу, но и про работу свою гадостей не говорить (понимаю тебя, сынок, ты не любишь школу, а я терпеть не могу свою работу). Иначе вся взрослая жизнь представляется, как скука, страдания и мучения. Как можно этого хотеть?

Причина 5

Боимся «двоек»

Мы! Родители боятся двоек, ругают за плохие отметки, потому что боятся показаться плохими родителями. Как же так? Наш ребенок плохо учится? Значит, о нас будут говорить, что мы не научили? А может быть, родителей самих в детстве ругали за плохие отметки, и теперь этот страх передается чаду?

Что делать:

Забыть про отметки! Двойка не оценивает человека. Двоечник не значит «плохой». Двойка говорит о том, что ваш ребенок не понимает какую-то тему. И ваша задача эту тему растолковать. Если нужно, попросить учителя позаниматься дополнительно, но не ругать ребенка и уж точно не думать о том, что вы выступаете в неприглядном свете.

Причина 6

Родители торгуются

Сходишь в школу — куплю шоколадное яйцо. Будешь всю неделю делать уроки без криков — пойдем в игрушечный магазин. Закончишь без троек — с меня подарок.

Ребенок перестает учиться, чтобы узнать что-то новое. У него нет интереса к учебе. Он просто «отсиживает» в школе, чтобы заработать подарок. С такой мотивацией нельзя полюбить школу! Ребенок, привыкший к торгу, будет «поднимать цену», а в будущем его вряд ли заинтересует работа или любое дело, где нужно приложить усилие.

Что делать:

Не платить за учебу. Школа — это обязательство для всех детей. Учиться нужно, чтобы узнать много нового, чтобы стать умным и интересным человеком, чтобы найти друзей, чтобы общаться, чтобы что-то УМЕТЬ. Школа не ЖЕРТВА, которую нужно принести, чтобы стало хорошо.

Причина 7

Ребенок выполняет родительский план

Мама всегда мечтала танцевать, а папа хотел играть на кларнете. Оба уверены в том, что их наследник должен быть отличником и любимцем публики. Чадо, кроме школы, загружено по самые уши модными кружками, престижными секциями, репетиторами, лишь бы везде быть лучшим, лишь бы родители могли им гордиться. Хотя, возможно, сам ребенок мечтает играть на гуслях и иностранные языки ему совсем не даются. Вот вам и очередное «не хочу в школу».

Что делать:

Понять, что ваш ребенок — это не вы, это другой человек, со своими интересами и своими возможностями. Перестаньте давить и выстругивать из него идеал. От этого у ребенка начинается депрессия, ведь он чувствует, что должен оправдать ваши ожидания, но не может. Его главной задачей становится — получить одобрение родителей, а не с интересом заниматься чем-то. Все, что вы подарите своему «идеальному» наследнику — это неуверенность в себе. Лучше запишите на гусли, не требуйте одних пятерок и обратите внимание на то, что действительно получается у вашего чада, что нравится ЕМУ, а не вам. И помогите развивать именно это. А еще оставьте время на игры и обыкновенное гулянье во дворе.

Причина 8

Ребенку в школе трудно

Да, программа сейчас непростая. Учителей, которые стараются достучаться до каждого из 30 сидящих напротив него детей, немного. Кто-то схватывает налету, кто-то запоминает только с третьего раза. Возможно, ребенок проболел какие-то правила и темы, и теперь сидит с испуганными глазами и не понимает заданий, которые решает класс. Контрольная, устный счет — все это пугает, если непонятно и не получается. Желание только одно — избежать того, что так нервирует.

Что делать:

Помогать. Это задача именно родителей. Отследить, что не понимает, объяснить, «догнать» класс, если пропустили, позаниматься самим или попросить учителя, нанять репетитора. Когда ребенок все понимает, ему не страшно идти в школу.

Причина 9

Учитель не любит

Первоклашки часто обижаются, что учительница их «не любит», просто потому что она не уделяют каждому ученику много внимания. А ведь учительница и не должна любить-обожать. Ее дело — учить! Но дети, и не только малыши, впечатлительные. Учитель прикрикнул, отругал, сделал замечание — и это уже трагедия. К сожалению, бывает и такое, что учитель действительно невзлюбил, и может несправедливо отругать, придраться. Желания идти в школу все это не добавляет.

