Закаливание детей школьного возраста


Закаливание детей школьного возраста: правила, виды, схемы

Уроки, экзамены, развивающие занятия перегружают не только мозг, но и иммунную систему школьников. Иногда организм не выдерживает, дает сбой, ребенок беспрерывно болеет. Закаленный ребенок подхватывает вирусы в разы реже. Вот почему детей школьного возраста имеет смысл быстрее приучить к закаливанию. Наука закаливания не сложная, и при разумном подходе, процедуры принесут организму исключительно пользу.

С точки зрения медиков, закаливание – не что иное, как оздоровление при помощи естественных природных факторов. Попеременное воздействие низких и высоких температур, тепла, солнца, мороза и ветра происходит кратковременная встряска всего организма. Это мобилизует силы, мощно укрепляет иммунитет и заметно оздоравливает. Огромное достоинство закаливания – в доступности. Финансовых вливаний совсем не требуется: достаточно просто захотеть и начать ежедневные «тренировки» организма.

В чем польза закаливания

Ребенок, выросший в тепличных домашних условиях, часто страдает слабым здоровьем. Он без конца болеет: едва задует ветерок, начинает чихать и кашлять. Он быстро устает в школе, а досуг предпочитает проводить за компьютером. Разорвать порочный круг просто: надо записать ребенка в спортивную секцию и научить закаляться.

Чем оно поможет:

  • нормализуется нервная система, проходит тревожность, сон становится крепче; ребенок перестает волноваться по пустякам, бояться экзаменов и невыученных уроков;
  • закаливание служит прекрасной тренировкой сердечно-сосудистой системы, а здоровые сосуды и сердце нужны в любом возрасте;
  • повышается выносливость организма; практически все процедуры закаливания направлены на ограничение температуры, кратковременное охлаждение или перегрев. В итоге ребенку не так страшны мороз, ветер и обычные сквозняки.

Наконец, увеличивается работоспособность и повышается аппетит. Закаленные дети больше успевают, едят лучше, растут и развиваются активнее многих сверстников.

Виды и схемы закаливания

В целом ничего сложного в процессе закаливания нет. Некоторые процедуры легко совмещать с ежедневными гигиеническими мероприятиями. Обливания можно проводить, принимая душ, а аэротерапию – возвращаясь с уроков. Помните: все виды закаливания прекрасно работают сами по себе, но особенно эффективны в комплексе с физическими нагрузками, включая элементарную утреннюю зарядку.

В таблице собраны популярные методики, одобренные педиатрами и специалистами по гигиене, физической культуре и спорту.

 

Вид

 

Польза для ребенка

 

Схема закаливания

Воздушные ванны (аэротерапия)Прогулки являются частью закаливания. Гулять нужно в любую погоду без скидки на дождь, снег, мороз или промозглость, когда взрослым людям зябко и не уютно. Минимальное время прогулок – 30 минут. В хорошую погоду время увеличивается до 3,5 часов.Чем больше ребенок гуляет – тем лучше. При заболеваниях ОРВИ, ОРЗ или гриппе аэротерапия отменяется только на время, пока держится высокая температура. Как только она спала – одевайте ребенка, отправляйте гулять или просто поручите сходить за хлебом. Лучшая температура для воздушных ванн в летнее время +16-+22 градуса, весной +14-20, зимой -5-10 градусов. Оптимальное время от 10 до 3, 5 часов.
Солнечные ванны (гелиотерапия)На солнце вырабатывается витамин Д, который называют витамином радости. Не упускайте солнечные дни зимой, весной или летом.Летом полезно гулять раздетым: так солнечные лучи напитывают все тело ребенка. Посещайте пляжи, или раздевайте ребенка до плавок на загородном участке. Только не в период самой высокой активности (с 12 до 16 часов) и не забывайте о средствах защиты: креме с УФ-фактором, панамке или кепке.
ОбтираниеПроцедура помогает усилить кровообращение, повышает тонус, сохраняет кожу упругой и эластичной. Намочите полотенце или жесткую губку в прохладной воде, оботрите полотенцем ребенка до красноты. Массирование всегда делают по линиям от сердца, спускаясь ниже по телу. Особое внимание уделяйте рукам и ногам. Конечности массируйте с легким усилием, но без рвения.Начинать закаливание лучше с температуры 32 градуса, постепенно понижая температуру. Время сеанса – 2-3 минуты.

