Смысл сказки каша из топора


«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  • Варево — похлёбка, жидкая еда.
  • Коли — если бы.
  • Вдоволь — достаточно.
  • Служивый — солдат.
  • Смётка — смекалка.
  • Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

    Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

    Краткое содержание

    Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

    Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

    Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

    Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

    Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

    Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Белогрудка» - краткое содержание рассказа Виктора Астафьева

    Следующая

    Краткое содержание«Голубая змейка» - краткое содержание сказа П.П. Бажова

    Сладкая каша, или Волшебный горшок с кашей

    Жила бедная, но набожная девочка. которая жила одна со своей матерью. У них больше не было ничего есть. Итак, ребенок пошел в лес, а там старый женщина встретила ее. Она знала о горе девушки и представила с горшком, который, когда она сказала: "Горшок, готовить », готовила хорошую сладкую пшенную кашу, а когда сказал: «Горшок, перестань», он перестал готовиться.

    Девочка отнесла горшок домой матери, и теперь они освободились от нищеты и голода и ели сладкую кашу так часто, как они хотели.

    Однажды, когда девочка вышла, ее мать сказала: "Горшок, готовь". И она приготовила, и она ела, пока не был полон, и она хотела, чтобы горшок перестал готовиться, но не знал слова.

    Так продолжалось варить, и каша поднялась за край, и все готовилось, пока кухня и весь дом были полны, потом следующий дом, а потом весь улице, как если бы она хотела утолить голод весь мир. Это было ужасно, и никто не знал, как остановить Это.

    Наконец, когда остался один-единственный дом, появился ребенок. домой и просто сказал: "Маленький горшок, остановись", и он остановился готовить, и любой, кто хотел вернуться в город, должен был съесть свой путь обратно.

    .

    История Златовласки и трех медведей

    Жила-была маленькая девочка по имени Златовласка. Она пошла гулять в лес. Вскоре она наткнулась на дом. Она постучала и, когда никто не ответил, вошла.

    За столом на кухне стояли три миски с кашей. Златовласка была голодна. Она попробовала кашу из первой миски.

    "Эта каша слишком горячая!" воскликнула она.

    Итак, она попробовала кашу из второй миски.

    «Эта каша слишком холодная», - сказала она.

    Итак, она попробовала последнюю миску каши.

    «Аааа, эта каша в самый раз», - радостно сказала она и все съела.

    После того, как она съела завтрак трех медведей, она решила, что немного устала. Итак, она вошла в гостиную, где увидела три стула. Златовласка села на первое, чтобы отдохнуть, стул.

    "Этот стул слишком велик!" воскликнула она.

    Итак, она села на второй стул.

    "Этот стул тоже великоват!" она скулила.

    Итак, она попробовала последний и самый маленький стул.

    «Аааа, этот стул как раз подходит», - вздохнула она. Но как только она села на стул, чтобы отдохнуть, он разлетелся на части!

    Златовласка к этому времени очень устала, она поднялась наверх в спальню. Она легла в первую кровать, но это было слишком тяжело. Потом она легла на вторую кровать, но она была слишком мягкой. Затем она легла в третью кровать, и это было как раз.Златовласка заснула.

    Пока она спала, три медведя вернулись домой.

    «Кто-то ел мою кашу», - прорычал папа-медведь.

    «Кто-то ел мою кашу», - сказала мама-медведица.

    «Кто-то ел мою кашу и все съел!» крикнул медведь младенца.

    «Кто-то сидел в моем кресле», - прорычал папа-медведь.

    «Кто-то сидел в моем кресле», - сказала мама-медведица.

    «Кто-то сидел на моем стуле и разломил его на части», - крикнул Медведь.

    Они решили еще немного осмотреться, и когда они поднялись наверх в спальню, папа медведь зарычал,

    «Кто-то спал в моей постели».

    «В моей постели тоже кто-то спал», - сказала мама-медведица.

    «Кто-то спал в моей постели, а она все еще здесь!» воскликнул Медвежонок.

    Именно тогда Златовласка проснулась. Она увидела трех медведей. Она закричала: «Помогите!» И она вскочила и выбежала из комнаты. Златовласка сбежала по лестнице, открыла дверь и убежала в лес.Она так и не вернулась в дом трех медведей.

    .

    Лиззи Борден взяла топор ...