Что делать:

Объяснить, что учитель — это не мама, не папа и не бабушка. Это не друг и не товарищ. Учитель учит. И от него нужно получать знания! Слушать на уроке, задавать вопросы, если не понимаешь. Научите детей учиться.

Родителям нужно обязательно быть на связи с учителем. Приходить не с претензиями, а за советом. Если учитель увидит в вас союзника, вы всегда сможете договориться.

Если учитель — сложный и действительно несправедливо придирается, опять же родительская задача узнать, насколько серьезен конфликт. Иногда достаточно объяснить ребенку, чтобы относился к учительнице проще, да, она странная. Иногда нужно заступиться и сказать, что учитель — тоже человек, с эмоциями и нервами. А иногда, если конфликт серьезный, имеет смысл перевести чадо в другой класс.

Причина 10

Подростковый возраст

У подростка дел по горло — расти, меняться, справляться со своим новым телом, мозгом, новыми эмоциями и чувствами. В такой момент часто бывает не до учебы. А еще в это время «не хочу в школу» - это ответ на давление родителей. Сопротивление, протест. Мы ведь привыкли контролировать своего малыша. И продолжаем говорить, что делать, даже если малыш выше нас на голову.

Что делать:

Менять тактику. Перед нами взрослый человек. Чем жестче контроль, тем сильнее будет рваться на свободу подросток. От мамы с папой в это время требуется: доверять, отпускать и слушать.

Есть еще миллион причин, все не перечислить. А есть и простая лень, и тогда родительское «надо» должно быть твердым. Но главное в борьбе с этим непростым «не хочу в школу» — это спокойствие родителей. Спокойствие и уверенность.

www.kp.ru

Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.

Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В 7 лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность ещё не стала ведущей – ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет. Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось 7 лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в 1 класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности. Лучшая проверка малыша на готовность к школе – его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».

Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно. Отдых и игра – обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность – это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребёнка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться. Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг – школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя – например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит). Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка 7-10 лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.

Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками – тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями. Учёба совершено не вписывается в их поле интересов – о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа – это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.

Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология – изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература – предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров. Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.

Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!». Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями – погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я - Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

chips-journal.ru

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу: советы психолога

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле –  предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Полезные советы

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Похожие записи

apatii.net

Почему ребенок не хочет идти в школу

Первое сентября – торжественная дата. Этот праздничный день с букетом цветов, белыми бантами, новенькими портфелями и радостными детьми. Но не так редко встречаются и ситуации, когда идти в школу ребенок не хочет, причем, не хочет категорически, со слезами, скандалами, а то и ухудшением здоровья. Что же делать? Как поступить в таких случаях, как помочь ему? Что могут в этом случае сделать родители?

Причины нежелания идти в школу

Причин, по которым ребенок отказывается идти в школу, известно не так уж и мало.

Первая и лежащая на поверхности: ребенок просто не готов к школе в социальном, психологическом плане. Чаще такое происходит, когда малыша отдали в первый класс, едва ему исполнилось шесть лет. Но иногда социальная и психологическая неготовность проявляется и у семилеток.

Интеллектуально ребенок может быть развит очень хорошо: уметь читать, считать, быть спортивным. Но вот ощутить себя в роли ученика ему оказывается пока сложновато, он не готов жить по школьным правилам и выстраивать взаимоотношения по новому — школьному типу.

Перед поступлением с ребенком обычно беседует психолог, и при явной социальной неготовности родителям советуют подождать год с поступлением в первый класс. Но даже если психолог считает, что малыш уже готов к школе, родителям заранее следует проверить, как он представляет себе саму школу, распорядок дня и себя в ней.

Допустим, ребенок на вопрос «Хочешь ли ты в школу?», отвечает, что хочет, потому что там много детей или потому что там учительница рассказывает много интересного.

По этим ответам ясно, что представления о школе у ребенка несколько однобокие и идеализированные. Поэтому, когда его радужные ожидания столкнутся с действительностью, возможны серьезные разочарования. А там недалеко и до категорического отказа идти в школу.