Важно приучить к обтиранию девочек: оно послужит прекрасной профилактикой целлюлита.

ОбливаниеВоздействие холодом тонизирует, пробуждает организм, укрепляет сердечную мышцу и сосуды. Лучшее время проведения – утро. Только не стоит прибегать к радикальным мерам, выливая на сонного ребенка ушат ледяной воды. Со временем к обливаниям подключите контрастный душ. Попеременное обливание горячей и холодной водой укрепляет иммунитет, сохраняет кожу эластичной.Начинают обливания с температуры, чуть ниже привычной для тела (34-35 градусов), постепенно ее понижая. Самая низкая температура для ребенка – 12 градусов. Процедуру проводят каждый день. Общее время процедуры – от 10 до 15 минут.
Ходьба по снегу босикомШкольники воспринимают такое закаливание как аттракцион и охотно соглашаются погулять босиком по снегу. Активные точки на стопе на морозе «просыпаются», что улучшает самочувствие, укрепляет защитные силы организма.Закаливание действует эффективнее при минусовой температуре на улице (до – 10). Для начала гуляют по 2 минуты, потом время увеличивают до 5-10.
Ходьба по гальке, горячему пескуПроцедура укрепляет иммунитет, служит профилактикой плоскостопия. Одновременно происходит массирование активных точек на стопе, что тоже полезно.Ходить лучше по траве, теплой земле, морском или речном пляже с разной формой камней и структурой песка. На улице ходить босиком опасно из-за острого мусора, палок, готовых вонзиться в стопы.
У вас остались вопросы по теме статьи или о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!

Правила закаливания

Существуют экстремальные виды закаливания: купание в проруби, обливание ледяной водой на морозе. Процедуры вызывают кратковременный стресс у организма. Сначала сосуды резко сужаются, а потом расширяются. В итоге кровоток крови перераспределяется, она резко приливает сначала к внутренним органам, потом к мышцам и коже. Одновременно происходит выброс гормонов – эндорфина, адреналина, норадреналина, которые повышают настроение, а параллельно запускают скрытые резервы организма. Для таких процедур важно правильно подготовиться: «домашним» детям врачи их запрещают.

Витамины для детей с 3 лет: какие лучше для иммунитета

Общие правила выглядят так:

  • главное правило закаливания – системность. Занимайтесь каждый день, без перерывов и выходных.
  • начинайте занятия с солнечных и воздушных ванн, прогулок босиком по траве, постепенно подключая обтирания, обливания прохладной водой.
  • не усердствуйте. Увеличивайте время понемногу. Закаливание действует, как любая спортивная тренировка, то есть требует привыкания.
  • закаливаться радикальными способами, вроде прыжков в прорубь после бани, можно только взрослым людям или хорошо подготовленным детям. Иначе велик риск приобрести хронические болезни или сильно застудиться.

Большой плюс в закаливании в том, что привычка остается с ребенком навсегда, превращается в образ жизни. Как показывает практика, закаленные дети реже болеют, не пробуют курение, алкоголь, на протяжении жизни следят за собой и достигают больших успехов. Закаливайте детей, уделите им время: усилия оправдают себя сторицей.

krohazdorov.ru

Закаливание детей школьного возраста

Первое правило закаливания детей школьного возраста да и вообще детей всех возрастов и взрослых — постепенность; для начала температура воды должна быть около 24 градусов, а затем, мало-помалу, можно довести ее до 15—16. А второе правило — это систематичность водных процедур — изо дня в день, а не от случая к случаю.

С точки зрения физиолога закаливание детей школьного возраста и взрослых — весьма сложный процесс. Мы не будем описывать его во всех тонкостях, укажем лишь, что общий смысл его — тренировка систем, регулирующих отдачу и выработку тепла в организме. При кратковременных закаливающих водных процедурах сначала наступает сжатие кожных сосудов, отчего кровь перемещается в глубоколежащие ткани, к внутренним органам и предохраняет их от охлаждения. Однако вслед за этим быстро наступает обратная реакция — сосуды расширяются, кровь притекает к коже, согревает ее. Такая систематическая тренировка нервно-сосудистого аппарата и вырабатывает привычку переносить воздействия холода и резкие перемены температуры.