    © AP — REX / Shutterstock.com

    Трагедия потрясла небольшой городок Фолл-Ривер, штат Массачусетс, утром 4 августа 1892 года. С 9:00 до 11:00: 10 утра Эбби и Эндрю Борден стали жертвами жестоких убийств с топором, которые, как считается, были совершены 32-летней дочерью Эндрю, Лиззи. Ее мачеху, Эбби, ударили 18 раз, а Эндрю - 11. Это событие позже стало основой популярного (но неточного) школьного стишка, который звучит так:

    Лиззи Борден взяла топор
    И отдала своей матери сорок ударов,
    И когда она увидела, что она сделала,
    Она дала отцу сорок один.

    Несмотря на обвинения, Лиззи Борден была оправдана в совершении преступлений. По сей день ее суд рассматривается, и ее невиновность остается под вопросом: действительно ли Лиззи Борден зверски убила своего отца и мачеху?

    Современное мнение сводится к тому, что рассказ об убийствах в тандеме с событиями, которые их окружали, говорит сам за себя. Местный нарколог Эли Бенс обвинил Лиззи в попытке купить синильную кислоту - опасный яд - за день до убийства.Позже официальные лица определили, что это не имеет отношения к делу. Утром в день убийств полиция прибыла в дом Борденов, но не осмотрела комнату Лиззи, так как она плохо себя чувствовала. 6 августа полиция провела более тщательный осмотр дома и сообщила Лиззи, что теперь она подозреваемая. На следующий день Лиззи нашли разрушающей платье; она утверждала, что планировала сжечь его, потому что на нем была старая краска. На дознании Лиззи вела себя очень странно; она избегала даже вопросов, на которые было бы полезно ответить, и много раз противоречила самой себе.Лиззи была арестована 11 августа, в последний день ее трехдневного расследования. В конечном итоге выводы дознания были признаны неприемлемыми на суде. Однако представленные доказательства включали в себя головку топора, найденную в подвале Борденов (которая, по-видимому, была намеренно помещена в пыль, чтобы создать видимость того, что она не использовалась недавно), черепа жертв (что, по-видимому, вызвало удивила Лиззи, упав в обморок, увидев их), а также множество косвенных улик.

    После полуторачасового обсуждения присяжные оправдали Лиззи Борден 20 июня 1893 года, поскольку большая часть аргументов обвинения состояла из косвенных доказательств.Лиззи провела остаток своих дней в Фолл-Ривер, подвергаясь остракизму до своей смерти 1 июня 1927 года. С момента убийств следователи пытались понять, что же произошло в то роковое утро. Существует много теорий, но все сходятся во мнении, что Лиззи Борден, скорее всего, убила своего отца и мачеху. Когда дело доходит до того, почему, как писатели, так и исследователи предложили несколько теорий, многие из которых вращаются вокруг утверждений о дисфункции в семье Борден, включая утверждения о сексуальном насилии и незаконнорожденных сыновьях и даже предположения о гомосексуальных отношениях между Лиззи и горничной Бриджит Салливан. .Хотя такие утверждения интересны, мало кто получил поддержку. Наиболее частым объяснением внезапной жестокости, с которой могла действовать Лиззи, ее противоречивых заявлений и беспорядочного поведения, была возможная нестабильность ее психического состояния. Несколько теорий даже предполагали, что, возможно, Лиззи страдала диссоциативной фугой.

    История Лиззи стала печально известной. В последующие десятилетия жестокие события вдохновили на создание документальных фильмов, телешоу и рассказов.Несмотря на оправдательный приговор, Лиззи Борден по-прежнему изображена как убийца с топором, навсегда обреченная на то, чтобы ее запомнить леденящий кровь катрен.

    .

    НАРОДНАЯ СКАЗКА | значение

    FOLK TALE в кембриджском словаре английского языка | определение Примеры из литературы
    • Дети и рассказчики будут рады этим богатым и убедительным народным сказкам, которых давно не было.
    • В кельтских сказках высокие приливы и наводнения в долинах объясняются присутствием «великого зверя» в море, озере или реке.
    • Самая ранняя немецкая литература состоит из народных сказок о героях войны - их идеалах и человеческих добродетелях.
    • Поиск растения, цветка или плода жизни упоминается во многих народных сказках.
    • Тридцать одна дальневосточная народная сказка, полная хитрого юмора, приключений и добродетелей, вознаграждена.
    .

    Смотрите также