Другая, не менее распространенная проблема отказа ребенка посещать уроки — страх перед учителем. Учительница может быть компетентным преподавателем, вовсе не злым человеком. Совсем не обязательно, что она будет кричать на ребенка или наказывать его. Но ее поведение вполне может оказаться не похожим на поведение доброй воспитательницы в детском саду или няни. Быть может, учительница слишком громко говорит с явно выраженными требовательными интонациями или строго и непривычно для малыша требует соблюдения дисциплины.

Случается и так, что ребенка в школе действительно обидели или же регулярно обижают. Быть может, это были старшие школьники, или же у малыша почему-то не сложились отношения с одноклассниками. В этом случае ситуация требует серьезного разбирательства с привлечением учителя, а иногда и школьного психолога, а также принятия нестандартных и тщательно продуманных мер, чтобы еще больше не навредить положению ребенка в коллективе.

Еще одна важная и часто встречающаяся причина, по которой малыш отказывается ходить в школу — это поведение самих родителей. Как часто малыш слышит от них: «ты должен хорошо учиться»; «ты не должен получать плохие отметки»; «пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять». Все это, наваливаясь на начинающего школьника резко и неожиданно, оказывается слишком большой нервной нагрузкой для человека, делающего только первые шаги в получении знаний.

Выясняем особенности

Как определить, какая же из причин относится именно к вашему малышу? Что нужно делать в первую очередь? Осознать всю серьезность проблемы, попытаться выявить причины и разобраться в тех, которые привели к такой негативной реакции по отношению к школе.

Психологи рекомендуют как можно чаще задавать первокласснику самые простые вопросы, а затем проанализировать ответы. Вопросы могут быть такими:

  • Какой урок в школе — самый интересный?
  • Легко ли тебе делать домашнее задание?
  • Что интересного есть в твоей школе, не считая уроков и объяснений учителя?
  • Хвалит ли тебя учительница?
  • Вызывает ли она тебя к доске, когда ты поднимаешь руку и хочешь ответить?

Из ответов можно узнать много нового, а иногда и неожиданного, что и позволит помочь малышу изменить отношение к учебе и самому посещению школы.

Еще один хороший способ разобраться в ситуации — поговорить с родителями одноклассников. Часто оказывается, что схожая проблема есть и у других детей в классе. А иногда кто-то из одноклассников рассказывает дома больше подробностей, чем ваш ребенок.

В некоторых школах родителям разрешают приходить на уроки или

дают просматривать видеозаписи занятий. Вряд ли удастся увидеть на них что-то особенное, но внимательные родители смогут отметить на них факторы, вызывающие негативную реакцию ребенка.

Родителям первоклассника психологи рекомендуют не забывать, что один месяц, два, или даже три — маловато для того, чтоб ребенок полностью адаптировался и привык, поэтому скоропалительных выводов делать не стоит, нужно просто поддержать малыша в это очень непростое для него время. При этом нужно иметь в виду, что отказ ходить в школу у малыша может проявляться явно: «не пойду и все» а может и скрыто, когда ребенок в школу идет, но там ни с кем не общается или отказывается отвечать у доски.

Привык, но ходить не хочет

К школе уже привыкли, но проблемы не заканчиваются… Бывает и так, что нежелание идти в школу возникает не сразу, а уже после того, как проблемы адаптации успешно разрешились, с одноклассниками и учительницей наладился неплохой контакт, и даже к ежедневным домашним заданиям ребенок совсем привык.

В младшей школе такой вновь возникшей причиной может стать накапливающаяся усталость. Выносливость у всех детей разная, и иногда длина учебной четверти оказывается для ребенка слишком большой, появляется плохое настроение и нежелание идти на уроки.

Иногда причиной нежелания идти в школу оказывается и слишком хорошая подготовка ребенка. В самом начале ему было трудновато, но теперь он привык и адаптировался, и на уроках, где проходят то, что он уже знает, ему стало неинтересно.

При переходе в среднюю школу нежелание идти на уроки чаще всего происходит по причине потери интереса к учебе как таковой. Недостаточно усвоенный учебный материал вызывает скуку и нежелание дальше в нем разбираться. Часто нежелание ходить в школу в этом возрасте возникает по причине конфликтов с учителями или другими школьниками.

