multiurok.ru

Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Жанна Садчикова Развитие речи как главное условие успешной подготовки к обучению в школе

Основная задача детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Для этого необходим целый ряд условий, среди которых важное место занимает развитие речи ребёнка.

До 5 лет идёт активное развитие речи: формирование правильного звукопроизношения, развитие словаря, слухового восприятия, формирование грамматического строя (правильное построение высказывания, вырабатывается умение правильно употреблять различные части речи.

Если к 5 годам речь ребёнка не исправилась, то это оказывает неблагоприятное воздействие на все сферы личности ребёнка: его психическое, умственное, эмоциональное развитие. Страдает память, внимание, мышление, познавательная деятельность, межличностное общение.

Недостатки развития речи приводят к тому, что в школе ребёнок сталкивается с серьёзными проблемами при чтении, письме (как слышу, так и пишу, устных ответах. Из-за неумения ясно и чётко выразить свою мысль возникают трудности в общении со сверстниками и, как следствие, замкнутость, необщительность, эмоциональная угнетённость, стрессы.

Для коррекции звукопроизношения у детей в нашем детском саду проводятся индивидуальные и фронтальные (со всей группой)

занятия. На индивидуальных занятиях проводится работа по постановке звуков, по введению их в речь; работа по развитию словарного запаса, слухового внимания.

На фронтальных занятиях дети знакомятся с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»; учатся выделять звуки в словах, определять место звука в слове. Так же проводится работа по обогащению словарного запаса, по овладению детьми основными грамматическими формами:

- единственное и множественное число существительных;

- употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени, прилагательных, наречий, предлогов, суффиксов и т. д. ;

Для более успешного достижения цели необходимо согласованное участие в данном процессе как логопеда, воспитателей, так и родителей. Дома необходимо создать для ребёнка благоприятное речевое окружение: это, в первую очередь, правильная, грамотная речь членов семьи. Нельзя сюсюкать, повторять ошибки речи детей, так как это способствует закреплению неправильного произношения у ребёнка. Родители должны поправлять ошибки в произношении, исправлять неточности, давать правильный образец речи, показывать правильную артикуляцию, поощрять речевую активность детей. Для обогащения словарного запаса детей очень полезно чтение, придумывание, пересказ сказок, рассказов; беседы о событиях дня, заучивание стихов, потешек, пословиц, поговорок; объяснение непонятных ребёнку слов.

Также хорошо на формирование речи влияет развитие мелкой моторики рук. Дома можно предложить ребёнку раскрашивание книжек-раскрасок, рисование узоров, игры с пуговицами, шнуровками, крупами, макаронами (выкладывание узоров, рисунков, нанизывание на нитку, верёвочку, изготовление бус и т. п.). Эти задания развивают мелкую моторику, фантазию ребёнка, очень нравятся детям, так как проходят в форме игры и не требуют особых затрат.

Важно помнить, что при проведении таких игр в целях безопасности ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра!

Ни при каких обстоятельствах нельзя ругать, стыдить ребёнка за недостатки произношения, тем более передразнивать, смеяться над ним. Чтобы у ребёнка не развивался комплекс собственной неполноценности все ошибки, недостатки произношения необходимо поправлять мягко, доброжелательно, деликатно.

www.maam.ru

Рабочая программа по курсу "Развитие речи" (подготовка к школе)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Глазова Удмуртской Республики

________________ Н.Б.Иванова

Рассмотрено на педагогическом совете «___»____________20        г. Протокол №___

________________Н.Н.Федорова

«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №2» __________________________ Н.Г.Лыскова «___»____________20        г. Приказ № ___                          

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ 2014-2015 уч.г.

Составитель: Иванова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

2014-2015

Пояснительная записка к курсу «Развитие речи»

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить их осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь будущих первоклассников, развить их внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.

На занятиях данного курса развивается фонематический слух детей, обогащается словарь, развивается речь, расширяются и уточняются представления об окружающем мире. Идет подготовка к обучению чтению.

Дети учатся обозначать звуки буквами. Идет знакомство с гласными звуками и буквами, затем с согласными звуками: звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Дети учатся различать и выделять их в слове и слоге, в слиянии, отрабатывают отчетливое, громкое, правильное произношение слов, слогов, звуков.