Самой нежной водной процедурой является обтирание. Мокрым полотенцем или губкой обтирают сначала верхнюю половину тела (шею, грудь, руки, спину), насухо вытирают ее и растирают сухим полотенцем до красноты, а затем в той же последовательности — живот, поясницу, ноги. Движения рук должны быть направлены к сердцу. Продолжительность процедур в школьном возрасте — 3—4 минуты, включая растирание.

Следующая ступень закаливания — обливание. Здесь к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды, падающей на поверхность тела. Вначале температура воды должна быть около 32—35 градусов, постепенно ее можно снижать до 20, а в старшем школьном возрасте и до 15 градусов. Продолжительность процедуры с последующим растиранием тела не должна превышать двух минут.

Наиболее сильное действие оказывает холодный душ. Механическое раздражение, вызываемое падающей струей воды, весьма значительно, и потому душ вплывает более сильную реакцию, чем предыдущая процедура. Поэтому душ рекомендуется, главным образом, только детям старшего школьного возраста (температура воды не ниже 20 градусов и продолжительность, включая растирание, около одной минуты). Детям младшего школьного возраста тоже можно принимать душ, но вода должна быть теплее.

Лучшее время для водных процедур — утро. После сна или утренней зарядки кожа равномерно согрета, а это важно для получения необходимой сосудистой реакции. Кроме того, утренние водные процедуры прогоняют сонливость, создают бодрое настроение. А вот вечером рекомендовать их нельзя — они вызывают возбуждение нервной системы и мешают спокойному сну.

Необходимо всегда помнить, что главное в закаливании — интенсивность раздражения, а не продолжительность его действия. Правило такое: чем холоднее вода, тем меньше должна быть продолжительность водной процедуры. Если обливание или душ вызывают возбуждение, раздражительность, бессонницу — значит, вы применяете их неправильно: надо посоветоваться с врачом и, во всяком случае, уменьшить интенсивность водных процедур.

педиатрия, закаливание, вода

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

mediinfa.ru

Правила закаливания для школьников

Всем привет! Недавно видела своего бывшего одноклассника. Разговорились. Конечно, главной темой стали детишки! Точнее, их частые простуды в зимний сезон. И одноклассник рассказал мне, как дедушка укреплял его иммунитет в школьном возрасте. Выпускал внуков на снег босиком!

Самое удивительное, что тогда и не болел никто. После этого разговора меня заинтересовали правила закаливания для школьников. Неужели прямо так, можно на снег? И вот что я узнала.

Для чего закаляться?

Конечно, многие родители ждут только один ответ, закаляться — чтобы меньше болеть! Да. Но не только.

  • Укрепление иммунитета. Ведь будет крепким иммунитет, тогда и болезней будет меньше. И не только простудных, но и всех остальных бяк со здоровьем!
  • Приучение с малолетства к закаливанию.
  • Создаёт понимание, что такое здоровый образ жизни.
  • Развивает волю.

А теперь интересно, раз закалка решает столько вопросов, как это происходит? Что лежит в основе?

Как действует закаливание?

Немного физиологии, мои дорогие. Ведь укрепление иммунной системы — процесс весьма сложный. Надо понять, как он работает. Смотрите, главная составляющая закаливания, это воздействие температуры. Причём низкой. Я не говорю, что надо раздевать ребёнка и везти на север! Действие холода должно быть кратковременным.

Так вот, от холодных температур происходит сужение сосудов. Кровь отливает к внутренним органам. Знаете, зачем? Да, чтобы эти органы не замёрзли. А когда влияние холода прекращается, кровь поступает обратно к коже. В нужном объёме.

Вот так тренировка! Посредством таких манипуляций организм привыкает к низким температурам. Следовательно, становится более устойчив! Но, нельзя, чтобы такое влияние было резким. Тут тоже надо соблюдать некоторые правила. Важна постепенность. Переход от одного вида к другому.

Виды

Конечно, для школьников все виды должны сочетаться. Но, всегда начинается процесс с самого простого. Только, когда ребёнок привыкнет к одной процедуре, можно переходить к другой.