Нежелание идти в школу у подростков в старших классах либо связано с теми же причинами, что и в средних, либо объясняется появлением других интересов вне стен школы.

Причины выяснены, что предпринять?

В первую очередь следует помнить, что не обязательно пытаться решить все проблемы в одиночку. Можно и даже нужно обратиться за помощью к учителю или же школьному психологу. Если ребенку некомфортно и страшно в школе, именно взрослый может помочь найти такой выход из этой ситуации, который сам ребенок еще не смог увидеть из-за недостаточного возраста и опыта.

Нередко оказывается, что причина в недостаточном контакте с одноклассниками. В этом случае родители могут попробовать сделать что-то оригинальное вместе с ребенком, чтобы заинтересовать не только его, но и других детей. Например, организовать интересную экскурсию или поход, после которого рейтинг малыша в классе возрастет. Учительница тоже может повлиять на ситуацию, поручив нескольким детям, в том числе и вашему ребенку, какое-то важное дело, а затем похвалив их за его выполнение.

Допустим, ребенку скучно на уроках. На эту ситуацию также вполне может повлиять учитель, подбирая ему более сложные задания. Можно рассмотреть и более радикальные варианты: «перепрыгивание» через класс или же домашнее обучение.

Ребенку, который устает от продолжительной учебы, имеет смысл периодически разрешать некоторое время (два-три дня) не посещать школу. Сейчас во многих учебных заведениях распространена система каникул через каждые пять недель, она считается более щадящей. Вполне вероятно, что примерно такая система необходима и вашему ребенку. За эти два-три дня он не отстанет в учебе от одноклассников, но наберется сил. Такую систему стоит обязательно объяснить самому ребенку, чтобы он старался рассчитать свои силы самостоятельно.

Такие дополнительные каникулы будут особенно актуальны во второй и третьей четверти, во время короткого светового дня: усталость в это время особенно сильно проявляется.

Если нежелание ребенка ходить в школу сопровождается возникновением психосоматических недомоганий и болезней, неплохим выходом из положения будет справка о щадящем режиме, выдаваемая врачом поликлиники.

Согласно этой справке ребенок может один день не присутствовать в школе (если школа не против). Совместно с учителем при этом выбирается день, когда ребенок будет оставаться дома. Выбрав этот вариант, следует заверить администрацию школы и учителя, что, несмотря на щадящий режим, с учебным планом ребенок будет справляться, старательно занимаясь дома.

Радикальные меры

Случается и так, что ребенок категорически отказывается ходить в школу, несмотря на все попытки разрешить эту ситуацию. Быть может, в вашем случае приемлемым выходом будет перевод его на семейное обучение. Для такого перевода требуется всего лишь написанное на имя директора школы заявление и соблюдение соответствующих правил.

Основные родительские сомнения по поводу целесообразности семейного обучения, как правило, заключаются в следующем:

1. Ребенок в учебе отстанет от одноклассников. На самом деле, большое количество учебного материала можно найти в интернете или на обучающих дисках, так что качество обучения может даже улучшиться. Кроме того, вернуться в школу окажется никогда не поздно.

2. Родители беспокоятся, что сами не смогут научить ребенка. На самом деле, с программой начальной школы справится любой родитель, а в более старшем возрасте при соответствующей мотивации ребенок научится заниматься самостоятельно.

3. Ребенку будет не хватать общения с ровесниками. На самом деле, родители вполне способны организовать общение, отдав ребенка в кружок или студию. Да и семейное обучение вовсе не предполагает полную изоляцию ребенка от одноклассников Нужно учитывать и то, что в школе дети часто устают от слишком интенсивного общения.

4. Отсутствие у родителей времени на обучение. Это значимый аргумент, но здесь придется искать компромиссы и выбирать время, хорошо его структурируя.

Еще несколько советов от психологов

Что могут сделать родители, если ребенок не хочет идти в школу:

Родителям первоклассника следует:

  • провожая малыша в школу, расставайтесь с улыбкой, попытайтесь передать ему свое хорошее настроение;
  • обязательно подведите его утром к учительнице, чтобы она с ним приветливо поздоровалась. Это действует на начинающего школьника успокаивающе.

