Техника запоминания иностранных слов


Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день

Без регистрации и смс, всё как вы любите.

В комментариях бонус, полиглоты.

В начале января я рассказал в комментах, что устроил себе летом мини-марафон с запоминанием порядка 60 иностранных слов в день, и упомянул, что этому несложно научиться.

После этого у меня заспаунилось порядка 700 новых подписчиков, что и в самом деле меня убедило запилить пост.

Но... сначала предисловие.

Все названия и имена опущены, дабы не делать рекламы.

Этим летом информационное пространство ВК (и ещё некоторой части рунета) наводнила реклама некоего образовательного центра, создатель которого стучал себя пяткой в грудь, кричал, что он многочисленный рекордсмен в запоминании (то-то вики про него слышала впервые), и обещал вот прям всех-всех научить своей собственной методике изучения иностранных языков, которой ни у кого нет. Каждому, в общем-то, мало-мальски разбирающемуся в теме, было сразу всё понятно. Я на всякий случай посмотрел один из вебинаров, там он рассказывал про кривую забывания, что информацию нужно повторять, чтобы она не забывалась, и всё такое. И уже предусмотрительно упоминал, что вот, мол, базируется на уже известных открытиях, а его заслуга, дескать, в объединении всего.

К чему я это всё… Вы же не поверите человеку, рассказывающему о таблице умножения, что это вся математика, да ещё и что он её изобрёл и открыл? Не торопитесь верить подобным людям и нести им деньги за «уникальные методики», которые на самом деле известны с древних времён.

Давным-давно в далёкой-далёкой Древней Греции был такой поэт Симонид (иные версии повествуют то ли о Цезаре, то ли о Цицероне). Однажды во время пира, когда он вышел покурить, случилось землетрясение, и крыша обвалилась: только Симонид и уцелел. По останкам было сложно определить, кто был на пиру, однако Симонид закрыл глаза, представил комнату, и — о чудо, вспомнил, каждое из мест, на каком месте кто сидел, и назвал их всех по именам.

Другая легенда повествует о Цицероне: каждый день он ходил на работу и с работы одной и той же дорогой, и до того часто это делал и внимательно всё рассматривал, что запомнил каждый камешек, встречавшийся по пути. И затем мог, вспоминая дорогу, мысленно прикреплять образы, и запоминать таким образом любую информацию — от цифр числа пи (древним грекам вообще в плане числа пи было проще) до списка покупок и номера телефона Пифагора.

Да и вам наверняка, чтобы вспомнить список тех, с кем учились в школе, нужно представить свой класс, и вспомнить, кто за какой партой сидел. Многие воображают неделю как страницы дневника. А времена года — как разноцветный круг.

Прежде чем перейти к словам, я расскажу про важную и интересную технику.

Сколько слов из следующего списка вы запомните за… скажем, минуту?

КЛУМБА  ЧЕРТА  ФЛАГ  СВЕЧА  КАРАНДАШ  СПИЦА  ВЕРЕВКА  ГИРЬКА  САМОЛЕТ  БОТИНОК  ЖУК  РЮМКА  НЕБОСКРЕБ

(один из стандартных списков из книжек по мнемотехнике)

А что, если я скажу тебе, что сейчас ты сможешь, не напрягаясь, запомнить секунд за 30 все слова в том же порядке, что они идут?

Всё просто — нужно сформировать образы! Например, я представляю полукруглую клумбу, усаженную яркими мультяшными цветами (не просто читайте - воображайте!). Её пополам делит черта, и в самом центре этой черты — развевающийся флаг (почему-то Великобритании). На флаге каким-то чудом, противореча всем законам гравитации, стоит горящая бледно-жёлтая свеча, по ней бежит стекающая блестящая капля расплавленного воска. В свечу воткнут карандаш (он достаточно острый, а воск уже размягчён). Из карандаша торчит спица, с которой свисает…

Сочиняйте дальше сами!

Важно:

1. Каждый образ должен быть как можно более ярким и запоминающимся. Берите первый же образ, который пришёл на ум (тогда он и вспомнится быстрее), не пытайтесь придумать что-то умнее и логичнее. Нарушайте законы физики, биологии, математики и логики!

2. Каждый следующий образ должен быть обязательно соединён с предыдущим — иначе потеряетесь.

3. Продолжайте цепочку прямо сейчас, не откладывая на потом. Как досочиняете — можете дальше читать пост.

Зачем это нужно?

- Теперь можно хвастаться тем, что вы можете запомнить список из 100 продуктов за пару минут.

- Подобные цепочки хранятся в памяти… ну очень долго. Вышеуказанная цепочка была моей первой, я её выучил 5 лет назад, не проходил с тех пор, и только что написал для поста по памяти.

- При запоминании практически не нужно прикладывать усилий. Фантазировать же все любят?

- Развивает фантазию и память, йее. Серьёзно.

- Тренировка перед следующей более серьёзной техникой.

Да-да, это тот самый способ, которым пользуется Шерлок (от BBC), а также Патрик Джейн (сериал «Менталист»).

Правда, у Шерлока, по-видимому, версия 2.0 (скрещённая с тульпами и шизофренией), ибо пользуется он ей не только для запоминания. И Майкрофт об этом не знает, заявляя «Чертоги разума — это техника для запоминания, не более».

Итак. Нужно:

1. Закрыть глаза.

2. Вспомнить комнату, где вы сейчас находитесь. Мысленно прогуляйтесь по ней, вспомните каждый предмет мебели, его цвет и форму, пересчитайте количество стульев, полок в шкафу, окон. Какие в комнате шторы? Что стоит на столе? Заправлена ли кровать?

3. Мысленно пройдитесь по квартире, повторяя всё то же. Мысленно загляните в холодильник, попробуйте назвать продукты.

4. Можно выйти на улицу и мысленно прогуляться, вспоминая лавочки, деревья, ямы на дорогах.

Это и станет нашим первым дворцом памяти.

Выберите какое-нибудь место, по которому вы уже прошлись. Это может быть одна из комнат, ну или кусочек двора, ограниченный мысленной чертой, или класс в школе, в которой вы учились. Можно превратить в дворец памяти практически любое место, которое вы помните.

Его мы и будем населять образами.

Вот вам кусочек из сотни самых частых слов французского (легко гуглится):

adresse f адрес

aimer любить

aîné, aînée старший, -ая

aller идти

allumer зажигать, включать

alors тогда, в таком случае

ami m друг

amie f подруга

s'amuser забавляться, веселиться, развлекаться

année f год; cette ~ в этом году

août [ut] август

appeler звонить (кому-л.), звать (кого-л.); s'~ зваться, называться

appliqué, -e прилежный, старательный, -ая

apporter приносить

apprendre изучить, выучить

après после, позже, (вслед) за; peu après немного позже, вскоре после этого

l'après-midi m время после полудня, вторая половина дня; cet après-midi сегодня днем

architecte архитектор(ша)

arriver прибывать, приходить, приезжать

art m искусство

assez довольно, достаточно, хватит

être assis, assise сидеть

assister быть, присутствовать (на)

aussi также, тоже

Если не умеете читать по-французски — найдите что-нибудь другое, что более актуально для вас (скажем, английские или испанские слова). Ну или забейте и читайте как-нибудь. Буквы f и m намекают на род слова.

Кто выложит в комментариях транскрипцию этих слов или что-нибудь другое для запоминания, получит много плюсов :)

Теперь самое сложное — образы. Нужно придумать к каждому слову образ.