Представляется важным изучение и формирование логического ударения, необходимого для эффективного воспитания звуковой культуры речи, ее интонационной стороны. На занятиях формируются элементарные формы осознания логического ударения, что связано с формированием представлений о словесном составе предложения. Дети учатся членить предложения на последовательный ряд слов.

Большое внимание уделяется развитию дикции, четкости и выразительности речи, умению грамотно выражать свои мысли. Данные умения отрабатываются на скороговорках, пословицах, поговорках. Дети учатся сами составлять чистоговорки.

На занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное, рассказывать содержание детских книг, отдельных иллюстраций. Дети учатся составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку.

Расширяются и уточняются представления об окружающем мире, предметах, явлениях, развивая тем самым наблюдательность и воображение ребенка. Дети учатся делать обобщение, классифицировать предметы окружающей действительности, учатся делать простые выводы.

Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умение слогового и слого-звукового анализа, чтения; внимание, память, воображение детей.

Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Так формируется и развивается творческое мышление детей, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.

При обучении особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. Активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты:

  1. Подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги.

  2. Составление слов из слогов, из слов – предложений.

  3. Знакомство с понятиями «слово» и «предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматический строй и пр. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Развитие речи реализуется в направлениях:

1. Развивающая речевая среда, задачи которой заключаются в содействии совершенствованию речевых навыков ребёнка в школе с взрослыми и сверстниками.

2. Формирование словаря, в задачи данного направления входит обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.

3. Целью звуковой культуры речи является совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).

4. Связная речь предполагает совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ по плану, из личного опыта, сочинение сказок, небылиц, чистоговорок и загадок).

5. Подготовка к обучению грамоте предполагает представление о предложении, составление предложений и деление на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Основная цель данного курса – обучение дошкольников элементам грамоты:

1. Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся.

2. Дети знакомятся со звучанием и протяжностью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов (последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам). Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку – сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Основными задачами курса являются:

1. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

2. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.

3. Обучение звуковому анализу слов.

4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт детей.

5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Основные содержательные линии курса:

Речь.

Речь – средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты)

Предложение.

Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель (схема) предложения. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.

Слово.

Слово и предложение. Предмет и слово. Модель (схема) слова. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов (без использования термина). Прямое и переносное значение слова. Пропедевтика грамматических понятий. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в географических названиях (без термина). Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без термина). Знакомство со словарями.

Слог.

Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова. Слогообразующая роль гласного звука.

Звуки и буквы.

Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение. Ударный слог. Буквы – знаки звуков. Различие между звуком и буквой. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв: е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов. Алфавит.

Речевая деятельность.

Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Программа курса «Развитие речи» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-6,5 лет, работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 40 занятий в год.

Календарно-тематическое планирование по курсу « Развитие речи»

п/п

Темы занятий

Формы проведения

Количе

ство

часов

1-2

Речь. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки.

Дидактическая игра

2

3-4

Слово. Предложение. Текст.

Дидактическая игра

2

5-6.

Обобщение, его формы (словесные и несловесные).

Игра-пантомима

2

7-8.

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.

Беседа рассуждение, описание.

2

9-10.

Гласные звуки и буквы. Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова.

Дидактические игры

2

11-12

В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы.

Сюжетно-ролевая игра

2

13-14

Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал.

Дидактическая игра

2

15-16

К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков.

Дидактическая игра

2

17-18

Согласные звуки: твердые и мягкие.

Дидактические игры

2

19-20

Согласные звуки: звонкие и глухие.

Дидактическая игра

2

21-22

В стране слов и слогов. Слогораздел.

Дидактическая игра

2

23-24

Ударение. Обозначение ударения.

Дидактическая игра

2

25-26

Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Дидактические игры

2

27-28

Страна «Алфавития». Игра «Идём в гости».

Дидактические игры

2

29-30

Описание картинки. Игры «Опиши предмет».

Дидактические игры

2

31-32

Временные категории: раньше, позже, потом. Игра «Разложи всё по порядку».

Дидактические игры

2

33-34

Составление рассказов по сюжетной картинке.