Родителям более старших детей:

  • напомните ребенку веселые и интересные случаи из его жизни в школе;
  • объясните ему, что он всегда, как бы ни сложились обстоятельства, может рассчитывать на вашу поддержку;
  • обязательно хвалите ребенка даже за небольшие успехи в школе и за старание.

И еще одно… А вы сами, дорогие правильные и строгие родители, вы все любили ходить в школу? Учеба, ежедневные уроки и домашние задания — это ведь действительно сложно, особенно, когда ты полностью зависим от взрослых и ничего не можешь изменить. Ребенку очень нужна ваша поддержка. Она может выражаться в разговорах, участливом понимании, совместном времяпрепровождении после занятий.

stroyboks.ru

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Зачастую родители встречаются с проблемой, когда ребенок не хочет ходить в школу. Для понимания дальнейшей стратегии поведения необходимо понять основание такого категоричного отказа. Причинами могут быть как конфликтные взаимоотношения с одноклассниками, так и непосильное домашнее задание. А могут быть и другие проблемы, с которыми столкнулся малыш в школе. Для понимания глубины возникшего вопроса необходимо разобраться с причинами.

Первопричины нежелания посещать школу

Все дети обладают различными талантами и склонностями к определенному виду работы или творчества. У одних рабочая рука правая, а у других — левая. Некоторые дети любят математику и все, что может быть с ней связанно. А кто-то хорошо танцует и имеет отличную растяжку. Невозможно, создав одни условия для всех, ожидать одинаковых результатов и в учебе, и на дополнительных занятиях. А вот если ребенок категорически отказывается посещать занятия в школе, то обязательно есть причины возникшей проблемы.

Рассмотрим самые основные:

  • Несовместимость профориентации. Главная задача родителей выявить таланты своего чада и направить их в нужное русло. Никогда прирожденная балерина не сможет стать экономистом. Не стоит гнаться за красивыми профессиями, которые якобы смогут обеспечить ребенка в будущем. Разрешите ему заниматься тем, что по душе.
  • Ребенок не ходит в школу, так как непосильная программа. Если ребенок не может справиться со всем спектром предоставленных в школе заданий, то он будет выглядеть более слабым на общем фоне. У каждого малыша свой уровень интеллектуального развития.
  • Чрезмерный контроль. Каждому нормальному человеку нужен полноценный отдых. Почему же по приходу домой со школьника требуют незамедлительного и беспрекословного выполнения домашнего задания. Значит, ребенка преследует усталость и рассеянность, он хуже усваивает материал. Таким способом мозг пытается справиться с непосильной нагрузкой.
  • Бесконтрольность. В жизни бывают ситуации, когда родители за работой не успевают уделять детям достаточное количество времени. Таким образом, ребенок начинает отставать от школьной программы. Это нормальное явление, школьник по приходу домой отправится гулять, а не займется домашним занятием. Выходом из такой ситуации может быть прививание малышу самоконтроля и самоорганизованности. Наилучший возраст для такого обучения это 5-6 лет, то есть до школы.
  • Проблемные одноклассники. Причиной частого отказа от посещения школы могут быть непризнание личности школьника среди сверстников. В школе могут быть развиты дедовщина или конфликтные ситуации с учителями.
  • Семейные проблемы. Очень часто нежелание учиться у школьника возникает вследствие проблемных взаимоотношений в семье. Постоянные конфликтные ситуации, ссоры родителей приводят к замкнутости ребенка.
  • Друзья. Иногда на успеваемость детей большое влияние имеет компания, в которой они проводят свободное время. Поэтому не ждите от школьника больших свершений, если среди его друзей нет стремящихся к знаниям.

Для того чтобы определить, почему ребенок не хочет идти в школу, иногда достаточно просто откровенного разговора со школьником.

Профилактические мероприятия для повышения желания посещать учебное учреждение

Понимание первопричин родителями возникшего у ребенка желания не посещать учебное заведение — это уже половина решения проблемы. Однако категорический отказ от посещения школы ребенком не всегда наступает моментально. За несколько недель можно заметить ухудшение настроения при мысли о посещении занятий или жалобы школьника на плохое самочувствие перед выходом из дома. Такие показатели уже говорят о возникших проблемах в учебном заведении.