Пользуйтесь всем, что у вас есть. Скажем, слово art совпадает с английским art, и, если вы это помните, можете не запоминать его, как отдельное слово. Arriver созвучно (и совпадает по смыслу) с английским arrive, а про adresse итак всё понятно. Можно подумать о том, как слово появилось, и какие у него родственные: apporter (приносить) прозрачно намекает на команду «апорт», а aimer (любить; читается «эме») сразу напоминает о слове «амур». Да и, в общем, l’amour и есть любовь.

И уже можно вообразить радостную собаку, машущую хвостом и держащую в зубах палку, и купидончика с крылышками и луком.

Теперь представляйте свою комнату (или другое выбранное место) и начинайте заселять её придуманными образами. Собака, виляя хвостом, стоит у двери в комнате, а купидон парит около шкафа, помахивая крылышками. Ami (друг) — сразу вспоминается испанское слово «амиго», и вот уже в моей воображаемой копии комнаты с собакой и купидоном соседствует испанец с усами в широкополой разноцветной шляпе, протягивающий руку для знакомства. Ну или на компьютере, стоящем на столе, устанавливается Амиго.

Ну а теперь самостоятельное задание: придумайте образ к слову après (переводится как после, позже). С ассоциациями проблем наверняка не возникнет :D

Вы можете и не знать английского, но знать, например, китайский, ну или биологию, и пользоваться словами оттуда; я же рассказываю о том, чем пользовался я. Например, я заранее знал, что amigo по-испански друг, и это мне помогло. Если бы не знал — вероятно, превратил бы в «Am I going?». А может, и нет.

Включайте фантазию и память, пользуйтесь всеми-всеми знаниями, что у вас есть. Набирайте в поиске картинок, если не можете придумать образ. Ваша задача — выложиться по максимуму, запоминая этот список. Читерите, если можете. Ваша цель — запомнить.

Впервые запоминать может быть весьма сложно, и на небольшой список слов из 30-40 может уйти даже минут 20-30. Но в следующий раз будет проще и быстрее. Потом ещё. И ещё.

Ну а теперь запомните остальной список.

Лайфхак: можно использовать игровые локации. У меня, например, есть игра, которую я проходил раз 40 или 50 (Jedi Academy), и наизусть помню не только почти все карты, но и расположение и количество противников на ней, оружие и количество хп у каждого из них. Могу даже проходить её в уме. Правда, играть в неё теперь скучно.

Отдельный момент: не забывайте отдыхать. Выучивать неделю-две по сотне слов — это, конечно, прикольно, но к концу недели у многих фантазия настолько устанет, что перестанет откликаться даже на простые ассоциации. Дайте ей отдохнуть, и она заработает с силой, которая удивит вас самих.

Что тренируется при работе с дворцом памяти и ассоциациями:

- Память. Память тренируется весьма активно, и вскоре вы начнёте запоминать и помнить даже то, что не использовали при работе с дворцом.

- Система ассоциаций. Сначала образы придумывать сложно, а потом всё легче и легче. А потом внезапно обнаруживаешь, что нередко находишь ассоциации и аналогии между весьма отдалёнными вещами, и удивляешься тому.

- Внимательность. См. следующий пункт, в общем-то.

Как улучшить дворец памяти:

Рассматривайте внимательно все места, где вы находитесь.

Считайте. Например, на станции метро можно пересчитать, сколько колонн. Идя мимо забора, можно посчитать, из скольких частей он состоит.

Обращайте внимание на мелочи.

И будьте осознанны. Не в своих мыслях, а в моменте «здесь и сейчас». Советую фильм «Мирный воин», чтобы понять о чём я.

Повторяйте. Регулярно прогуливайтесь по дворцу, рассматривая сохранённые там образы.

Читать:

— Эйнштейн гуляет по Луне — книжка о мнемотехнике. Обычный журналист увлёкся и случайно стал чемпионом США по запоминанию. Отзывы.

— Думай как математик — на самом деле речи о математике не идёт, зато очень много о том, как человек запоминает и обдумывает информацию. Очень полезно знать. Пост, рассказывающий некоторые вещи из книги.

Есть отличный курс на курсере от того же автора, во многом повторяющий книгу — Learning how to learn. Из интересного — доп. материалы, которых в книге нет.

# Слова нужно запоминать в контексте, а заучивать их бессмысленно

Слова запоминать в контексте можно, начиная… ну с уровня где-нибудь B1 хотя бы. На таком уровне слова зачастую сами запоминаются без всякой мнемотехники.

Грамматика весьма плохо учится без хотя бы какого-то минимума слов, а сами слова мнемотехникой изучаются быстрее всего.

Ну и да, мнемотехника — единственный способ запоминать информацию в таком объёме столь надолго.

# Слова нужно декодировать из образов, это долго, и они не остаются даже в пассивном словарном запасе

Это не так. Во-первых, привыкаешь декодировать их очень быстро. Вы внимательно читали пост? Запоминали слова? Что значит apporter? А aimer? А ami?

Забыли? Воображаем комнату. Но, уверен, ami все прекрасно запомнили и без комнаты.

Во-вторых, слово, встреченное несколько раз, автоматически переходит в обычную долгосрочную память и обычный пассивный, а то и активный словарный запас.

А встречать слово можно не только в тексте или речи, но и просто прогуливаясь по дворцу.

Отдельный момент. Если хотите серьёзно, то советую выделить на это полчаса-час каждый день, и не ложиться спать, пока не выучите новых N слов. И не прогуляетесь по дворцу, вспомнив вчерашние-позавчерашние N.

P. S. Идея поста у меня зародилась давно, и я давно обдумывал, что именно рассказать. Сейчас у меня сессия (через два часа я сдаю экзамен, пожелайте мне удачи!), в связи с чем все давние мысли отложены на дальнюю полку.

Но, поскольку многие сгорали от нетерпения, я решил написать пост сейчас, и… есть подозрение, что забыл рассказать какую-то важную тему, которую хотел. Если вспомню, будет пост-дополнение :)

Ваш я

pikabu.ru

7 эффективных способов запомнить слова по английскому языку

При изучении иностранного языка очень важно постоянно пополнять свой лексический запас – запоминать новые и новые слова по английскому языку. Однако не у всех получается делать это с успехом. Мы предлагаем вам семь советов, которые помогут вам эффективнее запоминать новые слова в английском.

Составляйте ассоциативные сети

Наш мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы, идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже знаем. Так происходит запоминание – новое объединяется со старым.

Представьте себе дерево. Правда же, легче увидеть большое раскидистое дерево с множеством ветвей и листьев, чем маленькое деревце с несколькими веточками? То же самое верно и для мозга. Когда вы соединяете новое слово или понятие с тем, что вы уже знаете, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент.

Как это сделать? Очень просто. Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутину.

На конце каждой линии запишите любые слова по английскому языку или даже нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о слове, написанном в центре. Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все, что придумаете.

Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные.

Чтобы это работало еще лучше, проговаривайте, как то или иное слово по английскому языку связано с другими. Чем чаще вы это делаете, тем больше образуется связей. А чем больше связей, тем легче вашему мозгу «увидеть» слово, которое вы захотите вспомнить.

Запоминайте фразы (словосочетания)

Запомнить слово важно, но английский язык, как и любой другой, это не просто набор понятий, это инструмент, которым люди пользуются, чтобы общаться и выражать свои мысли. Находите примеры, как то или иное слово используется в тексте.

Записывайте не только само слово, но и соседние. Например, если вам нужно запомнить английское слово «arrogant» (надменный), вы можете написать: «the tall, arrogant man» (высокий надменный человек).