Дидактические игры

2

35-36

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Дидактические игры

2

37-38

Небылицы, нелепицы, путаницы. Игры с картинками, стихами

Дидактические игры

2

39-40

Анализ слов. Слова похожие и разные. Развитие речи.

Дидактические игры

2

Литература

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.,1995.

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.,1991.

3. Волина В.В. Учимся играя. - М.,1994.

4. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по Стране Слов: Кн. для учащихся нач. классов. – М.,1991.

5. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» ООО «Балакс» 2007 г.

6. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.

7. Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду».

8. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

infourok.ru

Подготовка к школе - занятия для дошкольников дома

Подготовка к школе, занятия для дошкольников — тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников — одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе — это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

Много? Да, немало! Задача родителей — помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа — это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

  1. Чаще просите ребенка, чтобы он рассказал вам как провел день, какие мультфильмы смотрел.
  2. Читайте малышу книги. Если он владеет навыками чтения, всячески поддерживайте дитя, развивайте его интерес к книге.
  3. Следите за правильностью речи. Помогайте избавляться от слов-паразитов (ну, значит и т.п.), вовремя указывайте на них, чтобы дошкольник мог исправить речь.
  4. Слушайте ребенка внимательно. Пусть он поймет, что ваш рассказ ему по-настоящему интересен.
  5. Разучивайте песенки и стихи, придумайте небольшую сценку, которую и разыграете перед домашними.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Учиться читать не обязательно по азбуке. Это может быть интересная книжка с крупным шрифтом. Прочтите ее, а затем попросите чадо отыскать в тексте “знакомые” буквы.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо. После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря. Наш опыт занятий на развивающих сайтах показан здесь.

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.

Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.

Ознакомьтесь, не пожалеете! Подготовка к школе, занятия для дошкольников могут быть увлекательной игрой. Наш опыт действительно запомнился сыну не только в плане чисел, но и эмоционально. Что тоже очень важно.

Ориентация в пространстве

Эта статья поможет освоиться не только с понятиями “право-лево”, но и “около”, “над”, “под” и т. п. Конечно же, занятие проводится в форме увлекательной игры. Играя, малыш усваивает нужные ему определения, которыми будет пользоваться всю жизнь.

Можно закрепить полученные знания и во время занятий утренней гимнастикой. Например, попросите сына или дочь пролезть сначала над, а затем под скакалкой. Вообще, для занятий можно использовать каждую минуту на прогулке, во время купания или игры. В конце концов вы с удивлением увидите, что ваш малыш прекрасно ориентируется в пространстве и времени. Читая статьи блога, вы можете поделиться собственным опытом, а можете воспользоваться моими материалами для обучения своего маленького гения.

Геометрические фигуры

Геометрия — это огромное поле для творчества. В статье наглядно показано, что основы геометрии должны даваться в игровой форме. Чего здесь только нет: занимательное конструирование из геометрических элементов, аппликации из спичек и бумаги, и даже геометрические загадки и стихи.

Немного фантазии и много-много любви к родному человечку — и подготовка к школе, занятия для дошкольников одной из самых сложных для восприятия наук, превратится в настоящий праздник. Причем как для мамы, так и для дитяти.

Игры для подготовки детей к школе

Игровые задания – важнейший момент подготовки. Вы ведь хотите, чтобы речь вашего малыша была по-настоящему богатой и насыщенной? Вот несколько интересных игровых заданий.

Игры для развития речи

Гость с другой планеты

В этой игре взрослый играет роль пришельца с другой планеты. Указывая, к примеру, на чайник, он говорит, что не знает, для чего этот предмет предназначен. Мальчику или девочке нужно описать чайник, рассказать о нем так, чтобы “гостю с другой планеты” стало понятно, для чего этот предмет нужен и как им пользоваться.

Звериная семейка

Малышу нужно назвать папу, маму и детеныша. Например, вы говорите: папа — медведь, а он продолжает: “мама — медведица, сынок — медвежонок”. Если вы видите, что он хорошо справляется с заданием – можно немного усложнить. Попросите назвать членов звериной семьи во множественном числе.

Животные: кто, где, какие?

Попросите описать любое известное ребенку животное: его наименование, основные внешние признаки, какие звуки издает. Если речь идет о домашнем животном, задайте вопрос, какую пользу оно приносит.