Для решения и профилактики дальнейшего отказа ребенка ходить в школу или ухудшения школьной успеваемости существует несколько рекомендаций:

  • Позволять малышу изредка не посещать учебное заведение. Причинами такого поведения могут быть плохое самочувствие или грусть. Не стоит категорично настаивать на посещении занятий, не выяснив основную причину возникшего нежелания. Это могут быть и конфликтная ситуация с учителем, и ссора с хорошим другом, и непонимание материала школьной программы. Изначально необходимо разобраться с причинами отказа, а потом только принимать решение о дальнейшем обращении к психологу. Ребенок должен знать, что его родители, в первую очередь, будут с ним, а не станут оправдывать учителя или друга. Зная, что вы представляете его интересы, он с удовольствием продолжит посещать обучение.
  • Не преувеличивать значение школьной программы. Несколько пропущенных занятий не сделают ребенка умнее, а вот счастливее — возможно. Поэтому изредка можно устраивать непродолжительные каникулы школьнику. Особенно это важно в зимний период, так как в это время организм накапливает усталость быстрее, чем в другие сезоны.
  • Если у ребенка наблюдается низкий уровень успеваемости, то лучше взять в поликлинике справку о щадящем обучении. Таким образом, вы освободите школьника от чрезмерных нагрузок и дадите ему возможность заняться посильными ему нагрузками.

И все-таки что делать, если ребенок не хочет посещать школу? Встречаются случаи, что для повышения уровня успеваемости встает необходимость перевести ребенка в другое место обучения. Иногда может возникнуть необходимость в мотивации школьника к обучению или перевести его на домашнее обучение.

Методы мотивации ребенка к обучению

Никогда не стоит забывать о силе мотивации во время обучения. Так иногда и ребенку необходима рука поддержки или помощь со стороны родителей. Помогите развить школьнику интерес к обучению и умению получать удовлетворение от позитивных промежуточных результатов. Ребенок должен понимать, для чего ему необходимо учить весь спектр предоставляемой в школе программы. Мотивируйте ребенка тем, что без образования нельзя достичь успеха в жизни и нет возможности найти работу по душе.

Каждый ребенок имеет какие-нибудь увлечения, которые можно развивать, и малыш будет хотеть их. Перед тем как найти интересующие для малыша увлечения, может быть много проб и ошибок. Поэтому не стоит нападать на ребенка из-за нежелания заниматься интересующим вас хобби, таким как английский язык или дополнительные занятия по алгебре. А вот чтобы определить увлечения ребенка, можно с ним поговорить на эту тему. И после этого помочь малышу определиться с занятиями.

Для того чтобы повысить успеваемость ребенка, можно после каждого успеха или хорошей отметки устраивать школьнику подарок или компенсацию. Таким образом, он будет увлечен и заинтересован в получении более высоких оценок. А вот в качестве компенсации можно сделать небольшой пикник на выходных или купить поощрение. Помните, что ребенку важно получать поддержку от родителей.

При подрастании дети начинают интересоваться законами жизни и правилами. Происходит первое знакомство со справедливостью. Это можно использовать для мотивации и в школе. Очень не хочется учиться, когда в классе никто не проявляет интереса к процессу обучения. Мотивировать получится только в том случае, если ребенку объяснить о его индивидуальности и обговорить с ним его обязанности и права.

Хорошая мотивация это друг, который любит учебное учреждение. Поэтому при встрече таких детей попросите их обсудить школьные дела с вашим ребенком. Мнение ровесника намного важнее, нежели родителей. И зачастую дети прислушиваются к своим сверстникам.

Если у ребенка наблюдается проблема в определенной сфере, нужно обсудить с ним ее. При этом не стоит утверждать, что ребенок виновник в своих неурядицах. Предложите свои решения выхода из сложившихся ситуаций и обсудите это со школьником.

Иногда основная причина нежелания ездить или ходить в школу — это младший брат или сестра, которые остаются рядом с родителями. При этом главное дать ребенку понять, что он взрослый и может нести ответственность за себя. Такого результата можно достичь, разрешая ему немного больше, чем обычно. Например, вместо 3 конфет, предложить своему чаду 5. И указать, что такое увеличение связано с тем, что он подрос и вместе с обязанностями у него появляются и права.

Дополнительно

Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.

Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.

Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .

roditeliz.ru


Смотрите также