Это поможет вам запомнить, что «arrogant» – это прилагательное, служащее для описания людей. Затем попробуйте составить три полных предложения, чтобы потренироваться в его использовании.

Используйте картинки

Рисуйте маленькие картинки, чтобы запомнить значение слова. Не умеете рисовать? Не страшно, так даже лучше. Наш мозг получает столько однообразной информации, что странная картинка – это своеобразный сюрприз, а сюрпризы мы всегда запоминаем.

Наш мозг лучше считывает визуальную информацию. Нарисуйте забавную картинку, иллюстрирующую значение слова, и вы запомните его значительно быстрее.

Сочиняйте истории

Изучающие английский часто жалуются, что новых слов слишком много и их трудно запомнить. Есть один прием, который можно использовать, чтобы быстро выучить слова. Сочините любую, пусть даже нелепую историю, в которой задействованы все слова по английскому. Представьте ее в деталях.

Мы легко запоминаем истории, особенно странные, если можем воссоздать их в своем воображении. Не стесняйтесь сочетать слова забавными и несуразными способами. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов:

shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone

(туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень)

Вы можете сочинить из них вот такую невероятную историю:

There is a piano wearing shoes and sitting in a tree. The tree is strange because someone has stuck a giant pencil through it. On the pencil a bird is sitting and watching a bus full of people reading books.

Even the driver is reading a book which is bad because he isn’t paying attention to driving. So, he hits a dog that is eating a pizza in the middle of the road and kills it. The driver digs a hole and buries the dog in it and then puts a flower on it.

He notices that there is a door in the dog’s grave and opens it. Inside he can see a TV set with 2 spoons for antennas on top of it. No-one is watching the TV set because they are all watching the chair. Why? – Because the chair is jumping and dancing and throwing stones at the computer.

Фортепиано сидит на дереве в туфлях. Дерево выглядит странно, потому что кто-то пронзил его огромным карандашом. На карандаше сидит птица и смотрит на автобус, полный людей, читающих книги.

Даже водитель читает книгу, что плохо, потому что он не обращает внимания на дорогу. Поэтому он насмерть сбивает собаку, которая ела пиццу посреди дороги. Водитель роет яму и хоронит собаку, а затем кладет сверху цветок.

Он замечает, что в собачьей могиле есть дверь и открывает ее. Внутри он видит телевизор с двумя ложками сверху, которые выполняют роль антенн. Никто не смотрит телевизор, потому что все смотрят на кресло. Почему? Потому что кресло прыгает, танцует и бросает камни в компьютер. 

Попробуйте. Вы сами удивитесь!

Запоминайте противоположности

Запоминайте попарно слова с противоположными значениями (антонимы) и слова с похожими значениями (синонимы). Например, запоминайте пары angry/happy и angry/cross одновременно. Мы быстрее запоминаем схожие и противоположные вещи, так как мозг создает между ними связи.

Разбирайте слово по составу

Используйте корни, приставки и суффиксы, чтобы догадаться, что означает слово.

Например: даже если вам незнакомо слово «microbiology», вы можете догадаться, что оно значит. Во-первых, взгляните на приставку «micro». «Микро» означает что-то очень маленькое. Возможно, вы знаете, что часть «-logy» означает науку, изучение чего-либо.

Итак, мы уже можем сказать, что речь идет о изучении чего-то маленького. Также вы, возможно, помните, что «bio» означает жизнь, живых существ. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что «microbiology» – это наука о микроскопических живых организмах.

Если вы составите список часто встречающихся приставок (un-, dis-, con-, micro- и т. д.) и суффиксов (-able, -ly, -ent, -tion, -ive и т. д.) и запомните, что они означают, вы сможете догадаться о значении новых для вас слов по английскому языку.

Главное – время

Психологи, изучающие процессы запоминания, утверждают, что есть хороший способ запоминать вещи быстро и надолго. Используйте новое слово сразу, как только вы его узнали. Затем используйте его через 10 минут. Затем через час. Затем на следующий день. Затем через неделю.

После этого вам вряд ли придется прилагать усилия, чтобы вспомнить его – новый словарный запас останется с вами навеки.

Читаем дальше:

Эффективная техника запоминания английских слов

10 советов о том, как лучше изучать английский язык

6 полезных советов о том, как изучать английскую грамматику

skyeng.ru

Выучить английский, любой иностранный язык с помощью мнемотехники? Мнемоника и мнемотехника: методы и приемы, упражнения и техника для запоминания иностранных, английских, немецких, итальянских слов при изучении иностранных языков

В данной статье мы разберем методы, которые помогут запомнить иностранные слова.

Мнемотехника – специальные способы запоминания определенной информации. Данные методы основаны на то, чтобы воздействовать на психологию человека, его восприимчивость. Благодаря мнемотехнике вы сможете без проблем изучать все что угодно, к примеру, иностранные языки.

Мнемотехника — применение для изучения любого иностранного языка: методика

Сегодня иностранный язык изучают в школах, начиная с 1 класса. Из-за большого ассортимента предметов, которые дети изучают в школе, усвоение иностранного языка является тяжелым процессом. Деткам, которые учатся в младших классах, особенно трудно усваивать другой язык. Ведь они еще без понятия, для какой именно цели происходит подобное обучение. До поступления в школу дети только играли, следовательно, им сложно влиться в новую жизнь, в которой от них требуют быть серьезными, усидчивыми и старательными. Ученикам трудно концентрироваться, запоминать материал. Вследствие этого они только поверхностно усваивают знания.

В настоящее время очень популярной считается мнемотехника. Она состоит из нескольких методик, которые позволят быстро и продуктивно запоминать иностранные языки и многие другие науки.

Структуирование полученной информации

Возможность прочно запоминать новый материал зависит, прежде всего, от того, как человек подготовлен к хранению информации в памяти. В состав данного приема входят следующие способы:

  • Расчленение слов по смыслу.
  • Выделение тех пунктов, которые похожи по смыслу.
  • Применение наглядных специальных образов.
  • Сочетание полученных образов с уже полученными знаниями.

Рациональное повторение

Во время повторения определенной информации многие люди совершают такие ошибки:

  • Не повторяют несколько раз.
  • Во время изучения новой информации, люди вместо повторного повторения используют повторное восприятие.
  • Не всегда повторяют материал, делают это время от времени.

Чтобы информация эффективнее запоминалась, необходимо ее повторять каждые 20 минут в 1 день, каждые 8 часов на 2, на 7 и на 40 сутки.

Использование мнемотехники

Применение семантических вставок

Если информация организована в логическом смысле, многие люди используют механическое заучивание. Это, конечно же, утомительно, к тому же занимает очень много времени. Дабы облегчить запоминание материала и в будущем ее воспроизводить, нужно применять словесные мосты. Использование начальных букв во время создания слов или каких-то предложений – это идеальный способ, который позволяет вспомнить связь между большим числом информации.

Целенаправленное воображение

Запоминание материала, в котором используются яркие и живые картинки. Эта методика считается следующей, благодаря которой повышается прочность памяти. Здесь речь касается образов, которые максимально приближаются к природному восприятию.