Угадай по признакам

Поиграйте в загадки, причем их можно придумывать по очереди.

Один или множество

Попросите ребенка назвать тот или иной предмет во множественном числе (лев — львы, дом — дома, сад — сады и т. п.).

Математические игры

Подготовка к школе — это и обучение, и игра. Касается это и математических игр.

Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка — перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника — простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания — по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение — пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая правила пользовательского соглашения. А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

www.millionairekids.ru

Занятия для подготовки к школе по развитию речи


Конспект занятия по развитию речи, письма, математики в подготовке к школе.

Конспект занятия

по развитию речи, письма и математики

в подготовке к школе

2017 год

ЗАНЯТИЕ 1

Цели:

Образовательные:

Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить “лишний” предмет.

Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Оборудование:

Фонограмма «АБВГДейка», колокольчик (звонок), иллюстрация к сказке «Репка», персонажи к сказке, рисунок к сказке, маски к сказке, прописи, геометрический материал, палочки, шарфик для игры «Кот и мыши», цифры

Тема занятия: Путешествие в сказку «Репка».

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит фонограмма «АБВГДейка»

У. Вы сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». Она хоть и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать какие? (Ответы)

У. Ответить хочешь – не шуми.

А только руку подними

Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят – сядь.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно!

(Звенит колокольчик)

II. Развитие речи. Сообщение темы занятия.

У. Сегодня на занятии мы отправляемся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова: «Тянет – потянет, вытянуть не может». Как называется эта сказка? (ответы детей) Это русская народная сказка «Репка».

У. Давайте вспомним героев этой сказки. (Дети называют героев сказки, а учитель выставляет персонажей и маски)

У. Сейчас мы разыграем с вами эту сказку и побудем артистами. А артисты не должны стесняться, а говорить громко и четко. (Дети проигрывают сказку).

У. Почему герои сказки вытащили репку? (Потому что работали дружно.)

III. Игра на развитие внимания и двигательной памяти

У. Если я говорю: «бабка» - вы вяжете;

«внучка» - прыгаете;

«дедка» - рубите дрова;

«кошка» - умываетесь»;

«Жучка» - лаете;

«мышка» - пищите.

Учитель показывает сказку и показывает движения сначала правильно, а потом путает. Выигрывает самый внимательный.

IV. Постановка руки. Письмо.

У. Сейчас мы отправимся в гости к деду и бабе. Но пройти к ним не просто.

Откроем тетради со словами:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою,

Карандаш вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

У. Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропинке, но не выходить за границы. А для того, чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть. (Пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый,

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!

(Работа в тетради)

(Звенит звонок. Перерыв в занятии)

V. Переменка. Игра «Кот на крыше» (автоматизация звука ш-ш-ш)

У. На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он «кот». Остальные дети – «мышки». Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Кот просыпается и говорит: «Мяу!» Вскакивает и гонится за мышами.

VI. Математика. Устный счёт

(На доске герои сказки «Репка»)

У. 1. Давайте сосчитаем героев нашей сказки.

- Сколько всего героев? (6)

- Посчитайте в обратном порядке.

- Кто стоит первым к репке? (Дед)

- Кто стоит между бабкой и Жучкой? (Внучка)

- Кто стоит перед внучкой? (Бабка)

- Кто стоит последним? Предпоследним? (Мышка)

- Кто стоит ближе к репке кошка или мышка? (Кошка)

- Положите перед собой столько квадратов, сколько героев в этой сказке.(6)

- Сколько квадратов вы положили? (6)

- Мышка убежала. Сколько героев осталось? Стало больше или меньше? На сколько? (5) (меньше) (на один)

- Как получили 5? (6-1)

-А теперь снова мышка вернулась. Сколько героев стало?

- Как получили 6?

2. Игра на развитие внимания и памяти

(На доске герои сказки «Репка»)

У. - Запомните, кто за кем стоит. Закройте глаза.

(Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. Учитель меняет местами героев сказки и просит открыть глаза).

- Что изменилось?

3. У. Ребята, гости из сказки «Репка» приготовили вам задания

- Дедушка просит назвать соседей числа 6.