  1. Ванны воздушные. Устраиваются и зимой, и летом. Причём в теплое время года этот процесс длится бесконечно долго. Здорово, если во дворе будет бассейн и песочница. И, мой совет, если ребёнок перепачкался, не бегите стремглав в душ! Пусть нагуляется вволю, обмоете позднее. Главное, чтобы руки грязные в рот не тянул, остальное поправимо. Зимой прогулки длятся до 3,5 часов. А если погода плохая, не забудьте просто проветрить жильё. Свежий воздух, это здорово!
  2. Ванны солнечные, только летом. В комбинации с воздушными! С утра до 11:00, а вечером после 16:00.
  3. Обтирание. Переходим к более активным действиям! Оботрите ребёнка мокрой губкой. Сначала шею, потом руки, поясницу, спинку, ножки. Движения направлены к сердцу. При этом вода должна быть первый раз 32 градуса. Последующие сеансы снижайте температуру на градус. После этого сухим махровым полотенцем проведите растирание до красна.
  4. Обливание. А это уже кардинальные меры. Только не надо резко ушак ледяной воды плескать! Снижайте градусы постепенно.

А теперь познакомимся с общими схемами.

Общие принципы и схемы закаливания

Если обратили внимание, я упомянула несколько раз о постепенном снижении температур. Зачем? Да, чтобы организм привыкал постепенно! Ни один нетренированный человек не пробежит быстро заданную дистанцию. Только после ежедневных тренировок навыки будут наращиваться и скорость тоже.

Так и с закаливанием. Поэтому, я выделила несколько правил:

  1. Снижение температур на 1 градус каждый день. До каких пределов можно дойти? Для дошкольников с +35 до +20 градусов, для детей младшего школьного возраста с +32 до +20. У старших школьников нижняя температурная граница опускается до +15 градусов.
  2. Действие должно быть систематическим, каждый день. Прерываний не допускается. Только на случай болезни. Если так случилось, то процедуру начинаем заново. Да, это труд. А вы как думали?
  3. Водные мероприятия проводите с утра. Это поможет взбодрить. А вечером нужно спокойствие!
  4. При снижении температурных границ, время уменьшается! Ведь важно не время воздействия холода, а интенсивность!
  5. Закаливание начинайте поздней весной. А лучше летом! И проводите весь год.

И только, когда ребёнок привыкнет к таким мероприятиям, можно и по снегу босиком! Но это уже для более старших школьников. И только после консультации с врачом. Вообще, все такие процедуры лучше обсудить с педиатром. Ведь нужно учитывать особенности ребёнка, иммунитет. А от вас останется лишь чёткое соблюдение схем.

А теперь расскажите вы, как укрепляете здоровье своих детей? Что используете для этого? Есть секреты? Делитесь в комментариях! И не забудьте подписаться на обновления блога. Пока. До новых встреч!

my-happybaby.ru

Закаливание детей школьного возраста

Детям школьного возраста можно без боязни применять уже все средства закаливания – воздушные ванны(закаливание воздухом), водные процедуры(закаливание водой)  и солнечные ванны(закаливание солнцем).

В летнее время, если позволяет погода, ребёнок должен как можно дольше находиться на свежем воздухе. Не забывайте, что детский организм чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода.

Закаливание детей школьного возраста водой

Для закаливания детей школьного возраста очень полезны естественные купания в открытых водоёмах(речке, озере или в море), но проводиться они должны под контролем взрослых.

Купание начинают с температуры воды не ниже 22°С, постепенно приучая организм к более низкой температуре. Обычно вполне достаточно находиться в воде 10 минут. Необходимо остерегаться сильного охлаждения организма, например посинения губ. Нельзя входить в воду разогретым. В воде нужно находиться всё время в движении. После купания необходимо растереть кожу полотенцем до её покраснения и хорошо согреться (ходьба, бег, подвижные игры).

Ещё один способ закаливания: хождение босиком

Хорошим закаливающим мероприятием для детей школьного возраста является ходьба босиком. Вообще необходимо много и во всякую погоду ходить босиком. При этом кожа на подошвах постепенно грубеет и восприимчивость к холоду резко снижается.

Ножные ванны и полоскание при закаливание

Полезны ножные контрастные ванны, при которых попеременно используется холодная и тёплая вода.

Закаливающий эффект дают ежедневные полоскания рта и зёва прохладной, а потом и холодной водой. Было бы неплохо приучить ребёнка делать это и утром и вечером, когда он чистит зубы.

Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем(солнечные ванны) детей школьного возраста начинают при температуре воздуха выше 20°С. Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 5 минут, а потом через каждые 2 дня её можно увеличивать на 2-3 минуты, доводя продолжительность до 20-30 минут, в зависимости от температуры воздуха, активности солнца и личных особенностей организма школьника. Голову во избежание перегрева следует прикрывать панамой или платком.

Самое лучшее время для приёма солнечных ванн в средней полосе – 9-11 часов дня, на юге – 7-9 часов утра. После приёма солнечных ванн следует искупаться в море или речке, либо сделать обливание, либо принять душ. Солнечная ванна несколько утомляет ребёнка, поэтому после неё необходим отдых в течение 30 минут.

Разумное использование солнца, воздуха и воды не только закалит детей школьного возраста, но и будет полезно всем без исключения, так как оказывает целебное действие на легкие, кожу и нервную систему.

xn--80ait6d.xn--p1ai

Закаливание детей школьного возраста: способы и польза закаливания

Автор: Евгения Климкович

Приветствую вас на страницах блога, дорогие читатели. Чем вы помогаете детям, чтобы они могли достойно пережить осенне-зимний период и не провалялись половину учебного года с простудой в постели?

Недавно на сайте была опубликована статья о народных средствах повышения иммунитета, в которой мы пробежались по разным богатым на витамины продуктам, способным поддержать детский организм. А как вы относитесь к такому способу повышения сопротивляемости болезням как закаливание детей школьного возраста? Может ли тренировка чередованием температурных режимов организма помочь в таком деле как здоровье?

Закаляйся, если хочешь…

Обычно задумываются о закаливании как способе поддержать детский организм уставшие от бесконечных ОРЗ родители либо те, которые сами ведут активный здоровый образ жизни и не прочь опрокинуть на себя ведро холодной воды.

Для многих процесс закаливания сводится исключительно к водным процедурам с понижением температурного режима. Однако незнание того, что, оказывается, способов тренировки детского организма значительно больше, приводит зачастую к многочисленным спорам о пользе такого метода.

Основные принципы действия закаливания сводятся к тому, что системы организма тренируются посредством выработки и отдачи тепла. Врачи вам утвердительно скажут, что при использовании такого способа повышения иммунитета, увеличивается стойкость детского организма против естественных факторов природы.

Как убеждают медики, закалённая детвора редко пьёт лекарства, меньше реагирует на колебания температуры воздуха и показатели влажности. Это, конечно, не является показателем того, что закаляющиеся дети не болеют вовсе, но переносят они респираторные заболевания проще и встают на ноги быстрее.

Это интересно! Древнегреческий медик Гиппократ, клятву которого дают все без исключения врачи, считал «холодовые процедуры» имеющими особую целительную силу помощниками, а про тех, кто держит своё тело в тепле, говорил, что мышцы у них изнежены, нервы слабые, поэтому часты обмороки и кровотечения.

Каким бывает закаливание?

Способов закаливания детей младшего школьного возраста существует много, однако на слуху обычно самый популярный метод тренировки организма – водные процедуры с понижением температуры. По своему воздействию водное закаливание выстраивается в определённый порядок. Начинают процесс с влажного обтирания, затем переходят на обливание и душ, потом прибегают к ножным ваннам и купанию. Предлагаю пробежаться по всем водным видам.

  • Обтирание требует наличия мокрого полотенца. Начинают с протирания верхней части тела, включая шею, грудь, руки и спину, постепенно подключая живот, поясницу и ноги. Завершают процесс вытиранием тела на сухо до появления красноты. Для детей младшего школьного возраста время на обтирание составляет не более 5 минут.
  • Обливание предполагает холодное воздействие на организм посредством воды. Сначала включают воду, температура которой 32-35 градусов, планомерно снижая её до 20. Заканчивается процесс обливания тем же самым растиранием тела. Обливаться холодной водой можно не дольше двух минут.
  • Если вы с ребёнком благополучно освоили наиболее простые способы водного закаливания, чтобы с утра быть «бодрячком», рекомендуется вставать под холодный душ. Раздражающий эффект от душа приводит к более сильной реакции, только температура воды не должна быть ниже 20 градусов.
  • Ножные ванночки начинают с водой, температура которой около 33 градусов, понижая градус каждые три дня на единицу, доводя её до 15. В течение трёх минут ребёнок держит ноги в ёмкости с водой или просто в ванной, после чего их растирают полотенцем и надевают тёплые носки.
  • Купание – наиболее ощутимый способ закаливания, когда в холодной воде находятся не только ноги, но и всё тело. Главное условие – послепроцедурное сохранение тепла, для чего ребёнку после растирания одевают пижаму из тёплых материалов, например, фланелевую. Закаливание купанием лучше всего делать перед сном, чтобы из ванны бежать сразу в постель, избегая переохлаждения.