Во время каждого мнемотехнического метода, как правило, применяются зрительные образы и ассоциации. Все описанные выше системы обладают собственными методами:

  • Способ Цицерона. Вы обходите собственную комнату, в которой вам все знакомо. Материал, который вам требуется запомнить, в голове расставьте так, как вы прогуливаетесь по помещению. Вспомните материал повторно, представьте квартиру. Все должно находиться на тех местах, в которых вы их расположили во время первого обхода.
  • Способ, во время которого зрительно тренируется память. Называется он – способ Айвазовского. Посмотрите на определенный предмет, пейзаж либо на человека на протяжение 3 секунд. Старайтесь запомнить все детали, затем закройте глаза, представив в голове элемент в мельчайших деталях. Задайте вопрос, который касается данного образа, откройте глаза на секунду, дополните образ. Снова закройте глаза, постарайтесь добиться самого красочного изображения элемента. Повторите 3 и больше раз.
Такими методами можно запомнить много слов
  • Способ группировки. Цифры, из которых состоит номер вашего телефона, или цифры, расположенные на кредитке, вы легко запомните, если будете группировать отдельно находящиеся цифры в большие блоки. Также сделайте со списком нужных продуктов.
  • Способ акронимов. Данный способ считается самым распространенным. Суть его такая: вы должны составить аббревиатуры из первых букв того или иного слова, которые обозначают определенное явление. Эта методика применяется для того, чтобы учить по первым буквам слова, составляя при этом запоминающиеся фразы.
  • Цепной способ. Во время применения данного способа элементы определенного списка ассоциируйте друг с дружкой, составляя цепочку с помощью мысленных образов, которые отражают связи пары. К примеру, запомните список товаров в магазине. Взяв первый образ, который вы вспомните, составьте в голове сюрреалистический образ.
  • Способ мест. Во время подготовки собственной речи, вспомните объект, который находится, например, в вашей комнате. Потом к этому месту «привяжите» тезис. Говоря предложение, мысленно проходите по тому месту и «заберите» предмет.

Благодаря названным приемам вы значительно увеличите объем информации, которую вам необходимо запомнить.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания английских слов: карточки, таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Как бы вы ни знали английский язык, периодически вам необходимо пополнять собственный запас английских слов, запоминая их «порциями».

Специалисты разработали специальные упражнения изучения английского языка. Воспользовавшись ими, вы очень скоро заметите отличные результаты.

  • Карточки. Напишите на маленьких карточках слова, используя английский язык. На другой стороне карточек напишите перевод данных слов. Носите данную пачку всегда с собой. Во время каждого удобного случая повторяйте слова. Карточки старайтесь придумывать по определенным темам – выучили одну тему, переходите к следующей. Регулярно возвращайтесь к выученным словам, повторяйте их.
  • Маркировка. Возьмите стикеры, наклейте их на все те предметы, которые находятся в вашей комнате. Дайте предметам имена, только на английском языке. Следовательно, каждое новое слово будет всегда перед вами. К сожалению, но применять данный метод можно лишь с названиями определенных домашних элементов. Промаркировать такие предметы, как счастье, жизнь, снег, нельзя.
Запоминание слов
  • Моторно-мышечная методика. С помощью данного способа выучите глаголы. Слова на английском языке сопоставляйте с реальными вещами или действиями, затем учите. Например, для того, чтобы запомнить «scissors», возьмите ножницы, пощупайте их, разрежьте какой-то кусок ткани, проговаривая вслух слово «scissors». Совершайте подобные действия часто, поскольку данная методика основана на изучении движений, каких-то действий.
  • Фоновый метод. Запишите названия предметов на английском языке, перевод на них запишите на диктофон. Прослушивайте постоянно запись, занимаясь даже другими делами. Самое главное, не ошибитесь во время записи и во время произношения.
  • Полиглот. Данная мнемотехника считается более сложной. Здесь присутствует большая единая схема, позволяющая запоминать: переведите слово, подберите английское, похожее по звучанию, соедините образы, мысленно составьте слово, напишите его, проверьте, как вы слово запомнили, запишите на карточку.
Русское слово Английское слово Ассоциации
Корабль ship А вот этот корабль необходимо ШИПовать
Цветок flower Возможно, этот цветок стоит проверить на ФЛАУРЭграфии
Книжка book В каждой книжке есть БУКвы.
Зима winter Винтер – это «холодная» дама, напоминающая зиму
  • Запоминалка. Сочиняйте небольшие стихи либо рифмовки, где смысл может даже отсутствовать. К примеру, цену на картошку пишут мелом. Дыня в переводе с английского «melon».
  • Придумывание рассказов. Возьмите 20 новых английских слов. Придумайте рассказ, использовав данные слова. И не важно, если рассказ получится без смысла, так быстрее запомнятся сами слова.
  • Карта памяти. Возьмите лист бумаги, напишите на нем в центральной части тему, к примеру, «Пища». От данного слова нарисуйте стрелки (мелкие темы): кухня, ресторан, магазин. Далее напишите следующий уровень. Можете написать таких уровней несколько. Выделяйте каждый уровень своим цветом. В итоге вы получите логичную и подробную схему.
  • Способ «Волны». Говорите каждое слово на английском языке сначала тихо, затем громче, и в конце очень громко. Далее повторите слово в обратную сторону: сначала громко, потом тихо.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания немецких слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Мнемотехника ассоциативных связей – это подбор иностранных слов, которые максимально созвучны с русскими словами. Данный метод считается самым эффективным на сегодняшний день. Если вы будете вспоминать одно специальное слово, вы будете автоматически прокручивать в голове другое. Главное преимущество данной методики – огромный ассортимент книжек, которые вы можете использовать во время изучения немецкого языка.

Итак, приступая к изучению материала, запоминайте слово своего языка в паре с иностранным словом, которое будет вам напоминать определенный образ или рисуйте в голове эти образы:

На немецком языке На русском языке Ассоциации
Gabel Грабли (в голове нарисуйте изображение: великан кушает при помощи граблей)
Bratkartoffeln Брат (нарисуйте в голове фотографию брата, который вместо головы имеет картошку)
Wetter Ветер (нарисуйте в голове ветер, который гонит облака, несет пасмурную либо солнечную погоду)
Schmiede Кузница (в голове можете вспомнить знаменитого Шмидта – математика и геофизика)
Fischer Рыбак (это слово вызывает ассоциации с фамилией известного шахматиста Фишер)

Это только пример того, как вы можете составить собственную таблицу. Когда приступите к изучению немецкого языка, найдите другие слова и включите их в нее.

Далее можете выполнить следующие действия:

  • Найдите и представьте визуально образ ключевого слова, которое у вас вызывает ассоциации.
  • Представьте ситуацию, в которой будет задействовано ключевое слово и перевод на него.
  • Мысленно представьте данную ситуацию, разукрасив ее яркими красками.

Дабы выучить быстрее немецкий язык, проговаривайте каждое слово быстро и четко. Вспоминайте каждый раз выдуманные образы 3 раза в день на протяжение 3-4 суток. Если вы не сможете вспомнить какие-то слова, значит ваши ассоциации были не такими прочными и вам необходимо продумать их снова.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания итальянских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Изучая иностранные языки, к примеру, итальянский, мы сталкиваемся с такой проблемой, как огромный ассортимент слов, которые необходимо обязательно изучить. Конечно же, способность запоминать новую информацию у каждого человека индивидуальная. Следовательно, каждый пытается отыскать собственные способы, помогающие запоминать информацию лучше и быстрее.