- Назовите следующее число за числом 3, за числом 8.

- Назовите предшествующее число при счёте числу 7, числу 5.

- Молодцы! Справились с заданием дедушки.

4. У. А бабушка приготовила другое задание:

- Какие геометрические фигуры вы видите?

к ж з к к з

- Определите, какая фигура в этом наборе лишняя?

- Почему?

- На какие 2 группы можно разделить оставшиеся квадраты?

- По какому признаку? (по цвету, размеру)

- Что на квадратах обозначает число 2? (2 больших, 2 зелёных)

- Что обозначает число 3? (3 маленьких, 3 красных)

- Молодцы! Справились с заданием бабки.

VII. Физкультминутка.

У. А внучка нам предлагает немного отдохнуть:

1. Мы ногами топ-топ, Повернусь вокруг себя.

Мы руками хлоп-хлоп! Раз – присели, два – привстали,

Мы глазами миг-миг, Руки кверху все подняли.

Мы плечами чик-чик! Раз – два, раз – два,

Раз - сюда, два - туда, Заниматься нам пора!

VIII. Работа в тетради.

У. Жучка предлагает вам поработать в тетради. Но сначала мы согреем наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика).

1. Найди ошибки. Дорисуй нужное количество точек.

2. Сосчитайте, сколько точек на спине у божьей коровки. Напишите цифру.

IX. Решение задач.

У. Кошка предлагает решить задачу:

У кошки три котёнка. Вдруг видим: из-под лавки

Они мяучат громко. Его выносит кошка.

В лукошко мы глядим: Он первым встал на лапки

Куда пропал один? И вылез из лукошка.

- А сколько котят ещё не умеет ходить?

- Как вы узнали?

- Молодцы, ребята! Справились с заданием кошки.

X. Конструирование.

У. Дальше нас встречает мышка. Она живёт в таком домике:

- Сложите домик для мышки из счётных палочек.

- Из каких фигур получился домик?

- Какой формы крыша?

XI. Итог занятия. Рефлексия.

У. Ребята, вот мы выполнили все задания героев сказки.

- А чьё задание оказалось самым трудным?

- А чьё задание было самым лёгким?

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свиданья, детвора!

infourok.ru

Индивидуальное занятие по подготовке к школе. Образовательная область «Развитие речи»

Ольга Галыгина Индивидуальное занятие по подготовке к школе. Образовательная область «Развитие речи»

Упражнения на развитие фонематических процессов

1 Упражнение. «Просьба»

Взрослый дает ребенку задание. Надо внимательно прослушать, а затем точно выполнить его, но только тогда, когда прозвучит слово – «просьба». Например: Просьба: подними руки вверх. Руки вниз. Просьба: руки в стороны. И т. д.

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя

2 Игра «Собери портфель»

Взрослый начинает: Итак, если я назову предмет, который нужно взять в школу, ты хлопаешь в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, ты топаешь ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, дневник.

Собран в школу ученик!

3 Упражнение. «Я назову.»

В этом упражнении ребенок дополняет каждую фразу взрослого, быстро подбирая нужные слова, считая количество подобранных слов, загибая пальцы на руке.

Например:

Я назову 5 лесных растений …

Я назову 5 улиц нашего города…

Я назову 5 вежливых слов…

Я назову 5 профессий…

Я назову 5 весенних примет…

Я назову 5 животных нашего края…

Упражнения на развитие фонематических процессов

4 Упражнение. «Путаница»

Взрослый произносит слова на школьную тематику (или на любую любимую ребенком, перепутав слоги. Ребенок внимательно слушает, расставляет слоги в нужном порядке. Например:

ник – че – у,

фель – порт,

та – пар,

тель – чи – у,

даш – ран – ка и т. д.

5 Упражнение. «Звуки убежали»

Взрослый называет слова с пропущенным звуком, ребенок называет звук, которого не хватает. Например: брус. ика, бер. за, Росси., жи. аф и т. д.

Упражнения на развитие координации речи и движения

6 Упражнение. «В школу мы с тобой пойдем»

Импровизация движений в такт стихотворению.