Среди других способов, про которые родители либо забывают, либо никак не ассоциируют с тренировкой организма, выделяют хождение босиком в летний период по свежей траве, а также посещение бани.

Конечно, можно и босыми ногами по снегу и в прорубь в крещенские праздники, но! Рекомендации врачей ясно говорят, что моржевание и обтирание снегом- не самые лучшие методы для закаливания детей. Не стоит экспериментировать и создавать слишком большой стресс для детского организма. Подождите, пока ребёнок вырастет и окрепнет.

Закаливание может происходить и просто при нахождении в помещении, без принятия дополнительных мер. Для этого достаточно лишь довести температуру воздуха в комнате до показателя не выше 20 градусов днём, снизив шкалу на ночное время на 2-4 деления. Нет необходимости кутать при этом ребёнка в тёплые вещи либо доставать ватное одеяло — смысл всех предпринятых мер пропадает напрочь.

Что нужно знать родителям о закаливании?

Решили закалять своего ребёнка? Тогда нужно помнить, что этот процесс не любит расхлябанности и скоростного марафона.

Закаливание лишь тогда приводит к желаемым результатам, когда оно осуществляется систематически и постепенно. В противном случае вместо здорового можно получить свалившегося с переохлаждением и температурой ребёнка, а паузы в тренировке организма сведут все старания «на нет».

Есть у процедуры закаливания и своё правило интенсивности: чем холоднее вы делаете воду, тем меньше времени под её воздействием должен находиться ребёнок.

Часто родители задают вопрос: можно ли закалять ослабленных детей после тяжёлых заболеваний? Медики – сторонники процедур закаливания всегда положительно отвечают на этот вопрос, настаивая на том, что выращивать «тепличные растения» — не самый подходящий вариант для здорового образа жизни.

Однако они предупреждают: делать это нужно аккуратно, без фанатизма, начиная с обтирания только рук, плавно переходя на другие участки тела, а впоследствии и на другие способы тренировки организма.

Ослабленные и больные дети – не исключение из правил, им часто назначают в виде профилактики как раз некоторые водные процедуры, но понижают при этом температуру медленно и только после улучшения общего состояния используют методы, подходящие для здоровых детей. Полностью прекращают закаливание в случаях повышения температуры, это не время дополнительного стресса для организма.

Предполагаю логичный вопрос тех родителей, которые готовы стартовать: когда начать? Врачи говорят, что делать это можно в любое время года, но всё-таки лучше летом, когда организм ребёнка наполнен теплотой солнышка и летними витаминами, иммунитет в это время силён, чтобы «на отлично» справиться с дополнительной нагрузкой.

А так – хоть осенью, хоть зимой, хоть весной, самое главное, чтобы ребёнок на момент принятия вами решения и перехода к действию был здоров.

Для тех, кто хочет стать героем

«Свою судьбу вершим мы сами»… У каждого из нас свои методы воспитания. Поэтому если вы склоняетесь к тому, чтобы ваш ребёнок вместе с вами окунулся в леденящую воду, вы имеете на это право, безусловно. Вот что  говорят медики, чтобы сделать процесс моржевания безопасным.

  • Ныряют в прорубь исключительно подготовленные дети, поэтому врачи первоначально советуют пройти все круги от обтирания до купания в холодной воде в домашних условиях и лишь после этого «выходить в свет».
  • Демонстрировать подготовленность детского организма к экстремальным условиям следует не более минуты.
  • Если вы тренируете свой и детский организм путём погружения в прорубь, обследуйте ребёнка чаще обычного, сдавая общий анализ мочи, чтобы вовремя остановить последствия переохлаждения, влияющие обычно на почки.

Что же касается прогулок босиком по снегу, то врачи всё-таки склонны к тому, чтобы зимой дети на улице пользовались обувью. Если вы не готовы разделить эту точку зрения, то совет медиков – делайте это постепенно, а не так: «Пойдём, выйдем!» сразу на полчаса.