Для изучения итальянского языка вам понадобятся следующие упражнения:

  • Выпишите слова на итальянском, переведите их на русский. Прочитайте несколько раз данные слова. Загните пол-листа, проверьте на память перевод каждого слова, затем сделайте все наоборот.
  • Добавьте к словам ассоциации, например:
Слова на русском Слова на итальянском Ассоциации
Голова Testa Вспомните обычное песочное «Тесто»
Кровать Letto Лето я посвятил прочтению рассказа, лежа на кровати
Шея Сollo У меня шея такая тоненькая, словно кол
Сердце Cuore На березе, на коре парень вырезал большое сердце
Середина Metà Человек начинает метаться, когда оказывается в середине пути
  • Выучите слова, прибавив к ним префиксы. К примеру, «ri-» Fare. В переводе с итальянского означает «Делать». Сложив суффикс и слово, получаем «Rifare».
  • Находите синонимы.
  • Сделайте карточки. На одной стороне напишите итальянское слово, а на обороте карточек напишите перевод на русском языке. Перетасуйте их. Доставайте по одной карточке, читайте слова и переводите тут же их. Если вы с какой-то карточкой ошиблись, отложите ее сторонку. Затем, собранные карточки с ошибками, повторно прочитайте.

Мнемотехника — методы и приемы для запоминания испанских слов: таблицы с ассоциациями к словам, упражнения

Испанский язык считается самым популярным языком по всему миру. В настоящее время многие пытаются изучить этот язык, используя самые различные методики. Кто-то по несколько часов просиживает в институте и библиотеках, кто-то нанимает репетитора, а кому-то удобнее заниматься самостоятельно, пользуясь интернетом и подручными средствами.

Сегодня очень востребованным является методика «ассоциации». Она набирает с каждым годом большую популярность, поскольку способна принести самые лучшие результаты.

Фонетические ассоциации

Испанский Русский Ассоциации
negro Темный или угрюмый Вспомните в голове обычного негра
rosa Розовый Подумайте мысленно о розовой Розе

Зрительные ассоциации

Подобные ассоциации могут быть материальными, обладать ассоциативными образами, их можно легко представить в собственном воображении. К примеру, собака – «perro», кошка – «gato». Данные слова, хоть и покажутся вам очень детскими, но вы сможете их быстрее запомнить. Как правило, зрительная память у людей развита гораздо лучше, нежели другие виды памяти. Напишите итальянские слова, которые вы не можете запомнить, вместе с переводом в самых заметных местах. Когда вы будете с ними сталкиваться, будете одновременно запоминать.

Ситуативный способ ассоциаций

Постоянно берите в собой словарь или планшет, загрузив в него электронный словарик. К примеру, когда будете ехать в лифте, найдите в словаре слово «лифт», только на испанском языке «ascensor». Посещая каждый раз здание с лифтом, вы будете машинально вспоминать данное слово.

Видео: Техника запоминания иностранных слов

heaclub.ru

Мои любимые техники запоминания иностранных слов

26 августа 2015

28035 просмотров

Я не начинала учить английский язык с пеленок. Поскольку моя сестра учила немецкий и очень в нем преуспела, я еще в садике решила, что это и мой путь. Мне во всем хотелось подражать сестре: это благодаря ей я научилась читать в 4 года, так что с выбором немецкого тоже было все просто. Итак, несколько лет мы с сестрой самостоятельно штудировали Deutsch, и это было занятно. А потом пришел пятый класс, и меня не спросили, чего я, деточка, хочу, и записали в английскую группу. Ведь чувствовали, что это моя судьба :)

Сегодня мне хочется рассказать о способах учить иностранные слова. Они прошли множество испытаний, были испробованы на мне и моих студентах, некоторые способы были усовершенствованы, другие отметены за ненадобностью. Итак, делюсь тем, что работало лично для меня и моих любимых учеников.

1. Мнемотехника или просто ассоциации.

Честно говоря, я и не знала, что этот метод называется таким мудреным словом. Я пользовалась им еще в школе самостоятельно, и со временем стала изощряться :) Сейчас объясню.

Все очень просто: берем слово, к слову прикрепляем образ. Метод хорошо работает у визуалов. Я еще часто вместе со словом и образом представляю рядышком то, как это слово пишется. Особенно полезна эта техника для абстрактных слов. Например: жара — пустыня, любовь — купидон со стрелой, открывать — рука, открывающая бутылку лимонада или пива. У всех у нас свои ассоциации, и даже если они кому-то покажутся очень странными, а для вас это работает, давайте будем странными :)

Следующий этап — закрепление этого образа, слова и связи между ними в мозгу, т. е. повторять снова и снова, пока не отложится. Не стоит относится к этому как к тяжелой и нудной работе. Я за то, чтобы любой процесс проходил легко и игриво. Я пользуюсь мнемотехникой с особо сложными словами, которые ну никак не хотят сразу запоминаться.

2. Делаем карточки для слов.

Старый добрый способ, с помощью которого я готовилась к страшнейшему экзамену GRE, который нужен для поступления в американский вуз. На одной стороне пишем русский вариант, на другой английский. Важно: не пишите все значения этого слова, первых двух всегда достаточно для начала, если только не имеется в виду специфический термин. Карточки можно делать в телефоне, или на бумаге. Их удобно с собой таскать и проверять себя же в свободное время.

3. Обклеить предметы стикерами.

Это у нас зарезервировано для креативных и начинающих. Слово лучше всего запоминается, когда вместо его перевода у вас перед глазами картинка.

4. Видение в контексте.

Английский язык — контекстный. Когда меня спрашивают, как сказать «идти», я всегда отвечаю: «смотря куда, смотря зачем, и смотря как надолго». Пока мы не увидим новое слово в контексте, с ним мало что можно сделать. Чтобы слово не осталось мертвым грузом, составим со словом или выражением письменно предложения, а лучше целых три, затем читаем их вслух.

5. Надиктовать на аудио.

Слово (выражение) важно не только узнавать, когда мы его видим, но и узнавать, когда мы его слышим. Для этого надо его многократно произносить. Хороший способ — надиктовать себя на диктофон, а затем прослушивать. Конечно же, сначала важно узнать, как правильно произносится это самое слово, чтобы не последовать печальному примеру Виталия Мутко и его речи в ФИФА под забойным названием «Фром зе ботом ов май харт»:) Через 30 минут слово следует повторить. Говорят, повторение перед сном — самое лучшее время для запоминания, поскольку это наиболее лучшее время для работы с подсознанием.

6. Интеллектуальные карты.

Берем одну тему и делаем мозговой штурм. Например, фрукты — это melon, pear, apple, plum, grape, и т.д.. Можно этот метод соединить с «карточным». И еще помните, что чем больше времени мы тратим на одно слово, тем быстрее оно откладывается в пассивный словарь и тем быстрее выйдет в активный.

Про активный и пассивный словарик. Когда мы учим/видим новое слово, оно для начала откладывается в пассивный внутренний словарик. Это первый важный этап. То есть вы начинаете это слово узнавать, когда видите, особенно в контексте. Только после этого у этого слова есть шанс «уйти» в активный словарь, т. е. вы сможете извлекать его из памяти и употреблять его в речи.

7. Найти сообщника.

Наверняка в вашей жизни есть кто-то, кто хотел бы изучать иностранный язык вместе с вами. Это стимулирует. Особенно весело составлять ассоциативный ряд вместе с товарищем — это очень весело :). В свое время сообщника у меня не было, и я изучала английский сама. Но это правило использую я в других случаях, оно всегда работает! Как-нибудь расскажу.

8. Использовать эмоции.

При запоминании слова очень важны эмоции, которые вы вкладываете в новое слово. Если вы свяжете его с какими-то живыми картинками, вызывающими эмоции, желательно положительными, но не обязательно :), слово отложится как минимум в пассивный словарик. Можно привязать к личным воспоминаниям, что тоже очень эффективно. Можно вызывать запахи, вкус, наполнять картинку цветом, или соединять ее с любимой музыкой. Этот метод хорошо подходит для запоминания определенных понятий, которые сложно привязать к чему-то конкретному.