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

Упражнение на развитие лексико-грамматического строя

7 Упражнение. «Говори наоборот»

Вспомним антонимы. В эту игру можно играть где угодно, если вы играете дома, то можно взять мяч. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит : «холодный», ребенок возвращает мяч и говорит «горячий».

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Большой – маленький

Черный – белый

Длинный – короткий

Высокий – низкий и т. д.

8 Упражнение. Графический рисунок

Предложите ребенку скопировать графические рисунки, не отрывая руки от листа.

Пальчиковая гимнастика

9 Упражнение. «Цветок»

Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)

Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (движение пальцами)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки (ладошка закрывается)

Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)

И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке) .

10 Упражнение. «Пароход»

Две ладошки я прижму, (ладошки в виде кораблика)

И по морю поплыву. (ладошки качаются на волнах)

Две ладошки друзья, (ладошки в виде кораблика)

Друг без друга им нельзя. (ладошки качаются на волнах)

Паруса подниму, (поднять руки вверх)

И по морю поплыву. (ладошки по волнам)

А по бурным волнам

Плывут рыбки (вращение руками – мотор)

Тут и там. (правая рука в сторону, левая в сторону) .

www.maam.ru

35 занятий для успешной подготовки к школе, Развитие речи, Терентьева Н., 2012

Книги и учебники → Книги для детей

СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)35 занятий для успешной подготовки к школе, Развитие речи, Терентьева Н., 2012.  Советы взрослым Обеспечьте ребёнку удобное и хорошо освещённое рабочее место. Следите за осанкой ребёнка.Читайте и объясняйте ребёнку текст задания.Не спешите помогать ребёнку, поощряйте его стремление к самостоятельности.Хвалите ребёнка за успехи и не заостряйте внимание на ошибках.

Примеры.

Рассмотри картинку. Придумай имя мальчику, клички коту, попугаю и рыбке. Придумай рассказ, откуда у мальчика появился каждый питомец. Как ты думаешь, что хочет нарисовать мальчик?Объясни смысл пословиц.Встречают по одёжке, а провожают по уму.В тесноте, да не в обиде.Глаза боятся, а руки делают. Звону много, да толку мало.Назови все изображённые предметы со словом «много» (много конфет, много шаров). Придумай предложения с этими словами. Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу 35 занятий для успешной подготовки к школе, Развитие речи, Терентьева Н., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу Скачать книгу 35 занятий для успешной подготовки к школе, Развитие речи, Терентьева Н., 2012 - pdf - Яндекс.Диск.

Дата публикации: 10.07.2014 04:01 UTC

Теги: книги для детей :: Терентьева

Следующие учебники и книги:

  • В мире чисел и цифр, Андрианова Т.М., Андрианова И.Л., 2013
  • Букварь-пропись, Климкина Ю.Е., Соловьева С.А., 2008
  • Большая книга заданий и упражнений для подготовки к школе, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2007
  • Азбука, Абсолютно сказочная и невероятно смешная, Гурина И., 2010

Предыдущие статьи:

  • 30 уроков счета, Андреева И.А., 2007
  • 1000 лучших упражнений для подготовки к школе, 2008
  • На природу с классом, Праздники, игры, затеи летом и осенью, Для детей от 8 до 13 лет, Коган М.С., 2009
  • Развиваем связную речь, Тетрадь, Для детей 3-4 лет, Бортникова Е.Ф., 2009

>

 

nashol.com

Подготовка к школе. Занятие №1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XI

Организационный момент.

Знакомство с родителями и детьми.

Анкета (для родителей)

Диагностика уровня развития ребенка, поступающего в первый класс с сообщением темы и цели занятия.

- Дорогие ребята! Сегодня вы попали к нам на наш большой корабль, который называется Школа. Мы с вами поплывем на этом корабле в далекую Страну Знаний. Но для того, чтобы отправиться в путь, мы должны сначала многому научиться и подготовиться к этой длинной дороге. Корабль наш волшебный, и чтобы на нем удержаться, необходимо превратиться в больших и сильных великанов. Сейчас Вы все – маленькие гномики, которые пока еще ничего не знают и не умеют. Так вот, чтобы у нас все с вами получилось все необычным и волшебным, нужно запомнить волшебные правила:

 - в своей «лодке» (за партой) сиди прямо;

 - хочешь сказать что-то Капитану (Учителю), подай сигнал (подними руку);

 - никогда не кричи с «лодки», чтобы не быть замеченными пиратами.