Ну а на видео какое-то экстремальное закаливание маленьких детишек. Я после просмотра была в шоке! А как вам?

Ну как, готовы под холодный душ или сразу в прорубь? Как вы относитесь к закаливанию, расскажите нам! Говорят, что после купания в крещение никто не болеет, мол, Бог всех бережёт. А может, и вправду начать? До новых встреч. Закаляйтесь, если хотите быть здоровы!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Схема закаливания детей школьного возраста

Задачи

При разработке комплекса укрепляющих процедур, руководящий этим процессом должен четко понимать цели и задачи, которые необходимо ставить. Прежде всего, закаливание позволяет укрепить здоровье детей и приучить их к здоровому образу жизни. В процессе упражнений дети младшего школьного возраста формируют особые навыки и умения, касательно закаливания, воспитываются физически и духовно.

Процедуры способствуют увеличению внутренних резервов ребенка, воспитанию силы воли и упорства. На занятиях дети учатся добиваться цели и самоорганизовываться. В процессе коллективного закаливания, школьники вырабатывают стойкий интерес и осмысленный подход к данному виду оздоровления.

Видео «Часто болеющие дети, закаливание детей»

Общая методика

Независимо от того, какие схемы выбирают тренера и воспитатели, существуют общие правила, которые необходимо строго выполнять. Прежде всего, нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – возраст, вес, наличие сопутствующих заболеваний, образ жизни семьи. Без учета таких факторов закаливание может навредить ученику.

Следующее – это систематичность. Курс закаливания должен тщательно разрабатываться наперед и ему нужно следовать беспрекословно. Пропуски занятий, непредусмотренные изменения и послабление режима дают обратное действие. Пожалуй, самое главное в закаливании – последовательность. Неподготовленного ребенка ни в коем случае нельзя выводить босым на снег, обливать ведром ледяной воды и обтирать холодным мокрым полотенцем.

Именно в постепенности и заложен главный принцип закаливания в школе. Интенсивность воздействия раздражающих факторов необходимо увеличивать поэтапно. При этом ослаблять влияние не нужно. Послабление возможно только в одном случае, если дети плохо реагируют на процедуру. У них может отмечаться ухудшение сна и учебных показателей, раздражительность.

Кроме этого, важно помнить, что в закаливании детей большее значение имеет интенсивность, чем продолжительность занятий. Если интенсивность воздействия увеличивается (температура воды становится ниже), значит длительность сеанса должна сокращаться.

Примерная схема закаливания

Детей школьного возраста закаливают водой, воздушными и солнечными ваннами.

Мы рассмотрим схему закаливания, которую предложил Лаптев А. П., специалист спорта и гигиены физической культуры в своей работе «Закаливайтесь на здоровье».

Воздушные ванны необходимо принимать круглый год. В летнее время продолжительность занятия должна быть больше 30 минут, а в осенне-зимнее – от 10 до 40 минут. Предпочтительная температура воздуха – весной-летом +16-+22 °С, а осенью-зимой +14-+20 °С. Солнечные ванны проводятся только летом. В один сеанс можно пребывать на улице от 5 до 40 минут (зависит от погоды, активности детей и возраста).

Все остальные процедуры проводятся при температуре воздуха +18-+20 °С. Обтирание относится к круглогодичным процедурам. Для этого полотенце смачивается в воде температурой +14-+32° — зимой и +16-+32 °С — летом. Сеанс длится от 1 до 1,5 минуты. Начинать закаливание нужно с больших температур воды.

Обливание в душе также занимает по 1-1,5 минуте. Температура воды практически одинакова для зимы и лета — +16-+34 °С. Купание в открытом водоеме (бассейн, озеро, пруд) допускается только в теплый сезон. Температура воды не должна быть ниже +18°С. Время купания постепенно увеличивают с 3 до 15 минут. Прогулки на свежем воздухе можно проводить без ограничений в летний период и по 2-3,5 часов – зимой. Обеденный сон с доступом свежего воздуха разрешается по 1 часу в холодный период и без ограничений летом.

Видео «Как укрепить иммунитет дома»

В этом ролике полезные советы от мамы и настоящего специалиста в области укрепления иммунитета детей разных возрастов.

lechimdetok.ru

Закаливание детей младшего школьного возраста

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости детского организма к инфекциям является – закаливание. Сущность закаливания организма заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, развитии защитных реакций, снижающих чувствительность детского организма к вредному действию раздражителей внешней среды. При закаливании организма обычно используют природные факторы: солнце, воздух и вода. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, улучшают функциональное состояние всех систем жизнедеятельности детского организма.