9. Правописание.

Слово надо не только знать, как оно произносится, но еще и уметь писать. Для этого берем лист бумаги и пишем его много раз. Понятие «спеллинг» — очень важное в английском языке. Если у вас есть подруга Эшли, чье имя пишется Ashly, а не Ashleigh, то не дай вам бог написать ее имя неправильно. Без обид не обойдется :)

10. Связка понятий.

Когда вы изучаете отдельные слова, это одно дело, а когда связываете их между собой, становится еще более эффективно. Можно, например, выбрать 10-20 слов и написать связный рассказ, состоящий из этих слов. Он может быть глупым, смешным, серьезным — не важно, have fun with it! Лично я нахожу этот метод очень занимательным.

11. Противоположности.

Выбираем те слова, у которых есть антонимы, и запоминаем их сначала отдельно, потом в паре. Например, good — bad, awful — awesome. Можно то же самое делать с синонимами (nice — fine — good), с профессиями (to teach — teacher, etc.), используя словообразования. Об этом — в следующем пункте.

12. Словообразование.

Здесь можно изучить суффиксы и приставки, с помощью которых образуются новые слова. Например, believe (верить) — believable (вероятный) — unbelievable (невероятный) — believing (веруя) — belief (вера) — disbelief (неверие).

13. Сочетание всех методов.

Это самый лучший способ. Все вышеперечисленные способы друг друга дополняют и помогают.

Теперь осталось только начать :) В следующий раз расскажу про ресурсы, с помощью которых изучение и совершенствование английского может стать мощным инструментом для саморазвития!

Образование #Изучение языков 

interesno.co

ЗАНЯТИЕ 14 64. Техника запоминания иностранных слов

ЗАНЯТИЕ 14

64. Техника запоминания иностранных слов

Необходимость запоминания большого объема новых слов - серьезное препятствие для изучающего иностранный язык. Бытует мнение, что дети хорошо запоминают иностранные слова, а взрослые - хуже. Мнемотехника показывает, что это не совсем так и даже совсем не так.

Действительно, ребенок к семи годам осваивает свой родной язык, потому что он живет в языковой среде. Его учителями являются сразу много людей (папа, мама, бабушка и дедушка, приятели, воспитатели). Но за семь лет своей жизни ребенок набирает не такой уж и большой запас слов - 1500-2000. Если разделить это количество на количество дней в семи годах, то получится, что дети учат каждый день всего по одному слову.

Изучающего иностранный язык интенсивно такая «феноменальная» память на слова явно не устраивает. Нужно уметь запоминать в день хотя бы по 50 новых слов, тогда разговорный минимум в 2000 слов можно заучить за 40 дней. Речь здесь идет не о том запоминании, при котором «читают и переводят со словарем», а точнее не могут читать и переводить без словаря. Слова необходимо запоминать так, чтобы больше никогда не искать их в словаре. Но и этого мало. Слова нужно запоминать так, чтобы они при восприятии вызывали у вас в воображении соответствующие зрительные образы. В этом случае понятие «перевод» потеряет для вас смысл. Ведь если иностранная речь будет включать у вас механизмы воссоздающего воображения, вы ее просто будете понимать без всякого перевода, как понимаете слова родного языка.

Запоминание группы иностранных слов осуществляется в несколько этапов.

1. Запоминаемые слова представляются в виде зрительных образов. Зрительные представления на любых языках выглядят одинаково. Яблоко, эпл, ринго - все это разные обозначения одного и того же образа.

2. Зрительные образы определенного количества слов запоминаются в соответствующей последовательности. Это нужно для того, чтобы при мысленном припоминании вы могли проработать все слова без пропусков.

3. На образе запоминаемого слова делаются метки, которые подсказывает вам его звучание на иностранном языке. После этого вы уже сможете воспроизвести иностранные слова без словаря. Однако такого запоминания недостаточно. Воспроизведение пока осуществляется на основе образованных вспомогательных ассоциаций. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.

4. Далее вы вспоминаете очередной образ и считываете с него произношение. Затем убираете образы-метки из сознания и представляете только запоминаемый образ. На фоне этого образа приемом мысленного проговаривания и мысленной прорисовки (при запоминании написания) вы образуете прямую связь между образом и его новым звучанием. Эту операцию необходимо проделывать несколько раз в течение двух-трех дней, пока новое звучание не «прилипнет» к образу.

Осуществлять операции по закреплению слов в памяти вы можете в любое время - на прогулке, в транспорте, за столом. Для повторения и закрепления новых слов вам не нужен учебник, так как произношение слов записано в вашей памяти.

Рекомендуется при закреплении слов сразу включать их в различные грамматические конструкции, то есть обыгрывать новые слова в сочетаниях с уже известными словами.

Грубой ошибкой будет образование ассоциации между звучанием слова и образом-меткой.

Пример. При запоминании образа «Волосы» японским словом «Ками» мы крупно представляем именно волосы и более мелким образом делаем в «волосах» метку «Камин». При мысленном повторении необходимо представлять волосы и произносить про себя «Ками». Представление образа камина будет ошибкой, так как ассоциация при этом образуется неверная. Вы ведь не хотите, чтобы слово «Ками» вызывало у вас в воображении образ камина?

Вспомогательные ассоциации (образы-метки), в которых закодировано произношение, нужны только на первом этапе запоминания иностранных слов, для захвата информации в память, чтобы избавиться от необходимости носить с собой учебник и иметь возможность последовательно повторять слова.

Связь достаточно быстро формируется. Вы это почувствуете по возникновению эффекта непосредственного припоминания. При этом вам часто даже будет трудно вспомнить вспомогательные образыметки. Зрительный образ будет сразу вызывать произношение и наоборот.

Техника запоминания иностранных слов достаточно простая, но при условии, что у вас сформированы навыки кодирования слов в образы и образования искусственных ассоциаций. Чем больше вы будете тренироваться в запоминании иностранных слов, тем проще они будут запоминаться.

На занятии мы отрабатываем запоминание иностранных слов на примере слов из японского языка. Этот язык выбран по двум причинам. Во-первых, японские слова достаточно легко запоминаются; во-вторых, практически никто не знает японского языка, поэтому можно объективно оценить эффективность запоминания с помощью предлагаемой техники. Запоминание английских слов не обеспечит «чистоты эксперимента», потому что многие английские слова всем хорошо знакомы.

Чтобы эффективно применять на практике технику запоминания иностранных слов, у вас должны быть сформированы хорошие навыки запоминания. Это - высокая скорость кодирования информации в образы, умение формировать в памяти образные коды, способность запоминать ассоциации с первого раза и в достаточно большом объеме. Так, запоминание ста иностранных слов может быть приравнено к запоминанию трехсот двузначных чисел или ста телефонных номеров. Ваша способность запоминать за один раз такой объем информации напрямую зависит от устойчивости вашего внимания. Устойчивость внимания - главный показатель при оценке навыка запоминания программой «Мастер запоминания» - определяется по объему запоминаемых сведений. Даже если вы запомните без единой ошибки 60 чисел, уложившись в норматив скорости запоминания, «Мастер запоминания» поставит вам скромную оценку «3», потому что запоминание 60 чисел равносильно запоминанию всего 20 иностранных слов и такого навыка запоминания недостаточно для интенсивного изучения иностранного языка. Для сравнения - в одном уроке лингафонного курса может быть в среднем 100-150 новых слов. В одном параграфе учебника истории - 50 информационных сообщений, подлежащих запоминанию, которые состоят примерно из 250 образов.