Запомнили? Итак, в путь!

Для начала давайте познакомимся поближе. Каждый Капитан должен знать своих матросов не только в лицо, но и по именам. Расскажите мне о себе, не забывая о наших волшебных правилах на корабле.

. . . Молодцы! А теперь расскажите мне о своих членах семьи. С кем вы живете? Как зовут ваших родителей, где и кем они работают?

Физкультминутка – пальчиковая гимнастика ,,Дружная семья,,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Дружная семья!

Описание животного по памяти.

 - Молодцы! А теперь расскажите, есть ли у вас дома домашние животные? Если есть, расскажите нам о них что-нибудь интересное. Опишите, какие они?

Скажите, пожалуйста, а кроме собак и кошек какие ещё животные могут жить у нас дома? А у кого из вас дома есть хомячок? Расскажите, что это за животное, чем питается?

А сейчас мы попробуем побыть немного волшебниками. Давайте превратимся в самых толстых и смешных хомячков. Щёчки надули сильнее, попробовали улыбнуться. . . Вот так, молодцы! Повторяем за мной:

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щёчки моет, лапки трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку!

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать!

Диагностика познавательных способностей.

 - Давайте посмотрим в окошко, какая сегодня у нас погода? А кто из вас знает какое сейчас время года? Месяц? Что зимой бывает? Какие стихотворения о зиме вы знаете? Расскажите.

Сколько вам сейчас лет? Найди свою цифру возраста среди данных цифр и покажи. Сколько лет тебе будет через 1 год? 2 года? Сколько матросов сегодня собралось на нашем корабле? Сколько у вас рук, ног, голов, глаз, карандашей, хвостов?

А вы любите сказки слушать? Тогда давайте с вами вспомним и назовем сказки о животных

Развитие речи с использованием сюжетных картинок.

  1. Назвать из какой сказки или м/ф данный сюжет.
  2. Описать сюжет, изображенный на иллюстрации, назвать главных героев
  3. Вспомнить начало (конец) сказки, других персонажей этой сказки.
  4. Составление рассказа по картинке.

Развитие речи – восстановление сюжета.

(Восстановить порядок иллюстраций к сказке, вспомнить и рассказать всем остальным от начала до конца сказку «Колобок».)

Подготовка к разучиванию стихотворения – шутки.

 - Ребята, кто из вас знает, как называются животные: волк, лиса, медведь, заяц, лев и др.? Где они живут? А почему корова, свинья, кошка, собака, лошадь – это домашние животные? Где они живут? Молодцы! Скажите, пожалуйста, вы любите отгадывать загадки? Кто из вас знает какие – нибудь загадки?

Развитие интеллектуальных способностей – загадки.

- А теперь отгадайте мои:

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине – спинка,

А на ней - щетинка

Кто это?

 - А вот еще одна:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает, голосисто поет.

Кто это?

Развитие памяти – разучивание четверостишия.

- Молодцы! Здорово справились с заданием. Теперь нам не составит труда выучить дразнилку для Хрюши.

Хрюша сел на петуха –

Мы смеялись: ,, Ха-ха-ха!,,

Стал рассказывать стихи,

Мы смелись: ,, Хи-хи-хи!,,

Подведение итогов.

Представление учителя, краткий рассказ о себе.

Имитация жеста рукой

Дети рассказывают о себе, педагог уточняет сведения, используя вопросы анкеты.

Ответы детей

Пальцы по очереди загибаются

Загибаем большой,

Загибаем указательн.

Загибаем средний,

Загибаем безымянный

Загибаем мизинец

Раскрываем кулачок

Разучивание наиз.

Выслушиваются по очереди ответы детей

ответы детей

Все движения дети повторяют за педагогом

Педагог выслушивает ответы детей, обращает внимание на выразительность, звуковой строй речи, правильность произношения.

На доске таблица с цифрами.

Оценивается умение ребенка отстоять свою точку зрения и объяснить, что хвосты бывают только у животных.

Работа по цепочке

Дикие

В лесу.

 У человека при доме

Ответы детей

Свинья

Петух


Смотрите также