Закаливание организма – это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции, с целью её совершенствования. При закаливании вырабатывают устойчивость организма к охлаждению и тем самым к так называемым простудным и некоторым другим заболеваниям. Если организм к охлаждению не тренирован, реакция на холод носит характер безусловного рефлекса; время теплопродукции затягивается, сосуды кожи не успевают достаточно быстро сократиться, происходит паралитическое расслабление сосудов, что ещё больше увеличивает теплоотдачу.

Особенность теплорегуляции. У детей раннего возраста еще недостаточно развиты механизмы, регулирующие работу теплорегулирующего аппарата. Недостаточность развития теплорегуляции объясняется следующими моментами: малым весом и относительно большой поверхностью кожных покровов, вследствие чего имеется несоответствие между теплопродукцией и теплоотдачей. Ранний возраст отличает повышенная лабильность процессов, регулирующих обмен веществ, в особенности водный. Это сказывается в значительных колебаниях уровня различных веществ в крови, задержке и отдаче воды тканям, в легкости нарушения кислотно-щелочного равновесия, относительной недостаточности ферментативно-окислительных и других процессов, недоразвитием тепловых центров и периферического аппарат теплорегуляции, то есть кожи. Аппарат теплорегуляции совершенствуется быстро: к 6 месяцам – 1 году. Термостабильность сохраняется до 2-3 лет. У детей даже школьного возраста сохраняется наклонность к неустойчивости температуры тела, что обусловлено недостаточным развитием нейроэндокринного аппарата. Следовательно, закаливание детей имеет большое значение для совершенствования терморегуляционного аппарата. Важно влияние физических факторов на иммунобиологические свойства детского организма. Повышающаяся активность ретикуло-эндотелиальной системы способствует правильному обмену веществ. Закаливание сопровождается повышением гемоглобина и нормализацией других показателей крови. Организм ребенка быстро перегревается или быстро переохлаждается. Повышенная проницаемость всех физиологических барьеров ведет к тому, что даже на относительно слабые раздражения организм отвечает глубокими изменениями. При интенсивном увеличении размеров тела, быстром развитии всех систем и органов детям требуется энергетических затрат на единицу массы тела больше, чем взрослому. Неумеренное закаливание холодом тоже требует немалых затрат энергии, что может нанести ущерб развивающемуся организму. Детям достаточно мягких и безопасных процедур.

Принципы закаливания.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы.

1.Постепенность увеличения закаливающих процедур. Первоначальные закаливающие процедуры должны по своей силе и по длительности вызывать минимальные изменения в организме. Только по мере привыкания к определённому виду раздражителя их можно постепенно усиливать.

Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

2.Систематичность. Нельзя прерывать начатые закаливающие процедуры без серьёзных оснований, так как в этом случае исчезают те способности организма, которые были приобретены в процессе закаливания.

3. Последовательность. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах допускается я после привыкания к обливанию и т.д.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются с другими мероприятиями в повседневной жизни ребёнка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.

5. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребёнка, собрать данные от специалистов и родителей. Только после этого составляется характеристика ребёнка, дети делятся на 3 группы.

I группа – дети здоровые, ранее закаливаемые.

II группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

III группа – дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительного заболевания.

Для каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур. По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую.

6. Проведение закаливающих процедур при положительном настрое ребёнка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребёнок относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью

исключает их. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается. Выбор процедур зависит от состояния здоровья ребенка, географических и климатических условий места жительства, времени года. Наибольший эффект достигается при использовании разнообразных закаливающих процедур.

Литература:

1.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология 21 века.- М., 2003.-70с.

2.Егоров Б.Б. Основные принципы оздоровительно- воспитательной работы в детском саду (по системе Ю.Ф. Змановского).- М.,2006.-267с.

3.Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Здоровый образ жизни Режим закаливания. Игры и упражнения.-М.,2007.-53с.

4.Макаров В.А. Физиология закаливания.-М.,2002.-187с.

5.КорниенкоИ.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции.-М.,2000.-86с.

infourok.ru


Смотрите также