Следующая глава

psy.wikireading.ru

"Техники запоминания иностранных слов"

Занятие «Техники запоминания иностранных слов»

Цель: Познакомить с методами запоминания иностранных слов. Формировать внимание к слову. Развивать умение видеть слово с разных сторон, думать, рассуждать, дискуссировать.

Инструментарий Демонстрационный материал, русско-английский словарь (либо словарь изучаемого языка).

Ход занятия:

  1. Упражнения на развитие межполушарных взаимодействий.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

  1. Запоминание иностранных слов.

Новых слов, при изучении иностранного языка, нужно учить много, а запомнить их сложно. Узнайте, как запоминать новые слова легко и быстро применять их на практике!

При изучении иностранного языка очень важно постоянно пополнять свой лексический запас – запоминать новые и новые слова. Однако не у всех получается делать это с успехом.

Почему же запоминание английских слов вызывает сложности?

 Во-первых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%.

Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово! Вас иностранцы не поймут. Поэтому очень важно английские слова запоминать точно. А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%.

Зная, эту особенность памяти, наши предки 2 тысячи лет назад создали мнемотехнику - искусство запоминания. В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти».

Во-вторых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной организации слов. Обратите внимание, что большинство книг и словарей, направленных на формирование словарного запаса, составлены в алфавитном порядке, т.е. английские слова следуют в алфавитном порядке. А такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания.

Запоминание слов в алфавитном порядке приводит к следующим негативным последствиям.

  • Запомненное слово сложно вспомнить, «достать из памяти», т.к. английское слово запоминалось без блока слов, связанных с ним по смыслу, и «хранящихся на одной полке».

  • Запомненное в алфавитном порядке слово можно сравнить с книгой, которую вы хотите найти в книжном шкафу, но не помните, на какой полке она стоит и к какой тематике относится. И для того, чтобы отыскать нужную книгу, вам понадобится «перерыть» весь шкаф. А вот если бы вы поставили эту книгу на полку с книгами по той же тематике, то очень быстро нашли бы ее.

  • Когда слова представлены в алфавитном порядке, то рядом находящиеся английские слова начинаются с одной и той же буквы и мало чем отличаются. А, как известно, однородная информация подвержена забыванию, т.е. запоминаясь последовательно, слова вытесняют друг друга из памяти. 

  • Поэтому очень важно, чтобы соседние английские слова начинались с разных букв.

В-третьих, запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста. Кроме того, сложности с запоминанием связаны с многозначностью английских слов.  

В-четвертых, запоминание английских слов вызывает сложности из-за неправильной последовательности запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово? 

Возьмем, к примеру, wedding ['wedIN] – свадьба

  1. wedding – это написание английского слова

  2. ['wedIN] – это произношение английского слова

3. свадьба – это перевод английского слова

Итак, английское слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2) произношение, 3) перевод. И чаще всего, в такой последовательности вы записывали новое английское слово в словарик, и именно в такой последовательности английские слова представлены в многочисленных книгах и словарях. 

- С чего вы начинали запоминание? (с написания)

- А что вы делали потом? (Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «['wedIN] – свадьба, ['wedIN] – свадьба...»)

Получается следующая последовательность запоминания: написание – произношение – перевод.

Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность:

перевод - произношение – написание.

Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания, но при использовании определенного метода, о котором мы поговорим ниже.

Как научиться запоминать английские слова быстро и легко?

 Очевидно, что нужно устранить выше перечисленные сложности и научиться:

  • правильно готовить материал к запоминанию, т.е. а) сгруппировать английские слова по темам и ситуациям употребления; б) расположить английские слова так, чтобы рядом стоящие слова начинались с разных букв;

Перед вам картинка сначала напишите изображенные предметы на русском языке, затем, пользуясь русско-английским словарем, его английский перевод с транскрипцией).

  • запоминать английское слово в контексте по принципу одно английское слово – один контекст, содержащий один перевод;

  • запоминать в правильной последовательности, т.е. перевод – произношение – написание, используя определенный метод, составной частью которого является мнемотехника.

- Все понятно, кроме третьего пункта, - скажите вы, - Что это за «определенный метод»?

Метод запоминания слов любого иностранного языка «Полиглот».

Метод «Полиглот» представляет собой последовательность мыслительных действий и операций, которые формируют навык запоминания.

Достаточно самостоятельно запомнить с помощью этого метода всего 500 английских слов, чтобы сформировать навык запоминания. Вы не будете задумываться над тем, как запоминаете, ваш мозг сам будет использовать этот метод, и английские слова станут «запоминаться сами собой».

Запишите для себя памятку по запоминанию иностранных слов по методу «ПОЛИГЛОТ» (для самостоятельного запоминания английских слов)

  1. Представить перевод слова.

  2. К произношению подобрать созвучное русское слово.

  3. Соединить образ перевода с образом созвучного слова.

  4. «Сфотографировать» иностранное слово.

  5. Написать иностранное слово.

  6. Проверить качество зрительного запоминания.

  7. Записать на карточку для дальнейшего повторения.

Давайте, с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово:

борода - beard [bIqd] бИэд

1. «борода» - это перевод 

2. [bIqd] и бИэд – это произношение слова (второй вариант – «русская транскрипция»)3. beard – это написание английского слова

1. Представить перевод английского слова.

1) «Представить перевод английского слова» - значит, представить «бороду». 

Одни могут «увидеть в воображении» бороду, висящую в воздухе, другие – лицо дедушки с бородой.

Желательно, первое время, помогать себе вопросами: 

- Что мне это слово напоминает?

- На что это слово похоже? 

- С чем это слово у меня связано? 

2) А потом формируем «картинку» на основе образа бороды по принципу: «Место. Герой. Ситуация», т.е. задаем себе вопросы:- Где?

- Кто? Что? 

- Какая ситуация?

Важно! При формировании «картинки» поместить перевод английского слова в нужный контекст.

В данном случае слово однозначное и слово «борода» вызывает в воображении лицо дедушки с бородой. Далее формируем «картинку», т.е. вспоминаем знакомого дедушку в знакомом месте (Место. Герой), подключаем, как можно больше ощущений и чувств.

Давайте представим знакомого дедушку с бородой, сидящим на лавочке в парке, услышим веселые детские голоса, почувствуем запах цветов, ощутим теплые солнечные лучи...

Обратите внимание, что ситуация, это какое-то взаимодействие героев, а у нас есть только один герой. Оставим пока в покое «недостроенную картинку» и переходим к другому пункту. 

  1. К произношению подобрать созвучное русское слово.

Произношение – это [bIqd] Иэд

Подберем к произношению созвучное русское слово, т.е. слово, у которого совпадают первые звуки. В данном случае по звучанию подходит слово «БИДон». Обратите внимание, что совпадающую созвучную часть мы выделяем большими буквами. Желательно, чтобы русское созвучное слово обозначало предмет или человека.

  1. Соединить образ перевода с образом созвучного слова.

Образ перевода – это знакомый дедушка с бородой, сидящий на лавочке в парке. «Соединить образ перевода с образом созвучного русского слова» - значит

- «достроить картинку перевода», включив в нее БИДон, в результате получится «ключ – фраза», соединяющая слова «борода» и «БИДон», например: «Дедушка нечаянно окунул бороду в БИДон с молоком»;

- удерживая в воображении «ключ – фразу» одновременно произносим вслух 2-3 раза: [bIqd] бИэд 

  1. «Сфотографировать» английское слово.

Английское слово – это слово «beard».

«Сфотографировать английское слово» - значит, выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6 х 7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2-3 раза.

  1. Написать английское слово.

Написать английское слово, т.е. написать слово «beard» на черновике, никуда не подсматривая. Написали один раз – проверили, затем напишите второй раз, но не подсматривая. Записали второй раз – проверили. И еще один раз запишите и проверьте. Важно, чтобы вы вспоминали по памяти написание слова и никуда не подсматривали! Достаточно записать слово 3-5 раз.

  1. Проверить качество зрительного запоминания.

 «Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось. Например: ....d

...rd..ard.eard

beard

Если вы правильно записали слово наоборот, то можно вас поздравить, вы запомнили правописание английского слова на 100%!

  1. Записать на карточку для дальнейшего повторения.

С одной стороны карточки запишите перевод слова, т.е. «борода», а с другой стороны запишите английское слово «beard».

Важно сделать два повторения:

- повторение №1: по переводу, т.е. русскому слову вспоминаем английское слово, предварительно перетусовав все карточки,

- повторение №2: по английскому слову вспоминаем русский перевод.

Важно, чтобы вы сначала выполнили 1, 2 и 3 пункты на подготовленном списке слов (50 – 200 английских слов), а потом выполнили 4, 5, 6 пункты с этим же списком слов.

Запомните! Английские слова нужно запоминать не по одному, а списками, сгруппированными по темам!

Рефлексия: Почему запоминать иностранные слова сложно? Каким образом вам удалось запомнить иностранные слова? Какой метод вам понравился больше?

infourok.ru

64. Техника запоминания иностранных слов

Необходимость запоминания большого объема новых слов — серьезное препятствие для изучающего иностранный язык. Бытует мнение, что дети хорошо запоминают иностранные слова, а взрослые — хуже. Мнемотехника показывает, что это не совсем так и даже совсем не так.

Действительно, ребенок к семи годам осваивает свой родной язык, потому что он живет в языковой среде. Его учителями являются сразу много людей (папа, мама, бабушка и дедушка, приятели, воспитатели). Но за семь лет своей жизни ребенок набирает не такой уж и большой запас слов — 1500-2000. Если разделить это количество на количество дней в семи годах, то получится, что дети учат каждый день всего по одному слову.

Изучающего иностранный язык интенсивно такая «феноменальная» память на слова явно не устраивает. Нужно уметь запоминать в день хотя бы по 50 новых слов, тогда разговорный минимум в 2000 слов можно заучить за 40 дней. Речь здесь идет не о том запоминании, при котором «читают и переводят со словарем», а точнее не могут читать и переводить без словаря. Слова необходимо запоминать так, чтобы больше никогда не искать их в словаре. Но и этого мало. Слова нужно запоминать так, чтобы они при восприятии вызывали у вас в воображении соответствующие зрительные образы. В этом случае понятие «перевод» потеряет для вас смысл. Ведь если иностранная речь будет включать у вас механизмы воссоздающего воображения, вы ее просто будете понимать без всякого перевода, как понимаете слова родного языка.

Запоминание группы иностранных слов осуществляется в несколько этапов.

1. Запоминаемые слова представляются в виде зрительных образов. Зрительные представления на любых языках выглядят одинаково. Яблоко, эпл, ринго — все это разные обозначения одного и того же образа.

2. Зрительные образы определенного количества слов запоминаются в соответствующей последовательности. Это нужно для того, чтобы при мысленном припоминании вы могли проработать все слова без пропусков.

3. На образе запоминаемого слова делаются метки, которые подсказывает вам его звучание на иностранном языке. После этого вы уже сможете воспроизвести иностранные слова без словаря. Однако такого запоминания недостаточно. Воспроизведение пока осуществляется на основе образованных вспомогательных ассоциаций. С этого момента и начинается запоминание слов, т.е. образование прямой связи между словом и образом.

4. Далее вы вспоминаете очередной образ и считываете с него произношение. Затем убираете образы-метки из сознания и представляете только запоминаемый образ. На фоне этого образа приемом мысленного проговаривания и мысленной прорисовки (при запоминании написания) вы образуете прямую связь между образом и его новым звучанием. Эту операцию необходимо проделывать несколько раз в течение двух-трех дней, пока новое звучание не «прилипнет» к образу.

Осуществлять операции по закреплению слов в памяти вы можете в любое время — на прогулке, в транспорте, за столом. Для повторения и закрепления новых слов вам не нужен учебник, так как произношение слов записано в вашей памяти.

Рекомендуется при закреплении слов сразу включать их в различные грамматические конструкции, то есть обыгрывать новые слова в сочетаниях с уже известными словами.

Грубой ошибкой будет образование ассоциации между звучанием слова и образом-меткой.

Пример. При запоминании образа «Волосы» японским словом «Ками» мы крупно представляем именно волосы и более мелким образом делаем в «волосах» метку «Камин». При мысленном повторении необходимо представлять волосы и произносить про себя «Ками». Представление образа камина будет ошибкой, так как ассоциация при этом образуется неверная. Вы ведь не хотите, чтобы слово «Ками» вызывало у вас в воображении образ камина?

Вспомогательные ассоциации (образы-метки), в которых закодировано произношение, нужны только на первом этапе запоминания иностранных слов, для захвата информации в память, чтобы избавиться от необходимости носить с собой учебник и иметь возможность последовательно повторять слова.

Связь достаточно быстро формируется. Вы это почувствуете по возникновению эффекта непосредственного припоминания. При этом вам часто даже будет трудно вспомнить вспомогательные образыметки. Зрительный образ будет сразу вызывать произношение и наоборот.

Техника запоминания иностранных слов достаточно простая, но при условии, что у вас сформированы навыки кодирования слов в образы и образования искусственных ассоциаций. Чем больше вы будете тренироваться в запоминании иностранных слов, тем проще они будут запоминаться.

На занятии мы отрабатываем запоминание иностранных слов на примере слов из японского языка. Этот язык выбран по двум причинам. Во-первых, японские слова достаточно легко запоминаются; во-вторых, практически никто не знает японского языка, поэтому можно объективно оценить эффективность запоминания с помощью предлагаемой техники. Запоминание английских слов не обеспечит «чистоты эксперимента», потому что многие английские слова всем хорошо знакомы.

Чтобы эффективно применять на практике технику запоминания иностранных слов, у вас должны быть сформированыхорошие навыки запоминания. Это — высокая скорость кодирования информации в образы, умение формировать в памяти образные коды, способность запоминать ассоциации с первого раза и в достаточнобольшом объеме. Так, запоминание ста иностранных слов может быть приравнено к запоминанию трехсот двузначных чисел или ста телефонных номеров. Ваша способность запоминать за один раз такой объем информации напрямую зависит от устойчивости вашего внимания. Устойчивость внимания — главный показатель при оценке навыка запоминания программой «Мастер запоминания» — определяется по объему запоминаемых сведений. Даже если вы запомните без единой ошибки 60 чисел, уложившись в норматив скорости запоминания, «Мастер запоминания» поставит вам скромную оценку «3», потому что запоминание 60 чисел равносильно запоминанию всего 20 иностранных слов и такого навыка запоминания недостаточно для интенсивного изучения иностранного языка. Для сравнения — в одном уроке лингафонного курса может быть в среднем 100-150 новых слов. В одном параграфе учебника истории — 50 информационных сообщений, подлежащих запоминанию, которые состоят примерно из 250 образов.

studfiles.net


Смотрите также